Миссионерская православная газета. 2011 г. № 3-4. Апрель.

Миссионерская православная газета Q Т ВО Р Ч Е С Т ВО № 3 - 4 А П Р Е Л Ь 2 0 1 1 9 Актерское мастерство в рисунке человеческих судеб Марина Скоромникова в роли короля Лира Наверное сегодня уже мало кто помнит знаменитые строки Белинского о теат­ ре: «Театр?.. Любите ли вы театр так, как я люблю его, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиаз­ мом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатле­ ний изящного? Или, лучше сказать, можете ли вы не любить театра больше все­ го на свете, кроме блага и истины?..» Театр, который увидела Марина Скоро- мникова, по ее словам, был «...жестокий, часто неспра­ ведливый, но при всем этом самый чистый, светлый и целомудренный в святом своем месте —на сцене. Там исчезало все, и оставалась только радость.» Тогда у театра Северно­ го Флота своего помещения не было, он ютился в Доме офицеров в Росте. Каж­ дый день выезды, когда на машинах, когда на кораб­ лях. «Отмены спектаклей не допускались. Никакие болезни или несчастья не признавались. Только если ты совсем потерял голо или лежишь на операции. Клубы холодные, изо рта пар идет, зрители сидят в верхней одежде, на сцене в углах лед, а мы играем в легких платьях, и никаких отм ен.» Марина Петровна в своей «Попытке автобиографии» пишет: «Никто не знает, что это за феномен — «Театр». Откуда берутся в человеке вроде бы не свойственные ему походка, взгляд, мысли, чувства. Почемучасто скуч­ ные, замкнутые, закрытые люди на сцене становятся великолепными комиками. Не очень умные и недалекие в жизни, на сцене бывают мудрецами. И это не от слов, которые они произносят. Одни и те же слова может сказать и умный, и глупый человек. Есть что-то за сло­ вами, что-то таинственное и волшебное. Два актера игра­ ют одну и туже роль, говорят одни и те же слова, но один остается в памяти надолго, иногда навсегда, а другой растворяется бесследно.» Марине Петровне ка­ жется, что образы, которые играет она, существуют на самом деле, только у них нет тела, они ищут его и находят и воплощаются в н е й . Она сумела сыграть роль Медеи только после того, как съез­ дила в Египет, а Миссис К. из спектакля «Двадцать четыре часа из жизни женщины» по С. Цвейгу только после поез­ дки в Мексику.. Я познакомилась с Ма- как бабкина молитва в конце спектакля: «Господи! Прости Ты нас грешных, окаянных. Сами не ведаем, что творим, Господи, а по дурости на­ шей. Не давай Ты нам пока, Господи, ни денег этих, ни золота, а вразуми светом ра- своей героини на сцене, весь трагизм которой заключает­ ся в том, что ее бесконечные поиски пропавшего сына Жоламана приводят к тому, что она находит его, но в об­ разе манкурта (человека без памяти). риной Петровной в 2002 году и с тех пор просмотрела все спектакли с ее участием. Именно талант Марины по­ мог мне заново открыть для себя мир Областного театра драмы, где она работает. Я поняла, насколько силен ее талант. Диапазон актерского мастерства Скоромниковой одинаково богат палитрой красок в рисунке человечес­ ких судеб: от простой дере­ венской бабки и роли коми­ ческой до героини глубокого трагедийного характера. И все ее героини несут людям свет, добро, луч прозрения, зума Твоего. А уж как вразу­ мишь, да войдем в ум и возь­ мем каждый крест свой, вот тогда и пытай нас, Господи, и золотом и голодом». До сих пор на сцене Драмтеатра идет спектакль по мотивам рассказов Чин­ гиза Айтматова «Белое об­ лако Чингисхана». Если кто-то его еще не смотрел, обязательно посмотрите. Алтун Марины Скоромни- ковой веришь беспрекослов­ но. Она будто втягивает тебя в магию своего искусства. За три часа актриса по-на­ стоящему проживает жизнь Манкуртами станови­ лись люди, прошедшие спе­ циальную пытку. Тщательно очищенный верблюжий же­ лудок надевали на бритую голову связанного человека и оставляли на многие дни на солнцепеке. Верблюжья «шапочка», высыхая, стя­ гивала голову и приноси­ ла человеку невыносимые страдания, от которых боль­ шинство пленных умирало. Отрастающие волосы, не пробившись через высо­ хший «желудок», начина­ ли загибаться и прорастать в голову, принося адские муки, при которых человек навсегда терял память, пре­ вращаясь в робота, бездумно исполняющего приказы хо­ зяина. Становится понятно, что «манкуртизм» проник и в наше время. Сильно про­ низывают душу слова геро­ ини Скоромниковой о жес­ токосердии врагов: «Можно отнять богатство, землю, жизнь, но кто придумал от­ бирать у человека память?» Я искренне радуюсь ус­ пехам Марины Петровны на сцене, а как переживала за ее роль шекспировского коро­ ля Лира. Сколько было скеп­ тицизма, сомнений по этому поводу. Впервые в мировой театральной практике роль короля Лира играла женщи­ на! А как достойно у нее это получилось. Марина не пы­ тается играть мужчину, в ее воплощении Лир — старый человек без пола и возрас­ та, с внутренней трагедией родителя-гордеца, поддав­ шегося на лицемерную ложь старших дочерей, а затем испытывающего страшное разочарование ими. Марина играет Лира так, будто сама пережила подобное горе и боль. В спектакле «Обыкно­ венная история» Марина Петровна сыграла Хозяйку- мать, в которой я узнавала свою мамулю в молодости: горячую, готовую схватить­ ся за что попало и наподдать тебе, если провинилась, или в отчаянии запричитать, по­ жалеть. Перед спектаклем Марина предупредила, что роль у нее маленькая, не главная, но видя ее в образе Хозяйки, понимаешь, что для этой актрисы маленьких ролей не существует, любую она играет ярко, как глав­ ную. Новое ее детище —моно­ спектакль по пьесе Эрика- Эммануила Шмитта «Оскар и Розовая дама», о котором «Православная газета» уже подробно писала. Несмотря на то, что эта история о смер­ тидесятилетнего мальчика, в спектакле мощно утвержда­ ется жизнь. Поражает удивительная работоспособность Марины Петровны, ее постоянный поиск нового, энергия. Она готова репетировать столь­ ко, сколько надо, были бы силы и здоровье, что на се­ годняшний день для нее самое главное. Вот его-то сотрудники «Православной газеты» и желают Марине Скоромниковой. Здоровья и новых творческих побед! Надежда БОЛЬШАКОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz