Миссионерская православная газета. 2011 г. № 1-2. Февраль.

6 М и сси о н е р ска я п р а в о сл а в н а я га з е т а № 1 - 2 Ф Е В Р А Л Ь 2 0 1 1 л у г Д У Х О В НЫЙ Н А У Ч Н О - П Р А К Т И Ч Е С К А Я К ОНФ Е Р Е НЦИ Я Взаимоотношения Церкви и школы Начало на стр. 1 Вне свободы, по словам ученого, нет воспитания. Трудность в том, что достичь истинной свободы ребенку в секуляризованной школе невозможно, так как идеал такой школы —избежать навязывания религиозной жизни, ох­ раняя свободу личности от религиоз­ ных принуждений. Мыслитель говорит о том, что отделение школы от Церкви лишает ребенка самой возможности обрести духовную свободу, оказывает давление на его духовный опыт, полу­ ченный ранее, ослабляя и искажая его. Зеньковский приходит к выводу о том, что вопрос о религиозной (духовной) свободе вжизни ребенка не должен быть связан с вопросом об отношениишколы и Церкви —«это значит, что защищать идею секуляризованной школы во имя религиозной свободы невозможно». Философ видит мотив защитников отделенияшколыот Церкви в«заботе» о духовном здоровье детей —это Просве- щенство. Опасность Просвещенства, по мнению мыслителя, заключается в необратимости перехода от полуотри- цания религии, до полного ее отрица­ ния. Оно стало прикрытием культуры нового времени, которая несет в себе «невыносимую двойственность», про­ являющуюся с одной стороны ростом христианских сил в ней, с другой —глу­ боким развитием антихристианских стремлений. Этот вопрос теснейшим образом связан с проблемой религиозного вос­ питания и образования в школе. Зень- ковский совершенно справедливо гово­ рит о неспособностишколы «бороться с могучим влиянием жизни», так как она не может быть изолирована от жизни с присущим ей культурным дуализмом, сводящим все усилия в духовно-нравс­ твенном воспитании к минимуму. В. В. Зеньковский называет и две стороны в вопросе преодоления секу­ ляризации школы —внешнюю и внут­ реннюю. Именно внутренняя секуля­ ризация, господствуя всюду, восходит своими корнями к Просвещенству, ко­ тороенашло свое положительное содер­ жание и в современной педагогической мысли. Таким образом, светскаяшкола, не имея возможности уйти от влияния Просвещенства, на котором она духов­ но держится, не перестает быть «сво­ бодной» от религии. Мыслитель делает вывод, что реформа школьного образо­ вания немыслима без реформы жизни. Неоспорим тот факт, что религиоз­ ное обоснование проблем воспитания и обучения в России начала ХХ века позволило найти решения на острые педагогические вопросы, на которые естественнонаучные знания не способ­ ны были ответить по причине их ирра­ циональной природы. И сегодня, когда российским обществом начинает при­ знаваться духовная основа развития об­ разования, требующая освоения новой парадигмы педагогической деятель­ ности, было бы расточительно-нера­ зумным не обращать внимание на опыт и достижения русской педагогической мысли с уже готовыми ответами. П ЕРВЫМ «проповедни­ ком покаяния» был св. Иоанн Предтеча, воз­ вестивший иудеям при­ шествие Спасителя (Матф.3:1-3). И Сам Христос после Своего Кре­ щения и искушения в пустыне вышел на проповедь со словами: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Матф.4:17). Как связано покаяние с Царством Небесным? Напрямую, ибо, не очистившись покаянием, не вой­ ти в Царство Небесное, «аможе ничтоже скверно входит во Царс­ твие Небесное» (из той же молит­ вы). А жизнь вечная со Христом во Царствии Его — цель жизни всякого христианина. Но, как из­ вестно, после грехопадения «несть человек, яко жив будет и не согре­ шит» (из молитвы, читаемой свя­ щенником на панихиде; см. также 3Цар.8:46;2Пар.6:36; 3Ездр.8:35), и только чистосердечной исповедью пред Господом он может получить отпущение своих грехов. Поэтому св. Отцы, многие из которых были составителями наших молитв, так высоко ставяттаинство Покаяния. Постараемся кратко изложить их учение о покаянии. 1. Вот как определяет «покая­ ние» святитель Игнатий Брянча­ нинов: «Покаяние есть возобнов­ ление, возвращение состояния, произведенного Крещением». Покаяние невозможно без ис­ кренней веры во Христа; но если таковая есть, то «верующий, если и умрет смертью греховной, то опять оживет покаянием». 2. Бог Своей бесконечной бла­ гостью призывает всех людей к по­ каянию, ибо, по словам святителя ТихонаЗадонского, «всисииживии мертвецы суть, которые истинного покаяния не творят, но по своим прихотям живут». Долготерпели­ вый и многомилостивый Господь, могущий воскресить человека из мертвых, не хочет «смерти грешни­ ка, но еже обратитися и живу быти ему» (из молитвы 8-ой на сон гря­ дущим). «КакОтец человеколюби­ вый, Бог призывает грешника на покаяние различными способами: то через внутренний голос совести, то обещанием временных и веч­ ных благ, то, напротив, напоми­ нанием о смерти и вечных муках». Но в то же время, Он не насилует воли человека: покаяние — дело добровольное. «Свободной воле человека предоставляется выбор: или откликнуться на Божий при­ зыв, или остаться глухим к нему и коснеть в бездне своих грехов». Если грешник все же предпочитает последнее, то Господь через людей обличает его —такое обличение от людей святитель Тихон Задонский сравнивает с зеркалом, которое по­ казывает все пороки человека. «Но если и это средство пренебрегается грешником, тогда его, как ожесто­ ченного и нераскаянного, постига­ ет суд Божий» /там же/. 3. Покаяние возможно только в этой земной жизни, и Бог «призы­ вает человека к покаянию и спа­ сению до последней минуты его жизни. В эту последнюю минуту еще отверсты двери милосердия Божия всякому, стучащему в них (святитель Игнатий Брянчани­ нов). Однако если человек осоз­ нал свои грехи, но медлит с пока­ янием, откладывает его на потом, то это есть тяжкий грех, этим он оскорбляет и прогневляет Бога (святитель Тихон Задонский). О таких преп. Ефрем Сирин пишет: «Горе тому, кто говорит: «Пока наслажусь плотью, а в старости покаюсь», —потому что, подобно сети, внезапно накроет его смерть и ожидание его погибнет». 4. Часто бывает так, что греш­ ник, осознав ужас содеянных грехов, испытывает уныние и ложный стыд перед духовни­ ком, боится покаяться. Св. Отцы убеждают нас не бояться каяться в грехах, отбросить ложный стыд, силой воли преодолеть уныние, т.к. все это —от диавола. «Сатана извратил естественный порядок: греху дал дерзость, а покаянию — стыд», —говорит св. Иоанн Зла­ тоуст и ободряет грешника: «Нет греха, как бы он ни был велик, побеждающего человеколюбие Божие, если мы...приносим пока­ яние и просим прощения». 5. Но чтобы Бог простил каю­ щегося грешника, его покаяние должно быть истинным. Что это такое? Это неформальная, ис­ кренняя, от всего сокрушенного сердца приносимая Богу исповедь о содеянных грехах. «Если при­ ступишь к Таинству Покаяния с небрежением, с лукавством, со скрытостью, то совершишь начи­ нание сатанинское, надругаешься над Всемогущим и Всевидящим Богом» (свят. Игнатий Брянчани­ нов). Начало истинного покаяния естьосознаниечеловекомтого, что греховнойжизнью своей он оскор­ бил Бога (свят. Тихон Задонский). Он хочет изменить своюжизнь, но в то же время понимает, что сам он без помощи Божией сделать этого не может: «Пастьвгрех, заблудить­ ся от истинного пути и погибнуть человек может сам, но восстать, обратиться и спастись без Бога не может». Истинное покаяние — это подвиг, это — невидимая брань человека против диавола, против укоренившихся греховных привычек —прежде всего, против самолюбия и гордости; без смире­ ния истинного покаяния быть не может. 6. Человек не должен повто­ рять грехов, в которых покаял­ ся, иначе его покаяние —ложное (свят. Иоанн Златоуст, свят Тихон Задонский). «Что значит покаять­ ся?» —спрашивает свят. Игнатий и дает такой ответ: «Это значит — сознаться, раскаяться в грехах, ос­ тавить грехи свои. и уже больше не возвращаться к ним. Таким об­ разом, многие грешники претво­ рились в святых». 7. Кающимся недостаточно для спасения одного удаления от гре­ хов, но им необходимы и достой­ ные плоды покаяния (Матф.3:8). Вот как развивает эту мысль свят. Тихон Задонский. Плоды пока­ яния — это изменение человека, превращение грешника в правед­ ника. Для этого нужны усилия са­ мого человека, работа над своим характером, над искоренением греховных привычек и взращива­ нием противоположных им доб­ родетелей. И в этом кающемуся христианину помогает Бог. Ка­ ковы же эти плоды? Самое глав­ ное — прощение покаявшемуся и переставшему грешить челове­ ку прежде содеянных им грехов. Затем Бог дает человеку «новое сердце и новый дух» (Иез.18:31; 36:26-27). «Истинное покаяние есть изменение сердца и нравов злых в добрые нравы. оно дела­ ет христианина добрым». Человек начинает жить духовной жизнью, он становится способным воспри­ нимать слово Божие по-иному. У него появляется духовное зрение, просветляется ум. Изменяется все его мировоззрение: оно становит­ ся христоцентричным. Из душев­ ного человека он превращается в духовного. 8. Каков же признак того, что кающемуся Бог простил его грехи? Ответ на этот вопрос можно найти втворениях преп. Иоанна Кассиа- на Римлянина: «Доказательством того, что они прощены, нам слу­ жит то, если из наших сердец ис­ треблено и расположение к ним». А преп. Симеон Новый Богослов уточняет: «Появляется «ненависть к греху, страх Божий, сокрушение и сердечное умиление». 9. Но что делать человеку, кото­ рый после покаяния вновь впадает в прежние грехи? Св. Василий Ве­ ликий считает, что «это знак, что он не очистился от первопричи­ ны сего греха»; христианину надо найти эту греховную первопричи­ ну, в ней покаяться и вести с ней борьбу. Итак, вся жизнь христианина есть постоянное покаяние до кон­ ца своих дней. Это великое Таинс­ тво дал нам Христос для нашего спасения. Такне будем же пренеб­ регать им. Н.П.Борисова Учение святых отцов о покаянии В молитве ко святому Иоанну Предтече есть такие слова: «Крестителю Христов... обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением, понеже обоего начальник еси: крещением омываяй прародительный грех, покаянием же очищаяй коегождо дело скверно». Здесь покаяние названо «вторым крещением», т.е. церковным таинством, сопоставимым по значимости с таинством Крещения: оба они служат одной цели - очищению души грехопадшего человека, необходимому условию его спасения.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz