Миссионерская православная газета. 2011 г. № 5-6. Июнь.

4 М иссионерская православная га зе та № 5 - 6 И Ю Н Ь 2 0 1 1 ПА С ХА - 2 0 11 В от азбука - начало всех начал. Открыл букварь, и - детством так и дунуло! Л Константин-философ по ночам Не спал, наверно, буковки выдумывал. Шептал. Перо в чернила окунал. Он понимал, что буковки - основа Грядущего неписаного слова, Великого, как Тихий океан. Ян Гольцман Они родили нашу цивилизацию славянскую Возжигание свечей у памят­ ника Кириллу и Мефодию проходило в девять утра, а в начале одиннадцатого по­ дошли ребята 2 «Б» класса школы № 36 со своей учи­ тельницей Анной Петровной Питлярович. К первоучите­ лям они пришли не по чьей- то указке сверху, а по велению души. Второклассница Вера Никоненко, написавшая свое маленькое, но уже настоящее исследование «История воз­ никновения букв», зачитала отрывок из него и стихотво­ рение Яна Гольцмана. Ребятишки внимали каж­ дому слову своей одноклас­ сницы. Когда Вера закончила читать, учительница пред­ ложила ребятам возложить цветы, которые дети принес­ ли с собой. Устроители праз­ дника, пробуя аппаратуру, включили веселую музыку, ребятишки и тут не растеря­ лись и пустились у памятни­ ка в пляс, особенно старалась Лиля Матушкина, она лихо вытанцовывала вприсядку. Дети радовались празднику искренне, изнутри, устроив его сами себе. Я спросила у Анны Пет­ ровны, почему так рано при­ шли? И та просто ответила: —Завтра у нас последний звонок, в 12 часов репети­ ция, а ребятам так хотелось прийти поклониться нашим первоучителям, положить к их подножию цветы, что я ре­ шила —нельзя это их стрем­ ление подрывать на корню, вот раньше и пришли. Потихоньку стали соби­ раться верующие, подходи­ ли, зажигали свечи, прикла- манске. Подошли священ­ ники храма Спас на водах, и начался молебен святым равноапостольным Кириллу и Мефодию. После окропления при­ сутствующих на богослуже- дывались к памятнику, как к иконе, и небезосновательно, он и есть своеобразная ико­ на — четырежды освящен­ ный, когда в Мурманск из Болгарии везли. Освящали его сначала в Софии (Болга­ рия), затем в Киеве, Великом Новгороде и, наконец, в Мур- нии, сказал свою проповедь благочинный, настоятель храма Спас на водах прото­ иерей Андрей Амелин, посе­ товав, что сегодня, к сожале­ нию, мало в школе говорят об истории государства Рос­ сийского: «Даже сейчас, ког­ да здесь у памятника святым происходит богослужение, школьники и их учителя сто­ ят отодвинутые от этого со­ бытия. Они не слышат про­ поведи о славянских святых братьях. А когда мы отсюда уйдем, им будет дана отмаш­ ка, и вот тогда они устремят­ ся к памятнику, только уже не Колоннами к славянским просветителям Мурманск отмечает 25-летие Праздника славянской письменности и культуры - так было объявлено мурманскими литерато­ рами во все светские СМИ области. И это было бы так, если 1986 год, когда Мурманск впервые заявил об этом празднике и от­ метил его не считать годом отсчета. Но видимо мурманские писатели, профукав юбилейную дату в прошлом году, решили наверстать упущенное в этом, введя всех в заблуждение, и потому на площадь Пер­ воучителей к равноапостольным Кириллу и Мефодию в празднично украшенной колон­ не мурманских школьников, шли в этом году и работники культуры. Зрелище получилось ярким и красочным: разноцветные шары, стремящиеся взмыть в поднебесье; боль­ шие и малые буквицы «Кириллицы»: «Азъ», «Рцы», «Иже», «Глаголъ» в руках школьни­ ков; живые цветы; плакаты и транспаранты, выполненные славянской вязью... Выступил перед собравшимися и гу­ бернатор области Дмитрий Дмитриенко, напомнивший всем, что для мурманчан этот праздник поистине особенны й, прой­ дя в 1986 году,он был узаконен на госу­ дарственном уровне. Вспомнил губерна­ тор и то, что к празднику был причастен художник слова писатель Виталий Семе­ нович Маслов, Правительством Мурманс­ кой области принято решение установить ему бюст на аллее писателей у Областной детско-юношеской библиотеки. Торжес­ твенно были оглашены итоги конкурса оформления школьных колонн, первое место в котором присудили гимназии №3. От мурманских писателей слово сказал Михаил Орешета. Все это во весь голос кричало о Праз­ днике! Но, к сожалению, это была лишь только вывеска, а глубинное понятие праз­ дника славянской письменности - молитва святым, проповедь священника, возжига­ ние свечей, чтение стихов школьниками остались недоступными для тех, кто при­ шел в украшенных колоннах. слушать слово Божие, а вни­ мать песням и речам... Но, слава Богу, есть еще люди, которые несут в себе по-на­ стоящему высокие идеалы, которые способны жить пол­ ноценной жизнью, чтобы не тело управляло духом челове­ ка, а дух —телом. Вспомним Сергия Радонежского, он не кричал, что нужно идти спа­ сать Русь, а ушел в леса спа­ сать душу свою бессмертную, тем самым притянув к себе подобных людей. И возник вокруг него монастырь—Тро- ице-Сергиева лавра, куда и по сей день за благослове­ нием идут наши политики, куда приходил святой князь Дмитрий Донской, и Россия по молитвам преподобного Сергия, по молитвам Церкви спаслась. Кирилл и Мефодий, свя­ тые равноапостольные, по сути и родили нашу славян­ скую цивилизацию и пись­ менность, впоследствии из которой выросла великая классическая литература. Ка­ кую отрасль нашей культур­ ной жизни не возьми, везде они заявили о своем христи­ анстве и своей душе. Во всем мире нас знают, как великих композиторов и писателей, художников и ученых, даже балет — высокое искусство танца родила русская хрис­ тианская цивилизация. И все это благодаря тому, что когда-то Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку, и мы стали культурным хрис­ тианским народом. Поэтому мы должны помнить наших просветителей, молиться им, чтобы они предстательство­ вали за нас перед Господом. Мы все вечны, и в своей веч­ ности идем или к Богу или к диаволу —другого пути нет. Вот святые и молятся за нас, за наши души, чтобы люди вокруг церкви объединились, чтобы наше государство не сошло на нет, чтобы народ, наконец, очнулся от духов­ ной спячки.» Вера РАССКАЗОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz