Миссионерская православная газета. 2011 г. № 7-8. Август.
10 Миссионерская православная газета №7 -8 а в г у с т 2011 С Л Е Д В И С Т О Р И И К 4 4 0 - Л Е Т И Ю С О Д Н Я К О Н Ч И Н Ы Слово о преподобном Феодорите, просветителе Кольском Игумен Митрофан (Баданин) представляет проект памятника ФеодоритуКольскому 17/30 августа 2011 года ис полняется 440 лет со дня бла женной кончины одного из выдающихся подвижников древности —великого Север ного Старца, преподобного Феодорита Кольского. В на чале XVI века пришел он в эти древние «вотчины князя бесовского» с проповедью веры Христовой и не отсту пил от задуманного, пока не просветил Евангельским све том эти некогда пустынные «полночные» земли Великой Лапландии. Преподобный Феодорит Пустынник первый из свя тых подвижников Крайнего Севера, который с детства возжелал и сознательно гото вился к великой миссии —к просвещению этого края, к покорению просторов Вели кой Лапландии. Всю свою долгую жизнь он посвятил воплощению этой мечты, и столь грандиозная по своему масштабу задача была им ус пешно решена. В этом славном делании Кольский старец не остался одинок. Феодорит, как духов ный отец породил великий сонм святых Кольского Се вера, он оставил после себя целую плеяду последователей школы монастырского стар чества. Среди его учеников такие знаменитые подвиж ники, как преподобные Три фон Печенгский и Варлаам Керетский, преподобномуче- ники Печенгские Иона и Гер ман , игумен Гурий и с ним 116 мучеников. Духовное наследие, за вещанное нам великим просветителем Кольским — преподобным Феодоритом, многогранно и масштабно. В равной степени уникальны ми и достойными восхище ния являются многие обсто ятельства его долгой жизни, свидетельствующие об оче видном «от младых ногтей» избранничества подвижника, об угодности Господу его ве ликих дел и свершений. С семи лет пребывая во Владычнем монастырьке при РостовскойАрхиепископии и трудясь над переписыванием книгдля Соловецкой библио теки, возревновал юный «дья- чишка Федор» о повторении подвига святителя Стефана, просветившего в XV веке светом веры Евангельской языческие народы Великой Перми. Для осуществления этой достойной миссии юный Федор обладал всеми не обходимыми внутренними качествами и дарованиями. Очевидные способности к языкам, филологические, философские и богословские таланты в полной мере были им наследованы от своих вы дающихся предков. В конце XV века, с 1493 года двенадцатилетний отрок Феодор уже числится в пос лушниках «на Соловецком острове, в монастыре, иже лежит на Ледовом море». По уставу преподобного Зосимы Соловецкого искус послуша ния для Соловецких послуш ников продолжался не менее трех лет, но игумен Досифей ужечерез год принял решение о постриге отрока с наречени ем имени —Феодорит. Такая, как могла бы показаться, пос пешность отнюдь не затра гивала незыблемые основы монастырского устройства, служащие формированию в каждом иноке человека внутреннего молитвенного делания и нацеленные на ду ховное созидание «служителя Христова и домостроителя тайн Божиих»(1Кор. 4,1). Об этой мудрой несует- ности воспитания «новой твари во Христе», о понима нии того, что главное делание жизни монаха, на которое не жаль времени, —это одоление самого себя и своего «ветхого человека», дабы стяжав Бла годать Святого Духа «облечь ся в нового человека, создан ного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4, 24). Об успешном решении этой величественной задачи ярко свидетельствует вся долгая жизнь великого старца. Целых восемнадцать лет пребывает инок Феодорит в полном и неотступном послу шании у своего учителя, стар ца Зосимы, затем двенадцать лет он подвизается в Лопар ских пустынях, пребывая в богомыслии и молчании, на долгие годы скрывается он в пустынях Кирилло-Белозер- ского монастыря, постигая великую науку священнобез- молвствующих. И лишь стяжав благодать Духа Святого, войдя в духов ную силу «мужа совершенно го, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4,13) священ- ноинок Феодорит изливает свои благодатные деяния на эту иссохшую, жаждущую землю. Ему уже сорок пять лет, и лишь скупые строки Ле тописей доносят до нас ясные свидетельства успешности его миссионерских трудов. 1526 год —Кандалакшский залив, устье реки Нивы. «Ос вящали церковь Рождества Иоанна Предтечи и многих лоплян крестили во имя Отца и Сына и Святого Духа в нашу Православную веру христиан скую». 1533 год —Кольский залив, устье реки Колы. «Церкви Бо- жия освящали, Благовещения Святой Богородицы да Чудот ворца Николу, и самих мно гих крестили Лоплян во имя Отца и Сына и Святого Духа в Не удивительно, что благословением первого архиерея Епархии епископа Мурманского и Мончегорского Симона, в2003 году самым первым из святых вземле Кольской просиявших, был прославлен влике преподобного - Феодорит, просветитель Кольского края, с установлениемдня его памяти 17/30августа. нашу православную и святую веру». С 1533 по 1540 год - «За волжские пустыни», скиты Кирилло-Белозерского мо настыря, здесь трудится Фе- одорит над созданием пись менности лопарского народа. 1540 год - «на устье Колы реки созидает монастырь», ставит «церковь во имя Пре- безначальной Троицы и, соб рав братию, дает им Устав». 1542 год - «наученных от Феодорита и оглашенных Ло- плян единого дня крестилось яко две тысячи человек со же нами и детьми». С 1548по 1551 годы—вновь в Кандалакше, где созидает Рож дества-Богородичны й (Кокуев) мужской монастырь и «бывает в нем игуменом». А ведь игумену Феодори- ту в это время исполнилось уже семьдесят лет, но впере ди Кольского старца ждали новые великие деяния и ис пытания. Это и скорбь не праведного гонения и тяготы незаслуженного осуждения на ссылку, и слава и почет «пре мудрого» богослова, отсто явшего высоту российского вероисповедания перед гор дыми греческими иерархами в 1557 году. Он блестяще вы полнит эту знаменитую «Кон стантинопольскую миссию», доставив из Царьграда для Российского Государя «древ нюю книгу» с благословени ем Вселенского Патриарха на возведение на царство по чину «венчания императоров ви зантийских». Таким образом, получит официальный статус идея наследования Москов ским царством достоинс тва Византийской империи: «Москва —Третий Рим». За исполнение этой важ нейшей дипломатической задачи Феодорит сподобится царских почестей и великих милостей от Иоанна Грозно го, увенчавшихся и искуси- тельным предложением даро вать Феодориту «такую власть духовную», которую тот бы только «захотел». Но блаженный Старец до конца дней своих будет вновь и вновь стремиться к своей избраннице — к «полнощной стране», к земле Кольской, объезжая «детей своих духов ных, как монахов, так и Лопя- нов, наученных и крещенных от него, печасьо спасениидуш их», и духовно окормляя Пе- ченгский и Кандалакшский монастыри, в сане архиман дрита достигнет блаженной кончины, отойдя ко Господу в родном Соловецком монас тыре в возрасте девяноста лет. СовременникФеодорита и его духовный сын князь Анд рей Курбскийнапишетвскоре, обращаясь к «теплохладному» человеку века сего: «Зри сюда, лицемерный христианин, ка кие храбрые еще обретаются старцы в Православной зем ле, на правоверных догма тах воспитанные. Чем более престареют, и изнемогут те лом, тем большую храбрость и ревность ко благочестию во Господе полагают, и про никаются Богом и живут под покровом Вышнего». Яркая жизнь великого апостола Крайнего Севера, преподобного Феодорита Кольского ясным образом свидетельствует об утратах нашего времени, обличая бо лезненную суетность нашей жизни и духовную немощь современных христиан. Как мы теперь знаем, у преподобного Феодорита с детства была главная мечта его жизни. В своих трудах по просвещению Лапландии Фе- одорит, следуя примеру про светительских деяний Стефа на Пермского, конечно же, намеревался повторить опыт утверждения епископской кафедры на присоединенных к Православию землях Край него Севера. И, как святитель Стефан стал первым архиере ем Великой Перми, так меч тал и Феодорит, чтобы и здесь на Кольской земле был свой Архиерей «Великой Лаплан дии». Прошло четыреста сорок лет. Мудрая несуетность де яний Феодорита отразилась и в этом, столь долгом ожида нии, в полноценном созрева нии этой земли, и обильном политии ее кровью новому- чеников XX века. И вот, в 1996 году исполнилась мечта жизни Кольского подвижни ка —на земле Великой Лап ландии впервые появилась самостоятельная Мурманская епархия. В 2011 году исполняет ся 485 лет со дня основания Кандалакши. В 1526 году пре подобный Феодорит вместе с иеромонахом Илией, благо словленные святителем Ма кария Новгородского, освя тили первую церковь в устье реки Нивы и крестили мест ных лопарей в Православную веру. В память об этом собы тии, пять лет назад, 30 августа 2006 года, в городе Кандалак ша состоялись I Феодоритов- ские чтения. В ходе Чтений была представлена первая книга из серии «Кольский Патерик». Конечно же, этой книгой было «Житие препо добного Феодорита просве тителя Кольского». Хочется верить, что право славные христиане Кольского Севера, с радостью почитая память преподобного Феодо- рита, «вспомянут о предив- ных его видениях, и о проро- чествиях грозных, и о чудесах великих», и молитвенно при коснутся к духовному насле дию, выдающегося святого XVI века, апостола Великой Лапландии — преподобно го Феодорита, просветителя Кольского. Игумен Митрофан (Боданин)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz