Миссионерская православная газета. 2011 г. № 3-4. Апрель.
О Б Р А З О В А Н И Е Миссионерская православная газета № 3 - 4 А П Р Е Л Ь 2 0 1 1 С Т Р Е М Л Е Н И Е З Н А Т Ь Значимость богословского образования в пастырском служении Часто в обращениях к Иису су Христу в Его земной жиз ни звучало «Господи!» или «Учитель!» Православные люди прекрасно знают, что во всех делах Своей земной жизни Спаситель более всего проявлял Себя перед людьми именно как врач-целитель и учитель праведной жизни. Часто эти два великих дела ния Его совмещались: ис целив человека от болезни, он отпускал его, наставляя: «Иди и больше не греши!» Другими словами, исцеле ние имело целью воспитание в душе человека правильной жизненной культуры. Святейший Патриарх Алексий II писал: «Главная. составляющая духовного об разования есть сама духов ность, то есть умение не го ворить о Христе, о Церкви, а жить во Христе и в Церкви. Без духовного благослове ния и водительства Церкви оказались расшатанными и подорванными во всехструк турах народной жизни веко вые нравственные устои, без которых ни государство, ни народ существовать и про цветать не способны». Запрет Архиерейского Собора рукополагать в свя щенный сан тех, кто не имеет духовного образования, се годня действует, но до конца проблемы не решает. Остает ся масса священников, по лучивших хиротонию в 90-х годах, но так и не получив ших надлежащего духовного образования. На эту тему рассуждает кандидат богословия, заве дующий кафедрой теологии Тульского государственно - го университета, протоие рей Лев Махно. На вопрос «Насколько важно для свя щенника образование?», он отвечает так: «У преподоб ного Серафима Саровского не было образования. Если человек святой, образова ние необязательно. Но кто из нас дерзнет считать себя святым? Сегодня к нам с вопроса ми часто обращаются люди с высшим образованием, ищущие, сомневающиеся. От ответов священника во многом зависит дальнейший путь этих лю дей. Поэтому образование необходимо. Но одного образования мало. Ответы должны исходить от сердца, от большой любви к собеседнику. Сегодня среди священни ков много выпускников МГУ, других престижных ВУЗов, кандидатов и докторов наук, эрудитов, полиглотов. Это хорошо, но некоторым из них не хватает простоты. Вот когда в человеке сочетаются глубокая вера, серьезное об разование и простота в обще нии —это успех». Разве вопрос богословс кого образования встал толь ко сегодня? Как отмечает Патриарх Кирилл, в России были замечательные бого словы и в советское время, и выпускники еще дорево люционных духовных акаде мий, духовенство старшего поколения. Ему еще удалось застать этих людей, про шедших тяжелейшую шко лу жизни. Большинство из них были репрессированы, многие погибли в болезнях и нищете, но те, кто вышел из тюрем и лагерей, испытав на себе тяжелый опыт подав ления личности, к величай шему удивлению всех сумели сохранить в своем сердце яс ный ум, прекрасную память и интерес к богословию. Это были люди, явившие собой пример реального жизнен ного богословия, соединив в себе прошлое с настоящим. Чтожетакое богословское образование для священни ков РПЦ сегодня? Святей ший Патриарх Кирилл под черкнул, что образование в жизни Церкви занимает цен тральное место: «Духовное образование имеет самое не посредственное отношение к сокровенным глубинам бытия Церкви — это одна из важнейших задач. Это не вторичное дело. Богословс кое образование — в самой сердцевине церковной жиз ни. Мы передаем Предание, а вот без богословского обра зования священник рискует превратиться в требоиспол- нителя». Мы провели небольшой опрос священников нашей епархии. Спросили, что им дает семинарское или высшее богословское образование, и были обрадованы тем, что в большинстве своем батюш ки правильно понимают его значение. Архимандрит Диодор (Ба- лабов) на этот вопрос ответил просто: «Осознание своего ничтожества. С получением знаний приходит и осозна ние, как много мы еще не знаем». Иеромонах Тарасий (Пе- ров) в учении познает Бога и воспитывает свое сердце, потому что для него уже само слово «образование» исходит от слова «Образ»: «Ведь обра зование священник получает не ради получения знаний, а ради образования себя. На проповеди я должен гово рить не от себя, а признавать церковное Предание, потому что, зная церковное Преда ние, мы тем самым образо вываем себя». Протоиерей Александр Козачук считает, что свя щенник — это тот человек, который руководит людьми, а потому ему нужны те зна ния, которые будут помогать приводить людей ко спасе нию правильно. «Сегодня в наши храмы приходят не только бабушки, как было совсем недавно, а и моло дые люди, образованные, со своими особыми запросами, поэтому священнику необ ходимо иметь серьезное об разование, чтобы отвечать на их вопросы. Без система тичного богословского об разования это делать весьма сложно. Я пока отучился три года, но и они мне дали мно го. Когда я ездил на сессии, то занимался по-настояще му научной работой —благо словенное время. Когда на ходишься у себя на приходе, не можешь позволить себе такого». Игумен Михаил (Кисе лев) считает важным полу чение именно богословских знаний, знаний догматов, упорядочение догматичес ких основ и знаний в ком плексе, систематизирован- но. «Люди в храмы сегодня приходят разные. С одним говоришь на одном уровне, с другим на другом, для этого тебе дают знания гомилети ки и риторики. Дай Бог, если у тебя есть к этому еще и при родный талант, но это только одна часть айсберга, другая —это постоянный труд в чте нии Священного Писания и святоотеческой литературы, постоянная подготовка к проповеди. С одной сто роны ты обязан раскрыть суть Священного Писания, с другой - определить меру, не перегрузить людей теми знаниями, что имеешь сам, говорить на уровне их зна ний. О том, что сегодня в храмах встречаются даже ба бушки, подкованные знани ями, красноречиво говорит случай, который произошел в практике погибшего свя щенника Даниила Сысоева. Бабушки заспорили с ним по поводу вопроса, кому прино сил Иисус Христос Голгофс- кую жертву —Богу Отцу или всей Святой Троице? Это не уровень средних прихожан, это уже богословский уро вень». Сегодня пастырь Церкви должен постоянно образовы ваться, очень много читать и не только Священное Писа ние, творения святых отцов Церкви, подвижников бла гочестия, жития святых, при знанныедуховныесочинения (хотя это, в первую очередь), но и, как пишет протоиерей Лев Махно: «Священнику придется говорить не только об Отцах, а и о поэзии Пуш кина и Бродского, о вычис лениях Раушенбаха, о кисти Малевича и Магритта, об архитектуре Гауди. Образо вание —это не корочки, ко торые у тебя в кармане, а на правление твоей жизни. Тем более в современном мире, когда книг довольно, когда каждый месяц появляются новые публикации, когда объем исследований перева ливает за черту.» Если сказать иными сло вами —богословское образо вание пастыря должно быть в самом широком смысле, не ограничиваясь только специ альным обучением в духов ных школах, но и получать ся самостоятельным трудом священника над собой. Тем, кто осуждает священника за то, что он интересуется куль турой, лучше бы задуматься о повышении своего культур ного уровня. Прошло время серости». Некоторые священники считают, что им вполне хва тает высшего светского об разования, но освоение хотя бы семинарского курса для будущего пастыря —это не обходимый минимум. Игумен Митрофан (Ба- данин), потомственный военный офицер, став свя щенником, пошел получать духовное образование, пото му как считал, что светского и военного ему мало: «Это социально-общ ественное умение, совершенно не свя занное с духовным ростом в постижении премудрости Божией. Да я только на треть ем курсе Свято-Тихоновско го университета что-то стал понимать и в Священном Писании, и в писаниях апос толов. До этого все от меня было абсолютно сокрыто, только и делал, что скользил по поверхности даваемых знаний, и не более. Образо вание систематизирует твои знания. Это знания от начала начал, и даются они в комп лексе: история мира, исто рия философии, история Византии, история Русской православной Ц еркви . Для меня получение духовного богословского образования дало стимул и к дальнейшему самообразованию». Профессор МГУ и МДА, доктор филологических наук Александр Александрович Волков поделился своим видением богословского об разования: «Научно-бого словское образование играет, по-моему, огромную роль в системе подготовки священ ников. Чем больше у нас бу дет священников с высшим богословским образованием и с богословскими учеными степенями, тем сильнее будет наша Церковь, и тем с боль шим основанием мы сможем нести ту миссию, которая возлагается на нас святым Евангелием». Надежда БОЛЬШАКОВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz