Миссионерская православная газета. 2011 г. № 7-8. Август.
14 Миссионерская православная газета № 7 - 8 А В Г У С Т 2 0 1 1 И С Т О Р И Я «Каждый сам открывает мир для себя заново. Весь мир заново. С Богом, с атомом. ДЛЯ СЕБЯ! И все, каждый в отдельности, открывает почти одно и то же. Но —с разной скоростью. И только самые быстрые умом и глубокие ра зумом сумеют объять не толь ко то, что до них открыто, но и до того дотянуться, в то уг лубиться, чего мир до них не знал. И опять подчеркнуть надо —для себя дотягиваются и углубляются, свою естест венную потребность удовлет воряют. И это —благо. Пото му что только в этом случае и наибольшее проникновение, и наибольшее самоуглубление, и наибольшая ответственность». Так писал в своей пропо веди и исповеди «На костре моего греха» Виталий Семе нович Маслов - писатель, рас крывший людям мир поморов Русского Севера, вернувший России Праздник славянской письменности и культуры, человек, стараниями и забо тами которого в Мурманске около научной библиотеки «встали» святые первоучите ли, равноапостольные Ки рилл и Мефодий; Почетный гражданин Мурманска, По четный полярник, Почетный радист, организатор первого Славянского хода «Мурман - Черногория»; мой наставник и большой друг. Маслов всегда видел все наперед, работал на будущее, привлекал не только учите лей, интеллигенцию, но и молодежь ко всем меропри ятиям, проводимым Союзом писателей, начиная с первого Праздника славянской пись менности и культуры в 1986 году, который впоследствии получил статус государствен ного праздника; организовал литературно-исторические конкурсы «Храмы России» и «Берег России». Имя Феодорита Кольского на Мурмане зазвучало прежде всего благодаря ученому, про фессору Мурманского педа гогического института Ивану Федоровичу Ушакову. 4 июня 1988 года в газете «Полярная правда» вышла его большая статья под названием «Фео- дорит — креститель лопи», а затем она же была опублико- вана в первом номере журнала «Север» уже в 1993 году. Но ин терес к этому историческому и духовномудеятелюбылвызван на тот момент только у исто риков и краеведов Мурмана. А вот благодаря Маслову имя Феодорита Кольского «...пре жде практически полностью вычеркнутое и забытое, дошло до каждой школы области, до учителей и учеников». Виталий Семенович ввел имяФеодоритавобластнойли тературно-исторический кон ского была одной из самых изучаемых среди школьни ков и студентов. В годовщи ну памяти Маслова вышел четвертый выпуск сочине ний победителей конкурса «Храмы России» под назва нием «Державу державшие», подготовленный Виталием Семеновичем еще при жиз ни. Туда вошло и сочинение мурманчанина Дениса Тока рева «Феодорит Кольский», а также сочинения о препо добном Трифоне Печенгском Виталий Семенович начал с увлечением рассказывать ис торию Феодорита Кольско го. Когда окончил говорить, директриса сказала: «Живем на древней Кольской земле и так мало знаем об истории на шего края. Может, наши дети будут знать больше. А все, что зависит от нас, постараемся сделать». Когда спустились в цех, один из рабочих, узнав, кому изготовляются кресты, произнес: «Благое дело!». Значение великих деяний еще раз подтвердили нераз рывность своего духовного единства и пространства. С тех пор каждый год 30 августа здесь —большое или малое, но торжество —напоминание, ради которого крестовоздви- женье кольское свершилось, а в Мурманской и Мончегор ской епархии на тот момент уже готовились документы для его канонизации». В 1999 году у Поклонно го креста в Коле мурманс кие писатели торжественно Виталий Маслов - открытие Феодорита Кольского курс «Храмы России». В пер вом выпуске брошюры этого конкурса в 1993 году тема № 4 определена так: «Житие Фео- дорита Кольского. Феодорит Кольский в истории России», а учредителем приза была за явлена община г. Колы в лице игумена Никодима. В 1996 м в новой брошюре ссылки становятся гораздо шире. Рекомендуется обратиться к статьям С. Юдкова «Поклон ный крест» (газета «Кольское слово», 20.05.1995) и Д. Кор жова «Чуден остров Соловец кий» (газета «Североморские вести», 16.09.1995), а также к Энциклопедическому слова рю «Христианство» 1995 года и к пособию И.Ф. Ушакова «Историческое краеведение» (Мурманск, 1974). Обращаясь к участникам конкурса Маслов писал: «Мы говорим: герой своего време ни, дитя своего времени. Мы говорим: сын Отечества, сын родной земли. Случаются годы, десятилетия, столетия, когда время благоволит Оте честву, когда для отдельно го человека эти понятия — «время» и «Родина» —как бы совпадают, когда быть сыном своего времени — значит быть и сыном своей земли. Это счастливые десятилетия и столетия. Но сегодня, когда время отвернулось от нас, когда наша растерзанная, унижен ная земля еще более раздира ется, унижается и разворовы вается ,когдачестный человек ограблен и не видит выхода, когда бал правят люди в вы сшей степени безнравствен ные, подстраиваться под них, быть сыном такого времени —преступно, надо иметь му жество встать против такого своего времени. Участвуя в конкурсе «Хра мы России», вглядываясь в тысячелетия, пройденные нашим Отечеством, мы все время должны думать о буду щем, дабы не дать обмануть себя в выборе дороги на ты сячелетие следующей, дабы каждый для себя как можно точнее определил, где расхо дятся эти понятия —«время» и «Родина», и что надоделать, чтобы время снова стало ра ботать на нас». Тема Феодорита Коль- и о первом Кольском воеводе Авраамии Палицыне. Но вернусь в 90-е. В 1995 году победители конкурса едут на Соловки, кульми нацией поездки становится возложение цветов на моги- Феодоритадля истории Коль ского края да и для всей Рос сии Маслов определил в трех ипостасях: «Первая ипостась — культурная, просветитель ская. Феодорит —просвети тель саамов, создатель ло- поздравили саамского поэта Аскольда Бажанова с 65-ле тием, а создатель саамского букваря, радиожурналист, переводчик, саамская поэ тесса Александра Антонова прочла на саамском языке У поклонного креста В. В. Синицын, Т. Шорохова, И. Ф. Ушаков, В.С. Маслов лу Феодорита Кольского — крестителя и просветителя лопарей, создателя первых зачатков саамской письмен ности. Виталий Семенович пишет: «Он добыл и доставил на Русь подписи почти трех десятков восточных право славных иерархов, Разреши тельную грамоту Патриарха Царьградского, бармы-опле чья царские византийские, возложил эти бармы на плечи Иоанна Грозного, после чего Великие князья московские стали официально признан ными царями, Россия обрела царственное достоинство. То была дипломатическая побе да России. И эту победу при нес человек, оставшийся вис тории под именем Феодорита Кольского». Ав 1996годупоэту Викдану Синицыну запомнилась поез дка в Колу с Виталием Семе новичем, который занимался там организацией изготовле ния памятного Поклонного крестаФеодориту Кольскому: «Они зашли на предприятие, где лежали брусья для обра ботки. Их приняла директ риса и сразу спросила: «А кто такой Феодорит Кольский?» парской азбуки. Именно он первым перевел церковные молитвы, книги на саамский язык, проповедовал лопарям на их родном языке... Вто рая ипостась, в которой он является миру, — духовная. Феодорит — креститель саа мов... Само по себе крещение саамов означало присоедине ние северного края к России. Конечно, в этом процессе участвовал не один Феодорит, но он играл главную, решаю щую роль... Третья областьде ятельности Феодорита Коль ского — труды Феодорита, государственного мужа — не менее важна для осознания нами значения этого челове ка, его роли в русской исто рии». 29 августа 1996 года к 425- летию со дня кончины Фе- одорита Кольского в Коле, в месте слияния рек Колы и Туломы, был установлен Пок лонный крест в его память. На это торжество приехали саамы из Ловозера, Олене горска, других городов и по селков. «Здесь, на могиле Фе- одоритовского монастыря, у креста, украшенного русски ми и саамскими письменами, свой перевод главной мо литвы православных людей «Символ веры». Сейчас ею переведено на саамский язык уже «Евангелие от Матфея» и сделан саамско-русский сло варь к нему. В 2006-м в серии «Коль ский патерик» у игумена Митрофана (Баданина), ор ганизатора Феодоритовских чтений, по благословению архиепископа Мурманско го и Мончегорского Симона вышло «Житие преподобно го Феодорита, просветителя Кольского». В 2011-м, в рам ках Дней славянской пись менности и культуры, в Коле на Поклонном кресте писа тели установили мемориаль ную доску, на которой напи сано «Поклонный поморский крест установлен в память о святом Феодорите Кольском, выдающемся русском просве тителе». Сегодня уже даже нельзя помыслить, что когда-то люди жили без имени Фео- дорита Кольского, а способс твовал открытию этого имени на Мурмане именно писатель Виталий Семенович Маслов. Надежда Больш акова
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz