Миссионерская православная газета. 2011 г. № 1-2. Февраль.

НОВ АЯ КНИГ А Миссионерская православная газета Л ^ № 1 - 2 Ф Е В Р А Л Ь 2 0 1 1 1 5 МОЕ ЗНАКОМСТВО с ар­ хиепископом Симоном со­ стоялось 18 мая 1996 года. Сначала я его увидела на Божественной литургии и крестном ходу в нашей Свя- то-Покровской церкви Рев- ды, где он произвел на меня очень приятное впечатление. После обеда владыка пришел вМузей саамскойлитературы и письменности, где мы его ждали с Александрой Анд­ реевной Антоновой. Первым делом владыка благословил нас и музей, а затем стал внимательно рассматривать экспозиции, и только после этого у нас завязалась бесе­ да. Сказал, что есть задумка выпускать свой епархиаль­ ный журнал, в котором бы веласьлетопись Мурманской и Мончегорской епархии, где будут печататься сочинения школьников о святых Коль­ ской земли... Кто-то мне сказал, что ар­ хиепископ не так прост, как кажется, и редко кого под­ пускает близко к себе, хотя и является нашим духовным пастырем. Мне захотелось это опровергнуть, но затем поду­ мала, а разве любой началь­ никдоступен всем и каждому? У него ведь тоже существует свой круг доверительного общения. А разве губерна­ тор доступен? А архиепис­ коп в области стоит, не ниже губернатора, так почему он должен распахивать свои двери, а тем более душу, каж­ дому встречному. А уж если кому-то требуются духовные наставники, священников на Мурманедостаточно. Уменя, например, пока не была зна­ кома с владыкой, и мысли не возникало напроситься к нему на разговор, хотя знала, некоторые из наших писате­ лей общаются с ним. Сейчас могу честно при­ знаться, что довольно долго открывала правящего архи­ ерея для себя, малыми доза­ ми впитывая его ум и такт, терпение и щедрость, юмор и широту души, хотя неод­ нократно была свидетелем и его резкости, его нетерпе­ ния. На Полтавщине нерели­ гиозные семьи — редкость. Семья владыки считалась православной: в доме име­ лись иконы, каждый день на них не молились, но иногда мама подходила к ним и, как умела, разговаривала с Бо­ гом, потому как молитва ни­ когда не была в их семье на­ показ. Вопрос о вере в Бога никогда не возникал. Когда я только пришла работать в епархию, владыка спросил меня, ходят ли мои родители в храм. Я ответила, что отец был коммунистом, и таковым продолжает себя считать, а мама вместе со мной в начале 90-х в нашу церковь пошла, причем пошла в первый раз, и тутже на нее одна из женщин на­ кричала, мол, куда со свечой прешь, не видишь, батюшка Евангелие читает? А откуда маме знать было, когда мож­ но свечи ставить, когда нет. Более мама в нашу церковь ходить не желает. —Да, к сожалению, это во многих церквях практикует­ ся, накричать на человека и отвадить его от храма. Мне мама тоже рассказала, что в 28-м году на Пасху она со своей матерью, сестрами и братьями ходила в церковь в большое старинное знатное село Руновщино, за восемь километров. Тогда в селах на Полтавщине обычай был, каждому батюшке на Пасху крашенное яйцо принести, похристосоваться. У бабуси относит к хорошему. Тогда его сильно укачивало, в ма­ шинах ездить совсем не мог, сейчас ездит спокойно. Он был командиром отделения, в наличии у него служебный «Газ-69» — «Бобик», как на­ зывали эту машину про­ фессионалы водители. Как только он чувствовал запах бензина, у него тут же начи­ налось рефлекторное чиха­ ние, при резких поворотах тошнило, болела голова. Эти же симптомы испытывал и когда надевал противогаз. Чтобы выдерживать, стис­ кивал зубы, стискивался сам и молился. Подобные пере­ живания физического плана Из очерка Надежды Большаковой «Молитвенник рода своего» На пути к Богу В семье владыки Симо­ на несколько братьев, но только он один выбрал путь служения Господу. Владыка объяснил: «Гос­ подь создает нас всех разными. Каждый чело­ век в чем-то избранный. Меня Гос­ подь избрал на священство, создав именно таким, какой я естьдля этой деятельности, и с теми талантами, которые я должен был реализовать всвоейжизни. Откаждого человека, с кем общаюсь, я заимствую что-то положительное, усваиваю что-то хорошее. Думаю, это очень важное качество вмоем характере,и я очень дорожу им. Если я что-то читаю, то впитываю не отрицательные сторо­ ны прочитанного, а только положи­ тельные примеры». Владыку сегодня можно назвать настоящим эстетом, а раньше, по его словам, он не успевал сопли под носом утирать. Однажды учитель­ ница отругала его за плохой почерк, назвав размазней, и он обиделся на нее, захотел всем и себе самому до­ казать, что научится так красиво писать, чтобы никогда ни от кого больше не слышать подобных слов. Говорят, что по почерку можно су­ дить о человеке. У владыки почерк очень красивый: ровный, нетороп­ ливый, буквы одна к одной —это ли не показатель характера и души? детей с десяток, адать им не­ чего, взяла одно яйцо на всех и пошла. Когда к батюш­ ке подошли, он, увидев это одно яйцо, выругался. Вый­ дя из храма, бабуся, сильно переживавшая случившееся, в сердцах сказала, что боль­ ше никогда в эту церковь не придет. Сказать-то сказала, а выполнить сказанное не смогла —ноги все равно тя­ нули в храм, а вот мама моя, пока я не стал священником, в церковь уже не ходила. Еще одним случаем поде­ лился со мной владыка. Вой­ на. Немцы прошли по глав­ ной улице и подожгли все хаты, а хата бабуси стояла во втором ряду. Огонь полыхал, небольшой ветерок разнес горящую солому на другие дома, а те, точно спичечные коробки, тутже вспыхивали. Бабушка взяла из хаты икону «Неопалимая Купина», вы­ несла ее на улицу и подняла ликом к огню. Ветер, точно смирившись, погнал огонь в другую сторону.. Начиная с 7-8 класса, Ва­ лентин с другом Николаем каждое лето подрабатывал прицепщиком. Для семьи — подспорье: зерно давали, да еще и деньгами мальчишкам хорошо платили. Могли тог­ да ребята позволить себе что- нибудь купить из обуви или одежды. Однажды решили съездить в Харьков — все- таки город, промышленный центр, чего в нем только нет! Увидели Благовещенс­ кий собор, зашли. Шли по дорожке мимо нищих и, ре­ бячась, полушутя кинули в кружку одной женщины не­ сколько копеек. Вдруг эта женщина серьезно так сказа­ ла им: «Ребятки, я хочу вам дать одну молитву, запом­ ните ее наизусть, а когда бу­ дет трудно, выпадут на вашу долю испытания, болезни, горести, вспомните Господа и помолитесь ему этой мо­ литвой, а Он услышит вас». И протяжно произнесла им слова Иисусовой молитвы, точно укладывая их кирпи­ чик к кирпичику, как кладут кладку строители. Друзья тактично выслу­ шали ее и ушли, тутже забыв слова молитвы. Разве тогда они по своему малолетству и слепоте духовной могли уви­ деть в этом знак Божий, одно из Его чудес! Конечно, нет. Когда по окончании шко­ лы ему в сельсовете отказа­ лись выдать справку вместо паспорта об удостоверении личности, это стало его пер­ вым большим испытанием, которое попустил Господь. Еслибыполучилонэтусправ­ ку, тутже поступил вунивер­ ситет, стал врачом и никогда быуже не пришел в Церковь, а тогда в нем, морально раз­ давленном, практически уже попрощавшимся со своей мечтой стать врачом, вдруг, словно луч света из детства, всплыла поездка с другом в Харьков, Благовещенский собор, милостыня, женщи- н а . Ноги сами понесли его за поддержкой в церковь, к батюшке, и впервые зашеп­ тали его губы слова молитвы: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». Словно пробуя на вкус, повторял он эти сло­ ва снова и снова, пока не по­ чувствовал, что пища эта ду­ ховная дает ему явную силу. Разве это не показатель того, что Господь ищет встреч­ ное движение человеческо­ го сердца: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но бу­ дет иметь светжизни» (Ин. 8: 12). Впервые в церкви моло­ дой парень понял, что теперь у него появился Помощник и Заступник, и за многие ме­ сяцы сердце его впервые на­ полнилось радостью. Перед уходом, батюшка протянул ему молитву «Отче наш» — ставшею второй молитвой в его духовном багаже. С ними Валентин и пошел в армию в 1968 году. Служил в ракетных вой­ сках в Германии и считает этот период в своей жиз­ ни —святым. Попал на пер­ вый двухгодичный призыв, наступивший после трехлет­ ней службы. Молитва помо­ гала ему во всем. Возникали и непредвиденные обстоя­ тельства. В таких ситуациях он еще усерднее призывал Господа на помощь. Служ­ бу в армии назвать легкой никак нельзя, но и ее труд­ ности владыка Симон также в армии для него были очень тяжелыми, так как повторя­ лись часто, но вера в Бога по­ могала служить, хотя никому он ее не демонстрировал. От службы не отлынивал, слу­ жил честно, защищая Роди­ ну, как того требовала честь и совесть бойца Советских Войск. Именно в армии появи­ лась тайная мысль —посвя­ тить себя Церкви, служению Господу. К концу службы начались метания: то хотел священником стать, то вра­ чом. И, видимо, наблюдая его внутреннюю борьбу, Гос­ подь решил дать ему и то, и другое. Почему сегодня столько душевнобольных молодых людей, наркоманов, алкого­ ликов, преступников, поче­ му несмотря на появление церквей, соборов, монасты­ рей идет неимоверно быст­ рое угасание духовной жиз­ ни человека? ОТ ПУСТОТЫ ДУШИ. Человеку так не хва­ тает в жизни чего-то боль­ шого, светлого, он мечется в поисках этого, но не находя, начинает довольствоваться низменным и подручным: уколоться, напиться или, хужетого, убитького-нибудь. Молодые люди уже не заду­ мываются: для чего пришли в этот мир? Отсутствие цели и мечты, духовного начала низвергает их в бездну, идаже там, на краю гибели, в зату­ маненном рассудке порой не приходит прозрение.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz