Миссионерская православная газета. 2011 г. № 7-8. Август.

14 Миссионерская православная газета № 7 - 8 А В Г У С Т 2 0 1 1 И С Т О Р И Я «Каждый сам открывает мир для себя заново. Весь мир заново. С Богом, с атомом. ДЛЯ СЕБЯ! И все, каждый в отдельности, открывает почти одно и то же. Но —с разной скоростью. И только самые быстрые умом и глубокие ра­ зумом сумеют объять не толь­ ко то, что до них открыто, но и до того дотянуться, в то уг­ лубиться, чего мир до них не знал. И опять подчеркнуть надо —для себя дотягиваются и углубляются, свою естест­ венную потребность удовлет­ воряют. И это —благо. Пото­ му что только в этом случае и наибольшее проникновение, и наибольшее самоуглубление, и наибольшая ответственность». Так писал в своей пропо­ веди и исповеди «На костре моего греха» Виталий Семе­ нович Маслов - писатель, рас­ крывший людям мир поморов Русского Севера, вернувший России Праздник славянской письменности и культуры, человек, стараниями и забо­ тами которого в Мурманске около научной библиотеки «встали» святые первоучите­ ли, равноапостольные Ки­ рилл и Мефодий; Почетный гражданин Мурманска, По­ четный полярник, Почетный радист, организатор первого Славянского хода «Мурман - Черногория»; мой наставник и большой друг. Маслов всегда видел все наперед, работал на будущее, привлекал не только учите­ лей, интеллигенцию, но и молодежь ко всем меропри­ ятиям, проводимым Союзом писателей, начиная с первого Праздника славянской пись­ менности и культуры в 1986 году, который впоследствии получил статус государствен­ ного праздника; организовал литературно-исторические конкурсы «Храмы России» и «Берег России». Имя Феодорита Кольского на Мурмане зазвучало прежде всего благодаря ученому, про­ фессору Мурманского педа­ гогического института Ивану Федоровичу Ушакову. 4 июня 1988 года в газете «Полярная правда» вышла его большая статья под названием «Фео- дорит — креститель лопи», а затем она же была опублико- вана в первом номере журнала «Север» уже в 1993 году. Но ин­ терес к этому историческому и духовномудеятелюбылвызван на тот момент только у исто­ риков и краеведов Мурмана. А вот благодаря Маслову имя Феодорита Кольского «...пре­ жде практически полностью вычеркнутое и забытое, дошло до каждой школы области, до учителей и учеников». Виталий Семенович ввел имяФеодоритавобластнойли­ тературно-исторический кон­ ского была одной из самых изучаемых среди школьни­ ков и студентов. В годовщи­ ну памяти Маслова вышел четвертый выпуск сочине­ ний победителей конкурса «Храмы России» под назва­ нием «Державу державшие», подготовленный Виталием Семеновичем еще при жиз­ ни. Туда вошло и сочинение мурманчанина Дениса Тока­ рева «Феодорит Кольский», а также сочинения о препо­ добном Трифоне Печенгском Виталий Семенович начал с увлечением рассказывать ис­ торию Феодорита Кольско­ го. Когда окончил говорить, директриса сказала: «Живем на древней Кольской земле и так мало знаем об истории на­ шего края. Может, наши дети будут знать больше. А все, что зависит от нас, постараемся сделать». Когда спустились в цех, один из рабочих, узнав, кому изготовляются кресты, произнес: «Благое дело!». Значение великих деяний еще раз подтвердили нераз­ рывность своего духовного единства и пространства. С тех пор каждый год 30 августа здесь —большое или малое, но торжество —напоминание, ради которого крестовоздви- женье кольское свершилось, а в Мурманской и Мончегор­ ской епархии на тот момент уже готовились документы для его канонизации». В 1999 году у Поклонно­ го креста в Коле мурманс­ кие писатели торжественно Виталий Маслов - открытие Феодорита Кольского курс «Храмы России». В пер­ вом выпуске брошюры этого конкурса в 1993 году тема № 4 определена так: «Житие Фео- дорита Кольского. Феодорит Кольский в истории России», а учредителем приза была за­ явлена община г. Колы в лице игумена Никодима. В 1996­ м в новой брошюре ссылки становятся гораздо шире. Рекомендуется обратиться к статьям С. Юдкова «Поклон­ ный крест» (газета «Кольское слово», 20.05.1995) и Д. Кор­ жова «Чуден остров Соловец­ кий» (газета «Североморские вести», 16.09.1995), а также к Энциклопедическому слова­ рю «Христианство» 1995 года и к пособию И.Ф. Ушакова «Историческое краеведение» (Мурманск, 1974). Обращаясь к участникам конкурса Маслов писал: «Мы говорим: герой своего време­ ни, дитя своего времени. Мы говорим: сын Отечества, сын родной земли. Случаются годы, десятилетия, столетия, когда время благоволит Оте­ честву, когда для отдельно­ го человека эти понятия — «время» и «Родина» —как бы совпадают, когда быть сыном своего времени — значит быть и сыном своей земли. Это счастливые десятилетия и столетия. Но сегодня, когда время отвернулось от нас, когда наша растерзанная, унижен­ ная земля еще более раздира­ ется, унижается и разворовы­ вается ,когдачестный человек ограблен и не видит выхода, когда бал правят люди в вы­ сшей степени безнравствен­ ные, подстраиваться под них, быть сыном такого времени —преступно, надо иметь му­ жество встать против такого своего времени. Участвуя в конкурсе «Хра­ мы России», вглядываясь в тысячелетия, пройденные нашим Отечеством, мы все время должны думать о буду­ щем, дабы не дать обмануть себя в выборе дороги на ты­ сячелетие следующей, дабы каждый для себя как можно точнее определил, где расхо­ дятся эти понятия —«время» и «Родина», и что надоделать, чтобы время снова стало ра­ ботать на нас». Тема Феодорита Коль- и о первом Кольском воеводе Авраамии Палицыне. Но вернусь в 90-е. В 1995 году победители конкурса едут на Соловки, кульми­ нацией поездки становится возложение цветов на моги- Феодоритадля истории Коль­ ского края да и для всей Рос­ сии Маслов определил в трех ипостасях: «Первая ипостась — культурная, просветитель­ ская. Феодорит —просвети­ тель саамов, создатель ло- поздравили саамского поэта Аскольда Бажанова с 65-ле­ тием, а создатель саамского букваря, радиожурналист, переводчик, саамская поэ­ тесса Александра Антонова прочла на саамском языке У поклонного креста В. В. Синицын, Т. Шорохова, И. Ф. Ушаков, В.С. Маслов лу Феодорита Кольского — крестителя и просветителя лопарей, создателя первых зачатков саамской письмен­ ности. Виталий Семенович пишет: «Он добыл и доставил на Русь подписи почти трех десятков восточных право­ славных иерархов, Разреши­ тельную грамоту Патриарха Царьградского, бармы-опле­ чья царские византийские, возложил эти бармы на плечи Иоанна Грозного, после чего Великие князья московские стали официально признан­ ными царями, Россия обрела царственное достоинство. То была дипломатическая побе­ да России. И эту победу при­ нес человек, оставшийся вис­ тории под именем Феодорита Кольского». Ав 1996годупоэту Викдану Синицыну запомнилась поез­ дка в Колу с Виталием Семе­ новичем, который занимался там организацией изготовле­ ния памятного Поклонного крестаФеодориту Кольскому: «Они зашли на предприятие, где лежали брусья для обра­ ботки. Их приняла директ­ риса и сразу спросила: «А кто такой Феодорит Кольский?» парской азбуки. Именно он первым перевел церковные молитвы, книги на саамский язык, проповедовал лопарям на их родном языке... Вто­ рая ипостась, в которой он является миру, — духовная. Феодорит — креститель саа­ мов... Само по себе крещение саамов означало присоедине­ ние северного края к России. Конечно, в этом процессе участвовал не один Феодорит, но он играл главную, решаю­ щую роль... Третья областьде­ ятельности Феодорита Коль­ ского — труды Феодорита, государственного мужа — не менее важна для осознания нами значения этого челове­ ка, его роли в русской исто­ рии». 29 августа 1996 года к 425- летию со дня кончины Фе- одорита Кольского в Коле, в месте слияния рек Колы и Туломы, был установлен Пок­ лонный крест в его память. На это торжество приехали саамы из Ловозера, Олене­ горска, других городов и по­ селков. «Здесь, на могиле Фе- одоритовского монастыря, у креста, украшенного русски­ ми и саамскими письменами, свой перевод главной мо­ литвы православных людей «Символ веры». Сейчас ею переведено на саамский язык уже «Евангелие от Матфея» и сделан саамско-русский сло­ варь к нему. В 2006-м в серии «Коль­ ский патерик» у игумена Митрофана (Баданина), ор­ ганизатора Феодоритовских чтений, по благословению архиепископа Мурманско­ го и Мончегорского Симона вышло «Житие преподобно­ го Феодорита, просветителя Кольского». В 2011-м, в рам­ ках Дней славянской пись­ менности и культуры, в Коле на Поклонном кресте писа­ тели установили мемориаль­ ную доску, на которой напи­ сано «Поклонный поморский крест установлен в память о святом Феодорите Кольском, выдающемся русском просве­ тителе». Сегодня уже даже нельзя помыслить, что когда-то люди жили без имени Фео- дорита Кольского, а способс­ твовал открытию этого имени на Мурмане именно писатель Виталий Семенович Маслов. Надежда Больш акова

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz