Миссионерская православная газета. 2011 г. № 1-2. Февраль.
10 Миссионерская православная газета № 1 - 2 Ф Е В Р А Л Ь 2 0 1 1 П Р И Х О Д Ы Е П А Р Х И И Л И Ц О М К Л И Ц У Священник! С разрешительной молитвой стоит... Иерея Артемия Ходаковского яувиде ла вавтобусе, вкотором впервый раз поехала на архиерейскую службу с иподьяконами архиепископа Мур манского и Мончегорского Симона. Куда ездили уже не вспомнить, помню только, что это было в2008 году. Тогда я вепархии еще практически никого не знала. Видела только любопытные взгляды иподьяконов исподтишка, но мне они не были интересны, салажа та-школьники, что с них взять, и потому думала о своем, совершенно не об ращая на них внимания. Вдруг до меня стал долетать разговор двух мальчи шек. Один другого спрашивал: —А свадьбу уже наметили, когда проводить будете? —Да, теперь вот подготовкой за ниматься надо. Начинаю прислушиваться, о ка кой это свадьбе речь, и наконец, по нимаю, что о свадьбе одного из гово рящих, причем того, что поменьше был. В голове пронеслось —так ведь они же школьники! Как оказалось позже, мальчишки были уже далеко не школьники, а студенты Теологи ческого факультета МГТУ. Того, что повыше был, звали Илья Мельников, а того, что уже в женихах ходил, Ар темом Ходаковским... Затем случи лось у нас еще несколько совместных поездок, и этот молодой иподиакон как-то исчез из моего поля зрения. Подумала, что наверно женился и из епархии ушел. Уже давно я сблизилась с иподиа конами, частенько стала выезжать на архиерейские службы и как-то спро сила Илью о нем. Илья с гордостью сказал, что его уже рукоположили в диаконы. В 2009 году в Свято-Ни- кольском кафедральном соборе на тезоименитстве владыки я увидела этого паренька в красивом красном священническом облачении, встре- чающего владыку. Он держал в руках поднос с храмовым крестом, а за ним стояло все священство епархии. Небольшого росточка, худенький, только что, видимо, рукоположен в священники, а с каким огромным достоинством встречал он своего ар хипастыря. Всю службу наблюдала за ним: спокоен, несуетлив, сосредо точен. Проповедь вышел говорить, доверили, значит. И опять удивле ние. Не мальчишка-юнец на амвоне стоит —священник! Мне по жизни очень трудно пе рестраиваться в восприятии людей, если они резко меняются. Так было с иереем Сергием Поливцевым: не скольколет зналаего по писательской организации, тогда он был офицером. Говорила ему при встрече: «Серега, привет! Как жизнь?», и вдруг он свя щенником стал. Долго мои уста не могли выговорить по отношению к нему приставку «отец». А здесь, как- то сразу душой почувствовала —свя щенник передо мной стоит. Сейчас наши с Артемом Ходаковским пути как-то совсем не пересекаются. Слышала, что владыка назначил его штатным священником в церковь Пантелеимона Целителя, но в служ бах не видела. И тут у моей близкой подруги беда стряслась — внук умер. Пошла в часовню в морг на отпева ние, чтобы ее поддержать, и увидела отца Артемия, и как-то спокойно на душе стало —все пройдет хорошо. Народу в часовню пришло очень много. Все друг к дружке стояли при- жвшись. Убитая горем мать, громко рыдала, а моя Валентиночка рвалась к внуку, чтобы хотя бы еще раз взгля нуть на него. Хватит ли у отца Арте мия сил, чтобы этот громкий болевой надрыв остановить? Панихиду по усопшему Евгению он начал как-то очень тепло, нефор мально, с таким проникновением, будто усопший был ему близким дру гом . Негромко, спокойно лилась его речь, речь целительная для исстра давшихся душ . В какой-то момент я даже поймала себя на мысли, что полетела за его словами в какой-то неведомый мне и прекрасный мир, в котором так свободно душ е. Каза лось, голосом своим задушевным он каждому бальзамом на рану лег. И никакого елея приторного, притвор ной ласковости в речи, преувели ченной любезности — все очень вы держанно!.. Достойно!.. Священник! С разрешительной молитвой стоит: «Яко Ты еси Воскресение и Живот и Покой усопшаго рабаТвоего Евгения, Христе Боже наш, и Тебе славувозсы- лаем, со Безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым и Благим и Животворя щим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков...» Именно такой помощник и нужен протоиерею Владимиру Семенову для храма святого великомученика Пантелеимона, такой, что успокоит, исцелит боли душевные. Принимаю все как есть, и Бог помогает Начало на стр. 9 Кажется, сам храм та кой малюсенький, а вокруг огромное количество часо в ен . В этом и есть слож ность. Наш график бого служений построентак, что каждый священник объез жает весь круг часовен, и везде люди больные. — Тогда возникает ес тественный вопрос, а не тяжело постоянно на испо ведях и вразговорах выслу шивать больных людей? —Помочь может только Божия благодать. Без по мощи Бога выдержать это человеку немыслимо. —А собственную душу это не цепляет? —Лично я об этом ни когда не думаю, просто принимаю все как есть, и Бог помогает. Некоторые священники жаловались, что после исповедей им тяжело бывает, не знаю, может на это какой-то оп ределенный дар Божий не обходим, но мне это не тя жело. Причем я всегда все стараюсь через сердце про пускать, а иначе не смогу человеку помочь. Нужных слов не найду, чтобы их найти, нужно сопережи вать страждущему, принять его боль в себя, прочувс твовать, разобраться, по молиться на службе за эту боль, и только тогда придут к тебе правильные слова утешения. Сам Христос в Священном Писании учит, чтобы мы не думали, как и что будем говорить, потому что нашими устами скажет ОН Сам. И я стараюсь не мудрствовать от себя, ког да даю человеку совет, а опираться на Святое Еван гелие, на колоссальные примеры из жития святых. Правильный совет прихо дит только из сопережива ния и благодати Божией. —А не появлялось ли желания уйти в какой-ни будь другой собор, а может в какую другую епархию звали? — Предложения были, и достаточно серьезные, но я отталкиваюсь от двух железных правил: где Гос подь благословил слу жить, там и служи; и вто рое —преданность своему правящему архиерею. Бог дал пастыря и он уже как родитель, и не нужно ис кать другого. Уйти слу жить в другую епархию, в поисках лучшего, считаю предательством. Куда тебя Господь определил, на что правящий архиерей бла гословил, где работа идет, там во славу Божию и тру дись. Мне не нужно больших соборов и многочислен ных прихожан, мне хвата ет своих немногих, чтобы всего себя им отдавать. Если же владыка узрит что-то другое, я, конечно, смирюсь, но обязатель но скажу: «Не хочу ниче го большего, хочу быть здесь». Человеку очень важно бытьна своемместе. Когда человек не на своем месте, он не созидает, а разрушает. Да и за пятнад цать лет служения в храме Пантелеимона Целителя я понял —мое место здесь. ЛИКИ С ВЯ ТЫХ Пантелеймон - Целитель души и тела Начало на стр. 7 Воины тоже слышали этот голос и, упав перед святым мучеником на колени, просили прощения, отказы ваясь продолжать казнь, но Пантеле- имон повелел им выполнить приказ императора, те в слезах простились со святым и отсекли мученику го лову. Вместо крови из раны потек ло молоко, а маслина, к которой был привязан святой, в момент его смерти покрылась плодами. Многие присутствующие при казни тут же уверовали во Христа. Тело святого, брошенное в костер, осталось в огне неповрежденным, и затем было пог ребено христианами (f 305). Святые мощи великомученика частичками разошлись по всему христианскому миру, а честная глава его находится ныне в Русском Афонском монасты ре во имя великомученика Пантеле- имона. И в мурманском храме его имени имеется частичка мощей Целителя, к которой можно приложиться каж дую субботу на вечерней службе, и затем прикладываться весь следую щий воскресный день. Онбыл подобен льву: Пантолеон Его все звали с самого рожденья. Но был за кротость Богом избран он И наделен был даром исцеленья. Был он собою статен и высок, Спокойный взор любовью излучался, И если кто в болезни занемог - Онтутже в дверь несчастного стучался. Никто незнал - ни царственный отец, Ни бедный раб, нижитель из селенья, Что он терновый предпочел венец, И выбрал путь страданья и гоненья. И о себе все зная наперед, Он видел Смерть, но взгляд его победный Ее смутил... А следом шел народ: «Пантелеймон... - шептал он, - Милосердный1...» Елена РОМАНЕНКО Великомученик Пантелеимон почитается в Православной Церкви как грозный святой, покровитель воинов. Эта сторона почитания рас крывает его первое имя Пантолеон, что значит «лев во всем». Второе имя, данное при крещении, Панте леимон, значит «всемилостивый», и раскрывается из почитания велико мученика как целителя. Связь этих двух имен святого хорошо видна из того, что воины, чаще других получа ющие раны, больше всех нуждаются во враче-целителе. Именно поэтому христиане, ведущие брань духов ную, также прибегают к святому с просьбой исцелить язвы души. Специальный выпуск (стр. 7-10) подготовила Н. Большакова
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz