Миссионерская православная газета. 2010 г. № 7-8. Август.

8 № 7-8, АВГУСТ 2010 МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА УРОКИ ИСТО РИИ ПОМНЮ, как менялись чувства и отношение к последнему рус­ скому царю Николаю II, которого Русская Православная Церковь За- рубежом давно канонизировала как мученика. Мы же, воодушевлен­ но, словно сами там были, вспоминали поражение в Первой мировой войне, Кровавое Воскресенье, Ходынку, говорили о слабости Николая Александровича как политика, нам не нравилось, что царица обща­ лась с Распутиным и т.п. ми, облаками, проникая уже далеко за пределы места, где совершено это убийство. Так мир, который внешне, кажется, вовсе не изменился, напи­ тывается кровью, пролитой при убийстве, неся на себе печать совер- Не прикасайтесь помазанным Моим Яна СМИРНОВА После официальной канониза­ ции Николая II и его семьи Ар­ хиерейским Собором 2000 года, дискуссии немного утихли. Часть православного народа, поддержи­ вавшая его и раньше, горячо одоб­ рила решение, часть —сдержанно вдумавшись, искренне разделила мнение Комиссии по канониза­ ции. Другая часть —не разделила, но приняла постановление Собо­ ра как данность, как приказ, под­ чинившись авторитету православ­ ных архиереев. Это нормально, это тоже позиция. Кто-то не был дово­ лен, продолжая настаивать на том, что прославили царя неправильно, что на деле он мученик и искупи­ тель, а не страстотерпец. Кто-то же остается убежденным, что все бе­ ды России связаны с неспособнос­ тью Царя управлять Россией в тот момент. Почтительно преклоняясь перед огромной мудростью и взвешеннос­ тью решений Архиерейского Собо­ ра, которому хоть и не абсолютно полностью, но все же удалось сни­ зить градус напряженности в обще­ стве в отношении памяти императо­ ра Николая II, продолжаю задавать себе вопрос —что же вызывает в нас даже по прошествии стольких лет столь сильный дух противоречий и такую «неравномерность» воззрений на июньские события 1918 года. Не так давно в воздухе витала идея некоего «всеобщего покаяния», вы­ пущенная в свет чьим-то экзальти­ рованным сознанием и подхвачен­ ная многими околоцерковными де­ ятелями искусств и псевдопатрио- тическими изданиями. Послушный и смиренный,добрый и покладистый наш православный люд задавал себе вопросы: «Я, тоже виноват? Но в чем? Ведь я тогда не жил. Да и вообще не так уж плох был советский строй . Мои предки? Да, были коммунистами. Но они верой и правдой служили Родине. И вовсе не участвовали в расстрелах. Сами боялись ночного «черного ворон­ ка». И не против Церкви были. Даже наоборот. Детей тайно крестили. Но при чем тут Царь? Царь далеко. Как президент. В чем же я должен каяться?» Привычка иметь разделенность с властями, воспитанная десяти­ летиями, жить самим по себе и от­ носиться к власть придержащим, как к некоему «неизбежному злу» и врожденной опухоли на теле наро­ да, привела к тому, что фактически большей части россиян безразлична ее судьба, многие смотрят на пере- питии, связанные со сменой власти, Архиепископ Симон, протоиерей Сегий Шерфетдинов с прихожанами храма как на спортивное состязание. Есть четкое разделение «Мы» и «Они». Скрепя сердцем, из величайшего смирения и врожденного послуша­ ния, русский народ выслушивает на богослужениях ектению со словами «о...властех ея.Господу помолим­ ся», при этом кто-то продолжает ду­ мать: «Хоть бы эти власти нас не тро­ гали». Втакой сложной и неоднозначной обстановке Русская Православная Церковь утвердила день гибели Цар­ ской семьи —17июля —Днем памяти Царственных Страстотерпцев. Па­ мять эта по всей России почитается многочисленными торжественными мероприятиями, архиерейскими бо­ гослужениями, крестными ходами. В Мурманской и Мончегорской епархии уже во второй раз этот день был торжественно отмечен архи­ ерейским богослужением в храме во имя святителя Николая в посел­ ке Видяево, том самом храме—па­ мятнике, построенном в память ги­ бели АПЛ «Курск». Выбор храма для проведения такого Богослужения не случаен. Именно здесь, как ниг­ де, становится понятен страстотерп- ческий подвиг Царя. Ибо там с икон на нас смотрят светлые лики других страстотерпцев, хотя и не канонизи­ рованных —лики моряков, погиб­ ших на подводной лодке «Курск», которые словно сослужат с нами в этот момент. Глубокая и проникновенная про­ поведь владыки Симона, произне­ сенная им после Богослужения, от­ ветила и на вопрос о сути того, что многие пытаются абстрактно име­ новать «всеобщим покаянием»: «Со­ вершенное зло, —сказал владыка, — По выражению старца Силуана, как пролитая при убийстве кровь, рас­ пространяется по реке, попадает в водоемы, вместе с влагой испаряется и разлетается воздушными потока­ шенного греха. Да, прямой причас­ тности к убийству Царской семьи кого-то конкретно из нас нет. По­ этому в таинстве Исповеди для нас нет основания раскаиваться в этом. Да исповедь и не может быть каким- то массовым мероприятием. Тем не менее, для нас самым важным явля­ ется осознание преступления перед помазанником Божиим». Рассказал Владыка и о том, какой особый смысл имеет понятие служе­ ния применительно к царской влас­ ти, вплоть до готовности Царя при необходимости пожертвовать не только своей жизнью, но и жизнью своих близких, до конца оставаясь преданным Родине и народу, даже если этот народ оставил тебя. В истоках греха цареубийства, совершенного отдельными чуже­ родцами, лежит другой грех —грех многих и многих из нас —грех царе- отступничества, нарушение собор­ ной клятвы 1613 года. Нам всем это необходимо отчетливо понимать и помнить. Мы должны всем сердцем воспринять слова Царя-мученика Николая, переданные его старшей дочерью Ольгой в письме из Тоболь­ ска: «Не зло победит зло, а только — Любовь». Сегодня из достоверных источни­ ков известно, что в Государя импера­ тора и его августейшую семью стре­ ляли люди по крови и духу своему, не принадлежащие к русскому народу. Или позабыли мы слова Отца наше­ го Небесного, предупреждавшего все народы: «Не прикасайтесь к Пома­ занникам Моим», ибо «Я — Господь Бог твой, наказывающий детей до третьего и четвертого рода». Взяв вину цареубийц на себя, мы, тем са­ мым, уподобляемся людям, когда-то предавшим Сына Божьего на смерть, заявившим миру, что «кровь Его на нас и на детях наших». Продолжение на стр. 13 Царский день в Мурманске 17 июля, в день памяти царственных страстотерпцев, в Екатеринбурге, где они приняли мученическую кончину, уже традиционно проходят Царские дни, в программе которых богослуже­ ния, крестные ходы, выставки, другие мероприятия. Построен монастырь в честь царственных мучеников - во­ семь красивейших деревянных хра­ мов в лесу... Не удалось убийцам унич­ тожить народную память о последнем царе. Встреча началась с молебна царствен­ ным страстотерпцам, после чего руко­ водитель Паломнического отдела Мур­ манской и Мончегорской епархии иерей Сергий Поливцев рассказал о значении личности и деяниях царя Николая для нашего города и для России, о своих впе­ чатлениях от паломнической поездки в Екатеринбург, о совершенном убийстве Помазанника Божия и Царской семьи, его последствиях для всех, о необходи­ мостидолжного почитания святых. Впервые Царский день прошел и в Мурманске. Николай II является небесныт покровителем города. После праздничного богослужения в храме прп.Трифона Печенгского, гостей принимал Паломнический духовно- культурныш центр На одном дыхании участниками встречи был просмотрен созданный в Екатеринбурге видеофильм «Нико­ лай II. Сорванный триумф». После че­ го доктор исторических наук, профес­ сор АлексейАлексеевич Киселев в сво­ ем ярком выступлении дал высокую оценку фильму и сам представил инте­ ресные сведения о связях Мурманска и Кольского Севера с царем Николаем. При этом выразив мысль о необходи­ мости увековечить память об основате­ ле Мурманска памятником. Его пред­ ложение было горячо поддержано все­ ми присутствующими. С волнением слушатели приняли и ис­ полненный приходским церковным хо­ ром Гимн Российской империи «Боже! Царя храни!» Руководитель паломнической службы «Под сенью Трифона» Ирина Поливцева рассказала о пребывании Романовых в Крыму, о связи трагедии АПРК «Курск» и Царской семьи.12 августа исполнилось 10 лет со дня произошедшей трагедии и прославления в лике святых царя Нико­ лая и его семьи на Соборе, проходившем в те трагическиедни в Москве. Более то­ го, именно в этот день родился наслед­ ник царского престола, убиенный вмес­ те с царем цесаревич Алексей Романов. Гостями Паломнического Центра в этот день стали ветеранские коллекти­ вы клуба инвалидов «Школа доброты» и городского Дома культуры. Профессор А.А.Киселев оценил праздниккак«мощ­ ное мероприятие», выразив пожелание всех присутствующихтрадиционно про­ водить Царские дни в Мурманске. Ирина ПОЛИВЦЕВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz