Миссионерская православная газета. 2011 г. № 1-2. Февраль.

Л И К И С В Я Т Ы Х Миссионерская православная газета № 1 - 2 Ф Е В Р А Л Ь 2 0 1 1 НА П О М О Щ Ь С Т Р А Ж Д У Щ И М «Но время, высший из судей, ведет на свет во мраке сущих...» На грани жизни и смерти В 2006 году в Санкт-Петербурге, во время Славянского хода, Ирина Поливцева, которая уже много лет занимается паломническими поез­ дками, сокрушалась, что мы не мо­ жем найти времени, чтобы заехать на Смоленское кладбище, помолиться в часовне у мощей блаженной Ксе­ нии. Я тогда совершенно не знала, кто такая Ксения Петербуржская, и утешала Ирину: «Зачем переживать- то, у нас в Ходе еще столько святых будет, дай Бог их по именам запом­ нить». А Ирина мне: «Нет, Надежда, не понимаешь ты, какой возмож­ ности лишаешься». Прошло время, в начале 2010 года увидела передачу Андрея Малахова «Пусть говорят» памяти блаженной святой. Истории о ней потрясли меня до слез. Пришло прозрение, чего лишилась я в 2006 году! А мо­ жет, не накопилось на тот момент в моей жизни еще столько проблем, с которыми от всего сердца захоте­ лось обратиться к святой, припасть к ее раке, умолять о помощи. В передаче потряс рассказ Ок­ саны, в крещении Ксении, приле­ тевшей из Иркутска. Ее двухлетняя дочь съела смертельную дозу силь­ нейшего снотворного и умирала практически на руках матери. Даже врачи реанимации с новейшим обо­ рудованием оказались бессильны. Отдали умирающую девочку матери и сказали везти в другую больницу. В отчаянии женщина взмолилась Господу, чтоб тот и ее жизнь забрал вместе с жизнью дочери. И вдруг увидела Оксана, будто по заснежен­ ному полю врубище и рваном платке к ней приближается святая Ксения и говорит: «Раздень ребенка догола, положи в сугроб и снегом растирай». Оксану стало лихорадить — ведь дочь замерзнуть может, а святая ей: «Она у тебя и так уже умерла». Жен­ щина остановила машину, раздела ребенка и начала растирать снегом, муж тоже стал помогать жене, и де­ вочка пришла в себ я . Воплотив в себ е образ любимого мужа, идет она на помощь страждущим Из жития следует, что блаженная Ксения родилась в началеXVIII века у благородных и богатых родителей. В 18 лет вышла замуж за Андрея Федоровича Петрова, полковника и придворного певчего. Брак был счастливым, но недолгим: когда Ксении было 25 лет, муж скончался. Ксения надела на себя мундир лю­ бимого мужа и, раздав все имущест­ во бедным, в том числе и дом, стала странницей, безродной нищенкой. Такого прежде не случалось! —И то! Твердит, что жив супруг, Напротив, Ксения скончалась! Не откликается, свое Священникхрама на Смоленском кладбище отец Виктор считает поступок Ксении блаженной высшимсимволомлюбви, продолжениемжизни мужа в себе, глубочайшим символом супружеского единства. Заслышав имя, хоть разбейся, А кликнет кто-нибудь ее: —Андрей Федорович! —Здесь я! Священник храма на Смоленс­ ком кладбище отец Виктор счита­ ет ее поступок высшим символом любви, продолжением жизни мужа в себе, глубочайшим символом суп­ ружеского единства. А мы: Ромео, Джульетта! Отравиться дело не хит­ рое, а ты попробуй-ка жить, вопло­ тив в себе образ любимого мужа, по­ могая страждущим, а потом в образе святой —уже всем обращающимся! Почему же она приняла на себя такую жертву? Да потому что муж ее умер скоропостижно, уйдя в мир иной без покаяния, не приняв святое причастие. Значит, Бог не допустил его до этого, и нужно было теперь кому-то за него каяться. Удивительно Господь все вжизни устраивает. В 2007 году мы Ушаков­ ским ходом направились в Санак- сарский монастырь за частичками мощей святого праведного воина Феодора Ушакова. Рядом с его мо­ щами покоятся мощи брата святого адмирала тоже Феодора (Ушакова) только еще и Санаксарского. Чем, казалось бы, могут быть связаны два этих имени: Ксении блаженной и Феодора Санаксарского? В книге Веры Державной «Бла­ женная Ксения и Пантелеимон це­ литель» прочитала, что юный Иоанн Ушаков, любимый отпрыск своих родителей, был зачислен сержантом в Петербургскую гвардию. Молодые офицеры в свободное время вели разгульный образ жизни, и сержант Ушаков втомчисле, пока на одной из пирушек вполне здоровый офицер, весело возглавлявший застолье, не свалился внезапно замертво. Очень похоже, что этим самым офицером и был Андрей Петров, муж Ксении. Спала с глаз Ушакова пелена, когда увидел он, каквмгновение ока человек перешел ввечность. Ушаков бросил службу и, переодевшись в нищенское платье, ушел вдвинские леса, а потом принял монашество и обосновался в Санаксарской оби­ тели. Рядом основал Алексеевский женский монастырь, в котором ка­ кое-то время и пребывала Ксения. Скорее всего, Федор Санаксарский и благословил Ксению на возвраще­ ние в Петербург на подвиг юродс­ тва. Одна смерть явилась не только основанием для великой подвижни­ ческой любви, но и рождением для России сразу двух святых. Днем блаженная бродила по Пет­ роградской стороне, где в то время жили люди небогатые, а ночью ухо­ дила за город, в поле, где, простаи­ вая на коленях до самого рассвета, молилась и попеременно клала зем­ ные поклоны на четыре стороны . Молилась в зной и холод, летом и зимой. Когда мороз опускался до 30-ти градусов, снег вокруг нее таял на десять метров. Когда одежда мужа совсем истлела, Ксения стала носить красную кофту с зеленой юб­ кой и туфли на босу ногу, но Господь хранил ее в студеные и сырые петер­ бургские ночи. Но время —высший из судей, Ведет на свет во мраке сущих. В шумах базарных площадей Встречала Ксения людей, Не слишком праведно живущих. —Купец, что драл за сапоги, Ей золотой давал, слыхали? Она: —Себе побереги! Дак разорен, ограблен ал и . Царя примает на коне! Слышь, Марфа, медную копейку! И бедным, сказывали мне, Сей сует грош за душегрейку! Блаженной предлагали теплую одежду, деньги, но она брала лишь «царя на коне» —копейки с изобра­ жением св. Георгия, прозываемые грошиками, и тут же раздавала их другим нищим. Грошиками этими пожары тушила, благословляла. Грошик Ксении блаженной На Леушинском кладбище Санкт-Петербурга, в храме Иоанна Богослова, имеется икона святой Ксении с грошиком. Настоятель за­ казал икону, иконописец написал, а рука у Ксении оказалась у груди пустой, точно чего-то не хватало. В храм зашла женщина. Священник в это время стоял у иконы Ксении блаженной. Женщина подошла к нему и сказала, что хочет передать в храм монету, долгое время хра­ нившуюся в их сем ье. Настоятель сначала отказывался, мол, он не нумизмат, чтобы старые монеты принимать, а женщина умолила - ну не возвращаться же с ней домой. Посмотрел настоятель на монету и остолбенел —ею оказался самый на­ стоящий екатерининский грошик. И рука настоятеля сама потянулась к иконе. Приложил, и точно ее здесь и не хватало. Эта монета в память о чудесном спасении от пожара дома Евдокии Беляевой: встретив ее на Петроградской стороне, Ксения блаженная подала ей медный пятак с «царем на коне» и сказала: «Возь­ ми пятак, потухнет». Освятить икону Ксении бла­ женной с прикрепленным к ее руке грошиком настоятель решил в день памяти святой, на ее мощах в ча­ совне Смоленского кладбища. Под­ готовил все к освящению и вдруг услышал шепот людей: «Владыка, владыка идет». И правда, увидел, как в часовню зашел архиепископ Новгородский Лев. Батюшка обра­ тился к нему с просьбой освятить икону блаженной архиерейским чином. После освящения новоосвя- щенную икону паломники решили встретить акафистом прямо у часов­ ни. Со стороны алтаря, где читали акафист, стоит кованый подсвечник с крышей, на нем лежат записки с прошениями, цветы . За день их большое множество скапливается, а в день памяти святой —особенно, чуть не до цоколя крыши. Зажгли паломники перед акафистом свечи, их оказалось так много, что нака­ лившаяся крышка спровоцировала огонь. С записок пламя переметну­ лось на высохшие от нагрева цветы, которые, как солома, тут же приня­ ли на себя возгорание. Что делать батюшке? И чтение акафиста бросить нельзя, и пред­ принимать что-то надо. Читая, он произнес: «Радуйся, Ксения бла­ ж енная. Братья и сестры, тушите пож ар. Радуйся, молитвенница, о душах наших. Снег кидайте. Ра­ дуй ся. Ну, что вы стоите?..» А те и впрямь застыли в благо­ говении, и точно не видят вокруг ничего, только батюшкино чтение слушают. Когда загорелось все, тут уж настоятель во всю мощь возопил: «Радуйся, К сения. Помоги н ам .» И в этот момент горящая копна цве­ тов свалилась к ногам настоятеля, рассыпавшись по снегу миллионом горящих искр. Батюшка радостно выкрикнул: «Радуйся, блаженная Ксения, нас не оставляющая.» (В тексте приведены отрывки из исто­ рико-религиозной поэмы Ирины Семе­ новой «Ксения Петербуржская») Надежда БОЛЬШАКОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz