Миссионерская православная газета. 2011 г. № 3-4. Апрель.

6 М иссионерская православная газета № 3 - 4 А П Р Е Л Ь 2 0 1 1 л у г Д УХО ВНЫЙ ИТОГОВАЯ РЕЗОЛЮ ЦИЯ VI ТРИФ О Н О ВСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЧТЕНИЙ Духовно-нравственные основы педагогической деятельности В современном мире идет война за молодое поколение: кому и как его воспитывать, к чему приучать. Это гражданс­ кая война за души детей Рост количества информа­ ции зачастую ведет к серьез­ ным психическим проблемам и даже заболеваниям совре­ менного человека. Информа­ ционные потоки непрестанно бомбардируют наше сознание, вызывая эффект понижения «воспринимательных и мыс­ лительных способностей». Огромное количество инфор­ мации, наряду с сильными зрительными образами-воз­ будителями психики, кото­ рые активно используются в интересах борьбы за влияние в сверхнасыщенном информа­ тивном поле, создают новую проблему —проблему воспри­ ятия полезной информации, а особенно Слова Божия и сло­ ва проповедника, церковной музыки и духовной культуры. Теряется сама сила слова, пос­ кольку объем слышимых на­ шим современником слов под­ прыгнул скачкообразно вверх, человек все более привыкает к яркой видеоинформации, в которой больше важен язык символов и образов, чем слов. Методы информационной агрессии становятся все более успешными и эффективными в эпоху практически неогра­ ниченных информационных потоков, в которых человеку зачастую просто некогда или лень разбираться. Кроме того, наживка клеветы и обмана всегда ориентирована на не­ мощи и страсти человеческой души, что усиливает эффект воздействия и создает заведо­ мо отрицательный настрой к восприятию противополож­ ных доводов. Насущной задачей системы как школьного, так и высшего образования в начале XXI века является активная позиция родителей и учителей по обес­ печению информационной и психической безопасности молодежи. Эти проблемы особенно обостряются в связи с тем, что современный мир, в частнос­ ти культура постмодернизма, предполагает антиуниверса­ лизм. Вместо единой абсолют­ ной Истины выдвигается «мно­ жественность относительных истин», происходит размыва­ ние морали, релятивизация понятий добра и зла, человек объявляется свободным на­ столько, что «он может выби­ рать все, что ему понравится, в том числе и зло». Отличительный признак на­ шей эпохи - это появление свое­ образной атмосферы «отсутс­ твия авторитетов», проблемы девальвации консультативного авторитета преподавателей и духовных наставников, имею­ щей основной своей причиной возможностьсамообразования, особенно через интернет. Пре­ терпевают девальвацию опыт и мнения старшего поколения. В связи с этим вторая слож­ нейшая задача современного образования — поддержание преемственного института преподавателей и создание ме­ тодик нового типа преподава­ ния, когда наряду с полезной и необходимой информацией учитель смог бы поддерживать свой авторитет в аудитории. Последняя задача предъявляет высокие требования и к само­ му преподавателю как с точки зрения его эрудиции и способ­ ности неожиданным образом освещать проблемные области в данной сфере знания, так и к его личностным характерис­ тикам. Святой Иоанн Кронштадс- кий писал: «Что мы хотим сде­ лать из наших юношей? Всез­ нающих или многознающих ученых мужей? Слишком не­ достаточно, потому что можно и весьма много знать, как го­ ворится, поглотить науку, быть весьма ученым человеком, и в то же время, увы, быть негод­ ным человеком и вредным чле­ ном общества... Значит, нам нужно образовать не только ученых людей, но и —что все­ го важнее и нужнее —добрых, богобоязненных христиан». В современном образова­ нии безусловно большое зна­ чение должно придаваться развитию навыков самосто­ ятельной творческой рабо­ ты школьников и студентов, чему серьезным препятстви­ ем становится ЕГЭ. Значение ЕГЭ для школьников теперь первостепенно, так как воз­ можность получения высшего образования полностью оп­ ределяется его результатами, особенности же ЕГЭ требуют отдельной программы подго­ товки школьников, в результа­ те чего школьное образование становится ориентированным на успешную сдачу ЕГЭ. Перед учителем и учеником ставятся новые задачи —научить и на­ учиться решать задачи опреде­ ленного типа с определенной скоростью, что подразумевает не более чем развитие мотор­ ных функций памяти, но не широких творческих способ­ ностей. Умение совершать ав­ томатические операции оказы­ вается втакой образовательной программе предпочтительнее умения размышлять, потому что размышление занимает время, которое при сдаче ЕГЭ является одним из решающих факторов. Кроме того, тестовые зада­ ния по определению не могут касаться тех областей знания, содержание которых не может быть формализовано, но без которых невозможно научить человека творческому мыш­ лению, а при существующей тенденции переориентации школьных программ на ЕГЭ, подобные области знания не­ минуемо окажутся второсте­ пенными в процессе обучения. В итоге это может означать смену основных функций шко­ лы и, несомненно, произойдет отказ от функций, которые выполняла школа в XIX и от­ части в XX веке. Результатом подобной реформы явится по­ нижение интеллектуального уровня и учителя, и ученика, поверхностность и несистема- тичность получаемых в школе знаний, которыми невозможно будет пользоваться вне условий тестовой задачи. Человек, полу­ чивший подобное образование, будет приучен искать во всем лишь знакомые ему шаблоны, набор которых будет постоянно требовать пополнения, так как человек окажется неспособным к личной оценке и принятию личного решения в ситуации, не вписывающейся в рамки из­ вестной схемы, в том числе он станет неспособным различать добро и зло, а его ум и душа ста­ нут благоприятной почвой для насаждения любых стереоти­ пов, которые смогут програм­ мировать его поведение. Христианское религиоз­ ное мировоззрение, наряду с многовековой христианской педагогической практикой, имеют достаточный потенци­ ал, чтобы дать современному человеку достойный его высо­ чайший смысл бытия, подвиг­ нуть к созидательному труду на благо семьи и отечества, создать надежную психологи­ ческую защиту от всевозмож­ ных деструктивных внешних воздействий. Творческое наследие выда­ ющихся христианских мыс­ лителей и святых становит­ ся крайне актуальным в XXI веке, прежде всего тем, что указывает на духовный авто­ ритет христианского наследия и Церкви, как на надежный гарант благополучного разви­ тия мирового и российского общества. Основой будущего общества, конечно, является молодежь, и от нас зависит, какими вырастут наши уче­ ники, каким будет общество середины XXI века. Ц И К Л Л Е К Ц И Й 27 марта в актовом зале паломнического центра Мур­ манской и Мончегорской епархии миссионерским отде­ лом была проведена встреча с прихожанами, которая по своему содержанию была вводной беседой, откры­ вающей цикл лекций на тему «Духовная безопасность личности»: «СМИ, интернет-ресурсы и их влияние». В ходе беседы были обозначены как позитивные, так и негатив­ ные стороны СМИ, влияющие на внутренний мир человека и образ его жизни. Как обезопасить себя и своих близ­ ких и, особенно, подрастающее поколение от нежела­ тельного влияния печатных изданий, телевидения, радио и сети интернет - один из ключевых моментов беседы. Духовная безопасность личности Каждый человек дол­ жен быть не пассивным приемником инфор­ мации, а думающим о пользе и вреде, которую приносят его личности всевозможные инфор­ мационные материалы, предлагаемые нам со станиц и экранов. Нам не отказаться от СМИ, как от мощного средс­ тва коммуникации меж­ ду людьми. В этом нет смысла, так как СМИ несет в себе и полезную и нужную информацию для человека. Любой может найти в этой об­ ласти взаимодействия ту часть, которая будет помощником в его раз­ витии и росте как лич­ ности. Одним из правил духовной безопасности является формирование правильногоотношения к средствам массовой информации в целом и к тому огромному мас­ сиву, который ежеднев­ но предлагается нам из различных источников. Все осознают опасность от бесконтрольного пог­ лощения информации самыми активными чле­ нами нашего общества— молодежью. Наши дети, достигая подросткового возраста, также попада- ют в эту группу риска. Что противопоставить натиску информации на наших юных членов об­ щества, делающих пер­ вые шаги самостоятель­ ности? Роль государства в защите подрастающего поколения и его заинте­ ресованность в этом с одной стороны. С другой стороны роль взрослых, прежде всего родителей, в вос­ питании подрастающего поколения в христианс­ ких традициях. Заложе­ ние христианской осно­ вы как одно из ключевых правил духовной безо­ пасности, на которую молодой человек смо­ жет опереться, когда он окажется лицом к лицу с красивой оберткой рек­ ламы, фильма, статьи или фотографии. Ведь на пути поиска знаний и ответов может встре­ титься много того, что уведет юношу или под­ ростка с доброго пути. Все эти вопросы об­ суждались на встрече и большинство присутс­ твующих приняли ак­ тивное участие, выска­ зывая свои мнения и задавая вопросы. В.А.Дубницкий, штатный катехизатор храма Всех Святых. Нам пишут МОЯ ПЕРВАЯ попытка прийти к Богу состоялась в школьные годы. Тогда мама брала меня даже на ночные богослуже­ ния, что для меня было весьма утомительным. Со временем посещение церкви вообще прекратилось, но я не задава­ ла вопросов, так какэто было мне на руку. Прошло много времени, и вот однажды, одна женщи­ на сказала мне, что ей было видение, в котором говори­ лось, что мне необходимо обратиться к Богу. Затем она стала рассказывать ис­ торию про свою бездетную знакомую, у которой после обращения к Богу появился ребенок. История эта как- то быстро позабылась, а всплыла лишь тогда, когда мне самой захотелось стать мамой. Долгожданная ра­ дость все не наступала. Ста­ ли появляться мысли обусы- новлении, но надежда на то, А вдруг так оно и есть? что будут свои дети, все еще теплилась. Вот тут-то я и вспомнила слова той женщи­ ны и подумала: «А вдруг так оно и есть?» Такя очутилась в храме. Потребовалось время, чтобы перестать бояться и стесняться своего пребыва­ ния там, чтобы от внешней молитвы перейти к внут­ ренней. Только после того, как желание иметь ребёнка перестало иметь навязчивый характер, а в моей жизни по­ явилась ежедневная молит­ ва, полная надежды, в нашей семье произошло чудо. После рождения ребенка мы с мужем решили часть отпуска путе­ шествовать по монастырям. И у Матронушки, и у Алексан­ дра Свирского я просила вто­ рогоребенка. Следующее чудо незамедлилопоявиться. Так,с Божьей помощью, наша семья стала намного счастливее. Прихожанка храма Всех Святых

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz