Миссионерская православная газета. 2011 г. № 5-6. Июнь.

М иссионерская православная га зе та № 5 - 6 И Ю Н Ь 2 0 1 1 Л О В О З Е Р О А р х и е р е й с к о е с л у ж е н и е Исход Пасхи отметили в старинном саамском селе Ловозерский район —самый большой район Мурманс­ кой области, занимает около трети Кольского полуостро­ ва. На его территории легко могли бы уместиться такие европейские государства, как Бельгия или Голландия. Село Ловозеро (по-саамски Луявррсийт) раскинулось на обоих берегах небольшой реки Вирма, неподалеку от озера Ловозеро, и основано в 1574 году. Сегодня Ловозеро знаменито в основном сво­ ими праздниками: саамски­ ми фольклорными фестива­ лями, Праздником Севера, Летними саамскими играми, а когда-то было знаменито своей Богоявленской церко­ вью и ее священниками. С 1862 года здесь служили Кле- оник Семенович Митрофа­ нов, Петр Иванович Ручьев, Георгий Кириллович Терен­ тьев, Михаил Александрович Почезерский, с 1892 — Ни­ колай Николаевич Шмаков, с 1910 —Михаил Иванович Распутин, расстрелянный в начале 30-х годов на Солов­ ках. В кратком описании при­ ходов и церквей Архангель­ ской епархии о Ловозерс- ком узнаем, что в его состав входят четыре лопарских погоста —Ловозерский, Во- роненский, Лявозерский, Семиостровский. На 1863 год в Ловозерском по духовным росписям было 216 мужчин и 217 женщин. К открытию Ловозерского прихода в 1862 году, саамы- лопари вели кочевой образ жизни и большую часть вре­ мени проводили в тундре. В погосты собирались не более чем на четыре-пять зимних месяцев. С апреля до дека­ бря, а иногда до января ры­ бачили на озерах. ВЛовозеро приезжали не более двух раз, в церковные праздники —на Троицу и на Петра и Павла. Раньше весь саамский народ был православным, ни о каких других религи­ озных конфессиях и речи не шло, сегодня, к сожалению, большинство саамов разбре­ лось по сектам. С разбродом в душах, идет разброд и в самом саамском обществе: то Ассоциацию Кольских саамов создают, то Обще­ ственную организацию саа­ мов Мурманской области, то Национальный культурный центр, то ГОУ «Мурманский центр народов Севера», то молодежную общественную организацию саамов «Самь Нураш», то ратуют за Са­ амский парламент... Теперь появилась еще одна цель — создать Центр саамских зна­ ний. А единения в народе как не было, так и нет. Помню, когда работала над исследованием «Жизнь, обычаи и мифы Кольских саамов в прошлом и настоя­ щем», обращалась с расспро­ сами к пожилым саамам об их прошлой жизни, и мно­ гие делились счастливыми воспоминаниями о том, как через всю тундру на оленях добирались до Колы, чтобы попасть в Благовещенскую церковь на праздник или по­ венчаться, ехали туда и де­ тей окрестить. Своя церковь тоже была, но та — губерн­ ского значения, много в нее народу съезжалось. Большие церковные праздники тог­ да —целое событие! Теперь в Ловозере вновь есть небольшая возрожден­ ная Богоявленская церковь, и усилий никаких предпри­ нимать не надо, чтобы на богослужение прийти, да куда там. Который уж раз наблюдаю: придут на служ­ бу с десяток, а то и меньше женщин и старушек, вот и весь приход. 1 июня состоялась архи­ ерейская служба на которую собралось больше обычного народа. Владыка признался, что ему было приятно слу­ жить в этот раз. На пропо­ веди говорил, что приехал в последний день исхода Пас­ хи, успел еще сказать всем «Христос Воскресе!» —праз­ дник Пасхи закончился, но жизнь продолжается, и жить мы должны с теми установ­ ками, теми идеями и теми стремлениями, которые произросли в нас во время Пасхального празднования. «Главное, чтобы в нашей жизни всегда торжествовала победа добра над злом. Зла сейчас много, и с каждым годом становится еще боль­ ше. Священное Писание го­ ворит —мир наш лежит во зле, но позиция наша долж­ на быть неукоснительной. Мы должны всецело предать себя Богу, вручить Ему себя, чтобы Он хранил нас и защи­ щал...» Настоятель Богоявлен­ ской церкви отец Леонид Сулоев в своем приветствен­ ном слове сказал, что на этой службе он понял, как всем нам нужно еще совершенс­ твоваться в своем служении Господу, и выразил благодар­ ность в том, что владыка не дает расслабиться и потому каждая служба получается новой и не похожей на пре­ дыдущую. Надежда БОЛЬШАКОВА Просфора - святой хлеб КАК РАДУЕТ маленький, но дорогой сер д ц у по дар ок - аккуратная круглая булочка с печатью, которую после литургии вхр а м а х р аздаю т верую ­ щим. Этот хлеб с особы м вкусом, чуть сладковаты й, принято съ едать ср а зу по сле служ бы . Можно, береж но завернув, принести домой, чтобы р аз­ делить его с родными. И есть надо осторож но, не просы пав ни крошки, ведь этот хлеб - пр о сф ор а Выпечка просфор — это настоя­ щее церковное искусство, во многом сходное с иконописью. Их готовят из самых обычных продуктов - луч­ шей пшеничной муки, замешанной на чистой воде с добавлением соли, святой крещенской воды и закваски из дрожжей. Тесто стоит 4-5 часов, потом вымешивается, еще 2 часа под­ нимается, и только затем выпекается. Сладость тесту придает то, что оно делается заварным. При внешней простоте рецепта, требований великое множество. Про­ сфоры должны быть гладкими, без пузырей (их специально прокалыва­ ют иголками), без единой трещинки, с четким рисунком. Патриарх про­ сфорного дела из Новоспасского мо­ настыря отец Антипа насчитал около 150 моментов, которые нельзя упус­ тить. Один из них —угадать со вре­ менем выпечки, если чуть опоздать, просфора сморщится. Поверхность ПРОСФОРА (от греческого «при­ носимое») - приношения из хлеба, вина, с которыми ранние христиа­ не приходили в храм на литургию. Сейчас просфорой называется спе­ циальный квасной (живой) хлеб, употребляемый для совершения евхаристии (святого Причастия) - главнейшего таинства. Это таинс­ тво, при котором верующие христи­ ане вкушают Тело и Кровь Иисуса Христа Искупителя и, таким обра­ зом, соединяются с Богом. Соглас­ но Евангелию, евхаристия была ус­ тановлена самим Иисусом Христом на Тайной Вечере. Причащение не­ обходимо каждому христианину для спасения. Иисус же сказал им: «Ис­ тинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человечес­ кого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни». (Ин.6:53-58). просфоры должна быть гладкой, как кожа. Опытные просфорники гово­ рят: «Прикоснись к щеке — когда просфора на ощупь такая же, значит, ее пора печь. А если такая, как кожа руки, то рано еще». Просфора состоит из двух час­ тей, что символизирует две природы Христа — Божественную и челове­ ческую. Нижняя без украшений, а на верхней части изображается крест и начальные буквы имени Хрис­ та Спасителя: IC XC, и греческого слова NIKA, что означает: «Иисус Христос побеждает». Существуют также печати с изображением иконы Богородицы и святых угодников, на­ пример, преподобных Сергия Радо­ нежского, Серафима Саровского. В монастырях в просфорную вас не пустят. Пекут там по-особому, смазывая противни натуральным пчелиным воском. Мы смогли уз­ нать, как это делается в Свято-Ус­ пенском храме. Прихожанка храма Вера Александровна печет просфо­ ры последние пять лет. Мы беседуем у нее в кухне, пока она с помощни­ цей Ниной готовит тесто к выпечке: — Мы учились печь просфоры в храме города Полярные Зори. Там тоже пока пекут на дому. У нас есть просфорная, нужно только купить для нее специальную плиту. Но, как и в монастырях, мы все время читаем молитвы, пока готовим тесто. В нашей епархии делают так: тес­ то режут на полоски тонкой лапши, из которой подолгу выкатываются тонкие «колбаски». После этого их заново собирают в комочек и подогу шлифуют о поверхность стола, пока просфоры не приобретут нужную плотность и гладкость, покадоныш ­ ко не станет «полированным». Вот видите —мы сегодня в 12 начали, а в 6 вечера еще в печь не ставили —из- за того, что дрожжей кладется очень мало, тесто поднимается так долго. Работа трудоемкая, требует терпе­ ния. Бывает, с тестом не ладится —до вечера ничего не получается. Прихо­ дится все начинать заново. Но уди­ вительное дело —тесто месишь и ка­ таешь часами, а руки после не болят. И на душе хорошо, светло. Уже ближе к ночи хлеб выйдет из печи, чтобы отдохнуть и остыть. Рано утром просфору принесут в храм, вынут из нее частицу для Свя­ того Причастия, и освятят во вре­ мя литургии. С помощью больших просфор настоятель храма и совер­ шит самое большое церковное та­ инство. Остальные просфоры пос­ ле этого раздадут, чтобы утешить, поддержать, приобщить к жизни во Христе. Инна КОПТЕВА При подготовке использовались материалы журнала «Нескучный сад»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz