Миссионерская православная газета. 2011 г. № 3-4. Апрель.

О Б Р А З О В А Н И Е Миссионерская православная газета № 3 - 4 А П Р Е Л Ь 2 0 1 1 С Т Р Е М Л Е Н И Е З Н А Т Ь Значимость богословского образования в пастырском служении Часто в обращениях к Иису­ су Христу в Его земной жиз­ ни звучало «Господи!» или «Учитель!» Православные люди прекрасно знают, что во всех делах Своей земной жизни Спаситель более всего проявлял Себя перед людьми именно как врач-целитель и учитель праведной жизни. Часто эти два великих дела­ ния Его совмещались: ис­ целив человека от болезни, он отпускал его, наставляя: «Иди и больше не греши!» Другими словами, исцеле­ ние имело целью воспитание в душе человека правильной жизненной культуры. Святейший Патриарх Алексий II писал: «Главная. составляющая духовного об­ разования есть сама духов­ ность, то есть умение не го­ ворить о Христе, о Церкви, а жить во Христе и в Церкви. Без духовного благослове­ ния и водительства Церкви оказались расшатанными и подорванными во всехструк­ турах народной жизни веко­ вые нравственные устои, без которых ни государство, ни народ существовать и про­ цветать не способны». Запрет Архиерейского Собора рукополагать в свя­ щенный сан тех, кто не имеет духовного образования, се­ годня действует, но до конца проблемы не решает. Остает­ ся масса священников, по­ лучивших хиротонию в 90-х годах, но так и не получив­ ших надлежащего духовного образования. На эту тему рассуждает кандидат богословия, заве­ дующий кафедрой теологии Тульского государственно - го университета, протоие­ рей Лев Махно. На вопрос «Насколько важно для свя­ щенника образование?», он отвечает так: «У преподоб­ ного Серафима Саровского не было образования. Если человек святой, образова­ ние необязательно. Но кто из нас дерзнет считать себя святым? Сегодня к нам с вопроса­ ми часто обращаются люди с высшим образованием, ищущие, сомневающиеся. От ответов священника во многом зависит дальнейший путь этих лю дей. Поэтому образование необходимо. Но одного образования мало. Ответы должны исходить от сердца, от большой любви к собеседнику. Сегодня среди священни­ ков много выпускников МГУ, других престижных ВУЗов, кандидатов и докторов наук, эрудитов, полиглотов. Это хорошо, но некоторым из них не хватает простоты. Вот когда в человеке сочетаются глубокая вера, серьезное об­ разование и простота в обще­ нии —это успех». Разве вопрос богословс­ кого образования встал толь­ ко сегодня? Как отмечает Патриарх Кирилл, в России были замечательные бого­ словы и в советское время, и выпускники еще дорево­ люционных духовных акаде­ мий, духовенство старшего поколения. Ему еще удалось застать этих людей, про­ шедших тяжелейшую шко­ лу жизни. Большинство из них были репрессированы, многие погибли в болезнях и нищете, но те, кто вышел из тюрем и лагерей, испытав на себе тяжелый опыт подав­ ления личности, к величай­ шему удивлению всех сумели сохранить в своем сердце яс­ ный ум, прекрасную память и интерес к богословию. Это были люди, явившие собой пример реального жизнен­ ного богословия, соединив в себе прошлое с настоящим. Чтожетакое богословское образование для священни­ ков РПЦ сегодня? Святей­ ший Патриарх Кирилл под­ черкнул, что образование в жизни Церкви занимает цен­ тральное место: «Духовное образование имеет самое не­ посредственное отношение к сокровенным глубинам бытия Церкви — это одна из важнейших задач. Это не вторичное дело. Богословс­ кое образование — в самой сердцевине церковной жиз­ ни. Мы передаем Предание, а вот без богословского обра­ зования священник рискует превратиться в требоиспол- нителя». Мы провели небольшой опрос священников нашей епархии. Спросили, что им дает семинарское или высшее богословское образование, и были обрадованы тем, что в большинстве своем батюш­ ки правильно понимают его значение. Архимандрит Диодор (Ба- лабов) на этот вопрос ответил просто: «Осознание своего ничтожества. С получением знаний приходит и осозна­ ние, как много мы еще не знаем». Иеромонах Тарасий (Пе- ров) в учении познает Бога и воспитывает свое сердце, потому что для него уже само слово «образование» исходит от слова «Образ»: «Ведь обра­ зование священник получает не ради получения знаний, а ради образования себя. На проповеди я должен гово­ рить не от себя, а признавать церковное Предание, потому что, зная церковное Преда­ ние, мы тем самым образо­ вываем себя». Протоиерей Александр Козачук считает, что свя­ щенник — это тот человек, который руководит людьми, а потому ему нужны те зна­ ния, которые будут помогать приводить людей ко спасе­ нию правильно. «Сегодня в наши храмы приходят не только бабушки, как было совсем недавно, а и моло­ дые люди, образованные, со своими особыми запросами, поэтому священнику необ­ ходимо иметь серьезное об­ разование, чтобы отвечать на их вопросы. Без система­ тичного богословского об­ разования это делать весьма сложно. Я пока отучился три года, но и они мне дали мно­ го. Когда я ездил на сессии, то занимался по-настояще­ му научной работой —благо­ словенное время. Когда на­ ходишься у себя на приходе, не можешь позволить себе такого». Игумен Михаил (Кисе­ лев) считает важным полу­ чение именно богословских знаний, знаний догматов, упорядочение догматичес­ ких основ и знаний в ком­ плексе, систематизирован- но. «Люди в храмы сегодня приходят разные. С одним говоришь на одном уровне, с другим на другом, для этого тебе дают знания гомилети­ ки и риторики. Дай Бог, если у тебя есть к этому еще и при­ родный талант, но это только одна часть айсберга, другая —это постоянный труд в чте­ нии Священного Писания и святоотеческой литературы, постоянная подготовка к проповеди. С одной сто­ роны ты обязан раскрыть суть Священного Писания, с другой - определить меру, не перегрузить людей теми знаниями, что имеешь сам, говорить на уровне их зна­ ний. О том, что сегодня в храмах встречаются даже ба­ бушки, подкованные знани­ ями, красноречиво говорит случай, который произошел в практике погибшего свя­ щенника Даниила Сысоева. Бабушки заспорили с ним по поводу вопроса, кому прино­ сил Иисус Христос Голгофс- кую жертву —Богу Отцу или всей Святой Троице? Это не уровень средних прихожан, это уже богословский уро­ вень». Сегодня пастырь Церкви должен постоянно образовы­ ваться, очень много читать и не только Священное Писа­ ние, творения святых отцов Церкви, подвижников бла­ гочестия, жития святых, при­ знанныедуховныесочинения (хотя это, в первую очередь), но и, как пишет протоиерей Лев Махно: «Священнику придется говорить не только об Отцах, а и о поэзии Пуш­ кина и Бродского, о вычис­ лениях Раушенбаха, о кисти Малевича и Магритта, об архитектуре Гауди. Образо­ вание —это не корочки, ко­ торые у тебя в кармане, а на­ правление твоей жизни. Тем более в современном мире, когда книг довольно, когда каждый месяц появляются новые публикации, когда объем исследований перева­ ливает за черту.» Если сказать иными сло­ вами —богословское образо­ вание пастыря должно быть в самом широком смысле, не ограничиваясь только специ­ альным обучением в духов­ ных школах, но и получать­ ся самостоятельным трудом священника над собой. Тем, кто осуждает священника за то, что он интересуется куль­ турой, лучше бы задуматься о повышении своего культур­ ного уровня. Прошло время серости». Некоторые священники считают, что им вполне хва­ тает высшего светского об­ разования, но освоение хотя бы семинарского курса для будущего пастыря —это не­ обходимый минимум. Игумен Митрофан (Ба- данин), потомственный военный офицер, став свя­ щенником, пошел получать духовное образование, пото­ му как считал, что светского и военного ему мало: «Это социально-общ ественное умение, совершенно не свя­ занное с духовным ростом в постижении премудрости Божией. Да я только на треть­ ем курсе Свято-Тихоновско­ го университета что-то стал понимать и в Священном Писании, и в писаниях апос­ толов. До этого все от меня было абсолютно сокрыто, только и делал, что скользил по поверхности даваемых знаний, и не более. Образо­ вание систематизирует твои знания. Это знания от начала начал, и даются они в комп­ лексе: история мира, исто­ рия философии, история Византии, история Русской православной Ц еркви . Для меня получение духовного богословского образования дало стимул и к дальнейшему самообразованию». Профессор МГУ и МДА, доктор филологических наук Александр Александрович Волков поделился своим видением богословского об­ разования: «Научно-бого­ словское образование играет, по-моему, огромную роль в системе подготовки священ­ ников. Чем больше у нас бу­ дет священников с высшим богословским образованием и с богословскими учеными степенями, тем сильнее будет наша Церковь, и тем с боль­ шим основанием мы сможем нести ту миссию, которая возлагается на нас святым Евангелием». Надежда БОЛЬШАКОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz