Миссионерская православная газета. 2011 г. № 3-4. Апрель.
Миссионерская православная газета Q Т ВО Р Ч Е С Т ВО № 3 - 4 А П Р Е Л Ь 2 0 1 1 9 Актерское мастерство в рисунке человеческих судеб Марина Скоромникова в роли короля Лира Наверное сегодня уже мало кто помнит знаменитые строки Белинского о теат ре: «Театр?.. Любите ли вы театр так, как я люблю его, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиаз мом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатле ний изящного? Или, лучше сказать, можете ли вы не любить театра больше все го на свете, кроме блага и истины?..» Театр, который увидела Марина Скоро- мникова, по ее словам, был «...жестокий, часто неспра ведливый, но при всем этом самый чистый, светлый и целомудренный в святом своем месте —на сцене. Там исчезало все, и оставалась только радость.» Тогда у театра Северно го Флота своего помещения не было, он ютился в Доме офицеров в Росте. Каж дый день выезды, когда на машинах, когда на кораб лях. «Отмены спектаклей не допускались. Никакие болезни или несчастья не признавались. Только если ты совсем потерял голо или лежишь на операции. Клубы холодные, изо рта пар идет, зрители сидят в верхней одежде, на сцене в углах лед, а мы играем в легких платьях, и никаких отм ен.» Марина Петровна в своей «Попытке автобиографии» пишет: «Никто не знает, что это за феномен — «Театр». Откуда берутся в человеке вроде бы не свойственные ему походка, взгляд, мысли, чувства. Почемучасто скуч ные, замкнутые, закрытые люди на сцене становятся великолепными комиками. Не очень умные и недалекие в жизни, на сцене бывают мудрецами. И это не от слов, которые они произносят. Одни и те же слова может сказать и умный, и глупый человек. Есть что-то за сло вами, что-то таинственное и волшебное. Два актера игра ют одну и туже роль, говорят одни и те же слова, но один остается в памяти надолго, иногда навсегда, а другой растворяется бесследно.» Марине Петровне ка жется, что образы, которые играет она, существуют на самом деле, только у них нет тела, они ищут его и находят и воплощаются в н е й . Она сумела сыграть роль Медеи только после того, как съез дила в Египет, а Миссис К. из спектакля «Двадцать четыре часа из жизни женщины» по С. Цвейгу только после поез дки в Мексику.. Я познакомилась с Ма- как бабкина молитва в конце спектакля: «Господи! Прости Ты нас грешных, окаянных. Сами не ведаем, что творим, Господи, а по дурости на шей. Не давай Ты нам пока, Господи, ни денег этих, ни золота, а вразуми светом ра- своей героини на сцене, весь трагизм которой заключает ся в том, что ее бесконечные поиски пропавшего сына Жоламана приводят к тому, что она находит его, но в об разе манкурта (человека без памяти). риной Петровной в 2002 году и с тех пор просмотрела все спектакли с ее участием. Именно талант Марины по мог мне заново открыть для себя мир Областного театра драмы, где она работает. Я поняла, насколько силен ее талант. Диапазон актерского мастерства Скоромниковой одинаково богат палитрой красок в рисунке человечес ких судеб: от простой дере венской бабки и роли коми ческой до героини глубокого трагедийного характера. И все ее героини несут людям свет, добро, луч прозрения, зума Твоего. А уж как вразу мишь, да войдем в ум и возь мем каждый крест свой, вот тогда и пытай нас, Господи, и золотом и голодом». До сих пор на сцене Драмтеатра идет спектакль по мотивам рассказов Чин гиза Айтматова «Белое об лако Чингисхана». Если кто-то его еще не смотрел, обязательно посмотрите. Алтун Марины Скоромни- ковой веришь беспрекослов но. Она будто втягивает тебя в магию своего искусства. За три часа актриса по-на стоящему проживает жизнь Манкуртами станови лись люди, прошедшие спе циальную пытку. Тщательно очищенный верблюжий же лудок надевали на бритую голову связанного человека и оставляли на многие дни на солнцепеке. Верблюжья «шапочка», высыхая, стя гивала голову и приноси ла человеку невыносимые страдания, от которых боль шинство пленных умирало. Отрастающие волосы, не пробившись через высо хший «желудок», начина ли загибаться и прорастать в голову, принося адские муки, при которых человек навсегда терял память, пре вращаясь в робота, бездумно исполняющего приказы хо зяина. Становится понятно, что «манкуртизм» проник и в наше время. Сильно про низывают душу слова геро ини Скоромниковой о жес токосердии врагов: «Можно отнять богатство, землю, жизнь, но кто придумал от бирать у человека память?» Я искренне радуюсь ус пехам Марины Петровны на сцене, а как переживала за ее роль шекспировского коро ля Лира. Сколько было скеп тицизма, сомнений по этому поводу. Впервые в мировой театральной практике роль короля Лира играла женщи на! А как достойно у нее это получилось. Марина не пы тается играть мужчину, в ее воплощении Лир — старый человек без пола и возрас та, с внутренней трагедией родителя-гордеца, поддав шегося на лицемерную ложь старших дочерей, а затем испытывающего страшное разочарование ими. Марина играет Лира так, будто сама пережила подобное горе и боль. В спектакле «Обыкно венная история» Марина Петровна сыграла Хозяйку- мать, в которой я узнавала свою мамулю в молодости: горячую, готовую схватить ся за что попало и наподдать тебе, если провинилась, или в отчаянии запричитать, по жалеть. Перед спектаклем Марина предупредила, что роль у нее маленькая, не главная, но видя ее в образе Хозяйки, понимаешь, что для этой актрисы маленьких ролей не существует, любую она играет ярко, как глав ную. Новое ее детище —моно спектакль по пьесе Эрика- Эммануила Шмитта «Оскар и Розовая дама», о котором «Православная газета» уже подробно писала. Несмотря на то, что эта история о смер тидесятилетнего мальчика, в спектакле мощно утвержда ется жизнь. Поражает удивительная работоспособность Марины Петровны, ее постоянный поиск нового, энергия. Она готова репетировать столь ко, сколько надо, были бы силы и здоровье, что на се годняшний день для нее самое главное. Вот его-то сотрудники «Православной газеты» и желают Марине Скоромниковой. Здоровья и новых творческих побед! Надежда БОЛЬШАКОВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz