Миссионерская православная газета. 2011 г. № 1-2. Февраль.

ПРИХОДЫ ЕПАР ХИИ М и сси он е р ска я правосл авн ая га з е т а № 1 - 2 Ф Е В Р А Л Ь 2 0 1 1 Принимаю все как есть, и Бог помогает Н ача л о на стр . 7 Целый месяц парень без ус­ тали лопатой махал, потому как зима выдалась на ред­ кость снежная. Господь, точ­ но испытывая его, не давал опустить рук. Спустя месяц вышел на крыльцо батюшка и произнес: «Чего ты все ло­ патой машешь, иди на служ­ бе мне помогай». Показал в панамарке кадило, уголь, сказал в какой момент его зажечь и ему подать. И было Владимиру от роду тогда двадцать лет. Уехал в Архангельск, стал иподьяконом, затем дьяко­ ном, а потом и священником. На этом этапе его и команди­ ровали в Мурманск в Свято- Никольский собор. Владыка Симон определил ему местом служения храм Пантелеимо- на Целителя в переулке Тер­ ском. — В 22 года настоятелем храма назначен, не тяжело в столь юные годы было назы­ ваться отцом, советы людям, порой старше тебя, давать, прошедшим войны, имею­ щим огромный жизненный опыт за плечами? —Внутренне очень тяже­ ло и дискомфортно. Сейчас, когда мне уже почти сорок, я по этому поводу успокаива­ юсь, араньше чувствовалсебя неудобно, не в своей тарелке БЫВАЕТ ТАК, смотришь на человека и кажется тебе, что он вовсе не твой зем­ ляк, а из какой-то другой страны, другой эпохи. Вот так и протоиерей церкви Пантелеимона Целителя Владимир Семенов всегда чем-то напоминал мне то ли благородного рыцаря Сред­ невековья, то ли мушкете­ ра его величества короля Франции. Статен, подтянут, красив, сдержан, ничем не напоминает попов, кото­ рых семьдесят лет рисовали советские антирелигиозные пропагандисты, превращая в лоснящихся салом, еле подвижных толстяков с ог­ ромными животами, тупо­ ватыхльстецов или невежес­ твенных деспотов, якобы «угнетающих» трудящиеся массы. Спортивное телос­ ложение отца Владимира не могут скрыть священничес­ кие облачения, а во взгляде читается интеллект. Первым из священников стал ходить в тренажерный зал, отчего вызвал у прихожан массу недоумений, и несказанно благодарен владыке Симо­ ну, когда тот его поддержал и сам вместе с ним стал хо­ дить на тренировки. Вопро­ сы сразу отпали. Отец Вла- что ли. Когда сейчас мне за­ дают вопросы взрослые люди, умудренные опытом прожи­ тых лет, я уже не содрогаюсь, как прежде. И оттого, что в двадцать два к престолу Бо- жию встал служить, в сегод­ няшние сорок я ощущаю за плечами уже довольно боль­ шой накопленный багаж, и когда вижу новых рукопола­ гающихся священников мое­ го возраста или даже старше, димир считает, что если мы заботимся о своей душе, то почему не должны заботить­ ся о теле, которое является храмом души. Первый из батюшек купил мобильный телефон, и вновь владыке пришлось отвечать на поток жалоб недоуменных людей. А сегодня священники уста­ ют предупреждать прихожан о том, чтобы те выключали на службе свои телефоны. Он первый, у кого в епархии появилась иномарка, да еще «Джип», и вновь архиерей разгребал письма «обижен­ ных» с вопросами, как такое допустимо, чтобы священ­ ник машину имел? Задавали эти вопросы и самому отцу Владимиру, но он тут же па­ рировал: «Авынатакси при­ кажите мне в Териберку ез­ дить?» В дореволюционной России правящий архиерей понимаю, я в своем возрасте сегодня знаю больше их раз в двадцать. —А богословское образо­ вание имеется? — Если честно, никак не могу Свято-Тихоновский богословский университет закончить, постоянно не хва­ тает времени, да и по своей личной практике понял, что никакое образование, в том числе и богословское, не дает никогда не отправлял ба­ тюшку в село служить, если не предоставлял ему дома, подводы и коня. Подводы не будет, как тот по округе станет ездить, людей при­ чащать и отпевать? А в наше время средство передвиже­ ния священнику более того необходимо. Занимается отец Влади­ мир и необычным даже для светского человека видом спорта —дайвингом. И нет, наверное, океана, кроме Ледовитого, куда бы он не спускался с аквалангом. Как оказалось, не один он из ба­ тюшекзанимаетсяподобным видомспорта. ВНовороссий­ ске вСвято-Успенскомхраме служит священником отец Алексей, который в свои 26 лет стал первым священни­ ком, отслужившим на остан­ ках теплохода «Адмирал На­ химов» на глубине 34 метров заупокойное богослужение. В 20-ю годовщину трагедии отец Алексей установил там и освященный деревянный крест. Так дно Черного моря стало погибшим братской могилой. Многие не осознают, что до того, как священника рукополагают, у него была своя жизнь, в которой он ничем не отличался от всех остальных, учился, нередко имел свой бизнес, друзей, свой круг общения. И это не может быть препятствием на пути его служения... возможности свободно об­ щаться с разными слоями на­ селения, если нет на тебе бла­ годати Божией. Ты хоть три института окончи, а если не дано, так не дано. Поэтому на этот вопрос я отвечу так: мое образование — это мудрость Божия. Тем, что мне Господь вкладывает в уста, я и ста­ раюсь пользоваться. Я знаю священников, которые уже окончили духовные высшие образовательные заведения, но проповеди их от других не отличаются своей академич­ ностью. В храм приходит 80% простых людей, и ты должен достучаться до сердца каждо­ го. К нам приходят женщины и мужчины зрелого возраста и совсем молодые, служащие и пенсионеры, работники правоохранительных органов и те, кого в народе величают бандитами, приезжает го­ родское руководство и идет интеллигенция Мурманска, и меня всегда выручают сло­ ва нашего владыки, который еще в начале моего служе­ ния сказал: «Запомни на всю жизнь словасвятого апостола, что мыдолжны быть ВСЕМ и ДЛЯ ВСЕХ». Потому порой приходится мгновенно пере­ ключаться: разговариваешь с бабушкой о ее житейских проблемах, а через минуту к тебе подходит уже полити­ ческий деятель, с которым ты на достойном уровне должен вести диалог. — На службу как-то по- особому настраиваетесь? —Просто не забываю одну очень важную вещь, которую должен знать каждый свя­ щенник: храм есть дом Бо­ жий! И я никогда не прихо­ жу в храм, как к себе домой, я всегда помню, что это дом Господа. И в этом доме Бо- жиим соизволением я служу. Вот когда мой смертный час придет, и я встану пред Ним, вот тогда Он и определит мне мое пристанище. Даже то, что все в этом храме создавалось руками нашего коллектива, моими руками, и я знаю здесь каждый закуток, не дает мне права считать себя хозяином. Хозяин здесь только Господь. — Тогда почему в одном храме на тебя «рыкают», а в другом встречают, как гостя желанного? —Все просто, каков поп, таков приход. Когда я сюда настоятелем пришел, сказал, что с этого дня все будут де­ лать так-то и так-то, кто не согласен—до свидания, и 80% бывших послушниц храма от обязанностей освободил. Ос­ тавилтолькотех, ктобылготов трудиться со мной и на моих условиях. А главное мое усло­ вие, как настоятеля — пом­ нить, что все мы здесь гости, и те, кто в церкви прислужи­ вает, и те, кто в церковь идут. Люди идут не к нам, а к Богу, и никому не дано права их не пустить, или обижать. —Меня очень расстраива­ ло, когда я слышала, как вла­ дыка на епархиальном собра­ нии ругал кого-то из вашего храма. —Ядумаю,что это какраз о Божией благодати говорит. —Не понимаю. —Где есть благодать, там всегда найдется и то, за что можно и нужно поругать. Ру­ гают —значит храм живой, а вот как только начнут елеем помазывать, вот тут-то и сто­ ит задуматься —значит жизнь прихода пошла не в ту сторо­ ну. Если ругают, то это пока­ затель того, что организм жи­ вой, приход трудится, люди деятельные, потому и умуд­ ряются наделать ошибок. —А почему в вашем храме такая текучка священников? С чем это связано? —Здесьничеготайного нет, это связано со спецификой служения именно в этом хра­ ме. Первое — храм Целителя, святого врача и большинство людей приходит сюда, прежде всего, со своими болезнями, а значит, и общение с чело­ веком, который приходит с постоянной болью, должно быть совершенно другим. Если в храм любого другого Святого приходят и с бедами, и с радостями, то к нам идут в основном только с тяжелы­ ми внутренними и физичес­ кими переживаниями. Вто­ рое —так как храм Целителя, мы открыли практически в каждой больнице по часовне: вОбластной, в МДЦ, вроддо­ ме на территории больницы, в больнице Севрыбы, в Мор­ ге, в СИЗО-1, освящен храм Феодоры на Мурмашинском кладбище —и все это окорм- ляется священниками нашего храма. О кончание на ст р. 10 Он во всем прогрессивен и современен

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz