Миссионерская православная газета. 2011 г. № 1-2. Февраль.
НОВ АЯ КНИГ А Миссионерская православная газета Л ^ № 1 - 2 Ф Е В Р А Л Ь 2 0 1 1 1 5 МОЕ ЗНАКОМСТВО с ар хиепископом Симоном со стоялось 18 мая 1996 года. Сначала я его увидела на Божественной литургии и крестном ходу в нашей Свя- то-Покровской церкви Рев- ды, где он произвел на меня очень приятное впечатление. После обеда владыка пришел вМузей саамскойлитературы и письменности, где мы его ждали с Александрой Анд реевной Антоновой. Первым делом владыка благословил нас и музей, а затем стал внимательно рассматривать экспозиции, и только после этого у нас завязалась бесе да. Сказал, что есть задумка выпускать свой епархиаль ный журнал, в котором бы веласьлетопись Мурманской и Мончегорской епархии, где будут печататься сочинения школьников о святых Коль ской земли... Кто-то мне сказал, что ар хиепископ не так прост, как кажется, и редко кого под пускает близко к себе, хотя и является нашим духовным пастырем. Мне захотелось это опровергнуть, но затем поду мала, а разве любой началь никдоступен всем и каждому? У него ведь тоже существует свой круг доверительного общения. А разве губерна тор доступен? А архиепис коп в области стоит, не ниже губернатора, так почему он должен распахивать свои двери, а тем более душу, каж дому встречному. А уж если кому-то требуются духовные наставники, священников на Мурманедостаточно. Уменя, например, пока не была зна кома с владыкой, и мысли не возникало напроситься к нему на разговор, хотя знала, некоторые из наших писате лей общаются с ним. Сейчас могу честно при знаться, что довольно долго открывала правящего архи ерея для себя, малыми доза ми впитывая его ум и такт, терпение и щедрость, юмор и широту души, хотя неод нократно была свидетелем и его резкости, его нетерпе ния. На Полтавщине нерели гиозные семьи — редкость. Семья владыки считалась православной: в доме име лись иконы, каждый день на них не молились, но иногда мама подходила к ним и, как умела, разговаривала с Бо гом, потому как молитва ни когда не была в их семье на показ. Вопрос о вере в Бога никогда не возникал. Когда я только пришла работать в епархию, владыка спросил меня, ходят ли мои родители в храм. Я ответила, что отец был коммунистом, и таковым продолжает себя считать, а мама вместе со мной в начале 90-х в нашу церковь пошла, причем пошла в первый раз, и тутже на нее одна из женщин на кричала, мол, куда со свечой прешь, не видишь, батюшка Евангелие читает? А откуда маме знать было, когда мож но свечи ставить, когда нет. Более мама в нашу церковь ходить не желает. —Да, к сожалению, это во многих церквях практикует ся, накричать на человека и отвадить его от храма. Мне мама тоже рассказала, что в 28-м году на Пасху она со своей матерью, сестрами и братьями ходила в церковь в большое старинное знатное село Руновщино, за восемь километров. Тогда в селах на Полтавщине обычай был, каждому батюшке на Пасху крашенное яйцо принести, похристосоваться. У бабуси относит к хорошему. Тогда его сильно укачивало, в ма шинах ездить совсем не мог, сейчас ездит спокойно. Он был командиром отделения, в наличии у него служебный «Газ-69» — «Бобик», как на зывали эту машину про фессионалы водители. Как только он чувствовал запах бензина, у него тут же начи налось рефлекторное чиха ние, при резких поворотах тошнило, болела голова. Эти же симптомы испытывал и когда надевал противогаз. Чтобы выдерживать, стис кивал зубы, стискивался сам и молился. Подобные пере живания физического плана Из очерка Надежды Большаковой «Молитвенник рода своего» На пути к Богу В семье владыки Симо на несколько братьев, но только он один выбрал путь служения Господу. Владыка объяснил: «Гос подь создает нас всех разными. Каждый чело век в чем-то избранный. Меня Гос подь избрал на священство, создав именно таким, какой я естьдля этой деятельности, и с теми талантами, которые я должен был реализовать всвоейжизни. Откаждого человека, с кем общаюсь, я заимствую что-то положительное, усваиваю что-то хорошее. Думаю, это очень важное качество вмоем характере,и я очень дорожу им. Если я что-то читаю, то впитываю не отрицательные сторо ны прочитанного, а только положи тельные примеры». Владыку сегодня можно назвать настоящим эстетом, а раньше, по его словам, он не успевал сопли под носом утирать. Однажды учитель ница отругала его за плохой почерк, назвав размазней, и он обиделся на нее, захотел всем и себе самому до казать, что научится так красиво писать, чтобы никогда ни от кого больше не слышать подобных слов. Говорят, что по почерку можно су дить о человеке. У владыки почерк очень красивый: ровный, нетороп ливый, буквы одна к одной —это ли не показатель характера и души? детей с десяток, адать им не чего, взяла одно яйцо на всех и пошла. Когда к батюш ке подошли, он, увидев это одно яйцо, выругался. Вый дя из храма, бабуся, сильно переживавшая случившееся, в сердцах сказала, что боль ше никогда в эту церковь не придет. Сказать-то сказала, а выполнить сказанное не смогла —ноги все равно тя нули в храм, а вот мама моя, пока я не стал священником, в церковь уже не ходила. Еще одним случаем поде лился со мной владыка. Вой на. Немцы прошли по глав ной улице и подожгли все хаты, а хата бабуси стояла во втором ряду. Огонь полыхал, небольшой ветерок разнес горящую солому на другие дома, а те, точно спичечные коробки, тутже вспыхивали. Бабушка взяла из хаты икону «Неопалимая Купина», вы несла ее на улицу и подняла ликом к огню. Ветер, точно смирившись, погнал огонь в другую сторону.. Начиная с 7-8 класса, Ва лентин с другом Николаем каждое лето подрабатывал прицепщиком. Для семьи — подспорье: зерно давали, да еще и деньгами мальчишкам хорошо платили. Могли тог да ребята позволить себе что- нибудь купить из обуви или одежды. Однажды решили съездить в Харьков — все- таки город, промышленный центр, чего в нем только нет! Увидели Благовещенс кий собор, зашли. Шли по дорожке мимо нищих и, ре бячась, полушутя кинули в кружку одной женщины не сколько копеек. Вдруг эта женщина серьезно так сказа ла им: «Ребятки, я хочу вам дать одну молитву, запом ните ее наизусть, а когда бу дет трудно, выпадут на вашу долю испытания, болезни, горести, вспомните Господа и помолитесь ему этой мо литвой, а Он услышит вас». И протяжно произнесла им слова Иисусовой молитвы, точно укладывая их кирпи чик к кирпичику, как кладут кладку строители. Друзья тактично выслу шали ее и ушли, тутже забыв слова молитвы. Разве тогда они по своему малолетству и слепоте духовной могли уви деть в этом знак Божий, одно из Его чудес! Конечно, нет. Когда по окончании шко лы ему в сельсовете отказа лись выдать справку вместо паспорта об удостоверении личности, это стало его пер вым большим испытанием, которое попустил Господь. Еслибыполучилонэтусправ ку, тутже поступил вунивер ситет, стал врачом и никогда быуже не пришел в Церковь, а тогда в нем, морально раз давленном, практически уже попрощавшимся со своей мечтой стать врачом, вдруг, словно луч света из детства, всплыла поездка с другом в Харьков, Благовещенский собор, милостыня, женщи- н а . Ноги сами понесли его за поддержкой в церковь, к батюшке, и впервые зашеп тали его губы слова молитвы: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». Словно пробуя на вкус, повторял он эти сло ва снова и снова, пока не по чувствовал, что пища эта ду ховная дает ему явную силу. Разве это не показатель того, что Господь ищет встреч ное движение человеческо го сердца: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но бу дет иметь светжизни» (Ин. 8: 12). Впервые в церкви моло дой парень понял, что теперь у него появился Помощник и Заступник, и за многие ме сяцы сердце его впервые на полнилось радостью. Перед уходом, батюшка протянул ему молитву «Отче наш» — ставшею второй молитвой в его духовном багаже. С ними Валентин и пошел в армию в 1968 году. Служил в ракетных вой сках в Германии и считает этот период в своей жиз ни —святым. Попал на пер вый двухгодичный призыв, наступивший после трехлет ней службы. Молитва помо гала ему во всем. Возникали и непредвиденные обстоя тельства. В таких ситуациях он еще усерднее призывал Господа на помощь. Служ бу в армии назвать легкой никак нельзя, но и ее труд ности владыка Симон также в армии для него были очень тяжелыми, так как повторя лись часто, но вера в Бога по могала служить, хотя никому он ее не демонстрировал. От службы не отлынивал, слу жил честно, защищая Роди ну, как того требовала честь и совесть бойца Советских Войск. Именно в армии появи лась тайная мысль —посвя тить себя Церкви, служению Господу. К концу службы начались метания: то хотел священником стать, то вра чом. И, видимо, наблюдая его внутреннюю борьбу, Гос подь решил дать ему и то, и другое. Почему сегодня столько душевнобольных молодых людей, наркоманов, алкого ликов, преступников, поче му несмотря на появление церквей, соборов, монасты рей идет неимоверно быст рое угасание духовной жиз ни человека? ОТ ПУСТОТЫ ДУШИ. Человеку так не хва тает в жизни чего-то боль шого, светлого, он мечется в поисках этого, но не находя, начинает довольствоваться низменным и подручным: уколоться, напиться или, хужетого, убитького-нибудь. Молодые люди уже не заду мываются: для чего пришли в этот мир? Отсутствие цели и мечты, духовного начала низвергает их в бездну, идаже там, на краю гибели, в зату маненном рассудке порой не приходит прозрение.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz