Миссионерская православная газета. 2011 г. № 7-8. Август.
8 М иссионерская православная газета № 7 - 8 А В Г У С Т 2 0 1 1 Ц Е Р К О В Ь И О Б Щ Е С Т В О С 11 по 14 августа в городе Кандалакша и сел е Варзуга прошли IV Международные Феодоритовские чтения Начало на 1 стр. Владыка отметил, что игумен Митрофан и комис сия по канонизации святых работала не на пустом месте. «Фундамент и ситуация для канонизации преподобно го Феодорита были забла говременно подготовлены трудами Ивана Федоровича Ушакова, Виталия Семено вича Маслова с помощни ками - Надеждой Большако вой, Дмитрием Коржовым, Дмитрием Ермолаевым, Ни- ньги от продажи рыбы шли на храм, потому и храмы на Поморье раньше были бо гато украшенными. Храм у поморов назывался честным местом, и хоть на Поморье преступлений не было, бы вали мелкие прегрешения: если лодка у кого пропадет, придет этот человек на ве чернюю службу, скажет ба тюшке, а на утро лодка уж на прежнем месте стоит. Много рассказывала нам Елена о жизни, культуре поморов, и не хотелось расставаться с дыки, чтобы сюда мощи на шего святого Моисея Кожи на перенести»... Здесь же гости Чтений увидели знаменитое Белое море, которое на самом деле в лучах полуденного солнца казалось седым, выкатывая на берег свои молочно-пен ные волны. Все в Кашкаран- цах удивительно: и сушив шиеся на ветру, точно белье, морские водоросли, и ста ринные, чуть покосившиеся от времени столетние по морские избы, и поленницы И многим казалось, не певчих голоса звучали в храме Успения, а пели сами ангелы... колаем Колычевым. В 2006 году выходит в свет «Житие преподобного Феодорита просветителя Кольского» в изложении иеромонаха Митрофана, проводятся пер вые Феодоритовские чтения здесь, в Кандалакше. Име нем этого святого названы и открытые епархиальные ка техизаторские курсы, кото рыми руководит Антон Ива нович Тучков. В декабре 2008 года в Мурманске построен и освящен первый в истории храм преподобного Феодо- рита, главный храм подворья Трифонов-Печенгского мо настыря». Владыка отметил, что «примечательность Фе- одорита Кольского состоит в том, что в нем удивительно мирно и гармонично соче тались свойства и качества мужа ученого и человека глу боко верующего, по-настоя щему духовного. Никогда не возникало у него противо речия, раздвоенности между верой и знаниями». На IV Международных Феодоритовских чтениях прозвучали доклады: «Край ний Север, как феномен че ловеческой истории» игуме на Митрофана (Баданина); «Мурманское краеведение на пути к Храму» профессо ра Алексея Алексеевича Ки селева; «Официальный титул РоссийскихЦаряиПатриарха в учредительных документах («Гиперборея» в византийс кой традиции)» Михаила Ва димовича Бибикова, доктора исторических наук, профес сора МГУ; «Милан —Север ный полюс: эпопея генерала Нобиле и его Красной палат ки» Михаила Григорьевича Талалай, кандидата истори ческих наук, публициста и историка русского зарубежья из Неаполя (Италия); «Цер ковная археология в Русской Лапландии: итоги и перспек тивы» Марка Михайловича Шахновича, кандидата исто рических наук, зав. отделом археологии Карельского Го сударственного Краеведчес кого музея, г. Петрозаводска; «Север в Священном Писа нии» Юрия Анатольевичя Вестель, научного редактора издательства «Дух и литера», г. Киев (Украина) и другие. По пути вВарзугу - Умба, Кашкаранцы, Часовня Безымянного инока - день второй Утром следующего дня участники чтений посетили в Кандалакше церковь Иоан на Предтечи, взошли на гору Крестовую и отправились в древнее поморское село Вар- зугу. Однако Варзуга пред стала их взору только позд но вечером, а вначале была встреча с настоятелем церк ви Воскресения Христова в Умбе иеромонахом Давидом (Дубининым) и прекрасная познавательная экскурсия библиотекаря Елены Бе- лошеевой, которая начала словами: «Край наш удиви тельный, а народ словоохот ливый. Как послушаете, так и расскажите, что увидите, то и увезете, ну а не сможете — нецего — пеняйте на свое цело». Именно так встречали на Терском берегу поморы своих дорогих гостей. Участники Феодоритовс- ких чтений узнали, что жи телей Терского берега рань ше звали роконами, а Белое море получило свое название только вXVвеке. Ранее у него не было деления с морем Ба ренцевым, и называлось оно Архиепископ Симон освящает икону Николая Чудотворца Студеным, Морем-океаном, Соловецким морем, Ган- двигом. Существует сразу несколько версий, почему сейчас оно называется Бе лым. По одной, потому что славяне рисовали на своих картах Север белым цветом, а Юг —синим. По другой, по тому что зимой море сковано льдами и оно белое, в сол нечную спокойную погоду лучи настолько отражаются в воде, что оно тоже становит ся белым, да и буруны, ког да море неспокойно, здесь тоже бело-пенные. Узнали, что река Умба берет начало в центре Кольского полуост рова в озере Умбозеро и 123 километра несет свои воды к Белому морю. Увидели гору Крестовую. Выяснили, что на Поморье «богатый» и «крестовый» слова синони мы. Приходя сюда, поморы первым делом ставили крест, чтобы обозначить, что эти земли владения православ ных людей. Добывали рыбу, жемчуг, если ловили в пре стольный праздник, то де- ней, но впереди ждали новые встречи, новые рассказы. После экскурсии учас тники побывали в церкви дров, и памятник жителям, погибшим в Великой Отечес твенной войне. И вновь дорога, и сно- М. Г. Талалай (Италия) Воскресения Христова у отца Давида. Затем дорога привела нас в Кашкаранцы в храм Тихвинской иконы Бо- жией Матери. Гости, увидев в церкви настоящий помор ский карбас с пустой ракой, задались вопросом: «А по чему лодка в церкви стоит?» Светлана и Раиса, женщины, находящиеся здесь на пос лушании, ответили просто: «Карбас — это часть раки, ждем вот благословение вла- И. М. Муленко (г. Москва) ва остановка. Направляем ся к Часовне Безымянного инока. С поклоном заходим туда, затепляем свечи, мо лимся. В Варзугу прибыва ем уже поздно вечером, но терпеливые варзужане ждали нас. Участницы знаменито го Варзужского поморского хора встретили нас песнями, затем выступили докладчики и только после этого усталые путники пошли отдыхать, потому как следующий день
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz