Миссионерская православная газета. 2011 г. № 1-2. Февраль.
ПРИХОДЫ ЕПАР ХИИ М и сси он е р ска я правосл авн ая га з е т а № 1 - 2 Ф Е В Р А Л Ь 2 0 1 1 Принимаю все как есть, и Бог помогает Н ача л о на стр . 7 Целый месяц парень без ус тали лопатой махал, потому как зима выдалась на ред кость снежная. Господь, точ но испытывая его, не давал опустить рук. Спустя месяц вышел на крыльцо батюшка и произнес: «Чего ты все ло патой машешь, иди на служ бе мне помогай». Показал в панамарке кадило, уголь, сказал в какой момент его зажечь и ему подать. И было Владимиру от роду тогда двадцать лет. Уехал в Архангельск, стал иподьяконом, затем дьяко ном, а потом и священником. На этом этапе его и команди ровали в Мурманск в Свято- Никольский собор. Владыка Симон определил ему местом служения храм Пантелеимо- на Целителя в переулке Тер ском. — В 22 года настоятелем храма назначен, не тяжело в столь юные годы было назы ваться отцом, советы людям, порой старше тебя, давать, прошедшим войны, имею щим огромный жизненный опыт за плечами? —Внутренне очень тяже ло и дискомфортно. Сейчас, когда мне уже почти сорок, я по этому поводу успокаива юсь, араньше чувствовалсебя неудобно, не в своей тарелке БЫВАЕТ ТАК, смотришь на человека и кажется тебе, что он вовсе не твой зем ляк, а из какой-то другой страны, другой эпохи. Вот так и протоиерей церкви Пантелеимона Целителя Владимир Семенов всегда чем-то напоминал мне то ли благородного рыцаря Сред невековья, то ли мушкете ра его величества короля Франции. Статен, подтянут, красив, сдержан, ничем не напоминает попов, кото рых семьдесят лет рисовали советские антирелигиозные пропагандисты, превращая в лоснящихся салом, еле подвижных толстяков с ог ромными животами, тупо ватыхльстецов или невежес твенных деспотов, якобы «угнетающих» трудящиеся массы. Спортивное телос ложение отца Владимира не могут скрыть священничес кие облачения, а во взгляде читается интеллект. Первым из священников стал ходить в тренажерный зал, отчего вызвал у прихожан массу недоумений, и несказанно благодарен владыке Симо ну, когда тот его поддержал и сам вместе с ним стал хо дить на тренировки. Вопро сы сразу отпали. Отец Вла- что ли. Когда сейчас мне за дают вопросы взрослые люди, умудренные опытом прожи тых лет, я уже не содрогаюсь, как прежде. И оттого, что в двадцать два к престолу Бо- жию встал служить, в сегод няшние сорок я ощущаю за плечами уже довольно боль шой накопленный багаж, и когда вижу новых рукопола гающихся священников мое го возраста или даже старше, димир считает, что если мы заботимся о своей душе, то почему не должны заботить ся о теле, которое является храмом души. Первый из батюшек купил мобильный телефон, и вновь владыке пришлось отвечать на поток жалоб недоуменных людей. А сегодня священники уста ют предупреждать прихожан о том, чтобы те выключали на службе свои телефоны. Он первый, у кого в епархии появилась иномарка, да еще «Джип», и вновь архиерей разгребал письма «обижен ных» с вопросами, как такое допустимо, чтобы священ ник машину имел? Задавали эти вопросы и самому отцу Владимиру, но он тут же па рировал: «Авынатакси при кажите мне в Териберку ез дить?» В дореволюционной России правящий архиерей понимаю, я в своем возрасте сегодня знаю больше их раз в двадцать. —А богословское образо вание имеется? — Если честно, никак не могу Свято-Тихоновский богословский университет закончить, постоянно не хва тает времени, да и по своей личной практике понял, что никакое образование, в том числе и богословское, не дает никогда не отправлял ба тюшку в село служить, если не предоставлял ему дома, подводы и коня. Подводы не будет, как тот по округе станет ездить, людей при чащать и отпевать? А в наше время средство передвиже ния священнику более того необходимо. Занимается отец Влади мир и необычным даже для светского человека видом спорта —дайвингом. И нет, наверное, океана, кроме Ледовитого, куда бы он не спускался с аквалангом. Как оказалось, не один он из ба тюшекзанимаетсяподобным видомспорта. ВНовороссий ске вСвято-Успенскомхраме служит священником отец Алексей, который в свои 26 лет стал первым священни ком, отслужившим на остан ках теплохода «Адмирал На химов» на глубине 34 метров заупокойное богослужение. В 20-ю годовщину трагедии отец Алексей установил там и освященный деревянный крест. Так дно Черного моря стало погибшим братской могилой. Многие не осознают, что до того, как священника рукополагают, у него была своя жизнь, в которой он ничем не отличался от всех остальных, учился, нередко имел свой бизнес, друзей, свой круг общения. И это не может быть препятствием на пути его служения... возможности свободно об щаться с разными слоями на селения, если нет на тебе бла годати Божией. Ты хоть три института окончи, а если не дано, так не дано. Поэтому на этот вопрос я отвечу так: мое образование — это мудрость Божия. Тем, что мне Господь вкладывает в уста, я и ста раюсь пользоваться. Я знаю священников, которые уже окончили духовные высшие образовательные заведения, но проповеди их от других не отличаются своей академич ностью. В храм приходит 80% простых людей, и ты должен достучаться до сердца каждо го. К нам приходят женщины и мужчины зрелого возраста и совсем молодые, служащие и пенсионеры, работники правоохранительных органов и те, кого в народе величают бандитами, приезжает го родское руководство и идет интеллигенция Мурманска, и меня всегда выручают сло ва нашего владыки, который еще в начале моего служе ния сказал: «Запомни на всю жизнь словасвятого апостола, что мыдолжны быть ВСЕМ и ДЛЯ ВСЕХ». Потому порой приходится мгновенно пере ключаться: разговариваешь с бабушкой о ее житейских проблемах, а через минуту к тебе подходит уже полити ческий деятель, с которым ты на достойном уровне должен вести диалог. — На службу как-то по- особому настраиваетесь? —Просто не забываю одну очень важную вещь, которую должен знать каждый свя щенник: храм есть дом Бо жий! И я никогда не прихо жу в храм, как к себе домой, я всегда помню, что это дом Господа. И в этом доме Бо- жиим соизволением я служу. Вот когда мой смертный час придет, и я встану пред Ним, вот тогда Он и определит мне мое пристанище. Даже то, что все в этом храме создавалось руками нашего коллектива, моими руками, и я знаю здесь каждый закуток, не дает мне права считать себя хозяином. Хозяин здесь только Господь. — Тогда почему в одном храме на тебя «рыкают», а в другом встречают, как гостя желанного? —Все просто, каков поп, таков приход. Когда я сюда настоятелем пришел, сказал, что с этого дня все будут де лать так-то и так-то, кто не согласен—до свидания, и 80% бывших послушниц храма от обязанностей освободил. Ос тавилтолькотех, ктобылготов трудиться со мной и на моих условиях. А главное мое усло вие, как настоятеля — пом нить, что все мы здесь гости, и те, кто в церкви прислужи вает, и те, кто в церковь идут. Люди идут не к нам, а к Богу, и никому не дано права их не пустить, или обижать. —Меня очень расстраива ло, когда я слышала, как вла дыка на епархиальном собра нии ругал кого-то из вашего храма. —Ядумаю,что это какраз о Божией благодати говорит. —Не понимаю. —Где есть благодать, там всегда найдется и то, за что можно и нужно поругать. Ру гают —значит храм живой, а вот как только начнут елеем помазывать, вот тут-то и сто ит задуматься —значит жизнь прихода пошла не в ту сторо ну. Если ругают, то это пока затель того, что организм жи вой, приход трудится, люди деятельные, потому и умуд ряются наделать ошибок. —А почему в вашем храме такая текучка священников? С чем это связано? —Здесьничеготайного нет, это связано со спецификой служения именно в этом хра ме. Первое — храм Целителя, святого врача и большинство людей приходит сюда, прежде всего, со своими болезнями, а значит, и общение с чело веком, который приходит с постоянной болью, должно быть совершенно другим. Если в храм любого другого Святого приходят и с бедами, и с радостями, то к нам идут в основном только с тяжелы ми внутренними и физичес кими переживаниями. Вто рое —так как храм Целителя, мы открыли практически в каждой больнице по часовне: вОбластной, в МДЦ, вроддо ме на территории больницы, в больнице Севрыбы, в Мор ге, в СИЗО-1, освящен храм Феодоры на Мурмашинском кладбище —и все это окорм- ляется священниками нашего храма. О кончание на ст р. 10 Он во всем прогрессивен и современен
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz