Миссионерская православная газета. 2011 г. № 3-4. Апрель.
Д У Х О В Н Ы Й Л У Г Миссионерская православная газета № 3 - 4 А П Р Е Л Ь 2 0 1 1 7 ХРИСТИАНЕ, как «свет миру», должны быть об разцом не только в нравс твенном отношении, но и быть законопослушными и исполнительными граж данами своего государства. А стоявшие во главе этих государств власти были языческими, к христианам относились с недоверием, недоброжелательством, пе реходившим в открытые гонения. Подавляющее большинство среди первых христиан составляли рабы, положение которых с при нятием ими веры Христо вой еще более ухудшилось. Ап. Павел советует своему ученику Титу увещевать их «повиноваться своим господам, угождать им во всем, не прекословить», чтобы таким поведением они уподоблялись Христу, пришедшему в мир как раб послужить всему человечес тву (Тит. 2: 9-10). Ап. Павел призывает рабов «быть ук рашением учению Спасите ля», показывая им высокую цель их служения —путь ко спасению во Христе. В отношении к граждан ским властям апостол тре бует от подданных по сути дела того же: быть покор ным, повиноваться не толь ко из страха наказания, но и по совести, отдавать вся кому должное (Рим.13: 1, 5, 7). То же говорит и ап. Пётр: «будьте покорны всякому человеческому начальс тву, для Господа» (1 Петр. 2: 13-14), подчеркивая, что именно такое поведение христианина угодно Богу. Ап. Петр показывает ие рархию человеческой влас ти, особо выделяя царскую власть, как верховную, го сударственную, ставя ее но сителя только после Бога: «Бога бойтесь, царя чтите» (1 Петр.2: 17). Богословским обоснова нием подчинения властям и начальникам служат слова ап. Павла: «Нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установле ны. Посему противящийся власти противится Божию установлению» (Рим.13: 1 2).Это по сути дела частный случай исполнения пятой заповеди: «чти отца твоего и матерь твою» (Исх.20: 12), — как родителей человек не выбирает, но, исполняя волю Божию, почитает их, так и власти поставляются Богом и им следует подчи няться и уважать их. Ап. Павел подчеркивает, что «начальник есть Божий слуга», трижды повторяя эту мысль (Рим.13: 4, 6). На чальник поставлен Богом «на добро» подчиненным, «в наказание делающему злое», сборщики податей —Божии служители, и каж дому из представителей власти надо отдавать долж ное, уважая их и оказывая им честь (Рим. 13: 7). Но как быть в том слу чае, когда власть имущие употребляют ее не «на доб ро», когда они преступают свои полномочия блюсти телей государственного и общественного порядка, а вторгаются в сферу ре лигиозную, подвластную только Богу? А таковыми были Римские императо ры уже во времена апосто лов: они считали себя не только государственными деятелями, но и «перво священниками» языческих богов и требовали от своих подданных соблюдения со ответствующих языческих ритуалов. Ведь знал же об этом ап. Павел, обраща ясь к христианам, прожи вающим в самом центре Римской империи. Что ж, его слова (Рим.13: 1-7) не верны? Ни в коем случае. Даже языческие правители, преследователи христиан, являются Божиими служи телями, подобно тому, как падшие ангелы остаются служебными духами. Без воли Божией ни те, ни дру гие ничего не могут сделать; а то, что Господь попускает через них совершаться злу, то это тоже на пользулюдям, для их вразумления. Господь требует от христиан четко различать, где «кесарево» и где Божие (Матф.22: 21), и в иерархии ценностей Божие ставить на первое место. Деятельность власть иму щих — это область Кесаря; христианин обязан подчи ниться этой власти лишь в области, отведенной ей Бо гом, и твердо отвергать те ее требования, которые скло няют его ко греху, которые противны Богу (Деян.4: 19). Так же и дети, по заповеди Божией, должны почитать родителей любых, но следо вать прежде всего за Богом (Матф.10: 37). И, наконец, самая глав ная обязанность христиа нина в отношении властей, любых, и кротких и справед ливых и даже богоборчес ких, —это молиться за них (1 Тим.2: 1-7). Апостол при зывает христиан молиться за всех людей, ибо Господь хочет, чтобы все люди спас лись, ибо Христос предал Себя на крестную смерть «для искупления всех» (1 Тим.2: 6). Н.П. Борисова Апостолы Петр об отношении к и Павел властям В своих посланиях апостолы Петр и Павел наставляли новообращенных христиан, как им следует вести себя в языческом окружении, в частности, как относиться к властям и начальникам Путевые з аме т к и о Т рифоно в с к и х чтениях «Преподобие отче наш Трифоне, моли Бога о нас!» После пожара 2007 года в Трифонов Печенгском монастыре, слова - мо настырь, Печенга, Трифон были, как го ворится, у всех «на слуху». В магазинах «Евророс» появились «кубышки», куда сердобольные мурманчане склады вали сдачу, оставшуюся от покупок, на восстановление монастыря. И для кошелька не слишком обременитель но, и душе спокойней, поделились, дескать - внесли свою лепту на дело богоугодное. В сентябре 2009 года я пошла учиться на Свято-Феодоритовс- кие епархиальные катехизаторские курсы, постигать «Основы Право славия». И не будет преувеличени ем сказать, что этот шаг изменил всю мою дальнейшую жизнь. Даже анализируя круг людей, с которыми мне посчастливилось познакомить ся за это время, я признала, что, все мои пять десятков прожитых лет не принесли мне такого удовольствия от общения с людьми, как этот год. 25 ноября 2010 года в Мурман ске было холодно. Стекла на ок нах микроавтобуса, везущего нас из столицы Кольского Заполярья на север (хотя куда уж севернее), затянуты толстым слоем ледяного великолепия. «Мы» —это группа из 10 чело век: священнослужители — отец Тарасий и отец Трифон, начальник катехизаторского отдела Епархии Антон Иванович Тучков, завуч катехизаторских курсов Наталья Петровна Грацианова, педагоги и я. «Я» —вообще-то никто! «Никто» в смысле, что все люди едут в ко мандировку —участвовать в тради ционных Трифоновских чтениях, а я просто из большой охоты там по бывать. Ехать долго и далеко —150 км. Монастырю, детищу препо добного Трифона, выпала тяжкая доля —неоднократно стирали его с лица земли, и неоднократно воз рождался он из пепла. От некогда могущественного Трифонов Пе- ченгского монастыря осталась «из бушка» —Храм Рождества Христо ва, постройки 1911 года. Хотелось все ж е видеть монастырь, нечто большее, нежели простую скром ную церквушку. 1декабря 2007 года случился по жар —безусловно, горе, беда, но с другой стороны — и прямое «ука зание» Господа, чтобы мы вернули его детищу —монастырю —былую славу и мощь. В 2009 году, по молитвам Пре подобного Трифона, началось ре альное возрождение монастыря, возрождение на том месте, где не когда и находилась монастырская обитель, и где ныне покоятся мно гострадальные мощи его. Туда, в Луостари, мы и держа ли свой путь. Напомню, когда мы выезжали из Мурманска, столбик термометра показывал -24 градуса. В Луостари, в окрестностях строя щегося монастыря было -35. Я, сняв перчатки, решила запечатлеть для истории здание храма, но уже через минуту сильно об этом пожалела. Надо было идти на молебен - на чало этого просветительского ме роприятия. Ощущение от молебна в холодном недостроенном здании было просто непередаваемым. Око ло 100 человек со свечами в руках молились преподобному Трифону, повторяя за игуменом монастыря Даниилом (Топоевым): «Преподоб- не отче наш Трифоне, моли Бога о нас!» В звенящий холодный воздух летели наши голоса, и храм весь светился от маленьких огоньков в руках у каждого. В декабре 2009 года Трифоновс кие чтения проходили в Мурманске и были посвящены православной истории Кольского края. Мне тог да тоже посчастливилось присутс твовать на них. Все было интерес но, познавательно и поучительно. Но для простого прихожанина все выступления были как-то слишком серьезны, я до их уровня тогда еще «не доросла», поэтому с некото рой опаской ожидала официальной части мероприятия. Основная часть Трифоновских чтений-2010 проходила в школе № 19 г. Заполярного. В морозный день в ней было как-то очень тепло, и в буквальном смысле, и в душевном. Очень доброжелательные люди, приятные умные детки. Тема этих чтений была очень актуальная — “Духовно-нравственное воспита ние и образование подрастающего поколения”. Наши дети очень ра нимы и чувствительны, они тянутся к истине, тянутся к свету, их легко можно увлечь и завоевать. Вопрос в том, кто будет этим «завоевате лем» —сила света или сила тьмы. В заключении было подписано соглашение между Православной церковью и Министерством Про свещения. А итог выступлений и общения можно выразить словами иеромонаха Тарасия (Перова): «От Души к Душе». Наталья КОРЖОВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz