Миссионерская православная газета. 2011 г. № 1-2. Февраль.

М и с с и о н е р с к а я п р а в о сл а в н а я г а з е т а № 1 - 2 Ф Е В Р А Л Ь 2 0 1 1 СОБЫТИЯ У ч и т е л ь с к а я к о н ф е р е н ц и я в М о н ч е г о р с к е Приобщение детей к православной культуре ОСОБОЕ МЕСТО в системе национального воспитания уделяется вопросу приобщения детей к отечественным духов­ но-нравственным традициям. Что характеризует человека прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включа­ ет в себя духовность и нравс­ твенность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и твор­ ческую активность. Культура человека есть отражение его внутреннего мира, и огромную роль в формировании культуры человека играет этнокультур­ ное развитие. Основная задачадошкольно­ го образования —это создание оптимальных условий для всес­ тороннего развития духовно­ нравственного потенциала до­ школьников через гармоничное построение целостного педаго­ гического процесса в дошколь­ ном учреждении, основанного на этнокультурных ценностях родного края. Изучение традиционной оте­ чественной культуры вдошколь­ ном учреждении позволяет ес­ тественно сочетать обучение и воспитание без резких границ между ними, потому что весь процесс освоения родной куль­ туры есть не что иное, как вос­ питывающее обучение. В МДОУ № 136 города Мур­ манска с октября 2009 года ра­ ботает кружок «Православная культура». В 2010-2011 учебном году кружок посещаютдевятьде­ тей старшей группы. На занятиях мы решаем следующие задачи: —Формирование у детей пер­ воначальных представлений о духовном мире через основные религиозные понятия. — Первоначальное ознаком­ лениедетей с заповедями божьи­ ми как основой духовной жизни человека. —Знакомство детей с доступ­ ными их пониманию произведе­ ниями художественной литера­ туры, живописи, иконописи. — Формирование у детей представления о целесообраз­ ном устройстве предметной сре­ ды, способности совместно со взрослыми участвовать в сози­ дании этой среды. —Формирование у детей уме­ ний замечать и чувствовать кра­ соту окружающего мира, любо­ ваться ею, беречь ее. — Формирование системы нравственных и эстетических эталонов (добро —зло, хорошо —плохо, красивый —не краси­ вый), поддержка в детях стрем­ ления поступать по-доброму, преумножать красоту. — Отмечать вместе с родите­ лями православные праздники, стремясь к пониманию их под­ линного жизненного смысла. — Воспитание уважительно­ го, отношения к окружающим и бережного отношения к расти­ тельному и животному миру. Занятия кружка проводят­ ся в различных формах: беседы («Земля —наш общий дом», «Ру­ котворная красота мира», «Что за чудо Божий храм», «Чему мы радуемся зимой» и др.), чтение художественных произведений («Невидимый гость» М.Росса, «Теплая слезинка», «Живая лам­ падка» Д.Харченко, рассказы из сборников «Зернышки», «О про­ мысле Божием» и др.), рассмат­ ривание репродукций картин, икон. При содействии паломни­ ческой службы организуются экскурсии для детей по храмам города Мурманска, где они зна­ комятся с православными тради­ циями и культурой. Системное включение мате­ риала этнокультурного разви­ тия в стандартные для детско­ го сада программы расширяет возможности индивидуального развития ребенка, не только воспитывает, но и раскрывает нравственный и эстетический потенциалы. Л. М. ГОЛЕНИЩЕВА, рук. кружка «Православная культура» МДОУ№136, г.Мурманск И О Б Р А З О В А Н И Е М А Н С К Воскресная школа —источник благодатного воспитания ВОСКРЕСНЫЕ ШКОЛЫ - яв­ ление, с одной стороны, не новое для православной церкви, но, вместе с тем, переживающее воз­ рождение. Сегодня к воскресным школам предъявляются особые требования. «Воскресные школы должны стать местом постоянно­ го миссионерского и социального служения Церкви вмиру, должны стать для нашего народа указате­ лями пути духовного обновления семьи и личности, неразрывно связанного с процессом воцер- ковления... Церковь сегодня нуж­ дается втом, чтобы и гражданское общество, и власть ради заботы о людях ставили перед собой задачу укрепить институт семьи, осоз­ нать важность добрых семейных отношений», — говорил в одной из своих проповедей Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Осенью 2010 года на Семи­ наре, организованном Миссио­ нерским отделом Мурманской и Мончегорской Епархии и пос- вященном православной семье, было принято решение о необ­ ходимости взаимодействия вос­ кресных школ с родителями. Но как воплотить эту идею в жизнь? Обратились к опыту воскресных школ, накопленному за послед­ ние два десятилетия возрожде­ ния. Ныне покойный отец Борис Ничипоров еще в 90-х годах XX века выдвинул мысль о создании на приходе «детско-родительско­ го братства» как источника «бла­ годатного воспитания». Препода­ ватели Воскресных школ должны научиться работать не только с детьми, но и с родителями, от­ ветственными за их рождение, крещение и христианское воспи­ тание. Одновременносзанятиями для детей необходимо проводить занятия для родителей. В стенах Воскресной школы необходимо создание особой духовно-нравс­ твенной и социо-культурной сре­ ды, «благодатной воспитательной и развивающей атмосферы», спо- собствующей органичному соче­ танию полученныхдуховных зна­ ний с современной жизнью. При таком подходе, с одной стороны, Воскресная школа становится прообразом церковной общины и начинает активно способство­ вать ее формированию как не­ кой большой «духовной семьи», скрепленной христианскими, церковными нормами взаимоот­ ношений. С другой стороны, кровная, родная семья открывается лю­ дям, прежде всего, как «духов­ но-нравственная общность», как «добровольное единение в любви», и начинает восприни­ маться ими как «малая домашняя Церковь». Воскресная школа, организованная на основе при­ нципа «детско-родительского братства», требует уже не просто усваивания Закона Божия, но и определенной духовной жизне­ деятельности. П родолж ение на стр. 3 НОВОЕ ЕПАРХИАЛЬНОЕ ИЗДАНИЕ Паломнический центр представил новый журнал В феврале 2011 года вышел первый но­ мер журнала Паломнического отдела Мурманской и Мончегорской епархии «Под сенью Трифона». 14 февраля, в день тезоименитства преподобного Три­ фона Печенгского, в Паломническом центре прошла встреча, посвященная выходу журнала. Этот день объединил и день памяти святого Трифона, и день рождения журнала «Под сенью Трифо­ на». Перед началом встречи иерей Сер­ гий Поливцев отслужил молебен и как главный редактор журнала рассказал об основных его разделах: события жиз­ ни православного Севера, новости па­ ломничества, литературные страницы, материалы о Паломническом духовно­ культурном просветительском центре. Он высказал надежду, что журнал бу­ дет выходить два раза в год и пополнит информационное поле православной жизни, рассказывая о нашем крае, о его православных святых, о местах палом­ ничества. Руководитель Паломнического цен­ тра Ирина Поливцева познакомила с авторами первого номера журнала. Священнослужителей, ученых, писате­ лей, поэтов объединила общая просве­ тительская цель. Доктор исторических наук профессор А.А. Киселев отметил, что журнал объединяет краеведение ду­ ховное и светское и представляет инте­ рес для краеведов. Важно, что журнал рассчитан на широкий круг читателей, его глубокие и разносторонние статьи не только вызывают интерес, но и за­ ставляют задуматься. «Душа обязана трудиться», а без этого невозможна ду­ ховная жизнь человека. Литературный раздел делает честь журналу —это и публикация новых ду­ ховных стихов Николая Колычева, и материалы, посвященные 115-й годов­ щине со дня рождения Сергея Есенина, и 75-летнему юбилею писателя Виталия Маслова. Без сомнения, журнал «Под сенью Трифона» стал явлением не только в православной жизни Мурманской епар­ хии, но и важным событием культурной жизни нашего края. Нина ГЛУЩЕНКО

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz