Миссионерская православная газета. 2010 г. № 7-8. Август.
8 № 7-8, АВГУСТ 2010 МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА УРОКИ ИСТО РИИ ПОМНЮ, как менялись чувства и отношение к последнему рус скому царю Николаю II, которого Русская Православная Церковь За- рубежом давно канонизировала как мученика. Мы же, воодушевлен но, словно сами там были, вспоминали поражение в Первой мировой войне, Кровавое Воскресенье, Ходынку, говорили о слабости Николая Александровича как политика, нам не нравилось, что царица обща лась с Распутиным и т.п. ми, облаками, проникая уже далеко за пределы места, где совершено это убийство. Так мир, который внешне, кажется, вовсе не изменился, напи тывается кровью, пролитой при убийстве, неся на себе печать совер- Не прикасайтесь помазанным Моим Яна СМИРНОВА После официальной канониза ции Николая II и его семьи Ар хиерейским Собором 2000 года, дискуссии немного утихли. Часть православного народа, поддержи вавшая его и раньше, горячо одоб рила решение, часть —сдержанно вдумавшись, искренне разделила мнение Комиссии по канониза ции. Другая часть —не разделила, но приняла постановление Собо ра как данность, как приказ, под чинившись авторитету православ ных архиереев. Это нормально, это тоже позиция. Кто-то не был дово лен, продолжая настаивать на том, что прославили царя неправильно, что на деле он мученик и искупи тель, а не страстотерпец. Кто-то же остается убежденным, что все бе ды России связаны с неспособнос тью Царя управлять Россией в тот момент. Почтительно преклоняясь перед огромной мудростью и взвешеннос тью решений Архиерейского Собо ра, которому хоть и не абсолютно полностью, но все же удалось сни зить градус напряженности в обще стве в отношении памяти императо ра Николая II, продолжаю задавать себе вопрос —что же вызывает в нас даже по прошествии стольких лет столь сильный дух противоречий и такую «неравномерность» воззрений на июньские события 1918 года. Не так давно в воздухе витала идея некоего «всеобщего покаяния», вы пущенная в свет чьим-то экзальти рованным сознанием и подхвачен ная многими околоцерковными де ятелями искусств и псевдопатрио- тическими изданиями. Послушный и смиренный,добрый и покладистый наш православный люд задавал себе вопросы: «Я, тоже виноват? Но в чем? Ведь я тогда не жил. Да и вообще не так уж плох был советский строй . Мои предки? Да, были коммунистами. Но они верой и правдой служили Родине. И вовсе не участвовали в расстрелах. Сами боялись ночного «черного ворон ка». И не против Церкви были. Даже наоборот. Детей тайно крестили. Но при чем тут Царь? Царь далеко. Как президент. В чем же я должен каяться?» Привычка иметь разделенность с властями, воспитанная десяти летиями, жить самим по себе и от носиться к власть придержащим, как к некоему «неизбежному злу» и врожденной опухоли на теле наро да, привела к тому, что фактически большей части россиян безразлична ее судьба, многие смотрят на пере- питии, связанные со сменой власти, Архиепископ Симон, протоиерей Сегий Шерфетдинов с прихожанами храма как на спортивное состязание. Есть четкое разделение «Мы» и «Они». Скрепя сердцем, из величайшего смирения и врожденного послуша ния, русский народ выслушивает на богослужениях ектению со словами «о...властех ея.Господу помолим ся», при этом кто-то продолжает ду мать: «Хоть бы эти власти нас не тро гали». Втакой сложной и неоднозначной обстановке Русская Православная Церковь утвердила день гибели Цар ской семьи —17июля —Днем памяти Царственных Страстотерпцев. Па мять эта по всей России почитается многочисленными торжественными мероприятиями, архиерейскими бо гослужениями, крестными ходами. В Мурманской и Мончегорской епархии уже во второй раз этот день был торжественно отмечен архи ерейским богослужением в храме во имя святителя Николая в посел ке Видяево, том самом храме—па мятнике, построенном в память ги бели АПЛ «Курск». Выбор храма для проведения такого Богослужения не случаен. Именно здесь, как ниг де, становится понятен страстотерп- ческий подвиг Царя. Ибо там с икон на нас смотрят светлые лики других страстотерпцев, хотя и не канонизи рованных —лики моряков, погиб ших на подводной лодке «Курск», которые словно сослужат с нами в этот момент. Глубокая и проникновенная про поведь владыки Симона, произне сенная им после Богослужения, от ветила и на вопрос о сути того, что многие пытаются абстрактно име новать «всеобщим покаянием»: «Со вершенное зло, —сказал владыка, — По выражению старца Силуана, как пролитая при убийстве кровь, рас пространяется по реке, попадает в водоемы, вместе с влагой испаряется и разлетается воздушными потока шенного греха. Да, прямой причас тности к убийству Царской семьи кого-то конкретно из нас нет. По этому в таинстве Исповеди для нас нет основания раскаиваться в этом. Да исповедь и не может быть каким- то массовым мероприятием. Тем не менее, для нас самым важным явля ется осознание преступления перед помазанником Божиим». Рассказал Владыка и о том, какой особый смысл имеет понятие служе ния применительно к царской влас ти, вплоть до готовности Царя при необходимости пожертвовать не только своей жизнью, но и жизнью своих близких, до конца оставаясь преданным Родине и народу, даже если этот народ оставил тебя. В истоках греха цареубийства, совершенного отдельными чуже родцами, лежит другой грех —грех многих и многих из нас —грех царе- отступничества, нарушение собор ной клятвы 1613 года. Нам всем это необходимо отчетливо понимать и помнить. Мы должны всем сердцем воспринять слова Царя-мученика Николая, переданные его старшей дочерью Ольгой в письме из Тоболь ска: «Не зло победит зло, а только — Любовь». Сегодня из достоверных источни ков известно, что в Государя импера тора и его августейшую семью стре ляли люди по крови и духу своему, не принадлежащие к русскому народу. Или позабыли мы слова Отца наше го Небесного, предупреждавшего все народы: «Не прикасайтесь к Пома занникам Моим», ибо «Я — Господь Бог твой, наказывающий детей до третьего и четвертого рода». Взяв вину цареубийц на себя, мы, тем са мым, уподобляемся людям, когда-то предавшим Сына Божьего на смерть, заявившим миру, что «кровь Его на нас и на детях наших». Продолжение на стр. 13 Царский день в Мурманске 17 июля, в день памяти царственных страстотерпцев, в Екатеринбурге, где они приняли мученическую кончину, уже традиционно проходят Царские дни, в программе которых богослуже ния, крестные ходы, выставки, другие мероприятия. Построен монастырь в честь царственных мучеников - во семь красивейших деревянных хра мов в лесу... Не удалось убийцам унич тожить народную память о последнем царе. Встреча началась с молебна царствен ным страстотерпцам, после чего руко водитель Паломнического отдела Мур манской и Мончегорской епархии иерей Сергий Поливцев рассказал о значении личности и деяниях царя Николая для нашего города и для России, о своих впе чатлениях от паломнической поездки в Екатеринбург, о совершенном убийстве Помазанника Божия и Царской семьи, его последствиях для всех, о необходи мостидолжного почитания святых. Впервые Царский день прошел и в Мурманске. Николай II является небесныт покровителем города. После праздничного богослужения в храме прп.Трифона Печенгского, гостей принимал Паломнический духовно- культурныш центр На одном дыхании участниками встречи был просмотрен созданный в Екатеринбурге видеофильм «Нико лай II. Сорванный триумф». После че го доктор исторических наук, профес сор АлексейАлексеевич Киселев в сво ем ярком выступлении дал высокую оценку фильму и сам представил инте ресные сведения о связях Мурманска и Кольского Севера с царем Николаем. При этом выразив мысль о необходи мости увековечить память об основате ле Мурманска памятником. Его пред ложение было горячо поддержано все ми присутствующими. С волнением слушатели приняли и ис полненный приходским церковным хо ром Гимн Российской империи «Боже! Царя храни!» Руководитель паломнической службы «Под сенью Трифона» Ирина Поливцева рассказала о пребывании Романовых в Крыму, о связи трагедии АПРК «Курск» и Царской семьи.12 августа исполнилось 10 лет со дня произошедшей трагедии и прославления в лике святых царя Нико лая и его семьи на Соборе, проходившем в те трагическиедни в Москве. Более то го, именно в этот день родился наслед ник царского престола, убиенный вмес те с царем цесаревич Алексей Романов. Гостями Паломнического Центра в этот день стали ветеранские коллекти вы клуба инвалидов «Школа доброты» и городского Дома культуры. Профессор А.А.Киселев оценил праздниккак«мощ ное мероприятие», выразив пожелание всех присутствующихтрадиционно про водить Царские дни в Мурманске. Ирина ПОЛИВЦЕВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz