Миссионерская православная газета. 2011 г. № 1-2. Февраль.
М и с с и о н е р с к а я п р а в о сл а в н а я г а з е т а № 1 - 2 Ф Е В Р А Л Ь 2 0 1 1 СОБЫТИЯ У ч и т е л ь с к а я к о н ф е р е н ц и я в М о н ч е г о р с к е Приобщение детей к православной культуре ОСОБОЕ МЕСТО в системе национального воспитания уделяется вопросу приобщения детей к отечественным духов но-нравственным традициям. Что характеризует человека прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включа ет в себя духовность и нравс твенность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и твор ческую активность. Культура человека есть отражение его внутреннего мира, и огромную роль в формировании культуры человека играет этнокультур ное развитие. Основная задачадошкольно го образования —это создание оптимальных условий для всес тороннего развития духовно нравственного потенциала до школьников через гармоничное построение целостного педаго гического процесса в дошколь ном учреждении, основанного на этнокультурных ценностях родного края. Изучение традиционной оте чественной культуры вдошколь ном учреждении позволяет ес тественно сочетать обучение и воспитание без резких границ между ними, потому что весь процесс освоения родной куль туры есть не что иное, как вос питывающее обучение. В МДОУ № 136 города Мур манска с октября 2009 года ра ботает кружок «Православная культура». В 2010-2011 учебном году кружок посещаютдевятьде тей старшей группы. На занятиях мы решаем следующие задачи: —Формирование у детей пер воначальных представлений о духовном мире через основные религиозные понятия. — Первоначальное ознаком лениедетей с заповедями божьи ми как основой духовной жизни человека. —Знакомство детей с доступ ными их пониманию произведе ниями художественной литера туры, живописи, иконописи. — Формирование у детей представления о целесообраз ном устройстве предметной сре ды, способности совместно со взрослыми участвовать в сози дании этой среды. —Формирование у детей уме ний замечать и чувствовать кра соту окружающего мира, любо ваться ею, беречь ее. — Формирование системы нравственных и эстетических эталонов (добро —зло, хорошо —плохо, красивый —не краси вый), поддержка в детях стрем ления поступать по-доброму, преумножать красоту. — Отмечать вместе с родите лями православные праздники, стремясь к пониманию их под линного жизненного смысла. — Воспитание уважительно го, отношения к окружающим и бережного отношения к расти тельному и животному миру. Занятия кружка проводят ся в различных формах: беседы («Земля —наш общий дом», «Ру котворная красота мира», «Что за чудо Божий храм», «Чему мы радуемся зимой» и др.), чтение художественных произведений («Невидимый гость» М.Росса, «Теплая слезинка», «Живая лам падка» Д.Харченко, рассказы из сборников «Зернышки», «О про мысле Божием» и др.), рассмат ривание репродукций картин, икон. При содействии паломни ческой службы организуются экскурсии для детей по храмам города Мурманска, где они зна комятся с православными тради циями и культурой. Системное включение мате риала этнокультурного разви тия в стандартные для детско го сада программы расширяет возможности индивидуального развития ребенка, не только воспитывает, но и раскрывает нравственный и эстетический потенциалы. Л. М. ГОЛЕНИЩЕВА, рук. кружка «Православная культура» МДОУ№136, г.Мурманск И О Б Р А З О В А Н И Е М А Н С К Воскресная школа —источник благодатного воспитания ВОСКРЕСНЫЕ ШКОЛЫ - яв ление, с одной стороны, не новое для православной церкви, но, вместе с тем, переживающее воз рождение. Сегодня к воскресным школам предъявляются особые требования. «Воскресные школы должны стать местом постоянно го миссионерского и социального служения Церкви вмиру, должны стать для нашего народа указате лями пути духовного обновления семьи и личности, неразрывно связанного с процессом воцер- ковления... Церковь сегодня нуж дается втом, чтобы и гражданское общество, и власть ради заботы о людях ставили перед собой задачу укрепить институт семьи, осоз нать важность добрых семейных отношений», — говорил в одной из своих проповедей Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Осенью 2010 года на Семи наре, организованном Миссио нерским отделом Мурманской и Мончегорской Епархии и пос- вященном православной семье, было принято решение о необ ходимости взаимодействия вос кресных школ с родителями. Но как воплотить эту идею в жизнь? Обратились к опыту воскресных школ, накопленному за послед ние два десятилетия возрожде ния. Ныне покойный отец Борис Ничипоров еще в 90-х годах XX века выдвинул мысль о создании на приходе «детско-родительско го братства» как источника «бла годатного воспитания». Препода ватели Воскресных школ должны научиться работать не только с детьми, но и с родителями, от ветственными за их рождение, крещение и христианское воспи тание. Одновременносзанятиями для детей необходимо проводить занятия для родителей. В стенах Воскресной школы необходимо создание особой духовно-нравс твенной и социо-культурной сре ды, «благодатной воспитательной и развивающей атмосферы», спо- собствующей органичному соче танию полученныхдуховных зна ний с современной жизнью. При таком подходе, с одной стороны, Воскресная школа становится прообразом церковной общины и начинает активно способство вать ее формированию как не кой большой «духовной семьи», скрепленной христианскими, церковными нормами взаимоот ношений. С другой стороны, кровная, родная семья открывается лю дям, прежде всего, как «духов но-нравственная общность», как «добровольное единение в любви», и начинает восприни маться ими как «малая домашняя Церковь». Воскресная школа, организованная на основе при нципа «детско-родительского братства», требует уже не просто усваивания Закона Божия, но и определенной духовной жизне деятельности. П родолж ение на стр. 3 НОВОЕ ЕПАРХИАЛЬНОЕ ИЗДАНИЕ Паломнический центр представил новый журнал В феврале 2011 года вышел первый но мер журнала Паломнического отдела Мурманской и Мончегорской епархии «Под сенью Трифона». 14 февраля, в день тезоименитства преподобного Три фона Печенгского, в Паломническом центре прошла встреча, посвященная выходу журнала. Этот день объединил и день памяти святого Трифона, и день рождения журнала «Под сенью Трифо на». Перед началом встречи иерей Сер гий Поливцев отслужил молебен и как главный редактор журнала рассказал об основных его разделах: события жиз ни православного Севера, новости па ломничества, литературные страницы, материалы о Паломническом духовно культурном просветительском центре. Он высказал надежду, что журнал бу дет выходить два раза в год и пополнит информационное поле православной жизни, рассказывая о нашем крае, о его православных святых, о местах палом ничества. Руководитель Паломнического цен тра Ирина Поливцева познакомила с авторами первого номера журнала. Священнослужителей, ученых, писате лей, поэтов объединила общая просве тительская цель. Доктор исторических наук профессор А.А. Киселев отметил, что журнал объединяет краеведение ду ховное и светское и представляет инте рес для краеведов. Важно, что журнал рассчитан на широкий круг читателей, его глубокие и разносторонние статьи не только вызывают интерес, но и за ставляют задуматься. «Душа обязана трудиться», а без этого невозможна ду ховная жизнь человека. Литературный раздел делает честь журналу —это и публикация новых ду ховных стихов Николая Колычева, и материалы, посвященные 115-й годов щине со дня рождения Сергея Есенина, и 75-летнему юбилею писателя Виталия Маслова. Без сомнения, журнал «Под сенью Трифона» стал явлением не только в православной жизни Мурманской епар хии, но и важным событием культурной жизни нашего края. Нина ГЛУЩЕНКО
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz