Миссионерская православная газета. 2011 г. № 3-4. Апрель.

М иссионерская православная газета Л Л П А Л О М Н И Ч Е С Т В О №3 - 4 АПРЕЛЬ 2011 1 1 Н А П О М О Щ Ь С Т Р А Ж Д У Щ И М Размышление священника после паломничества в Палестину Начало в № 11-12, 2010 г. на стр. 9 ПО ВОЗВРАЩЕНИИ со Святой Земли мне часто задавали один и тот же вопрос —что больше всего запомнилось? И я с уверенностью отвечал —ночная литургия в храме Воскресения Христова в Иерусали­ ме, на Гробе Господнем. Состояние души во время бого­ служения в месте, где умер и восстал из мертвых Спаситель, завершив дело спасения человека, «накрыло» все остальные чувства, пережитые мной при посещении других святых мест. Ощущение Божьего присутс­ твия нахлынуло и не отпускало мое сердце в течение всего времени пре­ бывания в Святогробском храме. Накануне, перед литургией, наша группа целый день провела в поез­ дках —Вифлеем, Бейт Джала, лавра Саввы Освященного, Хеврон. Толь­ ко ближе к полуночи мы прибыли в храм Гроба Господня. Откуда у нас взялись силы отстоять в молитве до трех часов утра, известно одному Богу. Но «сила Божия в немощи со­ вершается». Всю литургию я стоял в трех метрах от камня, на котором когда-то лежало «тело Иисусово»; где каждый год, в Великую Суббо­ ту, Господь вновь и вновь посылает людям чудо Благодатного Огня, или Святого Света, свидетельствующее о Христовом Воскресении. Толь­ ко придел Ангела, где находится камень, с которого Божии вестни­ ки ответствовали Святым женам: «несть зде, но воста», разделял это расстояние. Сколько сердец здесь на протяжении столетий вновь «воскресали» в молитве к Отцу Не­ бесному! Сколько человеческих губ припадали к торжествующему Гро­ бу! Сколько слез покаяния и умиле­ ния было пролито на эти каменные плиты! Всякий христианин, наверное, переживает здесь те чувства, кото­ рые прекрасно описаны знамени­ тым французским поэтом, совре­ менником А. С. Пушкина, автором «Дум» и «Гармоний» Альфонсом Ла­ мартином, побывавшим у самой ве­ ликой святыни христианского мира: «Дошла и до меня очередь; я послед­ ний вступил в Святой Гроб; ум мой подавлен был безмерными идеями, сердце исполнено самых духовных впечатлений, которые остаются тайной между человеком и душой его, между мыслящим насекомым и Творцом; для таких впечатлений нет ни слов, ни письмен; они улета­ ют с дымом, возжженных усердием лампад, с благоуханием кадильниц, с глубоким и неопределенным ше­ потом вздохов; падают вместе со слезами, какие текут из глаз при воспоминании имен, которые пре­ жде всего начинаем лепетать в мла­ денчестве, при воспитании отца и матери, которые научили нас им; братьев, сестер, друзей, с которыми лепетали мы их. Все чистые впечат­ ления, руководившие душу нашу во все эпохи жизни, все молитвы, изли­ вавшиеся из сердца и вычитанные в книгах, молитвы о имени Того, Кто научил нас молиться Своему и наше­ му Отцу; все радости, все грустные помыслы, какие выражались в сих молитвах, пробуждаются в глубине души, оглашают все тайники сущес­ тва нашего, и производят, что око ума смежается, сердце умиляется. Тут некогда искать слов: глаза сами увлажняются, грудь сама стесняет­ ся, чело само склоняется долу, уста безмолвно прилипают к камню Гро­ ба. Долго я оставался в таком поло­ жении, молясь Отцу Небесному на самом том месте, откуда первая из прекраснейших молитв моих вош­ ла на н е б о , молясь за всех живых и почивших, с кем только соединен невидимыми, неразрывными узами. Общение любви присносущно; име­ на всех, кого я знал, кого любил, кто меня любил, переходили с губ моих на камень Святого Гроба. После всех уже стал я молиться сам за себя; мо­ литва моя была крепка и пламенна; я просил себе мужества и истины у Того, Кто столько сообщил истины миру, сколько мир вместить мог; Кто умер, принеся Себя в жертву истине, быв Сам —Истина. Никогда не забу­ ду слов, какие робко произносил я в этот час, изменивший всю нравс­ твенную жизнь мою. Быть может, молитва моя услышана: обильный свет ведения и убеждения разлился в моем разуме, отделил явственно свет от тьмы, заблуждение от исти­ ны. Бывают в жизни минуты, когда мысли в человеке, дотоле неопре­ деленные, колеблющиеся, порыва­ емые туда и сюда, подобно волнам среди океана, прибиваются наконец к берегу, и там сокрушаясь, прини­ мают новый вид, и текут по новому направлению не туда, куда их било прежде. Такова была для меня на­ стоящая минута: это знает Испыту­ ющий сердца и помышления!..» Таковы были и для меня эти три часа, которые довелось провести в храме Воскресения Христова. Лю­ дей было немного, по сравнению с тем, что бывает здесь среди дня. Мы молились вместе с греками «еди­ ными устами и единым сердцем». Помню, кто-то из присутствующих священников-паломников сильно побледнел, чуть не упав, и присло­ нившись лбом к металлическому подножию высокого подсвечника, справа от входа в Кувуклию, долго стоял, испрашивая у Господа, как мне показалось, сил и бодрости духа. Может у него это была лишь усталость после дневного паломни­ чества, а может сознание не справ­ лялось с переживаемой реальнос­ тью. А может быть, по слову поэта: И полный внутреннего света, Стоишь у Гроба недвижим И думаешь: не сон ли это? И молча падаешь пред Ним! Причащались, казалось, все люди, присутствовавшие на литур­ гии. В основном это были русские паломники. Иерусалимский епис­ коп, возглавлявший литургию, благословил из служащих священ­ ников шестерых выйти причащать народ. Я был шестым, причащая молящихся на солее Кафоликона, что напротив входа в Гроб Госпо­ день. Однажды Спаситель преобра­ зился пред Своими учениками, чтобы память о свете Царства, яв­ ленного им, помогала, когда увидят Господа распинаемым, устоять в вере и стать причастниками Его Бо­ жественной Славы; чтобы их сви­ детельства об увиденном помогли и другим увидеть фаворский свет. В эту ночь Гроб Господень стал и для меня личным Фавором. «Хоро­ шо нам здесь быть» (Мк. 9, 5). Н а­ столько, насколько хорошо бывает человеку только в отчем доме. Бла­ годать этого места описать невоз­ можно, и надо только благодарить Бога за то, что в далекой Палестине, в Святом Граде Иерусалиме, до сего дня Промыслом Божиим сохране­ ны дорогие сердцу православного христианина святыни. ПРОПОВЕДНИКИ ДЕЛА ГОЛГОФЫ Посетив Святую Землю, покло­ нившись Святому Гробу и Святой Голгофе, паломники, по слову ар­ химандрита Антонина (Капустина), должны всегда стараться мысленно видеть перед собой ее «уясненный» и «умноженный» образ. ОтецАнтонин сравнивает удостоившихся «видеть, осязать, лобызать, орошать слезами умиления поклоняемое место смер­ ти Господней» с наполненными со­ судами благодатных духовных даров Святой Земли, которую, по праву называют «пятым Евангелием». Здесь все свидетельствует о Хрис­ те. Вернувшись домой, «блаженные посетители Святого Града» должны стать «проповедниками дела Голго­ фы», учить других покаянию «если не письмом, то словом», рассказы­ вая им о святых местах. Эти слова были сказаны более ста лет назад. Но и сейчас они не потеряли своей актуальности. Ког­ да архимандрит Антонин подви­ зался в Русской Духовной Миссии, облик Святой Земли был иной, нежели сейчас. Тогда и паломни­ ки прилагали массу усилий, что­ бы добраться до «богошественной Земли». Сейчас —несколько часов в самолете, и ты уже в Иерусалиме. Но меняется не только Палестина, меняемся и мы после ее посещения. Пусть эти изменения в душе будут не сразу заметными, но они долж­ ны происходить, как ответ Богу на Его Слово из «пятого Евангелия», которое мы видели, и которое «ося­ зали». Через паломничество мы призываемся Господом совершить духовное восхождение к своей Гол­ гофе, чтобы быть еще ближе к Гор­ нему Иерусалиму, который Христос открывает каждому из нас. Пусть не чувствуют себя ущер­ бными те христиане, которые не смогли побывать в Палестине и поклониться ее святыням. Конеч­ но, сам вид Святой Земли способен оживить наше представление еван­ гельской истории. Но это не цель христианской жизни, можно до­ стигнуть совершенства без путешес­ твий по святым местам (в отличие от ислама). Традиция православного богослужения выстроена таким об­ разом, чтобы верующие могли быть причастниками всех евангельских событий, не покидая стен храма. Об­ раз Иерусалима и совершившихся в нем событий пронизывает собой все богослужение. Если мы совершаем чин Погребения Спасителя в Страс­ тную Субботу, то это не означает, что нам нужно для этого ехать в Иеру­ салим. Христос становится для нас таким же близким, как и для людей, живших на рубеже новой эры. Цер­ ковь своим богослужением откры­ вает для каждого верующего дверь в вечность, делая нас современника­ ми времен жизни Христа, пережива­ ющими реальные события. С другой стороны, если мы чувс­ твуем внутреннее побуждение со­ вершить паломничество, то нужно помнить, что этот мотив благослов­ ляется Богом, чтобы мы, прежде слышавшие Божие Слово, теперь смогли его увидеть, подобно апос­ толу Фоме, чтобы «увидев, веро­ вать». Чтобы навсегда запечатлеть в своей памяти и в своем сердце святую Палестину, эту «многочас­ тную икону» — зримое Евангелие Царства Божия, в центре которого Воскресший Христос. Чтобы стать проповедниками Таинства, совер­ шившегося на Голгофе. P.S. Особая благодарность вдох­ новителям и организаторам палом­ нической жизни на Мурманской земле иерею Сергию и матушке Ирине Поливцевым, а также на- сельницам Горненского женского монастыря РДМ в Иерусалиме, в особенности, инокине Агапии. Преодолеть духовную лень по­ могли: статья с сайта «Православ­ ный поклонник на Святой Земле» (автор Кирилл Вах); вдохновенные проповеди начальника РДМ в Ие­ русалиме, архимандрита Антони­ на (Капустина), служившего там с 1865 по 1894 г.г.; книга «Палестина и места, освященные учением и стра­ даниями апостолов» (издание 1838 г.); календарь 2010 г. «Аще забуду тебе, Иерусалиме» (подарок насто­ ятельницы Горненского монастыря игумении Георгии). Протоиерей Валерий Комаров, настоятель прихода церкви прп Димитрия Прилуцкого, г. Оленегорск

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz