Миссионерская православная газета. 2010 г. № 9-10. Октябрь.

2 /Ин«И0Н{у1КДА П^КОШКНЛА ГД36ТД № 9 - 1 0 О К Т Я Б Р Ь 2 0 1 0 СОБЫТИЯ Ф е с т и в а л ь п р а в о с л а в н ы х С М И Православные СМИ —наследники Кирилла и Мефодия 12 октября 2010 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с участниками IV Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово». СВЯТЕЙШИЙ ПатриархКирилл при­ ветствовал всехучастников и обратился с Первосвятительским словом: — Люди нередко задумываются о том, что является фундаментом, ос­ новой человеческого бытия, чело­ веческого общества, общественных отношений...Фундаментальными яв­ ляются нравственная природа чело­ века и нравственные, точнее духовно­ нравственные основыжизни—потому что без духовной жизни нравственное состояние человека становится очень хрупким, очень восприимчивым к разного рода влияниям, которые мо­ гут разрушить само это нравственное начало. Для нас — Российской Федерации, для стран, составляющих духовное наследие Руси, на которые простира­ ется юрисдикция Русской Православ­ ной Церкви, — очень важно, чтобы главная озабоченность людей сегодня концентрировалась на этих фундамен­ тальных, базовых ценностях. По милости Божией уже многое сде­ лано. Если посмотреть программы по­ литических партий, то и там в той или иной степени затрагиваются вопросы нравственности, духовности, куль­ туры. К сожалению, ни в одной про­ грамме эти ценности не определяются как базисные —они лишь отнесены к некоторым сторонам жизни; и за ис­ ключением редчайших случаев тема нравственности, духовности, культу­ ры стоит на месте, которое никак не­ льзя назвать приоритетным. Если сформулировать главную задачу православных СМИ и всей Православ­ ной Церкви перед лицом современно­ го секулярного общества —во многом конфликтного, питающегося идеалами массовой культуры, стереотипами, ко­ торые не соответствуют нравственной природе и традициям народа, —перед лицом всех этих вызовов задача Церк­ ви заключается в том, чтобы возвещать, что есть главное в жизни человека. Как Церковь может это делать? Ко­ нечно, через проповедь. Но мы знаем, что постоянными прихожанами явля­ ется лишь небольшой процент даже тех людей, которые отождествляют себя с В культурном центре «Нива» г. Кан­ далакша состоялась встреча с фото­ художником иереем СергиемШерфет- диновым и игуменом Митрофаном (Баданиным), который представлял книгу «Неугасимаялампада «Курска». Отец Сергий Шерфетдинов при­ ехал в Кандалакшу с выставкой фо­ тографий «Благословенный Север». Выставочный зал ГКЦ не мог вмес­ тить всех желающих. Всегда интерес­ но увидеть мир глазами художника. А Православной Церковью, считаются православными. Как обратиться кним? А как обратиться к сомневающимся, как обратиться к мятущимся душам, к тем, кто находится в интеллектуаль­ ном и духовном поиске? Нет другой возможности, как только использовать средства массовой информации. Все, что делаетЦерковь, в конце концовявляется миссией , обращенной к спасению людей. Но задачакоторая стоит перед средствами массовой информации , связанными с Православной Церковью, намного превышает те, что обычно ставятся перед миссионерами , начинающими работу в миссионерском поле. Если обратиться к истории пропове­ ди слова Божия, к истории апостоль­ ского служения, толегко убедиться, что проповедники и миссионеры, которые приходили к народам, еще не знавшим Христа, подкрепляли свое слово очень действенным культурным посланием. ...Наша письменная культура нача­ лась с этой христианской проповеди.А затем создавались монастыри —очаги культуры. Если говорить современным языком, миссионеры и проповедники древних времен владели правильной технологией обращения к людям, потому что у них работало не только слово, но и изобразительное искусст­ во, архитектура, музыка, наука. Был осуществлен замечательный синтез в деятельности наших миссионеров и наших монастырей — и не только средневековых. ...Перед православными СМИ, перед православными журналистами, кото­ рые сотрудничают со светскими средс­ твами массовой информации, стоит огромная задача рехристианизации на- здесь не просто фотохудожник —свя­ щенник из Видяево, небольшого во­ енного городка, к которому десять лет назад были прикованы взгляды всех тех, кому была не безразлична судьба подводников с АПЛ «Курск». Его фотографии —вовсе не хроника тех трагических событий, связанных с гибелью подводной лодки, а северные пейзажи, сюжеты из морской жизни. Часть их вошла в книгу отца Митро­ фана. Радость, которую испытывает человек от необычного события или шей культуры. Это не всегда означает прямую проповедь, но это всегда озна­ чает взгляд на мир с позиции христи­ анских ценностей и это всегда означа­ ет стремление к тому, чтобы послание, которое журналист обращает к слуша­ телям, к зрителям, к читателям, было высокопрофессиональным. Имею в виду не только рафинированный про­ фессионализм, не только отточенные формы — необходимо, чтобы в каж­ дом слове чувствовалось присутствие самого автора, исполненного верой и надеждой на возможность преоб­ разовать этот мир. Только тогда пра­ вославные СМИ будут выдерживать конкуренцию со светскими средства­ ми массовой информации. Для того, чтобы выдержать эту конкуренцию, нельзя повторять ошибки светских СМИ, не нужно превращаться в агент­ ство по оказанию платных услуг, где принципы отступают на задний план. Чистота намерений, глубокая личная вера и переживание присутствия Хрис­ та в человеческой истории и должны сделать наши СМИ, используя совре­ менную терминологию, конкурентос­ пособными. Мы должны постоянно думать о том, чтобы Церковь в СМИ представ­ ляли люди, духовно и интеллектуаль­ но способные это делать. Вот почему журналисты, руководители церков­ ных средств массовой информации должны постоянно жить Церковью. Нельзя приходить время от време­ ни на службы с фотоаппаратом. Вы должны быть частью молящейся об­ щины. Вы должны лично пережить все то, что происходит в момент Ев­ харистии. Тогда ваше слово будет убе­ дительным, тогда будет очень легко отличить правое от левого, доброе от злого, тогда будет легко различать ду­ хов (см. 1Ин. 4:1), в том числе в среде тех, кто пишет якобы от имени Церк­ ви и говорит якобы с позиции защит­ ника церковных интересов. Я радуюсь нашей встрече. ПустьГос­ подь всех нас укрепит в этом великом стоянии за Божию правду в условиях столь непростой современной жизни. картины природы, запечатлена на снимках. Игумен Митрофан, представляя свою книгу, говорил о возрождении памяти, утверждении веры —о том, что было утрачено. Смерть 118 под­ водников не была случайна и, глав­ ное, не напрасна. «Прошло 10 лет, и не исполнилась еще вся мера предна­ чертанного, мы не все осознали и не переменились, как того ждет от нас Господь». Ирина ТРУНКОВСКАЯ •аМгръ и Дух Русского Севера» на Свято-Феодоритовских курсах Лекторий «Mipb и Дух Русского Се­ вера» проводится преподавателя­ ми Свято-Феодоритовских курсов по благословению архиепископа Симона в рамках совместного пла­ на Мурманской и Мончегорской епархии и Министерства образо­ вания и науки Мурманской облас­ ти. Ориентированы занятия как на православных христиан, так и на всех интересующихся историей и культурой Русского Севера. В день памяти преподобных Зо- симы, Савватия и Германа Соловец­ ких, собралисьпедагогавоскресных школ Колы, Мончегорска и других приходовМурманской и Мончегор­ ской епархии, стремящиеся узнать, как созидалась духовная жизнь и красота Русского Севера. На первой лекции слушатели уз­ нали об особенностях освоения Се­ верных территорий. На втором занятии лектория кан­ дидат исторических наук А И. Гуч­ ков рассказал о том, как Север Свя­ той Руси освоили иноки. А что же помогало монахам древних времен выстоять в тяжелейших условиях, начинать свою жизнь в землянках, без всякой пищи, имея только то, что могла дать им северная приро­ да? Цикл лекций помогает ответить на эти и другие вопросы. Примеры таких подвигов опи­ саны в житиях наших северных святых. Один из многих —препо­ добный Елеазар Анзерский. Этот святой угодник Божий без еды, без оружия, без какой-либо сторонней помощи прибыл на отдаленный остров, выкопал землянку и стал жить, положив тем самым начало традиции скитского монашества на севере Руси. Иноки преобразовали «полунощные» северные страны в русскую Фиваиду —край монас­ тырей и новый цивилизационный форпост. Именно это стало основой единой Святой Руси, исторической Руси, объединенной силой благо­ дати Божией по молитвам святых угодников —чад Церкви Русской. Лекторий продлится до кон­ ца года. В его рамках проводится постоянно действующая выставка и мастер-класс по плетению воло­ годского кружева, а также выставка работ учащихся воскресных и худо­ жественных школ «Красота Русско­ го Севера». Адрес: ул. Зеленая, 11, Свято- Фе- одоритовские курсы. Справки по телефону: 8 908 607 8164 Наталья ГРАЦИАНОВА П А М Я Т И « К У Р С К А » _______________________________ Г. К А Н Д А Л А К Ш А О возрождении памяти и утверждении веры Ф О Т О В Ы С Т А В К А Л Е К Т О Р И Й

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz