Миссионерская православная газета. 2010 г. № 9-10. Октябрь.

14 ДИИИ0Н {^КДА ПрКОШКНДА ГДЗ{ТД № 9 1 0 О К Т Я Б Р Ь 2 0 1 0 ПОЛЕ ЖИ З НИ ОКТЯБРИНА Владимировна Во­ ронова родилась 6 октября 1934 года в деревне Чальмны-Варрэ (Вгаза Леса), что на Поной реке. Тайна имени! Тайна личности! А как поэтессе не быть тайной, когда тайна эта витает в воздухе Кольской земли, прячется в седых гранитных ущельях, играет сполохами северно­ го сияния, выходит из земли вместе с кружевнымиузорами ягеля, цепляется за кончики оленьих рогов... Октябрина! Разве слышал лопарс­ кий Север такое имя? В нем столько чарующей осенней печали... Ока... Ока...—грусть и расставание; Мина— Брина —Бина —звучание колоколов. Словно осень в золотом начале звенит монетами-листьями и кричит вдо­ гонку маленькой девочке, дразнясь: С мысл жизни. Вопросы бытия. Для чего мы пришли на Землю? Какой след оставим после себя? Первая с а ­ ам ская поэтесса думала об этом и осталась в памяти людей поэтессой любимой и читаемой. Стихи Октябрины тревожат чуткие сердца людей своей правдой, стремлением к вечным истинам любви и добра, горят внутренним огнем красоты, потому что ее c tv ix h - живые! Они явлены народу! меты выступают, как живые сущест­ ва: «Слабый ветерок задул под вечер, распушил поземки снежной прядь»... Природачувствует, дышит, имеет свой нрав, меняет настроение. Она, как че­ ловек, может мерзнуть, гладить, взды­ хать. С детства в жизнь Октябрины вошли сказки, легенды, которые она со временем переложила в стихотвор­ ные строки, создавая разные образы сказочных героев. А если посмотреть на людей в сти­ хах Октябрины, то они все, как ее ге­ рой Фетгер, сильные духом: «Как на это рассердился ветер, /Чудом в лодке удержался Фетгер, /Веславзял. И греб, забыв усталость, /Чтоб добьгчи ветру не досталось». Или смешливые, как маленький Оця, когдавключилчайник в радиорозетку: «Вот случится жедоса- Мало выпало радости на долю поэ­ тессы, и сердце начинает щемить, ког­ да читаешь: «Поскупилась жизнь на злато, горя выдала с лихвой...» Правду она говорит, не кокетничая. Октябрина Воронова привнесла в саамскую поэзию душу женщины, ма­ тери, подруги, хранительницы семей­ ного очага. 15 ноября 1969 года она была при­ нята в Союз писателей СССР. Огром­ ная честь не только для саамской поэ­ тессы, но и для всего саамского народа, литература которого была принята на таком высоком уровне. Название кни­ ги «Ялла» на русскийязык переводится коротко «Жизнь», а самой жизни поэ­ тессе уже не хватило... Она умерла 16 июня 1990 года и была похоронена на кладбище в селе Ловозеро. Куда же ты, обласканная пгаца? Остыл очаг былых, горячих дней, И что тебе в родном гнезде не спится, Неужто воля впрямь тебе нужней? Но не только саамской литературе Октябрина дала начало, она стала и одной из основательниц на Мурмане праздника Славянской письменности и культуры в 1986 годуй праздника Са­ амского слова в 1989. Талант! Он обрекает человека на ог­ ромный груз ответственности, возла- Неповторимый голос Октябрины Вороновой Каждое явление имеет свои ис­ токи. Истоки творчества первой саамской поэтессы Октябрины Вороновой — русская Лапландия. Для кого-то она суровая, непривет­ ливая, для Октябрины она —дом, теплородного очага, с таинствен­ нойтемно-бархатной полярной но­ чью, удивительной игрой северного сияния, заполярным белымлетом... Во все века мир интересовала Лап­ ландия — маленький «кусок» де­ вственной земли с таинственными жителями— лопью, которые «все до единого были колдунами и мог­ ли управлять явлениями природы». Это возбуждало интерес к земле за Полярным кругом: исследова­ тели, этнографы, историки ехали сюда, чтобы собственными глаза­ ми увидеть сказочную Лапландию и ее обитателей. Разноречивы их отзывы о ней, но то, что крайуни­ кальный —в этом сходятся все. Бинька... Минька, как звали ее в де­ тстве. Детство Октябрины пришлось на военную пору. Ей шесть лет, а на ее попечение уже оставляли грудных и малолетних детей. Пшодные, они кри­ чали так, что маленькая нянька не вы­ держивала и начинала голоситьвместе с ними. Однажды в таком состоянии ее застала одна из женщин, пожале­ ла, пообещала, когда кончится война, сшить девочке платье из маркизета. Не обманула. Эго платье Октябрина запомнила навсегда —желтое, с боль­ шими красными цветами. Так у нас повелось, что издревле ни бабки, ни мамки Не готовили нам ни дворцов, ни затейливых замков. Спали мы на полу— на траве увядающей, рыжей, Сквозь дырявые шкуры мы видели звездную крышу... Позже, по выходу первой книги поэтессы «Снежница», Андрей Эдо- ков напишет: «Она, первая среди са­ амов, смогла рассказать о Лапландии, поэтично и художественно, раскрыв философию людей, слившихся с ок­ ружающей природой». Огец поэтессы, Владимир Михай­ лович Распутин, по национальности русский. Сын последнего священни­ ка Богоявленской церкви в Ловозере Михаила Распутина, потомукак в 1932 году тот был репрессирован и расстре­ лян. Женившись на Клавдии Матре- хиной, Владимир, по просьбе матери, берет фамилию жены. Окончив в 1951 году Ловозерс- кую школу-интернат, Октябрина едет учиться в Ленинград в институт Наро­ дов Севера. Учится на филологичес­ ком факультете. С группой студентов- северян выезжает в лингвистические экспедиции на Кольский полуостров. Именно в них судьба свела Октябрину Матрехину с непревзойденными ска­ зителями и песенницами. Рассказывая ученым о саамском фольклоре, она говорила: «В устном народном творчестве отлажена муд­ рость народа, его прошедшее, на­ стоящее и будущее, и в этом их цен­ ность»... Октябрину соединяет большая творческая дружба с Александрой Антоновой, совместная работа над саамским букварем и книгой для чте­ ния. Стихи поэтесса слагает на своем родном языке, иоканьгском диалекте. 1975 год является знаменательным и судьбоносным вжизни поэтессы. Про­ исходит встреча с мурманским поэтом Владимиром Смирновым, ставшим впоследствии ее переводчиком. Вла­ димир Александрович помогает выйти в свет и ее первым сборникам стихов «Снежница» (1986) и «Вольная птица» (1987). Душа Октябрины Вороновой столь же широка, как просторы ее родной Лапландии. Сильнее, острее других впиталаона в душуболь и печаль своей земли, своего народа. Первый снег принесла непогода Как бумага, он—бел—хоть пиши, Но не видно у берега лодок, И в холодных домах—ни души. Обезлюдила наша деревня, Знать такая настала пора... Поэтесса любит свой Север дочер­ ней, сестринской, материнской лю­ бовью. Все стихи ее в полном смысле слова пронизаны лирикой. Именно лирика питает их неподдельной сер­ дечностью и непритворной добротой. В любом времени года она находит свою прелесть или переживает вместе со своими героями, радуется и удив­ ляется им. Лиризм Октябрины дает возможность решать саамам и соци­ ально-животрепещущие проблемы. Доверительным простым тоном она обращается к читателю, пытаясь все­ лить в него жизненный оптимизм. Ни­ чего не выдумывает, не идеализирует, но при этом умеет сделать читателя сопричастным к судьбе своих героев, будь это люди или животные. Одухотворенность родной приро­ ды для нее очевидный факт, поэтому, казалось бы, и неодушевленные пред- да! /Удивленный он глядит. /Н е кипит, так и не надо, /Но ведь и не говорит!» Не надо длинных речей, многосло­ вия .Вот оно—настроение—в несколь­ ких коротких отрывках! Ее поэзия бу­ дитв нас мир ассоциаций и сравнений, то радостных, то горьких. Я бы назва­ ла ее поэзию солнечной, несмотря на грустные, порой горькие строки сти­ хов. Столько света и душевности мне еще не встречалось в женской поэзии Севера. Причем образ солнца у каж­ дого северного поэта свой. Например, Аскольд Бажанов, сокурсник Октяб­ рины по институту и земляк по Ревде, сравнивает солнце с «рыжей лайкой» и это свойственно именно ему, потому что собаки —лопарские лайки —часть его жизни. ВстихахОктябрины:«Солнцеогнен­ ною лодкою /Выплывает из-за гор...» Сравнение с «лодкою» тоже оправдано, ведь она жила на берегу реки Поной, и лодка, как составнаячастьеежизни, вы­ шла из воспоминаний о детстве и транс­ формировалась в образ солнца. Все это очень ценно в поэзии Вороновой, когда вполне бытовое средство передвижения по водеприобретает столь красивый по­ этический образ. гаемый на него Господом. И ноша эта не из легких. Наверно потому взлеты и падения талантливого человека дают такую акустику в обществе. Всем хо­ чется непременно знать тайну его из­ бранности, но... Тайна так и остается тайной, потому что никто не может постигнуть замысел Божий, сделав­ ший человека проводником своих мыслей между прошлым и будущим. Избранность Октябрины, простой, обычной, ничем с виду не примеча­ тельной женщины, многим не давала покоя. Они хотели постичь ее тайну, но так и не постигли. И сколько бы люди не узнавали подробностей о ее жизни, тайна творчества с каждым годом будет отдалять ее образ все дальше и дальше от повседневности жизни, превращая в еще одну краси­ вую легенду саамского народа о та­ лантливой дочери тундры. И верится в родном своем краю, Шагая по распахнутому лугу, Что я гнездо по-новому совью, И все начнется по второму кругу. Надежда БОЛЬШАКОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz