Миссионерская православная газета. 2011 г. № 5-6. Июнь.
Л У Г Д У Х О В Н Ы Й М иссионерская православная га зе та № 5 - 6 И Ю Н Ь 2 0 1 1 7 Архиепископ Мурманский и Мончегорский Симон Святость не просто свойство Бога. Святость - существо Его КАЖДЫЙ из нас призван, осущест вляя свой жизненный путь на земле, приобрести способности и свойс тва для вечности, для жизни вечной в мире загробном, духовном. И тут каждый должен позаботиться в пер вую очередь о себе самом. Ведь спо собности и свойства для вечной жизни являются ничем иным, как навыками праведности, духовности, святости. То есть все мы, люди, призваны Господом к святости. Путь обожения, одуховления —это царский путь в нашей жизни, и со стоит он в приложении плотского и душевного в духовное и вхождении в царство Духа. Смысл подлинно духов ной жизни —в стяжанииДуха Святого. Это замечательным образом объясне но в знаменитой «Беседе» Серафима Саровского с Мотовиловым. На небе все живет Духом Святым. И нам на землю Господь дает того же Духа Святого. И в храмах Божиих службы совершаются Духом Святым. И в монастырях, в пустынях, затворах, горах, пещерах, и всюду подвижники Христовы держатся Духом Святым. И если будем хранить Его, то будем свободны мы от всякой тьмы, и жизнь вечная будет в душах наших. «Дарова ны нам великие и драгоценные обето вания, дабы (...) чрез них соделались (мы) причастниками Божеского естес тва, удалившись от господствующего в мире растления похотью» (2Пет.1,4), —так учит нас Священное Писание. Один Бог свят. Святость не просто одно из свойств Бога. Святость —сама сущность, существо Его. Святость и греховность —две про тивоположности. Но и одним, и дру гим обусловлена отделенность Бога от нас. Даже тогда, когда Бог откры вается, для человека Он остается не видимым, непознаваемым, а когда приближается — остается бесконеч но далеким, недосягаемым. Потому что Он свят, а мы —заражены грехом. Святыня и грех несовместимы. Невоз можно увидеть Божие лицо и остаться живым. Все эти образы показывают нам отношение человека к Живому Богу в Ветхом Завете. Актуальны они и сейчас. Разное понимание святости име ется у людей разных религий. Разное оно и в нашем современном обществе. Всю жизнь свою земную человек, бы вает, только «ищет» Бога, но не нахо дит Его и не живет Им. При этом он подобен морской волне, ветром под нимаемой и развиваемой, как говорит апостол Иаков (Иак.1,6). В своей сущности святость людям неведома. Она бывает только ощути мой. И по стольку, поскольку мы поз наем Бога. Благодаря тому, что совершилось Боговоплощение, святость откры лась человечеству иначе, чем в Вет хом Завете: совершенней, доступней, ближе, в лице Спасителя нашего Гос пода Иисуса Христа. При этом она не перестала быть таинственной и пре восходить всякое человеческое разу мение. Божественная, действенная, спасительная святость стала присутс твовать воплощенной телесно среди нас и в нас. По крайней мере три Бо жественные тайны имеют отношение к освящению человеческой плоти: Воплощение Сына Божия, приятие Его Тела и Крови в причастии, вос кресение и вознесение плоти. Апос тол Павел говорит так: «Если Хрис тос в вас, то тело мертво для греха, а дух жив для праведности» (Рим.8,10), «Дух Божий живет в (нас)» (Рим.8,9). Пребывая в человеке, Он становит ся частью человеческой структуры, душой нашей человеческой души. И потому мы становимся одним духом с Господом. Слава Божия, воссиявши в душе и теле человека, через челове ка распространяется во всем матери альном мире. Весь космос получает возможность одуховления; челове чество принимает участие в святости и вечности Бога, вместе с тем —и в спасении мира. И выражается свя тость тут действием любви распятого Христа Самого, а также действием любви Христовой в Его последовате лях —христианах. «Мы должны про длевать и исполнять в себе состояния и тайны Христа и часто молить Его, чтобы Он их совершил и исполнил в нас и во всей Своей Церкви (...). Ибо Сын Божий замыслил дать причастие и совершить как бы расширение и продолжение Его тайн в нас и во всей Его Церкви благодатью, которую Он желает нам сообщить и действиями, которые Он желает в нас произвести через эти тайны. Так Он хочет завер шить тайны Свои в нас». «Церковь, — говорит Ефрем Си рин, —не собрание святых, а толпа кающихся грешников, которые, при всей своей греховности, повернулись к Богу и устремлены к Нему». Греш ный человек становится соработни- ком Бога в деле спасения своего, дру гих людей и всего космоса. Святость находит свое подлинное выражение в понятии спасения во Христе. Если мы «в Боге», мы должны разделить с Ним все, нести свою долю Божией ответс твенности за жизнь. Наше избранни чество быть Церковью —не райская привилегия, не то, чтобы только раз делить с Богом Его сердечный замы сел. Но чтобы еще и участвовать в том, что совершил Христос в Своем воплощении, в Своем деле спасения. Эта солидарность весьма серьезна и спасительна: люди, познавшие Хрис та, должны принести Христа тем, кто Его не знает, духовно потерявшимся, духовно голодным, нуждающимся в помощи и поддержке. Древние хрис тианские подвижники, уходя в горы, пустыни, затворы и даже монасты ри не бежали от мира в том смысле, как современный человек пытается избавиться от него и от его жесткой хватки, чтобы найти для себя уют ное, «спасительное» прибежище. На самом же деле здесь бегство от себя самого. Оставляя мир, настоящие подвижники как бы устремлялись в битву, чтобы победить в ней духовно го врага. По благодати Божией и силе Духа святые подвижники вступали в сражение. Одна из причин, почему святость отцов и подвижников духа древности часто нам кажется столь далекой, нереальной, недостижимой сегодня, состоит в том, что мы утра тили понятие духовной брани, борь бы. Блуд, пьянство многие считают не грехом, а естественной необходи мостью, сребролюбие —жизненной потребностью. Даже обман и воровс тво порой возводим мы в ранг особых, благородных проявлений в нашей жизни. В обществе уже давно сущес твует кризис святости, он начался не в наши дни. Однако святость несмотря ни на что остается нашим абсолютным призванием. Подлинная святость и сегодня, и всегда —это не бегство от мира, а бегство и освобождение от греха. В своей греховности мы чаще убегаем сами от себя и уносим с со бой при этом все свои грехи, а в таком бегстве чаще погибаем. Святость Бо- жиих угодников на протяжении всех веков была выражением в них Бо жественной любви. Формы святости меняются, бывают разными, но они всегда выражают те способы, которы ми Бог в сердцах верующих выражает свою любовь к миру. Вот тут важно признать, что Бог возлюбил нас пер вым и предал Себя за нас. Постигнув это сердцем, я на Его любовь ко мне отвечаю любовью. Любимый стано вится жизнью любящего. Если я для Него, как и Он для меня, значит, я до стоин Его, стал одной плотью с ним в единой любви. Жизнь —наша буду щая потеря. Не только потому, что мы смертны,но потому, что жить—значит любить, а любить —значит приносить свою жизнь в дар, в жертву. Ее нельзя удержать: мы ее вдыхаем и выдыхаем, отдаем, как получили. В этом именно наша праведность, наша духовность и наша святость, а не в каких-то словес ных объяснениях, обещаниях, обос нованиях. 22 МАЯ В АРА ГУБЕ НА ПРАЗДНИК НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА УСТАНОВЛЕН И ОСВЯЩЕН ПОКЛОННЫЙ КРЕСТ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz