Миссионерская православная газета. 2011 г. № 3-4. Апрель.

Д У Х О В Н Ы Й Л У Г Миссионерская православная газета № 3 - 4 А П Р Е Л Ь 2 0 1 1 7 ХРИСТИАНЕ, как «свет миру», должны быть об­ разцом не только в нравс­ твенном отношении, но и быть законопослушными и исполнительными граж­ данами своего государства. А стоявшие во главе этих государств власти были языческими, к христианам относились с недоверием, недоброжелательством, пе­ реходившим в открытые гонения. Подавляющее большинство среди первых христиан составляли рабы, положение которых с при­ нятием ими веры Христо­ вой еще более ухудшилось. Ап. Павел советует своему ученику Титу увещевать их «повиноваться своим господам, угождать им во всем, не прекословить», чтобы таким поведением они уподоблялись Христу, пришедшему в мир как раб послужить всему человечес­ тву (Тит. 2: 9-10). Ап. Павел призывает рабов «быть ук­ рашением учению Спасите­ ля», показывая им высокую цель их служения —путь ко спасению во Христе. В отношении к граждан­ ским властям апостол тре­ бует от подданных по сути дела того же: быть покор­ ным, повиноваться не толь­ ко из страха наказания, но и по совести, отдавать вся­ кому должное (Рим.13: 1, 5, 7). То же говорит и ап. Пётр: «будьте покорны всякому человеческому начальс­ тву, для Господа» (1 Петр. 2: 13-14), подчеркивая, что именно такое поведение христианина угодно Богу. Ап. Петр показывает ие­ рархию человеческой влас­ ти, особо выделяя царскую власть, как верховную, го­ сударственную, ставя ее но­ сителя только после Бога: «Бога бойтесь, царя чтите» (1 Петр.2: 17). Богословским обоснова­ нием подчинения властям и начальникам служат слова ап. Павла: «Нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установле­ ны. Посему противящийся власти противится Божию установлению» (Рим.13: 1­ 2).Это по сути дела частный случай исполнения пятой заповеди: «чти отца твоего и матерь твою» (Исх.20: 12), — как родителей человек не выбирает, но, исполняя волю Божию, почитает их, так и власти поставляются Богом и им следует подчи­ няться и уважать их. Ап. Павел подчеркивает, что «начальник есть Божий слуга», трижды повторяя эту мысль (Рим.13: 4, 6). На­ чальник поставлен Богом «на добро» подчиненным, «в наказание делающему злое», сборщики податей —Божии служители, и каж­ дому из представителей власти надо отдавать долж­ ное, уважая их и оказывая им честь (Рим. 13: 7). Но как быть в том слу­ чае, когда власть имущие употребляют ее не «на доб­ ро», когда они преступают свои полномочия блюсти­ телей государственного и общественного порядка, а вторгаются в сферу ре­ лигиозную, подвластную только Богу? А таковыми были Римские императо­ ры уже во времена апосто­ лов: они считали себя не только государственными деятелями, но и «перво­ священниками» языческих богов и требовали от своих подданных соблюдения со­ ответствующих языческих ритуалов. Ведь знал же об этом ап. Павел, обраща­ ясь к христианам, прожи­ вающим в самом центре Римской империи. Что ж, его слова (Рим.13: 1-7) не­ верны? Ни в коем случае. Даже языческие правители, преследователи христиан, являются Божиими служи­ телями, подобно тому, как падшие ангелы остаются служебными духами. Без воли Божией ни те, ни дру­ гие ничего не могут сделать; а то, что Господь попускает через них совершаться злу, то это тоже на пользулюдям, для их вразумления. Господь требует от христиан четко различать, где «кесарево» и где Божие (Матф.22: 21), и в иерархии ценностей Божие ставить на первое место. Деятельность власть иму­ щих — это область Кесаря; христианин обязан подчи­ ниться этой власти лишь в области, отведенной ей Бо­ гом, и твердо отвергать те ее требования, которые скло­ няют его ко греху, которые противны Богу (Деян.4: 19). Так же и дети, по заповеди Божией, должны почитать родителей любых, но следо­ вать прежде всего за Богом (Матф.10: 37). И, наконец, самая глав­ ная обязанность христиа­ нина в отношении властей, любых, и кротких и справед­ ливых и даже богоборчес­ ких, —это молиться за них (1 Тим.2: 1-7). Апостол при­ зывает христиан молиться за всех людей, ибо Господь хочет, чтобы все люди спас­ лись, ибо Христос предал Себя на крестную смерть «для искупления всех» (1 Тим.2: 6). Н.П. Борисова Апостолы Петр об отношении к и Павел властям В своих посланиях апостолы Петр и Павел наставляли новообращенных христиан, как им следует вести себя в языческом окружении, в частности, как относиться к властям и начальникам Путевые з аме т к и о Т рифоно в с к и х чтениях «Преподобие отче наш Трифоне, моли Бога о нас!» После пожара 2007 года в Трифонов Печенгском монастыре, слова - мо­ настырь, Печенга, Трифон были, как го­ ворится, у всех «на слуху». В магазинах «Евророс» появились «кубышки», куда сердобольные мурманчане склады­ вали сдачу, оставшуюся от покупок, на восстановление монастыря. И для кошелька не слишком обременитель­ но, и душе спокойней, поделились, дескать - внесли свою лепту на дело богоугодное. В сентябре 2009 года я пошла учиться на Свято-Феодоритовс- кие епархиальные катехизаторские курсы, постигать «Основы Право­ славия». И не будет преувеличени­ ем сказать, что этот шаг изменил всю мою дальнейшую жизнь. Даже анализируя круг людей, с которыми мне посчастливилось познакомить­ ся за это время, я признала, что, все мои пять десятков прожитых лет не принесли мне такого удовольствия от общения с людьми, как этот год. 25 ноября 2010 года в Мурман­ ске было холодно. Стекла на ок­ нах микроавтобуса, везущего нас из столицы Кольского Заполярья на север (хотя куда уж севернее), затянуты толстым слоем ледяного великолепия. «Мы» —это группа из 10 чело­ век: священнослужители — отец Тарасий и отец Трифон, начальник катехизаторского отдела Епархии Антон Иванович Тучков, завуч катехизаторских курсов Наталья Петровна Грацианова, педагоги и я. «Я» —вообще-то никто! «Никто» в смысле, что все люди едут в ко­ мандировку —участвовать в тради­ ционных Трифоновских чтениях, а я просто из большой охоты там по­ бывать. Ехать долго и далеко —150 км. Монастырю, детищу препо­ добного Трифона, выпала тяжкая доля —неоднократно стирали его с лица земли, и неоднократно воз­ рождался он из пепла. От некогда могущественного Трифонов Пе- ченгского монастыря осталась «из­ бушка» —Храм Рождества Христо­ ва, постройки 1911 года. Хотелось все ж е видеть монастырь, нечто большее, нежели простую скром­ ную церквушку. 1декабря 2007 года случился по­ жар —безусловно, горе, беда, но с другой стороны — и прямое «ука­ зание» Господа, чтобы мы вернули его детищу —монастырю —былую славу и мощь. В 2009 году, по молитвам Пре­ подобного Трифона, началось ре­ альное возрождение монастыря, возрождение на том месте, где не­ когда и находилась монастырская обитель, и где ныне покоятся мно­ гострадальные мощи его. Туда, в Луостари, мы и держа­ ли свой путь. Напомню, когда мы выезжали из Мурманска, столбик термометра показывал -24 градуса. В Луостари, в окрестностях строя­ щегося монастыря было -35. Я, сняв перчатки, решила запечатлеть для истории здание храма, но уже через минуту сильно об этом пожалела. Надо было идти на молебен - на­ чало этого просветительского ме­ роприятия. Ощущение от молебна в холодном недостроенном здании было просто непередаваемым. Око­ ло 100 человек со свечами в руках молились преподобному Трифону, повторяя за игуменом монастыря Даниилом (Топоевым): «Преподоб- не отче наш Трифоне, моли Бога о нас!» В звенящий холодный воздух летели наши голоса, и храм весь светился от маленьких огоньков в руках у каждого. В декабре 2009 года Трифоновс­ кие чтения проходили в Мурманске и были посвящены православной истории Кольского края. Мне тог­ да тоже посчастливилось присутс­ твовать на них. Все было интерес­ но, познавательно и поучительно. Но для простого прихожанина все выступления были как-то слишком серьезны, я до их уровня тогда еще «не доросла», поэтому с некото­ рой опаской ожидала официальной части мероприятия. Основная часть Трифоновских чтений-2010 проходила в школе № 19 г. Заполярного. В морозный день в ней было как-то очень тепло, и в буквальном смысле, и в душевном. Очень доброжелательные люди, приятные умные детки. Тема этих чтений была очень актуальная — “Духовно-нравственное воспита­ ние и образование подрастающего поколения”. Наши дети очень ра­ нимы и чувствительны, они тянутся к истине, тянутся к свету, их легко можно увлечь и завоевать. Вопрос в том, кто будет этим «завоевате­ лем» —сила света или сила тьмы. В заключении было подписано соглашение между Православной церковью и Министерством Про­ свещения. А итог выступлений и общения можно выразить словами иеромонаха Тарасия (Перова): «От Души к Душе». Наталья КОРЖОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz