Миссионерская православная газета. 2011 г. № 7-8. Август.

8 М иссионерская православная газета № 7 - 8 А В Г У С Т 2 0 1 1 Ц Е Р К О В Ь И О Б Щ Е С Т В О С 11 по 14 августа в городе Кандалакша и сел е Варзуга прошли IV Международные Феодоритовские чтения Начало на 1 стр. Владыка отметил, что игумен Митрофан и комис­ сия по канонизации святых работала не на пустом месте. «Фундамент и ситуация для канонизации преподобно­ го Феодорита были забла­ говременно подготовлены трудами Ивана Федоровича Ушакова, Виталия Семено­ вича Маслова с помощни­ ками - Надеждой Большако­ вой, Дмитрием Коржовым, Дмитрием Ермолаевым, Ни- ньги от продажи рыбы шли на храм, потому и храмы на Поморье раньше были бо­ гато украшенными. Храм у поморов назывался честным местом, и хоть на Поморье преступлений не было, бы­ вали мелкие прегрешения: если лодка у кого пропадет, придет этот человек на ве­ чернюю службу, скажет ба­ тюшке, а на утро лодка уж на прежнем месте стоит. Много рассказывала нам Елена о жизни, культуре поморов, и не хотелось расставаться с дыки, чтобы сюда мощи на­ шего святого Моисея Кожи­ на перенести»... Здесь же гости Чтений увидели знаменитое Белое море, которое на самом деле в лучах полуденного солнца казалось седым, выкатывая на берег свои молочно-пен­ ные волны. Все в Кашкаран- цах удивительно: и сушив­ шиеся на ветру, точно белье, морские водоросли, и ста­ ринные, чуть покосившиеся от времени столетние по­ морские избы, и поленницы И многим казалось, не певчих голоса звучали в храме Успения, а пели сами ангелы... колаем Колычевым. В 2006 году выходит в свет «Житие преподобного Феодорита просветителя Кольского» в изложении иеромонаха Митрофана, проводятся пер­ вые Феодоритовские чтения здесь, в Кандалакше. Име­ нем этого святого названы и открытые епархиальные ка­ техизаторские курсы, кото­ рыми руководит Антон Ива­ нович Тучков. В декабре 2008 года в Мурманске построен и освящен первый в истории храм преподобного Феодо- рита, главный храм подворья Трифонов-Печенгского мо­ настыря». Владыка отметил, что «примечательность Фе- одорита Кольского состоит в том, что в нем удивительно мирно и гармонично соче­ тались свойства и качества мужа ученого и человека глу­ боко верующего, по-настоя­ щему духовного. Никогда не возникало у него противо­ речия, раздвоенности между верой и знаниями». На IV Международных Феодоритовских чтениях прозвучали доклады: «Край­ ний Север, как феномен че­ ловеческой истории» игуме­ на Митрофана (Баданина); «Мурманское краеведение на пути к Храму» профессо­ ра Алексея Алексеевича Ки­ селева; «Официальный титул РоссийскихЦаряиПатриарха в учредительных документах («Гиперборея» в византийс­ кой традиции)» Михаила Ва­ димовича Бибикова, доктора исторических наук, профес­ сора МГУ; «Милан —Север­ ный полюс: эпопея генерала Нобиле и его Красной палат­ ки» Михаила Григорьевича Талалай, кандидата истори­ ческих наук, публициста и историка русского зарубежья из Неаполя (Италия); «Цер­ ковная археология в Русской Лапландии: итоги и перспек­ тивы» Марка Михайловича Шахновича, кандидата исто­ рических наук, зав. отделом археологии Карельского Го­ сударственного Краеведчес­ кого музея, г. Петрозаводска; «Север в Священном Писа­ нии» Юрия Анатольевичя Вестель, научного редактора издательства «Дух и литера», г. Киев (Украина) и другие. По пути вВарзугу - Умба, Кашкаранцы, Часовня Безымянного инока - день второй Утром следующего дня участники чтений посетили в Кандалакше церковь Иоан­ на Предтечи, взошли на гору Крестовую и отправились в древнее поморское село Вар- зугу. Однако Варзуга пред­ стала их взору только позд­ но вечером, а вначале была встреча с настоятелем церк­ ви Воскресения Христова в Умбе иеромонахом Давидом (Дубининым) и прекрасная познавательная экскурсия библиотекаря Елены Бе- лошеевой, которая начала словами: «Край наш удиви­ тельный, а народ словоохот­ ливый. Как послушаете, так и расскажите, что увидите, то и увезете, ну а не сможете — нецего — пеняйте на свое цело». Именно так встречали на Терском берегу поморы своих дорогих гостей. Участники Феодоритовс- ких чтений узнали, что жи­ телей Терского берега рань­ ше звали роконами, а Белое море получило свое название только вXVвеке. Ранее у него не было деления с морем Ба­ ренцевым, и называлось оно Архиепископ Симон освящает икону Николая Чудотворца Студеным, Морем-океаном, Соловецким морем, Ган- двигом. Существует сразу несколько версий, почему сейчас оно называется Бе­ лым. По одной, потому что славяне рисовали на своих картах Север белым цветом, а Юг —синим. По другой, по­ тому что зимой море сковано льдами и оно белое, в сол­ нечную спокойную погоду лучи настолько отражаются в воде, что оно тоже становит­ ся белым, да и буруны, ког­ да море неспокойно, здесь тоже бело-пенные. Узнали, что река Умба берет начало в центре Кольского полуост­ рова в озере Умбозеро и 123 километра несет свои воды к Белому морю. Увидели гору Крестовую. Выяснили, что на Поморье «богатый» и «крестовый» слова синони­ мы. Приходя сюда, поморы первым делом ставили крест, чтобы обозначить, что эти земли владения православ­ ных людей. Добывали рыбу, жемчуг, если ловили в пре­ стольный праздник, то де- ней, но впереди ждали новые встречи, новые рассказы. После экскурсии учас­ тники побывали в церкви дров, и памятник жителям, погибшим в Великой Отечес­ твенной войне. И вновь дорога, и сно- М. Г. Талалай (Италия) Воскресения Христова у отца Давида. Затем дорога привела нас в Кашкаранцы в храм Тихвинской иконы Бо- жией Матери. Гости, увидев в церкви настоящий помор­ ский карбас с пустой ракой, задались вопросом: «А по­ чему лодка в церкви стоит?» Светлана и Раиса, женщины, находящиеся здесь на пос­ лушании, ответили просто: «Карбас — это часть раки, ждем вот благословение вла- И. М. Муленко (г. Москва) ва остановка. Направляем­ ся к Часовне Безымянного инока. С поклоном заходим туда, затепляем свечи, мо­ лимся. В Варзугу прибыва­ ем уже поздно вечером, но терпеливые варзужане ждали нас. Участницы знаменито­ го Варзужского поморского хора встретили нас песнями, затем выступили докладчики и только после этого усталые путники пошли отдыхать, потому как следующий день

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz