Миссионерская православная газета. 2011 г. № 7-8. Август.

О Б Р А З О В А Н И Е М иссионерская православная газета № 7 - 8 А В Г У С Т 2 0 1 1 5 ЛЕТ Е П А Р Х И А Л Ь Н Ы М К А Т Е Х И З А Т О Р С К И М К У Р С А М Вотуже 5 лет при епархиаль­ ном Отделе религиозного образования и катехизации действуют двухгодичные ка­ техизаторские Свято-Феодо- ритовские курсы. Подготовка православных специалис- тов-мирян является одной из важнейших задач Церкви и курсов. веческую историю, науку, культуру, социальную жизнь необходимо не толь­ ко для православных, но и для всего нашего общества. И курсы помогают нашим слушателям понять, что мы —сегодняшние жители Кольского края —являемся частью такого глобального мы Свято-Феодоритовс- ких курсов, мы попытались преодолеть эти, опасные для мировоззрения наших православных сограждан, моменты. Первое, на что обра­ тили внимание, это рас­ становка акцентов в курсе «История отечества: народ роне Кирилло-Белозерско- го монастыря; героической обороне Колы в 1611 году и многолетней борьбе северян от «воровского» казачества в 1613-1618 годах. Второе: читаются отде­ льные специальные курсы по истории православия на Русском Севере. Мы счи- многообразие путей спасе­ ния. На лекциях слушате­ ли узнают об особенностях освоения северных терри­ торий. Почему они называ­ ются Русским Севером, а не шведским или норвежским. Лектор, кандидат истори­ ческих наук А. И. Тучков, рассказывает о том, как се- Сердце от сердца, как свечка от свечки понятия, как православная цивилизация. К сожалению, в послед­ нее время наметилась край­ не негативная тенденция в преподавании истории в светских учебных заведени­ ях. Это пренебрежительное отношение к региональной истории. Региональная ис­ тория либо вообще не пре­ подается —ее игнорируют в пользу общегосударствен­ ной, либо заменяется мел­ котемьем, когда отрывается Е.А. Анисимова: «Как зажигаются сердца ве­ рой? - Сердце от сердца, как свеч­ ка от свечки. Обычно это бывает, когда встречаешься с каким-то замечательным верующим чело­ веком, подвижником. Подобным образом и мы получили знания на Феодоритовских курсах от наших замечательных преподавателей. Курсы заложили фундамент, на котором должна быть основана наша дальнейшая христианская деятельность. Нас научили пра­ вильному осмыслению событий во всех сферах жизни, в соответствии с православным вероучением. На­ учили не отходить от истины. Я не учитель по профессии, но очень важно, что курсы научили меня самостоятельному и опыт­ ному проведению уроков и своих предстоящих катехизаторских лекций в Воскресной школе для взрослых в среде прихожан хра­ ма Иоанна Предтечи города Кан­ далакши. Свято-Феодоритовские курсы - это реальная возмож- — церковь — государство». Становлению русской го­ сударственности на Севере России посвящен раздел таем, что для православ­ ного человека важно знать духовную историю нашего края и всего Русского Се- ность знать Православие. Спасибо Вам, дорогие учителя!» Л.В. Цветкова: «Вот и пролетели два года обу­ чения на катехизаторских курсах. Что больше всего запомнилось? Это замечательные преподаватели ислушатели курсов, все разные: по возрасту, образованию, профес­ сии. Но всех объединяло одно: же­ лание получить как можно больше знаний по всем предметам курсов, чтобы затем применять их в сво­ ей работе. Никогда не забудутся мудрые и содержательные беседы отца Тарасия и отца Максима; эмо­ циональные и проникновенные лекции А.И. Тучкова; удивитель­ ный голос отца Петра и его добрая улыбка; эрудированность, компе­ тентность и внимательность Н.П. Грациановой. Мы обрели здесь новых друзей, лучше узнали самих себя, научились лучше ценить и понимать Слово Божие. «Ничто на земле не проходит бесследно», и время, проведенное на курсах, оставило добрый и мудрый след в наших душах». М. Н. Дегтярева: «Обучение на курсах дало мне, наконец, четкое представ­ ление о Православии. Появилось огромное желание читать святых отцов, православную литературу, постоянно посещать храм. Я смог­ ла организовать библиотеку при Свято-Никольском храме города Полярный, научилась из многооб­ разия христианской литературы отличать литературу православ­ ную, сверять ее с писанием святых отцов и Евангелием. Спасибо всем, кто организовал эти курсы. За пять лет Свято-Феодо- ритовские курсы выпустили более ста специалистов для сферы религиозного и пра­ вославного образования, которые получили квали­ фикацию «Катехизатор» и дополнительные квалифи­ кации («Преподаватель вос­ кресной школы», «Препода­ ватель основ православной культуры», «Церковный журналист», «Организатор социального служения на приходе», «Организатор психологической консуль­ тации на приходе»). С 2009 года кроме кате­ хизаторского направления открыты еще два: «Право­ славная педагогика и пси­ хология» и «Основы право­ славия». Катехизаторское отделение готовит кадры для работы на приходах, в епархиальных отделах. Вы­ пускники курсов препода­ ют в воскресных школах, трудятся в церковных лав­ ках, становятся пономаря­ ми, приходскими консуль­ тантами и катехизаторами, несут послушание в алтаре, готовятся поступать в семи­ нарию. Выпускники и уча­ щиеся курсов, являющиеся педагогами общеобразова­ тельных школ, ведут кружки по основам православной культуры у себя в учебных заведениях с изучением Закона Божия, большое внимание уделяют духов­ но-нравственному воспита­ нию. На базе курсов ведется повышение квалификации педагогов воскресных школ, методическое руководство воскресными школами, ор­ ганизован совет воскресных школ. Сегодня появилось еще два новых направления «История отечества и пра­ вославное краеведение», «Основы православной культуры». Ясное и отчет­ ливое осмысление хрис­ тианского вклада в чело- региональная история от общероссийской (скандаль­ но-известный курс Москво- ведения, который читался при Ю. Лужкове). Часто в преподавании истории не уделяется должного внима­ ния русскому православию как культурно-историчес­ кой основе нашей государс­ твенности. Разрабатывая учебный план и учебные програм- курса «Господин Великий Новгород». При анализе просветительского подвига прп. Сергия Радонежского и его учеников особое вни­ мание уделяется монастыр­ скому строительству на Рус­ ском Севере. Вразделе курса «Смута в Русском государс­ тве» —ополчению Скопина- Шуйского, спасшего Моск­ ву и Троице-Сергиеву Лавру от осады; героической обо- вера. Здесь подвизались множество православных подвижников, в том числе, такие столпы православ­ ной веры, как преподобные Феодорит Кольский, Три­ фон Печенгский и Варлаам К ер етск и й — «К ольская троица присноблаженная и равночестная». В житиях этих северных святых за­ мечательным образом от­ разилось все удивительное вер Святой Руси освоили иноки. Что помогало мона­ хам древних времен высто­ ять в тяжелейших условиях? Что помогало им на севере выживать в землянках, без всякой пищи, имея только то, что могла дать северная природа, и, по воле Божи- ей, построить монастыри, которые играли важнейшую роль в развитии хозяйствен­ ной жизни нашей страны не одно столетие, стали частью гармоничных и высокохудо­ жественных произведений национальной архитектуры. Педагоги Феодоритов- ских курсов стараются до­ биваться того, чтобы слу­ шатели не просто пассивно усваивали материал, но и занимались преподава­ тельской, исследователь­ ской, просветительской деятельностью. Обучаю­ щиеся и выпускники яв­ ляются активными учас­ тниками епархиальных конференций, семинаров, чтений. На традиционно проводимых епархиальным Отделом и Министерством образования и науки Мур­ манской области Трифо­ новских образовательных чтениях и конференциях «Православные ценности в образовании» значительная часть докладов посвящена историческим аспектам. Министерство образования выпустило три сборника научных трудов по ито­ гам Трифоновских чтений. Часть докладов размещены на сайте Мурманского ин­ ститута усовершенствова­ ния учителей и работников культуры. Они пользуются неизменным интересом у педагогов. На курсах сложился заме­ чательный педагогический коллектив —это священни­ ки и миряне, которые пре­ подают интересно и увлека­ тельно. Наталья Грацианова

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz