Миссионерская православная газета. 2011 г. № 1-2. Февраль.
6 М и сси о н е р ска я п р а в о сл а в н а я га з е т а № 1 - 2 Ф Е В Р А Л Ь 2 0 1 1 л у г Д У Х О В НЫЙ Н А У Ч Н О - П Р А К Т И Ч Е С К А Я К ОНФ Е Р Е НЦИ Я Взаимоотношения Церкви и школы Начало на стр. 1 Вне свободы, по словам ученого, нет воспитания. Трудность в том, что достичь истинной свободы ребенку в секуляризованной школе невозможно, так как идеал такой школы —избежать навязывания религиозной жизни, ох раняя свободу личности от религиоз ных принуждений. Мыслитель говорит о том, что отделение школы от Церкви лишает ребенка самой возможности обрести духовную свободу, оказывает давление на его духовный опыт, полу ченный ранее, ослабляя и искажая его. Зеньковский приходит к выводу о том, что вопрос о религиозной (духовной) свободе вжизни ребенка не должен быть связан с вопросом об отношениишколы и Церкви —«это значит, что защищать идею секуляризованной школы во имя религиозной свободы невозможно». Философ видит мотив защитников отделенияшколыот Церкви в«заботе» о духовном здоровье детей —это Просве- щенство. Опасность Просвещенства, по мнению мыслителя, заключается в необратимости перехода от полуотри- цания религии, до полного ее отрица ния. Оно стало прикрытием культуры нового времени, которая несет в себе «невыносимую двойственность», про являющуюся с одной стороны ростом христианских сил в ней, с другой —глу боким развитием антихристианских стремлений. Этот вопрос теснейшим образом связан с проблемой религиозного вос питания и образования в школе. Зень- ковский совершенно справедливо гово рит о неспособностишколы «бороться с могучим влиянием жизни», так как она не может быть изолирована от жизни с присущим ей культурным дуализмом, сводящим все усилия в духовно-нравс твенном воспитании к минимуму. В. В. Зеньковский называет и две стороны в вопросе преодоления секу ляризации школы —внешнюю и внут реннюю. Именно внутренняя секуля ризация, господствуя всюду, восходит своими корнями к Просвещенству, ко тороенашло свое положительное содер жание и в современной педагогической мысли. Таким образом, светскаяшкола, не имея возможности уйти от влияния Просвещенства, на котором она духов но держится, не перестает быть «сво бодной» от религии. Мыслитель делает вывод, что реформа школьного образо вания немыслима без реформы жизни. Неоспорим тот факт, что религиоз ное обоснование проблем воспитания и обучения в России начала ХХ века позволило найти решения на острые педагогические вопросы, на которые естественнонаучные знания не способ ны были ответить по причине их ирра циональной природы. И сегодня, когда российским обществом начинает при знаваться духовная основа развития об разования, требующая освоения новой парадигмы педагогической деятель ности, было бы расточительно-нера зумным не обращать внимание на опыт и достижения русской педагогической мысли с уже готовыми ответами. П ЕРВЫМ «проповедни ком покаяния» был св. Иоанн Предтеча, воз вестивший иудеям при шествие Спасителя (Матф.3:1-3). И Сам Христос после Своего Кре щения и искушения в пустыне вышел на проповедь со словами: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Матф.4:17). Как связано покаяние с Царством Небесным? Напрямую, ибо, не очистившись покаянием, не вой ти в Царство Небесное, «аможе ничтоже скверно входит во Царс твие Небесное» (из той же молит вы). А жизнь вечная со Христом во Царствии Его — цель жизни всякого христианина. Но, как из вестно, после грехопадения «несть человек, яко жив будет и не согре шит» (из молитвы, читаемой свя щенником на панихиде; см. также 3Цар.8:46;2Пар.6:36; 3Ездр.8:35), и только чистосердечной исповедью пред Господом он может получить отпущение своих грехов. Поэтому св. Отцы, многие из которых были составителями наших молитв, так высоко ставяттаинство Покаяния. Постараемся кратко изложить их учение о покаянии. 1. Вот как определяет «покая ние» святитель Игнатий Брянча нинов: «Покаяние есть возобнов ление, возвращение состояния, произведенного Крещением». Покаяние невозможно без ис кренней веры во Христа; но если таковая есть, то «верующий, если и умрет смертью греховной, то опять оживет покаянием». 2. Бог Своей бесконечной бла гостью призывает всех людей к по каянию, ибо, по словам святителя ТихонаЗадонского, «всисииживии мертвецы суть, которые истинного покаяния не творят, но по своим прихотям живут». Долготерпели вый и многомилостивый Господь, могущий воскресить человека из мертвых, не хочет «смерти грешни ка, но еже обратитися и живу быти ему» (из молитвы 8-ой на сон гря дущим). «КакОтец человеколюби вый, Бог призывает грешника на покаяние различными способами: то через внутренний голос совести, то обещанием временных и веч ных благ, то, напротив, напоми нанием о смерти и вечных муках». Но в то же время, Он не насилует воли человека: покаяние — дело добровольное. «Свободной воле человека предоставляется выбор: или откликнуться на Божий при зыв, или остаться глухим к нему и коснеть в бездне своих грехов». Если грешник все же предпочитает последнее, то Господь через людей обличает его —такое обличение от людей святитель Тихон Задонский сравнивает с зеркалом, которое по казывает все пороки человека. «Но если и это средство пренебрегается грешником, тогда его, как ожесто ченного и нераскаянного, постига ет суд Божий» /там же/. 3. Покаяние возможно только в этой земной жизни, и Бог «призы вает человека к покаянию и спа сению до последней минуты его жизни. В эту последнюю минуту еще отверсты двери милосердия Божия всякому, стучащему в них (святитель Игнатий Брянчани нов). Однако если человек осоз нал свои грехи, но медлит с пока янием, откладывает его на потом, то это есть тяжкий грех, этим он оскорбляет и прогневляет Бога (святитель Тихон Задонский). О таких преп. Ефрем Сирин пишет: «Горе тому, кто говорит: «Пока наслажусь плотью, а в старости покаюсь», —потому что, подобно сети, внезапно накроет его смерть и ожидание его погибнет». 4. Часто бывает так, что греш ник, осознав ужас содеянных грехов, испытывает уныние и ложный стыд перед духовни ком, боится покаяться. Св. Отцы убеждают нас не бояться каяться в грехах, отбросить ложный стыд, силой воли преодолеть уныние, т.к. все это —от диавола. «Сатана извратил естественный порядок: греху дал дерзость, а покаянию — стыд», —говорит св. Иоанн Зла тоуст и ободряет грешника: «Нет греха, как бы он ни был велик, побеждающего человеколюбие Божие, если мы...приносим пока яние и просим прощения». 5. Но чтобы Бог простил каю щегося грешника, его покаяние должно быть истинным. Что это такое? Это неформальная, ис кренняя, от всего сокрушенного сердца приносимая Богу исповедь о содеянных грехах. «Если при ступишь к Таинству Покаяния с небрежением, с лукавством, со скрытостью, то совершишь начи нание сатанинское, надругаешься над Всемогущим и Всевидящим Богом» (свят. Игнатий Брянчани нов). Начало истинного покаяния естьосознаниечеловекомтого, что греховнойжизнью своей он оскор бил Бога (свят. Тихон Задонский). Он хочет изменить своюжизнь, но в то же время понимает, что сам он без помощи Божией сделать этого не может: «Пастьвгрех, заблудить ся от истинного пути и погибнуть человек может сам, но восстать, обратиться и спастись без Бога не может». Истинное покаяние — это подвиг, это — невидимая брань человека против диавола, против укоренившихся греховных привычек —прежде всего, против самолюбия и гордости; без смире ния истинного покаяния быть не может. 6. Человек не должен повто рять грехов, в которых покаял ся, иначе его покаяние —ложное (свят. Иоанн Златоуст, свят Тихон Задонский). «Что значит покаять ся?» —спрашивает свят. Игнатий и дает такой ответ: «Это значит — сознаться, раскаяться в грехах, ос тавить грехи свои. и уже больше не возвращаться к ним. Таким об разом, многие грешники претво рились в святых». 7. Кающимся недостаточно для спасения одного удаления от гре хов, но им необходимы и достой ные плоды покаяния (Матф.3:8). Вот как развивает эту мысль свят. Тихон Задонский. Плоды пока яния — это изменение человека, превращение грешника в правед ника. Для этого нужны усилия са мого человека, работа над своим характером, над искоренением греховных привычек и взращива нием противоположных им доб родетелей. И в этом кающемуся христианину помогает Бог. Ка ковы же эти плоды? Самое глав ное — прощение покаявшемуся и переставшему грешить челове ку прежде содеянных им грехов. Затем Бог дает человеку «новое сердце и новый дух» (Иез.18:31; 36:26-27). «Истинное покаяние есть изменение сердца и нравов злых в добрые нравы. оно дела ет христианина добрым». Человек начинает жить духовной жизнью, он становится способным воспри нимать слово Божие по-иному. У него появляется духовное зрение, просветляется ум. Изменяется все его мировоззрение: оно становит ся христоцентричным. Из душев ного человека он превращается в духовного. 8. Каков же признак того, что кающемуся Бог простил его грехи? Ответ на этот вопрос можно найти втворениях преп. Иоанна Кассиа- на Римлянина: «Доказательством того, что они прощены, нам слу жит то, если из наших сердец ис треблено и расположение к ним». А преп. Симеон Новый Богослов уточняет: «Появляется «ненависть к греху, страх Божий, сокрушение и сердечное умиление». 9. Но что делать человеку, кото рый после покаяния вновь впадает в прежние грехи? Св. Василий Ве ликий считает, что «это знак, что он не очистился от первопричи ны сего греха»; христианину надо найти эту греховную первопричи ну, в ней покаяться и вести с ней борьбу. Итак, вся жизнь христианина есть постоянное покаяние до кон ца своих дней. Это великое Таинс тво дал нам Христос для нашего спасения. Такне будем же пренеб регать им. Н.П.Борисова Учение святых отцов о покаянии В молитве ко святому Иоанну Предтече есть такие слова: «Крестителю Христов... обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением, понеже обоего начальник еси: крещением омываяй прародительный грех, покаянием же очищаяй коегождо дело скверно». Здесь покаяние названо «вторым крещением», т.е. церковным таинством, сопоставимым по значимости с таинством Крещения: оба они служат одной цели - очищению души грехопадшего человека, необходимому условию его спасения.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz