Миссионерская православная газета. 2011 г. № 9-10. Октябрь.

Ю М иссио н ерская п равославная га з е т а № 9 - 1 0 О К Т Я Б Р Ь 2 0 1 1 Д Р У Г И М И Г ЛА З АМИ Д И С К У С С И Я Можно ли за службу Богу получать плату? ЛИ К И СВЯТЫХ НА РУСИ ИСПОКОН века были известны эти имена, но не все знали, кому они принадлежали. Сейчас уже стыдно признать­ ся, что ты ничего не слышал о святых мученицах Вере, Надежде и Любови, родившихся в Италии (117 - 138). Вере было 12 лет, Надежде - 10, Любови - 9. Их мать София была благочестивой вдовой-христианкой. Назвав своих дочерей именами трех христианских добродетелей, София воспитывала их в любви к Господу за что дочери и были подвержены пыткам, а затем обезглавлены, оставшись непоколебимыми в своей вере. Со­ фия, их мать, умерла от скорби на могиле своих дочерей на третий день после их казни за веру Христову. Вера, Надежда, Любовь, София, что мы знаем об этих именах? «Не собирайте себе сокровищ на земле...» — «Никто не может служить двум господам... Не можете служить Богу и мамоне» (Мт. 6:19-24) Вопрос справедливой оценки труда человека воз­ ник, наверное, с того самого времени, как появилось по­ нятие «труд», когда Бог, из­ гнав Адама из рая, повелел ему «в трудах добывать себе хлеб». Именно вследствие че­ ловеческого грехопадения у людей возникла потреб­ ность получать плату за труд, так как человек лишился получения питания и воз­ можности жить без забот об обустройстве семьи, дома, защиты от холода и зн о я . Вечный вопрос, вечный спор — сколько же нужно средств для этого самого обустройства? Должен ли человек «копить» впрок? А если человек служит Богу, творит Божие дело, должен ли он вообще получать оп­ лату? Этот вопрос волнует многих людей в нашей цер­ кви. Если речь идет о священ­ нике, то нет необходимости кого-либо убеждать, что у батюшки есть семья, дети, которых он, как глава се­ мьи, как мужчина, должен содержать, поэтому соот­ ветственно и зарплату дол­ жен получать. А как быть с остальными? С певчими, к примеру, с дежурными в хра­ ме, с теми, кто в храме уби­ рает и пр. Даже маленький приходской храм требует от его служителей много тру­ да и забот, а если это боль­ шой кафедральный собор с книжной лавкой, трапезной, воскресной школой, всевоз­ можными службами? Нынешняя церковь в силу многогранности и мно­ гообразия проблем — до­ статочно сложная, много­ уровневая структура. Это и отделы по взаимодействию с различными структурами общества, и различные ко­ миссии, в последнее время очень ярко проявляет себя православное телевидение. Нужно отдавать себе отчет в том, что во всех этих структу­ рах трудятся обычные люди, и за свой труд эти люди должны получать плату. Тем не менее, эти, казалось бы, вполне очевидные и при­ вычные вещи для жизни вне церкви, вызываютдискуссии именно в церковной среде. Конечно, ни для кого из служащих и работающих в церкви и ее организациях не секрет, что заработная плата у этих людей крайне низкая. Люди, работающие за церковной оградой, в сравнении с коллегами ана­ логичных мирских направ­ лений деятельности, напри­ мер, работники издательств, журналисты, работники православных обителей ми­ лосердия, - материально не­ богаты. Даже, казалось бы, боль­ шие средства, жертвуемые состоятельными благотво­ рителями, расходуются на обеспечение основной де­ ятельности, к которой при­ звана данная церковная структура. Поэтому, откро­ венно говоря, многие эти структуры функционируют за счёт энтузиазма и беско­ рыстия трудящихся в них людей. Этот и ряд других факторов в конечном ито­ ге привели к укоренению в общественном церковном сознании мысли, что раз уж мы служим в церкви или ра­ ботаем в церковных органи­ зациях, то, конечно же, и не должны претендовать на ка­ кое-либо мало-мальски со­ лидное жалование. Через эту призму проецируется и сле­ дующая точка зрения —«Че­ ловек, требующий более-ме­ неедостойной оплаты своего труда, —это не наш человек, он, безусловно, нецерковен, и даже антицерковен. Нам с таким не по пути». Снова и снова искусст­ венно внося пресловутый принцип «Свой-чужой», мы культивируем разделе­ ние, осуждение, отрицание единства мироздания. Да, денежное вознаграждение не должно быть самоцелью. Но надо отдавать себе отчет в том, что технологии совре­ менного мира достигли не­ виданных высот. Вчера еще далеко не у многих были до­ машние компьютеры, а уже сегодня мы держим в руках тончайшие планшетники; каких-то десять лет назад, отправляя телеграмму маме, мы волновались, чтобы поч­ тальон успел принести ее вовремя, а сейчас нет ника­ ких препятствий отправить СМС. При помощи специ­ альных программ мы мо­ жем общаться с Европой, с Америкой, как будто наши близкие сидят рядом с нами. Нам, православным людям, не просто нельзя, но и не­ лепо отрицать преимущест­ ва этих технологий. Потому что никакого отношения к Духу, к духовной жизни эти вещи не имеют. Они не отда­ ляют, и не приближают нас к любви друг к другу, к спасе­ нию. Придавать им нехрис­ тианский смысл — значит возвеличить, в сущности, пустое, значит дать хотя-бы теоретическую возможность материальному довлеть над вечным и истинным. Также и деньги. Отрицать необходимость достойной оплаты высококвалифи­ цированных журналистов, издателей, певчих, фотогра­ фов, кинематографистов, специалистов бухгалтерс­ ких служб, работающих на благо церкви, а также ико­ нописцев, псаломщиков, дежурных, уборщиков и т.п. равносильно лжеюродству. Откуда, как не из Церкви, должно исходить все луч­ шее, качественное, насто­ ящее. Но без профессио­ нализма это невозможно. Профессионализм должен оцениваться высоко. Ва­ рианты лубочной культуры в нынешнем социальном климате, крайне агрессив­ ном, вооруженном почти безграничными возможнос­ тями передачи информа­ ции, останутся беспомощ­ ными, а потуги скромных приходских изданий —лишь локальным обменом тихих радостей членов прихода о том, как прекрасно было в паломнической поездке. Конечно, надо отдать долж­ ное этим скромным трудам, отданным почти даром, ради любви к Богу и людям. Но такое служение, конечно, требует особой преданнос­ ти и особого склада. Однако высокопрофессионального, да еще и безвозмездно ис­ полненного результата не имеет права требовать от ра­ ботников и Церковь. П р о ф е с с и о н а л ь н ы е журналисты или писатели, способные глубоко и про­ никновенно представить проблему, тронуть сердца людей, заставить задумать­ ся о смысле жизни —всегда были, есть и будут золотым фондом интеллектуальной элиты общества. Цена их таланта и результаты труда неизмеримо больше тех го­ нораров, которые они тре­ буют за свой труд. Это ка­ сается всех без исключения профессий. Когда человек только рождается, неважно в ка­ кой семье, Господь каждому дает по огромному кошель­ ку. Название этому кошель­ ку —жизнь. Копейки в нем — минутки, рубли — дни, а крупные бумаги — годы. Ценнее этих денег нет ниче­ го на свете. Берегите их. Только эти деньги есть истинное ваше сокровище. Ни за какое зо­ лото мира не купить хотя бы десять минут жизни, чтобы успеть покаяться и совер­ шить доброе дело. Монахиня Гликерия (Смирнова) СЕГОДНЯ эта история ста­ ла уже хрестоматийной. А вот о значении этих имен для русской культуры и пра­ вославия стоит поговорить. Не будем отрицать, что на всем протяжении исто­ рии государстваРоссийско­ го имя для человека имело особый сакральный смысл, и не случайно, особенно в последние три десятка лет, люди пытались постигнуть тайну своего имени, смысл, заключенный в нем, стали изучать гороскопы, что­ бы таким образом больше узнать о себе. Потому как вещая душа народа вопло­ щена в его языке, и в том числе в именах. Не многие родители, давая имя своим сыновьям и дочерям, пони­ мают, какую тайную непос­ тижимую власть вжизни их детей сыграет то или иное имя. Имя, как звучащий образ человека, его оберег, ангел-хранитель и предзна­ менование, определяющее его судьбу. Пытаясь про­ никнуть в потаенное, мы совершенно не осознаем, что наши имена в основном уже давно заимствованы из других культур. В большинстве именос­ ловов указано, что и такие истинно русские имена, как Вера (ведающая свет); Любава - (любовь, доро­ гая, любимая); Надея — (упование, ожидание, на­ дежда) — имена, якобы, только заимствованные из старославянского языка, где появились как пере­ вод с греческого: Пистис (Вера), Агапэ, или Харис (Любовь), и Элпис (Надеж­ да). Имя Элпис происхо­ дит от корня, означающего «воля», а русское слово «на­ дежда» —от глагола «дейс­ твовать». Но если бы в рус­ ском языке не было своих собственных имен Веры, Надежды, Любви, то разве бы родители до сих пор на­ зывали ими своих дочерей? Не будем отрицать, что в древней Руси существова­ ли имена со вторым корнем «мудр»: Любомудр и Любо­ мудра, Яромудр и т. д., а имя София («мудрость») —при­ жилось. Не только прижи­ лись, но стали очень попу­ лярными еврейские имена: Иван (благодать Божия), Илья (крепость Господня), Михаил (кто как Бог), Анна (благодать), Мария (госпо­ жа); византийские: Андрей (мужественный), Василий (царский), Никита (побе­ дитель), Екатерина (всег­ да чистая), Елена (факел); заимствованные у римлян: Виктор (победитель), Па­ вел (малый), Сергей (рим­ ское родовое имя), Вик­ тория (победа), Марина (морская), Наталия (при­ родная). Несмотря на то, что именины Веры, Надежды и Любви отмечаются толь­ ко раз в году 30 сентября, в России это были одни из самых популярных имен. Имя Вера еще недавно да­ вали двадцати из тысячи девочек. А в XVIII веке из тысячи дворянок Надежд было 40, в купеческом сословии — 20, а среди простого люда — пять. В 1961 -1970 годах из тысячи девочек это имя получали 29. Также было популярно и имя Любовь, сейчас же эти имена незаслуженно стали забываются, и заменяться именами других культур. 30 сентября в Северо­ морске в церкви святых великомучениц Веры, На­ дежды, Любови и матери их Софьи архиерейским чином прошла Божествен­ ная литургия, собравшая в этот день у алтаря нема­ ло именинниц. Была там и я, почувствовав такой высокий температурно­ молитвенный градус, что рука с фотоаппаратом не поднялась. Хотелось быть незамеченной и просто молиться, увидеть воочию святых мучениц, которые в этот день на самом деле были рядом. И вот уже Надежда протягивает мне свои руки и говорит: «Это теперь и твой храм», и сладостно текут слезы от­ таявшей души, растворяя гордыню и обиды. Спаси­ бо, Господи, что в минуты откровения ты даешь нам зреть душой. Н адеж да БОЛЬШАКОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz