Миссионерская православная газета. 2011 г. № 1-2. Февраль.

14 М и сс и о н е р ск а я п р аво славн ая га зе та №1 - 2 ф е в р а л ь 2011 Н О В А Я К Н И Г А Душа жаждет встречи с книгой, в которой оживает не только далекое прошлое... ПОСВЯЩАЕТСЯ 15-ЛЕТИЮ МУРМАНСКОЙ И МОНЧЕГОРСКОЙ ЕПАРХИИ «Летопись души» в двух книгах: «Время встреч», «Дороги жизни» (2010 год) Название книги как нельзя лучше отражает ее идею - летопись души, летопись духовного освоения мира самой писательницей. Чему же она посвящена? Конечно, работе епархии за 15 лет ее существования, лю­ дям, которые служат в епархии ежедневно и еженощно, строителям душ человеческих. И, конечно же, своей собственной душе, душе- страннице, которая после многих лет скитаний и поиска гармонии прильнула к православной церк­ ви, да так и осталась здесь, оча­ рованная. Если сказать, что книга пред­ ставляет собой сборник очерков, значит не сказать ничего. С лег­ кой руки писательницы на стра­ ницах книги оживает не только недавняя история епархии, но и каждый участник любого собы­ тия за эти 15 лет получает в ней достойное место. Это летопись деяний епархии, летопись православия на Мурмане. Главная черта таланта Большаковой здесь налицо - неподкупная искренность. О чем бы или о ком она не писала, Надежда всегда пишет искренне и правдиво: с любовью или болью, с юмором или горечью - но искренне. Каждый человек на страницах книги узнаваем. Отдельный большой очерк посвятила писательница владыке Симо­ ну. Но пересказывать то, что она пишет о нем, нет смысла. Наверное, интереснее будет прочесть этот очерк самому и составить собственное мнение о Большаковой, как о писателе, а заодно и познакомиться с таким знакомым незнакомцем - владыкой Симоном. Отмечу еще одну особен­ ность таланта Н. Большаковой: на ее страницах «оживает» не только далекое прошлое, но и храмы, о которых она рассказывает, она умеет сделать близкими и понятными старцев и святых, их мысли и поступки. Итак, книга - на полках в православных храмах. Она ждет своего чи­ тателя, но знайте, читатель, это вы ждете встречи с ней, это ваша душа жаждет события - чтения «Летописи души» Надежды Большаковой. Имя Надежды Большаковой извес­ тно если не всем в Мурманской об­ ласти, то многим. И не мудрено: она и общественный деятель, и редактор «Православной газеты», а теперь и руководитель Издательского отде­ ла Мурманской и Мончегорской епархии, создатель и руководитель единственного в своем роде Музея саамской литературы и письмен­ ности им.О.Вороновой. Постоянно в поездках, встречах, в центре куль­ турной и духовной жизни, в курсе всех основных событий области. За такой бурной деятельностью как- то в тени остается главное занятие Надежды —писательство. И не по­ тому, что пишет мало, все дело втом, что нет средств на издание книг. В наше время легче написать, чем из­ дать. Есть и другая причина —книги Большаковой выходят небольши­ ми тиражами и . быстро становят­ ся библиографической редкостью. Даже вышедшую 6-тысячным тира­ жом первую книгу сказок «Подарок чайки» на книжных полках магази­ нов не найти. О Надежде, как о писателе, мож­ но сказать —читабельна. Что же ею написано? В 1996 году Большакова заявила о себе, как о писателе, сборником сказок «Подарок чайки» и отдельно изданной сказкой «Приключения мышонка Удлесь Кебпля». Предис­ ловие к первой книге написал из­ вестный мурманский поэт Виктор Тимофеев, который оценил ориги­ нальный дар сказочницы и почувс­ твовал в ней скрытые силы. Имен­ но с его легкой руки Н. Большакову стали называть «духовной дочерью» Октябрины Вороновой, первой са­ амской поэтессы. Уже тогда Тимо­ феев обратил внимание на ее не­ уемную фантазию, «увлеченность многим», «страстноежелание зачер­ пнуть, испить из духовных родни­ ков тундрового народа бесценные духовные зерна», поделиться худо­ жественными озарениями и запове­ дями предков с читателями. Именно он дал ей, как писателю, высокую оценку - «Чуткий художник, береж­ но принимающий и продолжающий народную традицию». А Виталий Семенович Маслов, в то время сек­ ретарь писательской организации, писал о ее творчестве так: «Вот она - ее книга изначальная: «Подарок чайки». Обозначено: «Сказки». А сказки ли это? А как оценить ста­ тьи и многочисленные очерки, и выступления? И сколько в ней по- доброму взрывной силы, и сколько талантов...» В очерке писателя Ви- кдана Синицына «Большое сердце» о Надежде Большаковой читаем следующее: «Надежду с Виталием Семеновичем связывала не только творческая, но и товарищеская, на равных —дружба. Маслов иногда с доброй иронией посмеивался в усы: «Где уж нам... Большакова боль­ шая писательница, при жизни уже классик», и серьезно добавлял: «Но иногда разменивается по мелочам!» Оценил первый труд Н. Больша­ ковой и поэт Викдан Синицын: «В ее творчестве, в первых сказках, чувствуется щедрость души, непос­ редственное внутреннее влечение к добру». Литераторская судьба Надежды Большаковой только начиналась, а сказкам уже суждена долгая и счаст­ ливая жизнь: в 2004 году они вышли на саамском языке в переводе Алек­ сандры Антоновой, под названием «Кайелайхь». В 2010 году Мурман­ ская областная детско-юношес­ кая библиотека издает неопубли­ кованные сказки Н. Большаковой и сказку «Приключение мышонка Быстрые лапки» с иллюстрациями мурманской художницы Татьяны Шороховой. Тимофеев очень точно подметил, что главное в характере и творчестве молодой писательницы —увлечен­ ность многим итяготение кистокам. И вот уже в 2000 году появляется книга ее рассказов «Тиррв по-саам­ ски —здравствуй», а в 2005 —«Хлеб­ ные горбушки» с большим очерком о себе «Кто я есть?» Книги расска­ зов о ловозерском детстве, которые ценны своей автобиографичностью. Кроме того, в них Надежда Боль­ шакова знакомит нас с обычаями коренного народа Заполярья. Мно­ гие страницы наполнены тонким юмором, искренним лиризмом, а в общем —любовью к тем, о ком На­ дежда пишет. Следующее детище Большако­ вой —роман «Алхалалалай» (2003). Произведение это стало значимым в литературе края — первым, и до сегодняшнего дня единственным, романом в саамской литературе. Надежда Павловна сумела силой своего воображения совместить в одном произведении столько ин­ тереснейшей этнографической ин­ формации, что ни на одну книгу бы хватило. Мастерски переплетены в романе сюжетные линии XVII и XX веков. Талант писательницы про­ явился и в увлекательной подаче эт­ нографического материала о саамах и ительменах — коренного народа Камчатки, и в умении приблизить далекое прошлое к нам, современ­ ным читателям, настолько, что каж­ дый чувствовал себя участником тех далеких событий. Несмотря на обилие этнографической информа­ ции, роман читается живо и легко, увлекает древними обычаями и сов­ ременными проблемами двух наро­ дов — саамского и ительменского, и конечно историей любви предста­ вителей этих народов. Вромане «Ал- халалалай», как ни в какой другой книге Н. Большаковой, проявился талант —дарить свет и радость от общения с собой. Главная идея про­ изведения — победа силы любви, света и тепла души —становится и ведущей идеей творчества Надежды Большаковой. Высокую оценку роману дал Се­ мен Иванович Шуртаков, писатель, профессор Литературного институ­ та, лауреат многочисленных литера­ турных премий:«...Надо иметь боль­ шую отвагу, чтобы в одной книге —в данном случае романе — «увязать» историю двух далеко-далеко отсто­ ящих один от другого народов —са­ амов и ительменов. эмоциональ­ но описать их быт, описать вживых картинах. За то, что ты написала такую книгу —и ительмены, и саа­ мы должны тебя громко чествовать и низко тебе кланяться». Вероятно, именно из того, далекого XVII века, и начинается «летопись ее души», души, ищущей искрен­ ности, гармонии, души, жаждущей общения и познания самой себя в первую очередь. Но пока все это в тайниках пе­ реживаний, в личных дневниках и дружескихразговорах. А наяву —ра­ бота над серьезным трудом о жизни и обычаях саамов. Прав был Виктор Тимофеев! Увлеченность многим не дает покоя неуемному характе­ ру Большаковой, ее писательским изысканиям, и вот перед нами — этнографическое исследование «Жизнь, обычаи и мифы Кольских саамов в прошлом и настоящем» (2005). Можно сколько угодно раз­ мышлять о ненаучности книги, о субъективности авторских оценок, о неполноте поданного материала (хотя причина —в неисчерпаемости самого материала!) и искать другие недостатки, однако ничего нельзя сказать против того, что книга уни­ кальна, своевременна и востребо­ вана читателями разного возраста и национальности, потому что стала известна и за рубежом. Кто еще из современных саамских и несаам­ ских писателей создал труд более полный и правдивый о современной и прошлой жизни коренного наро­ да Заполярья? А потребность в нем была огромная. Особенно знают это те, кто непосредственно занимается этнографией, историей, культурой саамов. Очень своевременная книга. Да, она художественно-публицис­ тическая, но от этого выигрывают и те читатели, которые знакомятся с саами впервые, и те, кто уже кос­ нулся тайн этого уникального ко­ ренного народа. Виктория БАКУЛА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz