Миссионерская православная газета. 2010 г. № 9-10. Октябрь.

Ж нинон ^ ш д а п ^ к о ш к н л а гдзет* № 9 1 0 О К Т Я Б Р Ь 2 О 1 о ЛУГ ДУХОВНЫЙ ЭТИ СЛОВА Спаситель сказал Сво­ им ученикам по окончании Тайной Вечери, перед тем, как идти в Геф- симанивд. Кончилось время Его зем­ ного служения, время проповеди, чудес и исцелений. Наступает пора искупительной жертвы, до которой остались уже не дни, а часы и ми­ нуты. О предстоящей Ему крестной смерти Господь говорил неоднократ­ но (Матф. 17:22-23; 20:18-19; 26:2,24; Мар.14:21; Лук. 22:15,22; Иоан. 6:51; 7:33; 8:28). Теперь, прощаясь с учени­ ками, Он указывает на пророчество Исайи (Ис. 53:12), которое должно вот-вот исполниться: Он будет «к злодеям причтен» и примет позор­ ную смерть (Лук. 22:37). И для них, Его «детей», наступает трудное вре мя, к которому Он их предуготовляет вышеприведенными словами. До сих пор они были под защи­ той своего Божественного Учителя, подобно детям, не испытывая ни в чем нужды, не неся бремени ответс­ твенности за других. Они и вели-то себя, как дети: спорили о первенстве (Матф. 20:20-22; Лук. 22:24), лю­ бопытствовали «о временах и сро­ ках» (Матф. 24: 3; 1Фесс. 5:1); Гос­ подь так и обращался к ним: «детки» (Иоан.13:33). Посылая их на пропо­ ведь Евангелия по городам и селам, Он не велел им брать ссобой ни мешка с деньгами, ни сумы с необходимыми вещами, ни обуви, ни хлеба(Матф. 10: 9-10; Мар.6: 8-9; Лук.9: 3; 10: 4) —все это было излишним, «ибо Сам, забо­ тясь о них, как о слабых, Он устроил так, что и без их заботы вобилии текло к ним все нужное» (блаж. Феофилакт Болгарский). Теперь пришло время ученикам стать взрослыми, самосто­ ятельными людьми, умеющими и по­ заботиться о себе, и защитить себя от нападения врагов. Диалог Спасителя с учениками строится по обычному плану: речь Христа приточная, символическая, требующая специальной «расшиф­ ровки», —ученики понимают слова Учителя буквально. Говоря о «мешке» и «суме», Спаситель указывает Апос­ толам на те трудности, с которыми им придется столкнуться, оставшись без Его защиты среди язычников и злобных распинателей. Возможно, им придется испытать голод и жажду, скорби и лишения. В изменившихся обстоятельствах им не помешают ни деньги («мешок»), ни продукты пита­ ния и предметы первой необходимос­ ти («сума»). «А у кого нет —(чего? — денег), - продай одежду свою (т.е. лишнюю, верхнюю одежду) и купи меч» (ст.36). Многие толкователи ви­ дят в этих словах намек на опасности, которым подвергнутсяпоследователи Христовы: «если и Сам их Учитель бу­ дет в глазахлюдей причтен к злодеям, то чего же хорошего могут ожидать они?» (архиеп. Аверкий). Злоба лю­ дей против Христа распространится на Егоучеников, поэтомуонидолжны быть мужественны и осмотрительны. Блаженный Феофилакт Болгарский приводит и несколько другое объяс­ нение этого места. «Сим, —говорят некоторые, —Он намекает на имею­ щее вскоресовершитьсянападениена Него и на то, что Его захватят люди- убийцы. Так как пред этим временем ученики спорили о первенстве, то Господь говорит: теперь время не спо­ рам о первенстве, но время опаснос­ ти и убийств. Ибо и Меня, Учителя вашего, отведут на смерть, и притом на смерть бесчестную. Но чрез это исполнится на Мне сказанное: «и к злодеям причтен был». Итак, желая указать на разбойническое нападе­ ние, Он упомянул о мече, и не открыл совершенно, чтобы не смутились ка- ким-нибудь ужасом, не умолчал со­ вершенно, чтобы не пришли в смяте­ ние в случае внезапного нападения, особенно же для того, чтобы, вспо­ миная впоследствии, подивились Его предвидению и почудились, как Он, однако ж, предал Сам Себя на стра­ дание за спасение людей, а поэтому и сами не убегали ни от каких болезней за спасение некоторых». Ученики, поняв слова Христа о покупке мечей буквально, с готовностью откликну­ лись на них: «Господи! вот здесь два меча» (ст. 38), на что Спаситель ска­ зал им: «Довольно». На этот Его от­ вет имеется множество толкований. Приведем некоторые. 1) Видя, что ученики Его не по­ няли, Господь не захотел продолжать разговор. «Он, видя, что они не по­ няли, говорит: довольно, хотя и не было довольно. Ибо если бы против пришедших разбойническим обра­ зом нужно было употребить челове­ ческую помощь, то не довольно было бы и сотни мечей. Если же не челове­ ческое, но Божественное содействие нужно было, то излишни были и два меча. Однако ж, ГЪсподь не захотел обличать их в непонимании,., предо­ ставляя уразумение сказанного тече­ нию обстоятельств» (бл. Феофилакт Болгарский). 2) Этим словом Господь указал на несообразность их слов с обстоятель­ ствами, говоря как бы так: «Да, двух мечей действительно довольно для нас против той толпы, которая дви­ жется на нас» (бл. Феофилакт Бол­ гарский). 3) Господь сказал это в знак одоб­ рения. Хотя ответ учеников (ст.38) «был не по мысли Учителя, ибо Он разумел другое, но и действительные два меча были теперь не излишни для учеников, коим среди наступающей ночи надлежало рассеяться по диким окрестностям Иерусалима» (архиеп. Иннокентий Херсонский и Таври­ ческий ). 4) Господь «сказал это потому, что среди Иудеев были такие, которые жаждали меча и крови, подобно дво­ им из них (т.е. Иакову и Иоанну, см. Лук.9: 54), сказал, чтобы обличить их тайный гнев, сделать его явным и тем смирить их» (преп. Ефрем Сирин). 5) И двух мечей довольно, чтобы показать неспособность людей вос­ препятствовать осуществлению Бо­ жественного плана, которым предус­ мотрена была смерть Христа. Мечами этому не помешать. 6) Сколько бы ни было мечей, хоть два на 11 человек, все равно Апосто­ лов «причтут к злодеям», как и Само­ го Христа. Приведенные толкования не про­ тиворечат друг другу и все они содер­ жатся в этом кратком ответе Спасите­ ля: «Довольно». Дальнейшие события показали, что,действительно, толькодлаучени­ ка Христова оказались «вооруженны­ ми»: Петр и Иоанн. Петр, как всегда первый, когда надо действовать, вы­ хватил меч, пытаясь защитить Учите­ ля, и отсек ухо рабу (Матф.26: 51—54; Мар. 14: 47; Лук.22: 50, 51; Иоан.18: 10, 11). Однако Господь воспретил ему пользоваться мечом, показав тем самым неуместность человечес­ кого вмешательства в Божественное предназначение о Нем. Своим при­ казом Петру: «вложи меч в ножны» (Иоан.18: 10; Матф.26: 52), - Спаси­ тель раскрывает смысл сказанных Им ранее слов о «мече» (Лук.22: 36). Не материальный меч имел Он в виду, обращаясь к Своим ученикам, а «меч духовный, который есть слово Божие» (Ефес. 6: 17). Таким «мечом» был вооружен любимый ученик, стоя, как воин в карауле, у ног распятого Учителя. Меч духовный —это непре­ станная молитва, как словесная, таки мысленная —сердечная. Этим мечом поражается враг рода человеческого (Матф.17: 21; Мар.9: 29). В свете сказанного обратимся сно­ ва к словам Спасителя, ст.36, и рас­ смотрим их с духовно-нравственной точки зрения. Некоторые толковате­ ли видят в этом стихе лишь символи­ ческий (и гиперболический) смысл, о чем сказано выше. Но именно духов­ но-нравственное («таинственное») рассмотрение позволяет объяснить данное место наиболее последова­ тельно и полно. Этими словами Гос­ подь не «просто предупреждает уче­ ников о том, что наступает крайне тяжелый для них период жизни, и они должны приготовиться к нему сами» (архиеп. Аверкий), но напутс­ твуетих на невидимую браньс силами зла, которая им предстоит. Да, время грядущих страстей Господних —это наиболее трудное и опасное время и для Его учеников. Но главная опас­ ность для них заключается вовсе не в том, «что их ожидает и голод, и жаж­ да, и бедствия, вражда со стороны людей» (архиеп. Аверкий), а именно в этой невидимой брани с полчищем бесов, которые, предчувствуя скорое поражение своего владыки-диавола, набросятся на осиротевших и расте­ рянных учеников. И Господь, зная об этом, призывает их стать воинами, го­ товыми к предстоящей брани. У сол­ дата не должно быть ничего лишнего («продай одежду»), но лишь самое необходимое в походной жизни («ме­ шок» и «сума») и в бою («меч»). Преп. Максим Исповедник толкует эти сло­ ва Спасителя, как некое краткое ру­ ководство по аскетике, обращенное к христианам. Вот что он пишет: «Оби­ лиедобродетелей, достигаемоедухов­ ным деланием, совершенно необхо­ димо для человека ведующего . Ибо Господь говорит: кто имеет мешок — то есть духовное ведение, тот возьми его, также и суму —то есть изобилие добродетелей, щедро окормляющих душу,ау кого нет—разумеется, мешка и сумы, то есть ведения и добродете­ ли, —продай одежду свою и купи меч (Лук. 22:36); то есть Господь говорит: предай плоть свою трудам добродете­ ли и мудро веди брань со страстями и бесами ради достижения мира Божь­ его. Или Он говорит тебе: приобрети в Слове Божием тот навык, который, подобно мечу, отделяетхудшееотлуч­ шего (Ещ). 4:12)». Своей крестною смертью ГЪсподь искупил человеческий род, уничто­ жил власть диавола и открыл чело­ вечеству путь ко спасению. Но чтобы пройти этот путь и достичь вожделен­ ной цели, нужны усилия, и немалые, Два меча Толкование на Евангелие отЛуки , глава 22, стихи 36 - 38 Т огда Он сказал им: но те­ перь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; аукого нет, продай одежду свою и купи меч; ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: «и к злодеям причтен». Ибо то, что о Мне, приходит к концу. Они сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно. (Лук.22: 36-38). Данный отрывок из Евангелия от Луки - это слова Христа, обращенные к ученикам накануне Гефсиманских событий. Это назидание Учителя, указывающее, как им надлежит вести себя, когда они останутся одни, без Его руководства. Как Ему предстоит брань со диаволом и победа над ним на Кресте, так и им надо быть готовыми к духовной брани с силами зла, а потому соответственно вооруженными. Христианин - воин Христов, а воин в полевых условиях должен иметь при себе только самое необходимое: «мешок» и «сума», содержащие небольшой запас продуктов и предметы первой необходимости, а также оружие - «меч». Он особенно нужен, бвз него невозможно сражаться с врагом; поэтому Спаситель и говорит, что, у кого нет меча, тот пусть продаст лишнюю одежду и купит его. Речь Христа приточная, символическая, требующая специальной «расшифровки», которую и сделали разные толкователи, и которая представлена в данной работе. Когда Христос был предан в руки иудеев, вооруженными оказались только два его ученика: Петр, неудачно пытавшийся защитить Учителя материальным мечом, и Иоанн, стоявший у подножья Креста с «мвчом» духовным - непрестанною молитвою. Понимаемые в духовном плане приведенные слова Спасителя получают наиболее последовательное и полное толкование. В этом случае они могут быть отнесены к любому христианину, находящемуся в критической ситуации «богооставпенности», когда, казалось бы, все силы зла ополчились на него. Ему надо иметь «меч духовный», т. е. постоянное памятование о Боге, непрестанную молитву и твердую готовность смиренно нести свой крест. Но чтобы приобрести эти качества, христианину нужно что-то принести в жертву, а именно «продать одвжду свою», т.е. отказаться от комфорта и «ценностей» мира сего.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz