Миссионерская православная газета. 2011 г. № 5-6. Июнь.
М исси онерска я православная га зе та № 5 - 6 И Ю Н Ь 2 0 1 1 У М Б А П а л о м н и ч е с к и е з а м е т к и В этих людях нет «чемоданности», или Знакомство с Умбой и ее жителями ПЕРВЫЕ два раза я была в Умбе проездом, когда с победителями Областного литературно-истори ческого конкурса «Берег России» ездила в Варзугу. В Умбе мы оста навливались, чтобы познакомиться с Музеем поморского быта, осно ванным в 1991 году. Он привлекал внимание обилием подлинных предметов поморской старины и чем-то напомнил Ловозерский музей саамской культуры и быта, только казался более домашним. В начале 2000 годов, читая заметки из газет об Умбе, я почему-то вос принимала ее совсем небольшим поселением. Воочию увидев Умбу, которая растянулась по Кандалакшскому заливу не на один километр, я была Александр Комаров поражена несоответствию моего представления и реальной действи тельности. Именно тогда в Умбе я прочувствовала давно забытый по морский дух. Умба напомнила мне детство, отцовскую деревню Куше- реку Архангельской области, кото рую я считала истинно поморской и думала, что подобных уже не су ществует. В Умбе я почувствовала какую-то особую ширь, умиротво ренность, размеренность. Помо ры —особый народ, со своим пат риархальным устройством жизни, Строящаяся церковь в Умбе хозяйственностью. В каждом из них чувствовалась породистость, надежность, жизнестойкость. По бывав в гостях у библиотекаря Валентины Безуглой, я увидела во всем уют и какую-то домови тость. То же ощущение осталось и от посещения дома Абросимовых. В этих людях нет «чемоданности», они прочно живут на своей земле. Поморы! Интереснейший народ, со своим языком, культурой, фоль клором . Умба у меня ассоциировалась с поморскими фольклорными праз дниками: фестиваль музыки, на родных традиций и ремесел; еже годная Поморская гребная регата; с недавних пор и Праздник помор ской козули . И совсем Умба не ас социировалась у меня с церковью, хотя я прекрасно знала, что время от времени владыка служит здесь, а настоятель здешней церкви —ие ромонах Давид (Дубинин). Пролистав однажды подшив ки газеты «Терский берег», была удивлена тому, что раз в месяц печатается в ней православный «Благовест», что далеко не в каж дой светской газете увидишь. А готовит ее удивительная женщи на с необыкновенным сочетанием имени и фамилии — Маргарита Карвонен. Я представляла ее моло- дой, чем-то напоминающей Марту, из фильма «Долгая дорога в дюнах» в исполнении Лилиты Озолиня. И вот, после архиерейской службы, я, наконец, познакомилась с ней: несмотря на свои 79 лет, она все еще статная, красивая женщина. Педагог по образованию, Марга рита Александровна связала свою жизнь с журналистикой, однажды за «неполитическую» информа цию о варзужской Успенской цер кви в газете «Терский коммунист» схлопотала выговор. Приехав в мае этого года в Умбу, я первым делом встретилась с ис ториком, краеведом Александром Комаровым. Почему с ним? Пото му что прежде чем переехать жить в Умбу, Александр жил в Ревде, где создал Музей комбината и исто рии поселка, где был директором. У Комаровых меня приветливо встретила жена Александра Оль га, угостила своими фирменными котлетами из терской селедки, ко торые от мясных не отличишь. Их двухэтажный дом —это тоже музей: макеты самолетов, книги, карты, поморская старинная утварь. Ис тория — это увлечение и страсть Александра. Благодаря Александру Комаро ву в 1989 году в Ревде установили памятник-самолет. В 1941 году Уинстон Черчилль предложил Ста лину в рамках программы «ленд- лиза» поставить 200 истребителей типа «Харрикейн», и уже в октяб ре 1941-го в Мурманск прибыла первая партия самолетов, достав ленная морем. Достаточно хорошо освоив истребитель, советские лет чики стали одерживать на нем по беды. По инициативе Александра, останки английского истребителя вывезли сЧерной речки и восстано вили. Теперь самолет «Харрикейн» времен Великой Отечественной войны, установленный в 1989 году в честь боевого содружества СССР и Великобритании —достоприме чательность Ревды. Кстати, этот памятник в Ревде —единственный в России памятник самолету этого типа, а всего таких памятников в мире три. Переехав в Умбу, первое, что сделал Александр —установил по морский крест на острове Наблю дения. Построил две часовенки: 1999-м —в честь Николая Угод ника, прямо в Умбе, ее освятил иерей Владимир Андриянов; а в 2001-м —в честь Варлаама Керетс- кого, на Рыболовецкой тоне, ее ос вещал владыка Симон. — Эх, — сетует Александр, — мало времени у тебя, а то бы на Тоню свою свозил, музей и часов ню показал, о Владимире Смирно ве и наших с ним поездках на По ной рассказал. Но времени на самом деле было мало, и мы поехали в библиотеку, где меня уже ждали читатели. Выступа ла там впервые и хочется надеяться, что общение получилось, и довери тельный разговор состоялся. Надежда БОЛЬШАКОВА Ц е р к о в ь и о б щ е с т в о Причастившись Святых Таинств, они будут знать, что Господь рядом Начало на стр. 8 Закрытый образ жизни. У вас здесь работа и послушание, и в монасты ре служба, молитва и послушание. Была бы моя воля, я бы посовето вал вам еще каждый день читать житие святого праведного Иова. Оно учит вере и терпению, кото рого так не хватает нам в повсед невной жизни. Иов был человеком богатым, но не жадным. Жена родила ему деся терых детей, он вел благочестивую жизнь, был замечательным семья нином и во всем послушен Богу. Его жизнь была жизнью праведника, глубоко верующего, примернейше го из чад, но сатана усомнился в его праведности. И Бог, для испытания праведности Иова, попустил сатане лишить его своих животных, затем слуг, буря разрушила его дом, под обломками которого погибли дети. Но Иов продолжал молился: Гос подь дал, Господь взял; да будет имя Господне благословенно! Что есть святость? Добронра вие, за которое полагается награда, или верность, как опора до конца без ожиданий всякой милости свы ше? Сатана снова искушает Иова и посылает ему страшную болезнь — проказу. Услышав о несчастьях Иова, к нему приходят друзья, что бы утешить, поддержать и наста вить его. Однако Иов не находит утещения в их словах и просит ука зать ему в чем он согрешил перед Господом. Глас Божий приоткрыва ет ему Свою тайну и Иов приносит свое покаяние и послушание Богу. Господь возвращает, удвоив, пра веднику своему все его богатства, дает новых детей и долгую жизнь. Эта картина понятна и близ ка каждому человеку, потому что испытания могут прийти к любо му неожиданно и самые разные. Господь испытывает нас для того, чтобы укрепить в жизни, научить и подготовить нас для вечности, что бы утвердить в вере, в смирении, в терпении и любви. И любовь здесь —самый главный двигатель к веч ности. О втором пришествии гово рится, что людей будут судить по правде и по любви, но любовь пре взойдет и правду, потому что сказа но: Бог есть любовь». Владыка своими словами подвел к тому, что этот урок многовековой давности жив и по сей день, и люди им пользуются, чтобы утвердиться в вере в Господа, потому что толь ко в Нем наше спасение. Владыка призвал всех стойко переносить жизненные испытания, потому что они даются нам для нашего внут реннего исправления, как мост в жизнь вечную. Надежда БОЛЬШАКОВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz