Миссионерская православная газета. 2010 г. № 9-10. Октябрь.
2 /Ин«И0Н{у1КДА П^КОШКНЛА ГД36ТД № 9 - 1 0 О К Т Я Б Р Ь 2 0 1 0 СОБЫТИЯ Ф е с т и в а л ь п р а в о с л а в н ы х С М И Православные СМИ —наследники Кирилла и Мефодия 12 октября 2010 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с участниками IV Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово». СВЯТЕЙШИЙ ПатриархКирилл при ветствовал всехучастников и обратился с Первосвятительским словом: — Люди нередко задумываются о том, что является фундаментом, ос новой человеческого бытия, чело веческого общества, общественных отношений...Фундаментальными яв ляются нравственная природа чело века и нравственные, точнее духовно нравственные основыжизни—потому что без духовной жизни нравственное состояние человека становится очень хрупким, очень восприимчивым к разного рода влияниям, которые мо гут разрушить само это нравственное начало. Для нас — Российской Федерации, для стран, составляющих духовное наследие Руси, на которые простира ется юрисдикция Русской Православ ной Церкви, — очень важно, чтобы главная озабоченность людей сегодня концентрировалась на этих фундамен тальных, базовых ценностях. По милости Божией уже многое сде лано. Если посмотреть программы по литических партий, то и там в той или иной степени затрагиваются вопросы нравственности, духовности, куль туры. К сожалению, ни в одной про грамме эти ценности не определяются как базисные —они лишь отнесены к некоторым сторонам жизни; и за ис ключением редчайших случаев тема нравственности, духовности, культу ры стоит на месте, которое никак не льзя назвать приоритетным. Если сформулировать главную задачу православных СМИ и всей Православ ной Церкви перед лицом современно го секулярного общества —во многом конфликтного, питающегося идеалами массовой культуры, стереотипами, ко торые не соответствуют нравственной природе и традициям народа, —перед лицом всех этих вызовов задача Церк ви заключается в том, чтобы возвещать, что есть главное в жизни человека. Как Церковь может это делать? Ко нечно, через проповедь. Но мы знаем, что постоянными прихожанами явля ется лишь небольшой процент даже тех людей, которые отождествляют себя с В культурном центре «Нива» г. Кан далакша состоялась встреча с фото художником иереем СергиемШерфет- диновым и игуменом Митрофаном (Баданиным), который представлял книгу «Неугасимаялампада «Курска». Отец Сергий Шерфетдинов при ехал в Кандалакшу с выставкой фо тографий «Благословенный Север». Выставочный зал ГКЦ не мог вмес тить всех желающих. Всегда интерес но увидеть мир глазами художника. А Православной Церковью, считаются православными. Как обратиться кним? А как обратиться к сомневающимся, как обратиться к мятущимся душам, к тем, кто находится в интеллектуаль ном и духовном поиске? Нет другой возможности, как только использовать средства массовой информации. Все, что делаетЦерковь, в конце концовявляется миссией , обращенной к спасению людей. Но задачакоторая стоит перед средствами массовой информации , связанными с Православной Церковью, намного превышает те, что обычно ставятся перед миссионерами , начинающими работу в миссионерском поле. Если обратиться к истории пропове ди слова Божия, к истории апостоль ского служения, толегко убедиться, что проповедники и миссионеры, которые приходили к народам, еще не знавшим Христа, подкрепляли свое слово очень действенным культурным посланием. ...Наша письменная культура нача лась с этой христианской проповеди.А затем создавались монастыри —очаги культуры. Если говорить современным языком, миссионеры и проповедники древних времен владели правильной технологией обращения к людям, потому что у них работало не только слово, но и изобразительное искусст во, архитектура, музыка, наука. Был осуществлен замечательный синтез в деятельности наших миссионеров и наших монастырей — и не только средневековых. ...Перед православными СМИ, перед православными журналистами, кото рые сотрудничают со светскими средс твами массовой информации, стоит огромная задача рехристианизации на- здесь не просто фотохудожник —свя щенник из Видяево, небольшого во енного городка, к которому десять лет назад были прикованы взгляды всех тех, кому была не безразлична судьба подводников с АПЛ «Курск». Его фотографии —вовсе не хроника тех трагических событий, связанных с гибелью подводной лодки, а северные пейзажи, сюжеты из морской жизни. Часть их вошла в книгу отца Митро фана. Радость, которую испытывает человек от необычного события или шей культуры. Это не всегда означает прямую проповедь, но это всегда озна чает взгляд на мир с позиции христи анских ценностей и это всегда означа ет стремление к тому, чтобы послание, которое журналист обращает к слуша телям, к зрителям, к читателям, было высокопрофессиональным. Имею в виду не только рафинированный про фессионализм, не только отточенные формы — необходимо, чтобы в каж дом слове чувствовалось присутствие самого автора, исполненного верой и надеждой на возможность преоб разовать этот мир. Только тогда пра вославные СМИ будут выдерживать конкуренцию со светскими средства ми массовой информации. Для того, чтобы выдержать эту конкуренцию, нельзя повторять ошибки светских СМИ, не нужно превращаться в агент ство по оказанию платных услуг, где принципы отступают на задний план. Чистота намерений, глубокая личная вера и переживание присутствия Хрис та в человеческой истории и должны сделать наши СМИ, используя совре менную терминологию, конкурентос пособными. Мы должны постоянно думать о том, чтобы Церковь в СМИ представ ляли люди, духовно и интеллектуаль но способные это делать. Вот почему журналисты, руководители церков ных средств массовой информации должны постоянно жить Церковью. Нельзя приходить время от време ни на службы с фотоаппаратом. Вы должны быть частью молящейся об щины. Вы должны лично пережить все то, что происходит в момент Ев харистии. Тогда ваше слово будет убе дительным, тогда будет очень легко отличить правое от левого, доброе от злого, тогда будет легко различать ду хов (см. 1Ин. 4:1), в том числе в среде тех, кто пишет якобы от имени Церк ви и говорит якобы с позиции защит ника церковных интересов. Я радуюсь нашей встрече. ПустьГос подь всех нас укрепит в этом великом стоянии за Божию правду в условиях столь непростой современной жизни. картины природы, запечатлена на снимках. Игумен Митрофан, представляя свою книгу, говорил о возрождении памяти, утверждении веры —о том, что было утрачено. Смерть 118 под водников не была случайна и, глав ное, не напрасна. «Прошло 10 лет, и не исполнилась еще вся мера предна чертанного, мы не все осознали и не переменились, как того ждет от нас Господь». Ирина ТРУНКОВСКАЯ •аМгръ и Дух Русского Севера» на Свято-Феодоритовских курсах Лекторий «Mipb и Дух Русского Се вера» проводится преподавателя ми Свято-Феодоритовских курсов по благословению архиепископа Симона в рамках совместного пла на Мурманской и Мончегорской епархии и Министерства образо вания и науки Мурманской облас ти. Ориентированы занятия как на православных христиан, так и на всех интересующихся историей и культурой Русского Севера. В день памяти преподобных Зо- симы, Савватия и Германа Соловец ких, собралисьпедагогавоскресных школ Колы, Мончегорска и других приходовМурманской и Мончегор ской епархии, стремящиеся узнать, как созидалась духовная жизнь и красота Русского Севера. На первой лекции слушатели уз нали об особенностях освоения Се верных территорий. На втором занятии лектория кан дидат исторических наук А И. Гуч ков рассказал о том, как Север Свя той Руси освоили иноки. А что же помогало монахам древних времен выстоять в тяжелейших условиях, начинать свою жизнь в землянках, без всякой пищи, имея только то, что могла дать им северная приро да? Цикл лекций помогает ответить на эти и другие вопросы. Примеры таких подвигов опи саны в житиях наших северных святых. Один из многих —препо добный Елеазар Анзерский. Этот святой угодник Божий без еды, без оружия, без какой-либо сторонней помощи прибыл на отдаленный остров, выкопал землянку и стал жить, положив тем самым начало традиции скитского монашества на севере Руси. Иноки преобразовали «полунощные» северные страны в русскую Фиваиду —край монас тырей и новый цивилизационный форпост. Именно это стало основой единой Святой Руси, исторической Руси, объединенной силой благо дати Божией по молитвам святых угодников —чад Церкви Русской. Лекторий продлится до кон ца года. В его рамках проводится постоянно действующая выставка и мастер-класс по плетению воло годского кружева, а также выставка работ учащихся воскресных и худо жественных школ «Красота Русско го Севера». Адрес: ул. Зеленая, 11, Свято- Фе- одоритовские курсы. Справки по телефону: 8 908 607 8164 Наталья ГРАЦИАНОВА П А М Я Т И « К У Р С К А » _______________________________ Г. К А Н Д А Л А К Ш А О возрождении памяти и утверждении веры Ф О Т О В Ы С Т А В К А Л Е К Т О Р И Й
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz