Миссионерская православная газета. 2011 г. № 3-4. Апрель.
6 М иссионерская православная газета № 3 - 4 А П Р Е Л Ь 2 0 1 1 л у г Д УХО ВНЫЙ ИТОГОВАЯ РЕЗОЛЮ ЦИЯ VI ТРИФ О Н О ВСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЧТЕНИЙ Духовно-нравственные основы педагогической деятельности В современном мире идет война за молодое поколение: кому и как его воспитывать, к чему приучать. Это гражданс кая война за души детей Рост количества информа ции зачастую ведет к серьез ным психическим проблемам и даже заболеваниям совре менного человека. Информа ционные потоки непрестанно бомбардируют наше сознание, вызывая эффект понижения «воспринимательных и мыс лительных способностей». Огромное количество инфор мации, наряду с сильными зрительными образами-воз будителями психики, кото рые активно используются в интересах борьбы за влияние в сверхнасыщенном информа тивном поле, создают новую проблему —проблему воспри ятия полезной информации, а особенно Слова Божия и сло ва проповедника, церковной музыки и духовной культуры. Теряется сама сила слова, пос кольку объем слышимых на шим современником слов под прыгнул скачкообразно вверх, человек все более привыкает к яркой видеоинформации, в которой больше важен язык символов и образов, чем слов. Методы информационной агрессии становятся все более успешными и эффективными в эпоху практически неогра ниченных информационных потоков, в которых человеку зачастую просто некогда или лень разбираться. Кроме того, наживка клеветы и обмана всегда ориентирована на не мощи и страсти человеческой души, что усиливает эффект воздействия и создает заведо мо отрицательный настрой к восприятию противополож ных доводов. Насущной задачей системы как школьного, так и высшего образования в начале XXI века является активная позиция родителей и учителей по обес печению информационной и психической безопасности молодежи. Эти проблемы особенно обостряются в связи с тем, что современный мир, в частнос ти культура постмодернизма, предполагает антиуниверса лизм. Вместо единой абсолют ной Истины выдвигается «мно жественность относительных истин», происходит размыва ние морали, релятивизация понятий добра и зла, человек объявляется свободным на столько, что «он может выби рать все, что ему понравится, в том числе и зло». Отличительный признак на шей эпохи - это появление свое образной атмосферы «отсутс твия авторитетов», проблемы девальвации консультативного авторитета преподавателей и духовных наставников, имею щей основной своей причиной возможностьсамообразования, особенно через интернет. Пре терпевают девальвацию опыт и мнения старшего поколения. В связи с этим вторая слож нейшая задача современного образования — поддержание преемственного института преподавателей и создание ме тодик нового типа преподава ния, когда наряду с полезной и необходимой информацией учитель смог бы поддерживать свой авторитет в аудитории. Последняя задача предъявляет высокие требования и к само му преподавателю как с точки зрения его эрудиции и способ ности неожиданным образом освещать проблемные области в данной сфере знания, так и к его личностным характерис тикам. Святой Иоанн Кронштадс- кий писал: «Что мы хотим сде лать из наших юношей? Всез нающих или многознающих ученых мужей? Слишком не достаточно, потому что можно и весьма много знать, как го ворится, поглотить науку, быть весьма ученым человеком, и в то же время, увы, быть негод ным человеком и вредным чле ном общества... Значит, нам нужно образовать не только ученых людей, но и —что все го важнее и нужнее —добрых, богобоязненных христиан». В современном образова нии безусловно большое зна чение должно придаваться развитию навыков самосто ятельной творческой рабо ты школьников и студентов, чему серьезным препятстви ем становится ЕГЭ. Значение ЕГЭ для школьников теперь первостепенно, так как воз можность получения высшего образования полностью оп ределяется его результатами, особенности же ЕГЭ требуют отдельной программы подго товки школьников, в результа те чего школьное образование становится ориентированным на успешную сдачу ЕГЭ. Перед учителем и учеником ставятся новые задачи —научить и на учиться решать задачи опреде ленного типа с определенной скоростью, что подразумевает не более чем развитие мотор ных функций памяти, но не широких творческих способ ностей. Умение совершать ав томатические операции оказы вается втакой образовательной программе предпочтительнее умения размышлять, потому что размышление занимает время, которое при сдаче ЕГЭ является одним из решающих факторов. Кроме того, тестовые зада ния по определению не могут касаться тех областей знания, содержание которых не может быть формализовано, но без которых невозможно научить человека творческому мыш лению, а при существующей тенденции переориентации школьных программ на ЕГЭ, подобные области знания не минуемо окажутся второсте пенными в процессе обучения. В итоге это может означать смену основных функций шко лы и, несомненно, произойдет отказ от функций, которые выполняла школа в XIX и от части в XX веке. Результатом подобной реформы явится по нижение интеллектуального уровня и учителя, и ученика, поверхностность и несистема- тичность получаемых в школе знаний, которыми невозможно будет пользоваться вне условий тестовой задачи. Человек, полу чивший подобное образование, будет приучен искать во всем лишь знакомые ему шаблоны, набор которых будет постоянно требовать пополнения, так как человек окажется неспособным к личной оценке и принятию личного решения в ситуации, не вписывающейся в рамки из вестной схемы, в том числе он станет неспособным различать добро и зло, а его ум и душа ста нут благоприятной почвой для насаждения любых стереоти пов, которые смогут програм мировать его поведение. Христианское религиоз ное мировоззрение, наряду с многовековой христианской педагогической практикой, имеют достаточный потенци ал, чтобы дать современному человеку достойный его высо чайший смысл бытия, подвиг нуть к созидательному труду на благо семьи и отечества, создать надежную психологи ческую защиту от всевозмож ных деструктивных внешних воздействий. Творческое наследие выда ющихся христианских мыс лителей и святых становит ся крайне актуальным в XXI веке, прежде всего тем, что указывает на духовный авто ритет христианского наследия и Церкви, как на надежный гарант благополучного разви тия мирового и российского общества. Основой будущего общества, конечно, является молодежь, и от нас зависит, какими вырастут наши уче ники, каким будет общество середины XXI века. Ц И К Л Л Е К Ц И Й 27 марта в актовом зале паломнического центра Мур манской и Мончегорской епархии миссионерским отде лом была проведена встреча с прихожанами, которая по своему содержанию была вводной беседой, откры вающей цикл лекций на тему «Духовная безопасность личности»: «СМИ, интернет-ресурсы и их влияние». В ходе беседы были обозначены как позитивные, так и негатив ные стороны СМИ, влияющие на внутренний мир человека и образ его жизни. Как обезопасить себя и своих близ ких и, особенно, подрастающее поколение от нежела тельного влияния печатных изданий, телевидения, радио и сети интернет - один из ключевых моментов беседы. Духовная безопасность личности Каждый человек дол жен быть не пассивным приемником инфор мации, а думающим о пользе и вреде, которую приносят его личности всевозможные инфор мационные материалы, предлагаемые нам со станиц и экранов. Нам не отказаться от СМИ, как от мощного средс тва коммуникации меж ду людьми. В этом нет смысла, так как СМИ несет в себе и полезную и нужную информацию для человека. Любой может найти в этой об ласти взаимодействия ту часть, которая будет помощником в его раз витии и росте как лич ности. Одним из правил духовной безопасности является формирование правильногоотношения к средствам массовой информации в целом и к тому огромному мас сиву, который ежеднев но предлагается нам из различных источников. Все осознают опасность от бесконтрольного пог лощения информации самыми активными чле нами нашего общества— молодежью. Наши дети, достигая подросткового возраста, также попада- ют в эту группу риска. Что противопоставить натиску информации на наших юных членов об щества, делающих пер вые шаги самостоятель ности? Роль государства в защите подрастающего поколения и его заинте ресованность в этом с одной стороны. С другой стороны роль взрослых, прежде всего родителей, в вос питании подрастающего поколения в христианс ких традициях. Заложе ние христианской осно вы как одно из ключевых правил духовной безо пасности, на которую молодой человек смо жет опереться, когда он окажется лицом к лицу с красивой оберткой рек ламы, фильма, статьи или фотографии. Ведь на пути поиска знаний и ответов может встре титься много того, что уведет юношу или под ростка с доброго пути. Все эти вопросы об суждались на встрече и большинство присутс твующих приняли ак тивное участие, выска зывая свои мнения и задавая вопросы. В.А.Дубницкий, штатный катехизатор храма Всех Святых. Нам пишут МОЯ ПЕРВАЯ попытка прийти к Богу состоялась в школьные годы. Тогда мама брала меня даже на ночные богослуже ния, что для меня было весьма утомительным. Со временем посещение церкви вообще прекратилось, но я не задава ла вопросов, так какэто было мне на руку. Прошло много времени, и вот однажды, одна женщи на сказала мне, что ей было видение, в котором говори лось, что мне необходимо обратиться к Богу. Затем она стала рассказывать ис торию про свою бездетную знакомую, у которой после обращения к Богу появился ребенок. История эта как- то быстро позабылась, а всплыла лишь тогда, когда мне самой захотелось стать мамой. Долгожданная ра дость все не наступала. Ста ли появляться мысли обусы- новлении, но надежда на то, А вдруг так оно и есть? что будут свои дети, все еще теплилась. Вот тут-то я и вспомнила слова той женщи ны и подумала: «А вдруг так оно и есть?» Такя очутилась в храме. Потребовалось время, чтобы перестать бояться и стесняться своего пребыва ния там, чтобы от внешней молитвы перейти к внут ренней. Только после того, как желание иметь ребёнка перестало иметь навязчивый характер, а в моей жизни по явилась ежедневная молит ва, полная надежды, в нашей семье произошло чудо. После рождения ребенка мы с мужем решили часть отпуска путе шествовать по монастырям. И у Матронушки, и у Алексан дра Свирского я просила вто рогоребенка. Следующее чудо незамедлилопоявиться. Так,с Божьей помощью, наша семья стала намного счастливее. Прихожанка храма Всех Святых
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz