Миссионерская православная газета. 2010 г. № 9-10. Октябрь.
Ж нинон ^ ш д а п ^ к о ш к н л а гдзет* № 9 1 0 О К Т Я Б Р Ь 2 О 1 о ЛУГ ДУХОВНЫЙ ЭТИ СЛОВА Спаситель сказал Сво им ученикам по окончании Тайной Вечери, перед тем, как идти в Геф- симанивд. Кончилось время Его зем ного служения, время проповеди, чудес и исцелений. Наступает пора искупительной жертвы, до которой остались уже не дни, а часы и ми нуты. О предстоящей Ему крестной смерти Господь говорил неоднократ но (Матф. 17:22-23; 20:18-19; 26:2,24; Мар.14:21; Лук. 22:15,22; Иоан. 6:51; 7:33; 8:28). Теперь, прощаясь с учени ками, Он указывает на пророчество Исайи (Ис. 53:12), которое должно вот-вот исполниться: Он будет «к злодеям причтен» и примет позор ную смерть (Лук. 22:37). И для них, Его «детей», наступает трудное вре мя, к которому Он их предуготовляет вышеприведенными словами. До сих пор они были под защи той своего Божественного Учителя, подобно детям, не испытывая ни в чем нужды, не неся бремени ответс твенности за других. Они и вели-то себя, как дети: спорили о первенстве (Матф. 20:20-22; Лук. 22:24), лю бопытствовали «о временах и сро ках» (Матф. 24: 3; 1Фесс. 5:1); Гос подь так и обращался к ним: «детки» (Иоан.13:33). Посылая их на пропо ведь Евангелия по городам и селам, Он не велел им брать ссобой ни мешка с деньгами, ни сумы с необходимыми вещами, ни обуви, ни хлеба(Матф. 10: 9-10; Мар.6: 8-9; Лук.9: 3; 10: 4) —все это было излишним, «ибо Сам, забо тясь о них, как о слабых, Он устроил так, что и без их заботы вобилии текло к ним все нужное» (блаж. Феофилакт Болгарский). Теперь пришло время ученикам стать взрослыми, самосто ятельными людьми, умеющими и по заботиться о себе, и защитить себя от нападения врагов. Диалог Спасителя с учениками строится по обычному плану: речь Христа приточная, символическая, требующая специальной «расшиф ровки», —ученики понимают слова Учителя буквально. Говоря о «мешке» и «суме», Спаситель указывает Апос толам на те трудности, с которыми им придется столкнуться, оставшись без Его защиты среди язычников и злобных распинателей. Возможно, им придется испытать голод и жажду, скорби и лишения. В изменившихся обстоятельствах им не помешают ни деньги («мешок»), ни продукты пита ния и предметы первой необходимос ти («сума»). «А у кого нет —(чего? — денег), - продай одежду свою (т.е. лишнюю, верхнюю одежду) и купи меч» (ст.36). Многие толкователи ви дят в этих словах намек на опасности, которым подвергнутсяпоследователи Христовы: «если и Сам их Учитель бу дет в глазахлюдей причтен к злодеям, то чего же хорошего могут ожидать они?» (архиеп. Аверкий). Злоба лю дей против Христа распространится на Егоучеников, поэтомуонидолжны быть мужественны и осмотрительны. Блаженный Феофилакт Болгарский приводит и несколько другое объяс нение этого места. «Сим, —говорят некоторые, —Он намекает на имею щее вскоресовершитьсянападениена Него и на то, что Его захватят люди- убийцы. Так как пред этим временем ученики спорили о первенстве, то Господь говорит: теперь время не спо рам о первенстве, но время опаснос ти и убийств. Ибо и Меня, Учителя вашего, отведут на смерть, и притом на смерть бесчестную. Но чрез это исполнится на Мне сказанное: «и к злодеям причтен был». Итак, желая указать на разбойническое нападе ние, Он упомянул о мече, и не открыл совершенно, чтобы не смутились ка- ким-нибудь ужасом, не умолчал со вершенно, чтобы не пришли в смяте ние в случае внезапного нападения, особенно же для того, чтобы, вспо миная впоследствии, подивились Его предвидению и почудились, как Он, однако ж, предал Сам Себя на стра дание за спасение людей, а поэтому и сами не убегали ни от каких болезней за спасение некоторых». Ученики, поняв слова Христа о покупке мечей буквально, с готовностью откликну лись на них: «Господи! вот здесь два меча» (ст. 38), на что Спаситель ска зал им: «Довольно». На этот Его от вет имеется множество толкований. Приведем некоторые. 1) Видя, что ученики Его не по няли, Господь не захотел продолжать разговор. «Он, видя, что они не по няли, говорит: довольно, хотя и не было довольно. Ибо если бы против пришедших разбойническим обра зом нужно было употребить челове ческую помощь, то не довольно было бы и сотни мечей. Если же не челове ческое, но Божественное содействие нужно было, то излишни были и два меча. Однако ж, ГЪсподь не захотел обличать их в непонимании,., предо ставляя уразумение сказанного тече нию обстоятельств» (бл. Феофилакт Болгарский). 2) Этим словом Господь указал на несообразность их слов с обстоятель ствами, говоря как бы так: «Да, двух мечей действительно довольно для нас против той толпы, которая дви жется на нас» (бл. Феофилакт Бол гарский). 3) Господь сказал это в знак одоб рения. Хотя ответ учеников (ст.38) «был не по мысли Учителя, ибо Он разумел другое, но и действительные два меча были теперь не излишни для учеников, коим среди наступающей ночи надлежало рассеяться по диким окрестностям Иерусалима» (архиеп. Иннокентий Херсонский и Таври ческий ). 4) Господь «сказал это потому, что среди Иудеев были такие, которые жаждали меча и крови, подобно дво им из них (т.е. Иакову и Иоанну, см. Лук.9: 54), сказал, чтобы обличить их тайный гнев, сделать его явным и тем смирить их» (преп. Ефрем Сирин). 5) И двух мечей довольно, чтобы показать неспособность людей вос препятствовать осуществлению Бо жественного плана, которым предус мотрена была смерть Христа. Мечами этому не помешать. 6) Сколько бы ни было мечей, хоть два на 11 человек, все равно Апосто лов «причтут к злодеям», как и Само го Христа. Приведенные толкования не про тиворечат друг другу и все они содер жатся в этом кратком ответе Спасите ля: «Довольно». Дальнейшие события показали, что,действительно, толькодлаучени ка Христова оказались «вооруженны ми»: Петр и Иоанн. Петр, как всегда первый, когда надо действовать, вы хватил меч, пытаясь защитить Учите ля, и отсек ухо рабу (Матф.26: 51—54; Мар. 14: 47; Лук.22: 50, 51; Иоан.18: 10, 11). Однако Господь воспретил ему пользоваться мечом, показав тем самым неуместность человечес кого вмешательства в Божественное предназначение о Нем. Своим при казом Петру: «вложи меч в ножны» (Иоан.18: 10; Матф.26: 52), - Спаси тель раскрывает смысл сказанных Им ранее слов о «мече» (Лук.22: 36). Не материальный меч имел Он в виду, обращаясь к Своим ученикам, а «меч духовный, который есть слово Божие» (Ефес. 6: 17). Таким «мечом» был вооружен любимый ученик, стоя, как воин в карауле, у ног распятого Учителя. Меч духовный —это непре станная молитва, как словесная, таки мысленная —сердечная. Этим мечом поражается враг рода человеческого (Матф.17: 21; Мар.9: 29). В свете сказанного обратимся сно ва к словам Спасителя, ст.36, и рас смотрим их с духовно-нравственной точки зрения. Некоторые толковате ли видят в этом стихе лишь символи ческий (и гиперболический) смысл, о чем сказано выше. Но именно духов но-нравственное («таинственное») рассмотрение позволяет объяснить данное место наиболее последова тельно и полно. Этими словами Гос подь не «просто предупреждает уче ников о том, что наступает крайне тяжелый для них период жизни, и они должны приготовиться к нему сами» (архиеп. Аверкий), но напутс твуетих на невидимую браньс силами зла, которая им предстоит. Да, время грядущих страстей Господних —это наиболее трудное и опасное время и для Его учеников. Но главная опас ность для них заключается вовсе не в том, «что их ожидает и голод, и жаж да, и бедствия, вражда со стороны людей» (архиеп. Аверкий), а именно в этой невидимой брани с полчищем бесов, которые, предчувствуя скорое поражение своего владыки-диавола, набросятся на осиротевших и расте рянных учеников. И Господь, зная об этом, призывает их стать воинами, го товыми к предстоящей брани. У сол дата не должно быть ничего лишнего («продай одежду»), но лишь самое необходимое в походной жизни («ме шок» и «сума») и в бою («меч»). Преп. Максим Исповедник толкует эти сло ва Спасителя, как некое краткое ру ководство по аскетике, обращенное к христианам. Вот что он пишет: «Оби лиедобродетелей, достигаемоедухов ным деланием, совершенно необхо димо для человека ведующего . Ибо Господь говорит: кто имеет мешок — то есть духовное ведение, тот возьми его, также и суму —то есть изобилие добродетелей, щедро окормляющих душу,ау кого нет—разумеется, мешка и сумы, то есть ведения и добродете ли, —продай одежду свою и купи меч (Лук. 22:36); то есть Господь говорит: предай плоть свою трудам добродете ли и мудро веди брань со страстями и бесами ради достижения мира Божь его. Или Он говорит тебе: приобрети в Слове Божием тот навык, который, подобно мечу, отделяетхудшееотлуч шего (Ещ). 4:12)». Своей крестною смертью ГЪсподь искупил человеческий род, уничто жил власть диавола и открыл чело вечеству путь ко спасению. Но чтобы пройти этот путь и достичь вожделен ной цели, нужны усилия, и немалые, Два меча Толкование на Евангелие отЛуки , глава 22, стихи 36 - 38 Т огда Он сказал им: но те перь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; аукого нет, продай одежду свою и купи меч; ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: «и к злодеям причтен». Ибо то, что о Мне, приходит к концу. Они сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно. (Лук.22: 36-38). Данный отрывок из Евангелия от Луки - это слова Христа, обращенные к ученикам накануне Гефсиманских событий. Это назидание Учителя, указывающее, как им надлежит вести себя, когда они останутся одни, без Его руководства. Как Ему предстоит брань со диаволом и победа над ним на Кресте, так и им надо быть готовыми к духовной брани с силами зла, а потому соответственно вооруженными. Христианин - воин Христов, а воин в полевых условиях должен иметь при себе только самое необходимое: «мешок» и «сума», содержащие небольшой запас продуктов и предметы первой необходимости, а также оружие - «меч». Он особенно нужен, бвз него невозможно сражаться с врагом; поэтому Спаситель и говорит, что, у кого нет меча, тот пусть продаст лишнюю одежду и купит его. Речь Христа приточная, символическая, требующая специальной «расшифровки», которую и сделали разные толкователи, и которая представлена в данной работе. Когда Христос был предан в руки иудеев, вооруженными оказались только два его ученика: Петр, неудачно пытавшийся защитить Учителя материальным мечом, и Иоанн, стоявший у подножья Креста с «мвчом» духовным - непрестанною молитвою. Понимаемые в духовном плане приведенные слова Спасителя получают наиболее последовательное и полное толкование. В этом случае они могут быть отнесены к любому христианину, находящемуся в критической ситуации «богооставпенности», когда, казалось бы, все силы зла ополчились на него. Ему надо иметь «меч духовный», т. е. постоянное памятование о Боге, непрестанную молитву и твердую готовность смиренно нести свой крест. Но чтобы приобрести эти качества, христианину нужно что-то принести в жертву, а именно «продать одвжду свою», т.е. отказаться от комфорта и «ценностей» мира сего.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz