Миссионерская православная газета. 2010 г. № 7-8. Август.

МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА № 7-8, АВГУСТ 2010 7 Л И Ч НЫЙ ВЗГЛЯД и и Ьольшои приезд в малый храм Приезд рхиерея - о со б о е событие в жизни прихода, особенно, если служба совер­ шается в первом малом храме прп. Трифона Печенг- ского. Тем, кто ред­ ко заходит в такие дни на богослуж е­ ние, кажется, что все, как обычно. А кто-то замеча­ ет, что все намно­ го торжественнее: много прихожан, красивые облаче­ ния, хор поет о с о ­ бенно слаж енно и торжественно уже самого м онасты ря. Единствен­ но, смущало, что оно может затянуть­ ся на годы. И вдруг, прослышав, что на территории будущего монастыря, уже заложены фундаменты всех будущих зданий, в марте заезжаю в Луостари, чтобы убедиться в этом. И совсем не ожидала увидеть, как там, не смотря на зиму, вовсю кипела работа. Подъ­ емный кран подхватывал бревна и возносил наверх, на уже сложенные в несколько рядов стены одного из зда­ ний. Грудились то там, то здесь брев­ на разного диаметра, с проставленой нумерацией, каждый занимался сво­ им делом. Следующий мой приезд в Луостари случился в мае, когда уже наполовину возвышались стены жилого корпуса и квадраты башенок со слегка обозна­ чившимися стенами будущего храма. И вот —новая поездка, теперь уже на архиерейскую службу. Я думала, что она будет проходить под откры­ тым небом, как и несколько лет под­ р я д . Она, конечно же, и проходила под открытым небом, но только уже в храме, хотя пока и без крыши над го­ ловой. Это было потрясающе. Влады­ ка Симон сказал в своей проповеди, что настроение у него было замеча­ тельное, хотелось продолжать службу еще и еще. Заметил и о том, что будет неправильно говорить об этом строи­ тельстве, как о наших достижениях: «Однозначно можно сказать, что на наших глазах и с нашим участием со­ вершается здесь воля Божия. Это Гос­ подь строит эту обитель нашими ру­ ками, потому что как бы мы не хотели найти средства для строительства мо­ настыря, мы никогда бы их не нашли. Наши старания —это наши молитвы, а средства для будущей монастырс­ кой жизни посылает Господь». Далее владыка пояснил, что этого не случа­ лось раньше, потому что мы были не готовы к этому строительству. «А се­ годня часть строителей —это будущие монахи, строящие обитель сами для себя. Это будет центр духовно-нравс­ твенного церковного просвещения. Приходить сюда будут понемногу, а научатся здесь многому. Главное, что­ бы на этом начальном этапе не случи­ лось бы извращения, подлогов цер­ ковной жизни, чтобы было все толь­ ко по-настоящему. Пусть трудно, по­ тому что настоящее в жизни отстоять всегда бывает н елегк о. И все же нам всем нужно стремиться к нравствен­ ности, которую дает Христос —пра­ ведной, без халтуры в трудах, дейс­ твиях и в плодах этих трудов. Только тогда и жизнь, и работа будут полно­ ценными, созидательными и спаси­ тельными». Далее на вопрос журналиста о том, каким ему видится монастырь, пра­ вящий архиерей ответил: «Как он мо­ жет мне видеться, если строит его Гос­ подь. Это дар Божий, а значит я приму его любым, как мать, вынашивающая своего ребенка, всем своим сердцем, всем своим существом. Дай Бог, что­ бы монастырь получился таким, ка­ ким мы его чертили на бумагах и ри­ совали в своем сознании. Господь со­ берет все это, суммирует и подведет к общему знаменателю, и получится достойный Храм Божий». Надежда БОЛЬШАКОВА Символдуховного возрождениядля Мончегорска — Свято-Вознесенс­ кий кафедральный собор. Его можно встретить на рекламных плакатах, от­ крытках, в школьных фотоальбомах. Центральный купол виден практи­ чески отовсюду. В первый раз я оказался здесь шес­ тилетним мальчиком. Потом стал помогать в алтаре. Переломный мо­ мент в моей жизни —архиерейская служба. В то время строительство собора только заканчивались, а ма­ лый храм не вмещал в себя всех при­ хожан. Кому-то приходилось стоять на улице. Мы, тогда еще совсем де­ ти, ничего не понимали, хотя было осознание, что происходило нечто важное. Когда Владыка заходил в ал­ тарь, с замиранием смотрели, ждали, что же будет дальше. Так начиналось наше первое знакомство с архиерей­ скими службами. Вхраме преподобного Трифона Пе- ченгского совершится долгожданная архиерейская служба. На аналое — икона святого, который во времена Ивана Грозного пришел проповедо­ вать Христа на Кольскую землю. Григорий, один из самых опытных алтарников, готовится к чтению де­ вятого часа. Петр следит за кадилом. Только теперь ихдва. Архиерейское и наше. Первое издает приглушенный звук, хоть и выше по статусу. Отец Богдан —лучший друг и попечитель всех пономарей, строг, но в меру. Бе­ ру благословение на облачение у от­ ца Александра —нового священника. Рядом стоит архидиакон Никита. Его бас я запомнил сдетства. Сегодня все должно повториться. Храм постепен­ но заполняют молящиеся. Они при­ кладываются к иконам, ставят свечи, изучают внутреннее убранство. Отец Сергий сосредоточенно о чем-то ду­ мает. Все в ожидании владыки. Служба вот-вот начнется. В большом Свято- Вознесенском кафедральном собо­ ре из пономарки видна дорога, и мы могли наблюдать, как владыка подъ­ езжает, а здесь, из небольшого окна в алтаре сквозь деревья можно раз­ глядеть, только как плещутся воды Имандры. Под конец девятого часа через Цар­ ские врата заходит правящий архи­ ерей. Спокойный и выразительный взгляд, замечающий даже мелочь. Царские врата закрываются, все подходят под благословение. На­ стоятель Свято-Вознесенского ка­ федрального собора — протоиерей Иоанн Баюр, внимательно следит за тем, что происходит в алтаре. Да­ ет наставления алтарникам. Сколько помню батюшку, он всегда относит­ ся к окружающим людям с теплотой и любовью. Сейчас отец Иоанн по­ советовал заменить подготовленные для акафиста свечи. Как всегда очень спокойно. Чувство необыкновенной легкости заполнило весь храм. Священнослу­ жители во главе с владыкой чинно стоят вокруг Престола. Здесь совсем немного свободного места и в тоже время никакого ощущения скован­ ности. Ярко-желтое облачение при­ дает богослужению особый празд­ ничный оттенок. Свет от ламп играет с красками архиерейского саккоса, падает на рипиды и немного отража­ ется от семисвечника за Престолом. Прихожане с интересом наблю­ дают за ходом архиерейской служ­ бы. Малый храм —все очень близ­ ко. Можно рассмотреть облаче­ ния, расслышать голос с амвона, разглядеть книги. Неслучайно, люди, которые впервые приходят в храм, отмечают, что за ходом служ­ бы можно смотреть не отрываясь. Может быть, нет четкого представ­ ления о том, что совершается, но в красоте происходящего никто не сомневается. В таком, сравнитель­ но небольшом зале, есть возмож­ ность помолиться в двух шагах от архиерея. Это несомненное пре­ имущество. Приближается время кульминаци­ онной части вечерней службы —чте- ниеАкафистапреподобномуТрифону Печенгскому. Все выходят из алтаря, владыка восходит на кафедру, свя­ щенники, диаконы и хор становятся по бокам. Народ аккуратно окружа­ ет причт. Владыка начинает чтение. В храме устанавливается тишина. Спо­ койный и мягкий голос архиерея зву­ читвнутрицеркви,чередуясьспением хораисвященников. Особенно выде­ лялся голос архидиакона Никиты. Молитва святому Трифону прошла быстро, точно он сам невидимо уп­ равлял ходом богослужения, обраща­ ясь вместе со всеми к Господу. Что меня всегда удивляло в архи­ ерейских богослужениях — это сла­ женность действий иподиаконов. Быстрая работа, не требующая суе­ ты. Отлаженность действий —следс­ твие долгой практики. Царские врата закрыты, читается канон, но иподиа­ коны готовят облачение для владыки, следят за дикириями и трикириями, убирают орлецы. Мне остается толь­ ко наблюдать за этой, практически автоматической, последовательнос­ тью действий. Несмотря на то, что акафист читал­ ся неспеша, к концу богослужения не чувствовалось никакой усталос­ ти. Наоборот, настоящий душевный подъем. Теплая молитва с архиереем в деревянном храме на берегу Иман­ дры —большой праздник в духовной жизни Мончегорска. Владыка выходит на амвон с на­ путственным словом к пастве. Мы остаемся в алтаре, убираем свое об­ лачение. Впереди нас ждет трапеза с архиереем, очень добрая традиция. На улице по-летнему тепло. По молитвам святого Трифона небо ста­ ло чистым, прохлада, сковавшая се­ вер отступила. Никита ФИЛАТОВ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz