Миссионерская православная газета. 2011 г. № 7-8. Август.

10 Миссионерская православная газета №7 -8 а в г у с т 2011 С Л Е Д В И С Т О Р И И К 4 4 0 - Л Е Т И Ю С О Д Н Я К О Н Ч И Н Ы Слово о преподобном Феодорите, просветителе Кольском Игумен Митрофан (Баданин) представляет проект памятника ФеодоритуКольскому 17/30 августа 2011 года ис­ полняется 440 лет со дня бла­ женной кончины одного из выдающихся подвижников древности —великого Север­ ного Старца, преподобного Феодорита Кольского. В на­ чале XVI века пришел он в эти древние «вотчины князя бесовского» с проповедью веры Христовой и не отсту­ пил от задуманного, пока не просветил Евангельским све­ том эти некогда пустынные «полночные» земли Великой Лапландии. Преподобный Феодорит Пустынник первый из свя­ тых подвижников Крайнего Севера, который с детства возжелал и сознательно гото­ вился к великой миссии —к просвещению этого края, к покорению просторов Вели­ кой Лапландии. Всю свою долгую жизнь он посвятил воплощению этой мечты, и столь грандиозная по своему масштабу задача была им ус­ пешно решена. В этом славном делании Кольский старец не остался одинок. Феодорит, как духов­ ный отец породил великий сонм святых Кольского Се­ вера, он оставил после себя целую плеяду последователей школы монастырского стар­ чества. Среди его учеников такие знаменитые подвиж­ ники, как преподобные Три­ фон Печенгский и Варлаам Керетский, преподобномуче- ники Печенгские Иона и Гер­ ман , игумен Гурий и с ним 116 мучеников. Духовное наследие, за­ вещанное нам великим просветителем Кольским — преподобным Феодоритом, многогранно и масштабно. В равной степени уникальны­ ми и достойными восхище­ ния являются многие обсто­ ятельства его долгой жизни, свидетельствующие об оче­ видном «от младых ногтей» избранничества подвижника, об угодности Господу его ве­ ликих дел и свершений. С семи лет пребывая во Владычнем монастырьке при РостовскойАрхиепископии и трудясь над переписыванием книгдля Соловецкой библио­ теки, возревновал юный «дья- чишка Федор» о повторении подвига святителя Стефана, просветившего в XV веке светом веры Евангельской языческие народы Великой Перми. Для осуществления этой достойной миссии юный Федор обладал всеми не­ обходимыми внутренними качествами и дарованиями. Очевидные способности к языкам, филологические, философские и богословские таланты в полной мере были им наследованы от своих вы­ дающихся предков. В конце XV века, с 1493 года двенадцатилетний отрок Феодор уже числится в пос­ лушниках «на Соловецком острове, в монастыре, иже лежит на Ледовом море». По уставу преподобного Зосимы Соловецкого искус послуша­ ния для Соловецких послуш­ ников продолжался не менее трех лет, но игумен Досифей ужечерез год принял решение о постриге отрока с наречени­ ем имени —Феодорит. Такая, как могла бы показаться, пос­ пешность отнюдь не затра­ гивала незыблемые основы монастырского устройства, служащие формированию в каждом иноке человека внутреннего молитвенного делания и нацеленные на ду­ ховное созидание «служителя Христова и домостроителя тайн Божиих»(1Кор. 4,1). Об этой мудрой несует- ности воспитания «новой твари во Христе», о понима­ нии того, что главное делание жизни монаха, на которое не жаль времени, —это одоление самого себя и своего «ветхого человека», дабы стяжав Бла­ годать Святого Духа «облечь­ ся в нового человека, создан­ ного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4, 24). Об успешном решении этой величественной задачи ярко свидетельствует вся долгая жизнь великого старца. Целых восемнадцать лет пребывает инок Феодорит в полном и неотступном послу­ шании у своего учителя, стар­ ца Зосимы, затем двенадцать лет он подвизается в Лопар­ ских пустынях, пребывая в богомыслии и молчании, на долгие годы скрывается он в пустынях Кирилло-Белозер- ского монастыря, постигая великую науку священнобез- молвствующих. И лишь стяжав благодать Духа Святого, войдя в духов­ ную силу «мужа совершенно­ го, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4,13) священ- ноинок Феодорит изливает свои благодатные деяния на эту иссохшую, жаждущую землю. Ему уже сорок пять лет, и лишь скупые строки Ле­ тописей доносят до нас ясные свидетельства успешности его миссионерских трудов. 1526 год —Кандалакшский залив, устье реки Нивы. «Ос­ вящали церковь Рождества Иоанна Предтечи и многих лоплян крестили во имя Отца и Сына и Святого Духа в нашу Православную веру христиан­ скую». 1533 год —Кольский залив, устье реки Колы. «Церкви Бо- жия освящали, Благовещения Святой Богородицы да Чудот­ ворца Николу, и самих мно­ гих крестили Лоплян во имя Отца и Сына и Святого Духа в Не удивительно, что благословением первого архиерея Епархии епископа Мурманского и Мончегорского Симона, в2003 году самым первым из святых вземле Кольской просиявших, был прославлен влике преподобного - Феодорит, просветитель Кольского края, с установлениемдня его памяти 17/30августа. нашу православную и святую веру». С 1533 по 1540 год - «За­ волжские пустыни», скиты Кирилло-Белозерского мо­ настыря, здесь трудится Фе- одорит над созданием пись­ менности лопарского народа. 1540 год - «на устье Колы реки созидает монастырь», ставит «церковь во имя Пре- безначальной Троицы и, соб­ рав братию, дает им Устав». 1542 год - «наученных от Феодорита и оглашенных Ло- плян единого дня крестилось яко две тысячи человек со же­ нами и детьми». С 1548по 1551 годы—вновь в Кандалакше, где созидает Рож дества-Богородичны й (Кокуев) мужской монастырь и «бывает в нем игуменом». А ведь игумену Феодори- ту в это время исполнилось уже семьдесят лет, но впере­ ди Кольского старца ждали новые великие деяния и ис­ пытания. Это и скорбь не­ праведного гонения и тяготы незаслуженного осуждения на ссылку, и слава и почет «пре­ мудрого» богослова, отсто­ явшего высоту российского вероисповедания перед гор­ дыми греческими иерархами в 1557 году. Он блестяще вы­ полнит эту знаменитую «Кон­ стантинопольскую миссию», доставив из Царьграда для Российского Государя «древ­ нюю книгу» с благословени­ ем Вселенского Патриарха на возведение на царство по чину «венчания императоров ви­ зантийских». Таким образом, получит официальный статус идея наследования Москов­ ским царством достоинс­ тва Византийской империи: «Москва —Третий Рим». За исполнение этой важ­ нейшей дипломатической задачи Феодорит сподобится царских почестей и великих милостей от Иоанна Грозно­ го, увенчавшихся и искуси- тельным предложением даро­ вать Феодориту «такую власть духовную», которую тот бы только «захотел». Но блаженный Старец до конца дней своих будет вновь и вновь стремиться к своей избраннице — к «полнощной стране», к земле Кольской, объезжая «детей своих духов­ ных, как монахов, так и Лопя- нов, наученных и крещенных от него, печасьо спасениидуш их», и духовно окормляя Пе- ченгский и Кандалакшский монастыри, в сане архиман­ дрита достигнет блаженной кончины, отойдя ко Господу в родном Соловецком монас­ тыре в возрасте девяноста лет. СовременникФеодорита и его духовный сын князь Анд­ рей Курбскийнапишетвскоре, обращаясь к «теплохладному» человеку века сего: «Зри сюда, лицемерный христианин, ка­ кие храбрые еще обретаются старцы в Православной зем­ ле, на правоверных догма­ тах воспитанные. Чем более престареют, и изнемогут те­ лом, тем большую храбрость и ревность ко благочестию во Господе полагают, и про­ никаются Богом и живут под покровом Вышнего». Яркая жизнь великого апостола Крайнего Севера, преподобного Феодорита Кольского ясным образом свидетельствует об утратах нашего времени, обличая бо­ лезненную суетность нашей жизни и духовную немощь современных христиан. Как мы теперь знаем, у преподобного Феодорита с детства была главная мечта его жизни. В своих трудах по просвещению Лапландии Фе- одорит, следуя примеру про­ светительских деяний Стефа­ на Пермского, конечно же, намеревался повторить опыт утверждения епископской кафедры на присоединенных к Православию землях Край­ него Севера. И, как святитель Стефан стал первым архиере­ ем Великой Перми, так меч­ тал и Феодорит, чтобы и здесь на Кольской земле был свой Архиерей «Великой Лаплан­ дии». Прошло четыреста сорок лет. Мудрая несуетность де­ яний Феодорита отразилась и в этом, столь долгом ожида­ нии, в полноценном созрева­ нии этой земли, и обильном политии ее кровью новому- чеников XX века. И вот, в 1996 году исполнилась мечта жизни Кольского подвижни­ ка —на земле Великой Лап­ ландии впервые появилась самостоятельная Мурманская епархия. В 2011 году исполняет­ ся 485 лет со дня основания Кандалакши. В 1526 году пре­ подобный Феодорит вместе с иеромонахом Илией, благо­ словленные святителем Ма­ кария Новгородского, освя­ тили первую церковь в устье реки Нивы и крестили мест­ ных лопарей в Православную веру. В память об этом собы­ тии, пять лет назад, 30 августа 2006 года, в городе Кандалак­ ша состоялись I Феодоритов- ские чтения. В ходе Чтений была представлена первая книга из серии «Кольский Патерик». Конечно же, этой книгой было «Житие препо­ добного Феодорита просве­ тителя Кольского». Хочется верить, что право­ славные христиане Кольского Севера, с радостью почитая память преподобного Феодо- рита, «вспомянут о предив- ных его видениях, и о проро- чествиях грозных, и о чудесах великих», и молитвенно при­ коснутся к духовному насле­ дию, выдающегося святого XVI века, апостола Великой Лапландии — преподобно­ го Феодорита, просветителя Кольского. Игумен Митрофан (Боданин)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz