Миссионерская православная газета. 2011 г. № 3-4. Апрель.
Миссионерская православная газета № 3 - 4 А П Р Е Л Ь 2 0 1 1 Н А В С Т Р Е Ч У П А С Х Е От Благовещенья до Вербного Воскресения С ДАВНИХ времен до Пас хи народ обычно отмечал два больших божественных праздника — Благовещенье и Вербное Воскресение. Начиная сранней христиан ской Церкви событие Бла говещения священнослу жителями рассматривалось как первый акт исполнения Богом Своих обетований о Христе. Ангел Господень донес Марии благую весть о рождении Своего Сына Иисуса. О значении праздника я узнала уже в зрелом воз расте, а со школьных лет он у меня ассоциировался только с предупреждени ем мамы: «Смотри, дочь, сегодня не делай ничего, праздник большой божест венный — Благовещенье — птица гнезда не вьет, девица косы не плетет». Почему не вьет, почему не плетет, мама объяснить не могла, а на мои вопросы отвечала, что так старые люди гово рят, а они все знают, прос то нужно верить и испол нять. А народная примета, как выяснилось, началась с кукушки, которая, якобы, в Благовещенье дерзнула гнездо себе свить, вот до сей поры и несет божественное наказание — подкидывает яйца в чужие гнезда, не имея своего. Откуда же появилось на Руси название Вербное Вос кресение? Разве в бытность Христа в Иерусалиме верба росла? Ее там не было. Вер бное Воскресение — чисто российское название этого праздника. В Священном Писании говорится о Входе Господнем в Иерусалим — празднике, предшествую щем Пасхе. Все четыре евангелиста повествуют о Входе Иисуса Христа в Иерусалим за не сколько дней до крестных страстей Его. Когда после чудесного воскрешения Ла заря, за шесть дней до Пас- ное Воскресение —один из наиболее почитаемых пра вославных праздников. К этому времени обычно на чинает цвести верба. Было приятно наблюдать, как прихожане, пришедшие на богослужение, держали в руках не только зажженные свечи, но и веточки вербы с набухшими почками-«шме- ликами». Служба получи лась светлой и доброй. В этот день отцуЛеониду при шлось нелегко, как сказали послушницы храма, он про вел службу, проповедь и все требы: водосвятие, отпева ние, освящение крестиков, машин... После службы зашла к родителям подарить ве- хи, Иисус Христос собрался идтив Иерусалим, произош ло неожиданное. Множест во народа, пришедшего на праздник, услышав, что Ии сус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклица ли: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!» Подсти лали свои одежды, срезали ветви с пальм и бросали по дороге, дети приветство вали Мессию. Уверовав в могущественного и благого Учителя, простой сердцем народ готов был признать в Нем Царя, который пришел освободить его. Праздник Входа в Иеру салим от использования в этот день ваий (пальмовых ветвей, а в России —верб) называется еще Неделей ваий или Вербным Воскре сением. Об этом в своей проповеди на праздничной службе в Свято-Покровс- кой церкви Ревды говорил иерей Леонид Сулоев. В празднике Входа Господня в Иерусалим ярко загорается слава Христа как Всемогу щего Бога, как Царя, сына Давидова. В России Верб- точку освященной вербы. Мама обрадовано произнес ла: «Постучи-ка ею по мне и отцу, чтоб здоровы были». Я стала аккуратно постукивать веточкой по родителям, а мама в это время пригова ривала: «Будем такими же сильными, как верба, та кими же здоровыми, как ее корни, такимижебогатыми, как земля». И вновь я яви лась свидетельницей того, как православные традиции пересекаются с народными приметами. Недаром верба считается самым жизне стойким деревом, говорят, что даже если ветку вербы воткнуть в землю вверх «но гами», то она все равно при мется, и начнет расти. Связано с вербой много поговорок и примет: «На канун Вербного Воскресения святой Лазарь за вербой лазил», «Скотину выгоняют в поле в первый раз (на Юрья) вербой с Вер бного Воскресения», «Если вербная неделя ведряная, с утренниками, то яри хоро ши будут», «Не верба бьёт, а старый грех». Надежда БОЛЬШАКОВА Н ародная артистка Рос сии Марина Петровна Скоромникова 26 мая 2011 года отметит свой 75-лет ний юбилей и 55лет на сцене. С 1969 года и по день сегод няшний она - ведущая артист ка Областного театра драмы. С юбилеями ее поздравляет редакция «Православной газеты». Родилась Марина Скоро- мникова в Москве, но мос квичкой не стала. Ее роди тели-актеры переезжали из театра в театр, внося в жизнь дочери новые города: Комсо мольск-на-Амуре, Вологда, Великий Устюг, Иваново, куда их занесло перед самой войной. Протоиерей Лев Махно, заведующий кафедрой теологии ТулГУпри водит пример своего знакомства с отцом Всеволодом Шпиллером: «Человек образованный, высокой культуры, он лю бил театр. Кто-то счи тает, что священникам недопустимо посещать театр. Когда отец Все волод приходил в театр, в антракте все ходили за ним по пятам, и это была проповедь о Христе. Он проповедовал своим интеллектом, своей ак куратностью, манерами. И сколько людей в годы атеизма благодаря про поведям отца Всеволода обратились ко Христу! Не только его пропове дям с амвона, но и таким импровизированным проповедям в театре, на музыкальных вечерах». В начале 1942 года отец Марины погиб, и они оста лась вдвоем с мамой, которая и слышать не хотела о грезах дочери театром. Пришлось девушке поступить в Ива новский пединститут, в кото ром она впервые запела. Пела везде и все: арии из опер, ро мансы, итальянские песни и песни из репертуара Клавдии Шульженко, пела вплоть до маминой смерти. Когда ее не стало, «запойный» период Марины закончился. В институте она не учи лась, а мучилась, и мать, почувствовав, что педаго гика — сфера не ее дочери, сама привела Марину в Ива новский театр. Затем был театр в Горьком и, наконец, приглашение в театр Север ного флота, который тогда славился по всей стране. Великолепный режис сер, народный артист Исай Борисович Шойхет показал Марине театр без прикрас.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz