Миссионерская православная газета. 2011 г. № 3-4. Апрель.
М иссионерская православная газета Л Л П А Л О М Н И Ч Е С Т В О №3 - 4 АПРЕЛЬ 2011 1 1 Н А П О М О Щ Ь С Т Р А Ж Д У Щ И М Размышление священника после паломничества в Палестину Начало в № 11-12, 2010 г. на стр. 9 ПО ВОЗВРАЩЕНИИ со Святой Земли мне часто задавали один и тот же вопрос —что больше всего запомнилось? И я с уверенностью отвечал —ночная литургия в храме Воскресения Христова в Иерусали ме, на Гробе Господнем. Состояние души во время бого служения в месте, где умер и восстал из мертвых Спаситель, завершив дело спасения человека, «накрыло» все остальные чувства, пережитые мной при посещении других святых мест. Ощущение Божьего присутс твия нахлынуло и не отпускало мое сердце в течение всего времени пре бывания в Святогробском храме. Накануне, перед литургией, наша группа целый день провела в поез дках —Вифлеем, Бейт Джала, лавра Саввы Освященного, Хеврон. Толь ко ближе к полуночи мы прибыли в храм Гроба Господня. Откуда у нас взялись силы отстоять в молитве до трех часов утра, известно одному Богу. Но «сила Божия в немощи со вершается». Всю литургию я стоял в трех метрах от камня, на котором когда-то лежало «тело Иисусово»; где каждый год, в Великую Суббо ту, Господь вновь и вновь посылает людям чудо Благодатного Огня, или Святого Света, свидетельствующее о Христовом Воскресении. Толь ко придел Ангела, где находится камень, с которого Божии вестни ки ответствовали Святым женам: «несть зде, но воста», разделял это расстояние. Сколько сердец здесь на протяжении столетий вновь «воскресали» в молитве к Отцу Не бесному! Сколько человеческих губ припадали к торжествующему Гро бу! Сколько слез покаяния и умиле ния было пролито на эти каменные плиты! Всякий христианин, наверное, переживает здесь те чувства, кото рые прекрасно описаны знамени тым французским поэтом, совре менником А. С. Пушкина, автором «Дум» и «Гармоний» Альфонсом Ла мартином, побывавшим у самой ве ликой святыни христианского мира: «Дошла и до меня очередь; я послед ний вступил в Святой Гроб; ум мой подавлен был безмерными идеями, сердце исполнено самых духовных впечатлений, которые остаются тайной между человеком и душой его, между мыслящим насекомым и Творцом; для таких впечатлений нет ни слов, ни письмен; они улета ют с дымом, возжженных усердием лампад, с благоуханием кадильниц, с глубоким и неопределенным ше потом вздохов; падают вместе со слезами, какие текут из глаз при воспоминании имен, которые пре жде всего начинаем лепетать в мла денчестве, при воспитании отца и матери, которые научили нас им; братьев, сестер, друзей, с которыми лепетали мы их. Все чистые впечат ления, руководившие душу нашу во все эпохи жизни, все молитвы, изли вавшиеся из сердца и вычитанные в книгах, молитвы о имени Того, Кто научил нас молиться Своему и наше му Отцу; все радости, все грустные помыслы, какие выражались в сих молитвах, пробуждаются в глубине души, оглашают все тайники сущес тва нашего, и производят, что око ума смежается, сердце умиляется. Тут некогда искать слов: глаза сами увлажняются, грудь сама стесняет ся, чело само склоняется долу, уста безмолвно прилипают к камню Гро ба. Долго я оставался в таком поло жении, молясь Отцу Небесному на самом том месте, откуда первая из прекраснейших молитв моих вош ла на н е б о , молясь за всех живых и почивших, с кем только соединен невидимыми, неразрывными узами. Общение любви присносущно; име на всех, кого я знал, кого любил, кто меня любил, переходили с губ моих на камень Святого Гроба. После всех уже стал я молиться сам за себя; мо литва моя была крепка и пламенна; я просил себе мужества и истины у Того, Кто столько сообщил истины миру, сколько мир вместить мог; Кто умер, принеся Себя в жертву истине, быв Сам —Истина. Никогда не забу ду слов, какие робко произносил я в этот час, изменивший всю нравс твенную жизнь мою. Быть может, молитва моя услышана: обильный свет ведения и убеждения разлился в моем разуме, отделил явственно свет от тьмы, заблуждение от исти ны. Бывают в жизни минуты, когда мысли в человеке, дотоле неопре деленные, колеблющиеся, порыва емые туда и сюда, подобно волнам среди океана, прибиваются наконец к берегу, и там сокрушаясь, прини мают новый вид, и текут по новому направлению не туда, куда их било прежде. Такова была для меня на стоящая минута: это знает Испыту ющий сердца и помышления!..» Таковы были и для меня эти три часа, которые довелось провести в храме Воскресения Христова. Лю дей было немного, по сравнению с тем, что бывает здесь среди дня. Мы молились вместе с греками «еди ными устами и единым сердцем». Помню, кто-то из присутствующих священников-паломников сильно побледнел, чуть не упав, и присло нившись лбом к металлическому подножию высокого подсвечника, справа от входа в Кувуклию, долго стоял, испрашивая у Господа, как мне показалось, сил и бодрости духа. Может у него это была лишь усталость после дневного паломни чества, а может сознание не справ лялось с переживаемой реальнос тью. А может быть, по слову поэта: И полный внутреннего света, Стоишь у Гроба недвижим И думаешь: не сон ли это? И молча падаешь пред Ним! Причащались, казалось, все люди, присутствовавшие на литур гии. В основном это были русские паломники. Иерусалимский епис коп, возглавлявший литургию, благословил из служащих священ ников шестерых выйти причащать народ. Я был шестым, причащая молящихся на солее Кафоликона, что напротив входа в Гроб Госпо день. Однажды Спаситель преобра зился пред Своими учениками, чтобы память о свете Царства, яв ленного им, помогала, когда увидят Господа распинаемым, устоять в вере и стать причастниками Его Бо жественной Славы; чтобы их сви детельства об увиденном помогли и другим увидеть фаворский свет. В эту ночь Гроб Господень стал и для меня личным Фавором. «Хоро шо нам здесь быть» (Мк. 9, 5). Н а столько, насколько хорошо бывает человеку только в отчем доме. Бла годать этого места описать невоз можно, и надо только благодарить Бога за то, что в далекой Палестине, в Святом Граде Иерусалиме, до сего дня Промыслом Божиим сохране ны дорогие сердцу православного христианина святыни. ПРОПОВЕДНИКИ ДЕЛА ГОЛГОФЫ Посетив Святую Землю, покло нившись Святому Гробу и Святой Голгофе, паломники, по слову ар химандрита Антонина (Капустина), должны всегда стараться мысленно видеть перед собой ее «уясненный» и «умноженный» образ. ОтецАнтонин сравнивает удостоившихся «видеть, осязать, лобызать, орошать слезами умиления поклоняемое место смер ти Господней» с наполненными со судами благодатных духовных даров Святой Земли, которую, по праву называют «пятым Евангелием». Здесь все свидетельствует о Хрис те. Вернувшись домой, «блаженные посетители Святого Града» должны стать «проповедниками дела Голго фы», учить других покаянию «если не письмом, то словом», рассказы вая им о святых местах. Эти слова были сказаны более ста лет назад. Но и сейчас они не потеряли своей актуальности. Ког да архимандрит Антонин подви зался в Русской Духовной Миссии, облик Святой Земли был иной, нежели сейчас. Тогда и паломни ки прилагали массу усилий, что бы добраться до «богошественной Земли». Сейчас —несколько часов в самолете, и ты уже в Иерусалиме. Но меняется не только Палестина, меняемся и мы после ее посещения. Пусть эти изменения в душе будут не сразу заметными, но они долж ны происходить, как ответ Богу на Его Слово из «пятого Евангелия», которое мы видели, и которое «ося зали». Через паломничество мы призываемся Господом совершить духовное восхождение к своей Гол гофе, чтобы быть еще ближе к Гор нему Иерусалиму, который Христос открывает каждому из нас. Пусть не чувствуют себя ущер бными те христиане, которые не смогли побывать в Палестине и поклониться ее святыням. Конеч но, сам вид Святой Земли способен оживить наше представление еван гельской истории. Но это не цель христианской жизни, можно до стигнуть совершенства без путешес твий по святым местам (в отличие от ислама). Традиция православного богослужения выстроена таким об разом, чтобы верующие могли быть причастниками всех евангельских событий, не покидая стен храма. Об раз Иерусалима и совершившихся в нем событий пронизывает собой все богослужение. Если мы совершаем чин Погребения Спасителя в Страс тную Субботу, то это не означает, что нам нужно для этого ехать в Иеру салим. Христос становится для нас таким же близким, как и для людей, живших на рубеже новой эры. Цер ковь своим богослужением откры вает для каждого верующего дверь в вечность, делая нас современника ми времен жизни Христа, пережива ющими реальные события. С другой стороны, если мы чувс твуем внутреннее побуждение со вершить паломничество, то нужно помнить, что этот мотив благослов ляется Богом, чтобы мы, прежде слышавшие Божие Слово, теперь смогли его увидеть, подобно апос толу Фоме, чтобы «увидев, веро вать». Чтобы навсегда запечатлеть в своей памяти и в своем сердце святую Палестину, эту «многочас тную икону» — зримое Евангелие Царства Божия, в центре которого Воскресший Христос. Чтобы стать проповедниками Таинства, совер шившегося на Голгофе. P.S. Особая благодарность вдох новителям и организаторам палом нической жизни на Мурманской земле иерею Сергию и матушке Ирине Поливцевым, а также на- сельницам Горненского женского монастыря РДМ в Иерусалиме, в особенности, инокине Агапии. Преодолеть духовную лень по могли: статья с сайта «Православ ный поклонник на Святой Земле» (автор Кирилл Вах); вдохновенные проповеди начальника РДМ в Ие русалиме, архимандрита Антони на (Капустина), служившего там с 1865 по 1894 г.г.; книга «Палестина и места, освященные учением и стра даниями апостолов» (издание 1838 г.); календарь 2010 г. «Аще забуду тебе, Иерусалиме» (подарок насто ятельницы Горненского монастыря игумении Георгии). Протоиерей Валерий Комаров, настоятель прихода церкви прп Димитрия Прилуцкого, г. Оленегорск
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz