Миссионерская православная газета. 2011 г. № 1-2. Февраль.

10 Миссионерская православная газета № 1 - 2 Ф Е В Р А Л Ь 2 0 1 1 П Р И Х О Д Ы Е П А Р Х И И Л И Ц О М К Л И Ц У Священник! С разрешительной молитвой стоит... Иерея Артемия Ходаковского яувиде­ ла вавтобусе, вкотором впервый раз поехала на архиерейскую службу с иподьяконами архиепископа Мур­ манского и Мончегорского Симона. Куда ездили уже не вспомнить, помню только, что это было в2008 году. Тогда я вепархии еще практически никого не знала. Видела только любопытные взгляды иподьяконов исподтишка, но мне они не были интересны, салажа­ та-школьники, что с них взять, и потому думала о своем, совершенно не об­ ращая на них внимания. Вдруг до меня стал долетать разговор двух мальчи­ шек. Один другого спрашивал: —А свадьбу уже наметили, когда проводить будете? —Да, теперь вот подготовкой за­ ниматься надо. Начинаю прислушиваться, о ка­ кой это свадьбе речь, и наконец, по­ нимаю, что о свадьбе одного из гово­ рящих, причем того, что поменьше был. В голове пронеслось —так ведь они же школьники! Как оказалось позже, мальчишки были уже далеко не школьники, а студенты Теологи­ ческого факультета МГТУ. Того, что повыше был, звали Илья Мельников, а того, что уже в женихах ходил, Ар­ темом Ходаковским... Затем случи­ лось у нас еще несколько совместных поездок, и этот молодой иподиакон как-то исчез из моего поля зрения. Подумала, что наверно женился и из епархии ушел. Уже давно я сблизилась с иподиа­ конами, частенько стала выезжать на архиерейские службы и как-то спро­ сила Илью о нем. Илья с гордостью сказал, что его уже рукоположили в диаконы. В 2009 году в Свято-Ни- кольском кафедральном соборе на тезоименитстве владыки я увидела этого паренька в красивом красном священническом облачении, встре- чающего владыку. Он держал в руках поднос с храмовым крестом, а за ним стояло все священство епархии. Небольшого росточка, худенький, только что, видимо, рукоположен в священники, а с каким огромным достоинством встречал он своего ар­ хипастыря. Всю службу наблюдала за ним: спокоен, несуетлив, сосредо­ точен. Проповедь вышел говорить, доверили, значит. И опять удивле­ ние. Не мальчишка-юнец на амвоне стоит —священник! Мне по жизни очень трудно пе­ рестраиваться в восприятии людей, если они резко меняются. Так было с иереем Сергием Поливцевым: не­ скольколет зналаего по писательской организации, тогда он был офицером. Говорила ему при встрече: «Серега, привет! Как жизнь?», и вдруг он свя­ щенником стал. Долго мои уста не могли выговорить по отношению к нему приставку «отец». А здесь, как- то сразу душой почувствовала —свя­ щенник передо мной стоит. Сейчас наши с Артемом Ходаковским пути как-то совсем не пересекаются. Слышала, что владыка назначил его штатным священником в церковь Пантелеимона Целителя, но в служ­ бах не видела. И тут у моей близкой подруги беда стряслась — внук умер. Пошла в часовню в морг на отпева­ ние, чтобы ее поддержать, и увидела отца Артемия, и как-то спокойно на душе стало —все пройдет хорошо. Народу в часовню пришло очень много. Все друг к дружке стояли при- жвшись. Убитая горем мать, громко рыдала, а моя Валентиночка рвалась к внуку, чтобы хотя бы еще раз взгля­ нуть на него. Хватит ли у отца Арте­ мия сил, чтобы этот громкий болевой надрыв остановить? Панихиду по усопшему Евгению он начал как-то очень тепло, нефор­ мально, с таким проникновением, будто усопший был ему близким дру­ гом . Негромко, спокойно лилась его речь, речь целительная для исстра­ давшихся душ . В какой-то момент я даже поймала себя на мысли, что полетела за его словами в какой-то неведомый мне и прекрасный мир, в котором так свободно душ е. Каза­ лось, голосом своим задушевным он каждому бальзамом на рану лег. И никакого елея приторного, притвор­ ной ласковости в речи, преувели­ ченной любезности — все очень вы­ держанно!.. Достойно!.. Священник! С разрешительной молитвой стоит: «Яко Ты еси Воскресение и Живот и Покой усопшаго рабаТвоего Евгения, Христе Боже наш, и Тебе славувозсы- лаем, со Безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым и Благим и Животворя­ щим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков...» Именно такой помощник и нужен протоиерею Владимиру Семенову для храма святого великомученика Пантелеимона, такой, что успокоит, исцелит боли душевные. Принимаю все как есть, и Бог помогает Начало на стр. 9 Кажется, сам храм та­ кой малюсенький, а вокруг огромное количество часо­ в ен . В этом и есть слож­ ность. Наш график бого­ служений построентак, что каждый священник объез­ жает весь круг часовен, и везде люди больные. — Тогда возникает ес­ тественный вопрос, а не тяжело постоянно на испо­ ведях и вразговорах выслу­ шивать больных людей? —Помочь может только Божия благодать. Без по­ мощи Бога выдержать это человеку немыслимо. —А собственную душу это не цепляет? —Лично я об этом ни­ когда не думаю, просто принимаю все как есть, и Бог помогает. Некоторые священники жаловались, что после исповедей им тяжело бывает, не знаю, может на это какой-то оп­ ределенный дар Божий не­ обходим, но мне это не тя­ жело. Причем я всегда все стараюсь через сердце про­ пускать, а иначе не смогу человеку помочь. Нужных слов не найду, чтобы их найти, нужно сопережи­ вать страждущему, принять его боль в себя, прочувс­ твовать, разобраться, по­ молиться на службе за эту боль, и только тогда придут к тебе правильные слова утешения. Сам Христос в Священном Писании учит, чтобы мы не думали, как и что будем говорить, потому что нашими устами скажет ОН Сам. И я стараюсь не мудрствовать от себя, ког­ да даю человеку совет, а опираться на Святое Еван­ гелие, на колоссальные примеры из жития святых. Правильный совет прихо­ дит только из сопережива­ ния и благодати Божией. —А не появлялось ли желания уйти в какой-ни­ будь другой собор, а может в какую другую епархию звали? — Предложения были, и достаточно серьезные, но я отталкиваюсь от двух железных правил: где Гос­ подь благословил слу­ жить, там и служи; и вто­ рое —преданность своему правящему архиерею. Бог дал пастыря и он уже как родитель, и не нужно ис­ кать другого. Уйти слу­ жить в другую епархию, в поисках лучшего, считаю предательством. Куда тебя Господь определил, на что правящий архиерей бла­ гословил, где работа идет, там во славу Божию и тру­ дись. Мне не нужно больших соборов и многочислен­ ных прихожан, мне хвата­ ет своих немногих, чтобы всего себя им отдавать. Если же владыка узрит что-то другое, я, конечно, смирюсь, но обязатель­ но скажу: «Не хочу ниче­ го большего, хочу быть здесь». Человеку очень важно бытьна своемместе. Когда человек не на своем месте, он не созидает, а разрушает. Да и за пятнад­ цать лет служения в храме Пантелеимона Целителя я понял —мое место здесь. ЛИКИ С ВЯ ТЫХ Пантелеймон - Целитель души и тела Начало на стр. 7 Воины тоже слышали этот голос и, упав перед святым мучеником на колени, просили прощения, отказы­ ваясь продолжать казнь, но Пантеле- имон повелел им выполнить приказ императора, те в слезах простились со святым и отсекли мученику го­ лову. Вместо крови из раны потек­ ло молоко, а маслина, к которой был привязан святой, в момент его смерти покрылась плодами. Многие присутствующие при казни тут же уверовали во Христа. Тело святого, брошенное в костер, осталось в огне неповрежденным, и затем было пог­ ребено христианами (f 305). Святые мощи великомученика частичками разошлись по всему христианскому миру, а честная глава его находится ныне в Русском Афонском монасты­ ре во имя великомученика Пантеле- имона. И в мурманском храме его имени имеется частичка мощей Целителя, к которой можно приложиться каж­ дую субботу на вечерней службе, и затем прикладываться весь следую­ щий воскресный день. Онбыл подобен льву: Пантолеон Его все звали с самого рожденья. Но был за кротость Богом избран он И наделен был даром исцеленья. Был он собою статен и высок, Спокойный взор любовью излучался, И если кто в болезни занемог - Онтутже в дверь несчастного стучался. Никто незнал - ни царственный отец, Ни бедный раб, нижитель из селенья, Что он терновый предпочел венец, И выбрал путь страданья и гоненья. И о себе все зная наперед, Он видел Смерть, но взгляд его победный Ее смутил... А следом шел народ: «Пантелеймон... - шептал он, - Милосердный1...» Елена РОМАНЕНКО Великомученик Пантелеимон почитается в Православной Церкви как грозный святой, покровитель воинов. Эта сторона почитания рас­ крывает его первое имя Пантолеон, что значит «лев во всем». Второе имя, данное при крещении, Панте­ леимон, значит «всемилостивый», и раскрывается из почитания велико­ мученика как целителя. Связь этих двух имен святого хорошо видна из того, что воины, чаще других получа­ ющие раны, больше всех нуждаются во враче-целителе. Именно поэтому христиане, ведущие брань духов­ ную, также прибегают к святому с просьбой исцелить язвы души. Специальный выпуск (стр. 7-10) подготовила Н. Большакова

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz