Миссионерская православная газета. 2011 г. № 5-6. Июнь.
М иссионерская православная га зе та № 5 - 6 И Ю Н Ь 2 0 1 1 Л О В О З Е Р О А р х и е р е й с к о е с л у ж е н и е Исход Пасхи отметили в старинном саамском селе Ловозерский район —самый большой район Мурманс кой области, занимает около трети Кольского полуостро ва. На его территории легко могли бы уместиться такие европейские государства, как Бельгия или Голландия. Село Ловозеро (по-саамски Луявррсийт) раскинулось на обоих берегах небольшой реки Вирма, неподалеку от озера Ловозеро, и основано в 1574 году. Сегодня Ловозеро знаменито в основном сво ими праздниками: саамски ми фольклорными фестива лями, Праздником Севера, Летними саамскими играми, а когда-то было знаменито своей Богоявленской церко вью и ее священниками. С 1862 года здесь служили Кле- оник Семенович Митрофа нов, Петр Иванович Ручьев, Георгий Кириллович Терен тьев, Михаил Александрович Почезерский, с 1892 — Ни колай Николаевич Шмаков, с 1910 —Михаил Иванович Распутин, расстрелянный в начале 30-х годов на Солов ках. В кратком описании при ходов и церквей Архангель ской епархии о Ловозерс- ком узнаем, что в его состав входят четыре лопарских погоста —Ловозерский, Во- роненский, Лявозерский, Семиостровский. На 1863 год в Ловозерском по духовным росписям было 216 мужчин и 217 женщин. К открытию Ловозерского прихода в 1862 году, саамы- лопари вели кочевой образ жизни и большую часть вре мени проводили в тундре. В погосты собирались не более чем на четыре-пять зимних месяцев. С апреля до дека бря, а иногда до января ры бачили на озерах. ВЛовозеро приезжали не более двух раз, в церковные праздники —на Троицу и на Петра и Павла. Раньше весь саамский народ был православным, ни о каких других религи озных конфессиях и речи не шло, сегодня, к сожалению, большинство саамов разбре лось по сектам. С разбродом в душах, идет разброд и в самом саамском обществе: то Ассоциацию Кольских саамов создают, то Обще ственную организацию саа мов Мурманской области, то Национальный культурный центр, то ГОУ «Мурманский центр народов Севера», то молодежную общественную организацию саамов «Самь Нураш», то ратуют за Са амский парламент... Теперь появилась еще одна цель — создать Центр саамских зна ний. А единения в народе как не было, так и нет. Помню, когда работала над исследованием «Жизнь, обычаи и мифы Кольских саамов в прошлом и настоя щем», обращалась с расспро сами к пожилым саамам об их прошлой жизни, и мно гие делились счастливыми воспоминаниями о том, как через всю тундру на оленях добирались до Колы, чтобы попасть в Благовещенскую церковь на праздник или по венчаться, ехали туда и де тей окрестить. Своя церковь тоже была, но та — губерн ского значения, много в нее народу съезжалось. Большие церковные праздники тог да —целое событие! Теперь в Ловозере вновь есть небольшая возрожден ная Богоявленская церковь, и усилий никаких предпри нимать не надо, чтобы на богослужение прийти, да куда там. Который уж раз наблюдаю: придут на служ бу с десяток, а то и меньше женщин и старушек, вот и весь приход. 1 июня состоялась архи ерейская служба на которую собралось больше обычного народа. Владыка признался, что ему было приятно слу жить в этот раз. На пропо веди говорил, что приехал в последний день исхода Пас хи, успел еще сказать всем «Христос Воскресе!» —праз дник Пасхи закончился, но жизнь продолжается, и жить мы должны с теми установ ками, теми идеями и теми стремлениями, которые произросли в нас во время Пасхального празднования. «Главное, чтобы в нашей жизни всегда торжествовала победа добра над злом. Зла сейчас много, и с каждым годом становится еще боль ше. Священное Писание го ворит —мир наш лежит во зле, но позиция наша долж на быть неукоснительной. Мы должны всецело предать себя Богу, вручить Ему себя, чтобы Он хранил нас и защи щал...» Настоятель Богоявлен ской церкви отец Леонид Сулоев в своем приветствен ном слове сказал, что на этой службе он понял, как всем нам нужно еще совершенс твоваться в своем служении Господу, и выразил благодар ность в том, что владыка не дает расслабиться и потому каждая служба получается новой и не похожей на пре дыдущую. Надежда БОЛЬШАКОВА Просфора - святой хлеб КАК РАДУЕТ маленький, но дорогой сер д ц у по дар ок - аккуратная круглая булочка с печатью, которую после литургии вхр а м а х р аздаю т верую щим. Этот хлеб с особы м вкусом, чуть сладковаты й, принято съ едать ср а зу по сле служ бы . Можно, береж но завернув, принести домой, чтобы р аз делить его с родными. И есть надо осторож но, не просы пав ни крошки, ведь этот хлеб - пр о сф ор а Выпечка просфор — это настоя щее церковное искусство, во многом сходное с иконописью. Их готовят из самых обычных продуктов - луч шей пшеничной муки, замешанной на чистой воде с добавлением соли, святой крещенской воды и закваски из дрожжей. Тесто стоит 4-5 часов, потом вымешивается, еще 2 часа под нимается, и только затем выпекается. Сладость тесту придает то, что оно делается заварным. При внешней простоте рецепта, требований великое множество. Про сфоры должны быть гладкими, без пузырей (их специально прокалыва ют иголками), без единой трещинки, с четким рисунком. Патриарх про сфорного дела из Новоспасского мо настыря отец Антипа насчитал около 150 моментов, которые нельзя упус тить. Один из них —угадать со вре менем выпечки, если чуть опоздать, просфора сморщится. Поверхность ПРОСФОРА (от греческого «при носимое») - приношения из хлеба, вина, с которыми ранние христиа не приходили в храм на литургию. Сейчас просфорой называется спе циальный квасной (живой) хлеб, употребляемый для совершения евхаристии (святого Причастия) - главнейшего таинства. Это таинс тво, при котором верующие христи ане вкушают Тело и Кровь Иисуса Христа Искупителя и, таким обра зом, соединяются с Богом. Соглас но Евангелию, евхаристия была ус тановлена самим Иисусом Христом на Тайной Вечере. Причащение не обходимо каждому христианину для спасения. Иисус же сказал им: «Ис тинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человечес кого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни». (Ин.6:53-58). просфоры должна быть гладкой, как кожа. Опытные просфорники гово рят: «Прикоснись к щеке — когда просфора на ощупь такая же, значит, ее пора печь. А если такая, как кожа руки, то рано еще». Просфора состоит из двух час тей, что символизирует две природы Христа — Божественную и челове ческую. Нижняя без украшений, а на верхней части изображается крест и начальные буквы имени Хрис та Спасителя: IC XC, и греческого слова NIKA, что означает: «Иисус Христос побеждает». Существуют также печати с изображением иконы Богородицы и святых угодников, на пример, преподобных Сергия Радо нежского, Серафима Саровского. В монастырях в просфорную вас не пустят. Пекут там по-особому, смазывая противни натуральным пчелиным воском. Мы смогли уз нать, как это делается в Свято-Ус пенском храме. Прихожанка храма Вера Александровна печет просфо ры последние пять лет. Мы беседуем у нее в кухне, пока она с помощни цей Ниной готовит тесто к выпечке: — Мы учились печь просфоры в храме города Полярные Зори. Там тоже пока пекут на дому. У нас есть просфорная, нужно только купить для нее специальную плиту. Но, как и в монастырях, мы все время читаем молитвы, пока готовим тесто. В нашей епархии делают так: тес то режут на полоски тонкой лапши, из которой подолгу выкатываются тонкие «колбаски». После этого их заново собирают в комочек и подогу шлифуют о поверхность стола, пока просфоры не приобретут нужную плотность и гладкость, покадоныш ко не станет «полированным». Вот видите —мы сегодня в 12 начали, а в 6 вечера еще в печь не ставили —из- за того, что дрожжей кладется очень мало, тесто поднимается так долго. Работа трудоемкая, требует терпе ния. Бывает, с тестом не ладится —до вечера ничего не получается. Прихо дится все начинать заново. Но уди вительное дело —тесто месишь и ка таешь часами, а руки после не болят. И на душе хорошо, светло. Уже ближе к ночи хлеб выйдет из печи, чтобы отдохнуть и остыть. Рано утром просфору принесут в храм, вынут из нее частицу для Свя того Причастия, и освятят во вре мя литургии. С помощью больших просфор настоятель храма и совер шит самое большое церковное та инство. Остальные просфоры пос ле этого раздадут, чтобы утешить, поддержать, приобщить к жизни во Христе. Инна КОПТЕВА При подготовке использовались материалы журнала «Нескучный сад»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz