Миссионерская православная газета. 2010 г. № 7-8. Август.
МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА № 7-8, АВГУСТ 2010 7 Л И Ч НЫЙ ВЗГЛЯД и и Ьольшои приезд в малый храм Приезд рхиерея - о со б о е событие в жизни прихода, особенно, если служба совер шается в первом малом храме прп. Трифона Печенг- ского. Тем, кто ред ко заходит в такие дни на богослуж е ние, кажется, что все, как обычно. А кто-то замеча ет, что все намно го торжественнее: много прихожан, красивые облаче ния, хор поет о с о бенно слаж енно и торжественно уже самого м онасты ря. Единствен но, смущало, что оно может затянуть ся на годы. И вдруг, прослышав, что на территории будущего монастыря, уже заложены фундаменты всех будущих зданий, в марте заезжаю в Луостари, чтобы убедиться в этом. И совсем не ожидала увидеть, как там, не смотря на зиму, вовсю кипела работа. Подъ емный кран подхватывал бревна и возносил наверх, на уже сложенные в несколько рядов стены одного из зда ний. Грудились то там, то здесь брев на разного диаметра, с проставленой нумерацией, каждый занимался сво им делом. Следующий мой приезд в Луостари случился в мае, когда уже наполовину возвышались стены жилого корпуса и квадраты башенок со слегка обозна чившимися стенами будущего храма. И вот —новая поездка, теперь уже на архиерейскую службу. Я думала, что она будет проходить под откры тым небом, как и несколько лет под р я д . Она, конечно же, и проходила под открытым небом, но только уже в храме, хотя пока и без крыши над го ловой. Это было потрясающе. Влады ка Симон сказал в своей проповеди, что настроение у него было замеча тельное, хотелось продолжать службу еще и еще. Заметил и о том, что будет неправильно говорить об этом строи тельстве, как о наших достижениях: «Однозначно можно сказать, что на наших глазах и с нашим участием со вершается здесь воля Божия. Это Гос подь строит эту обитель нашими ру ками, потому что как бы мы не хотели найти средства для строительства мо настыря, мы никогда бы их не нашли. Наши старания —это наши молитвы, а средства для будущей монастырс кой жизни посылает Господь». Далее владыка пояснил, что этого не случа лось раньше, потому что мы были не готовы к этому строительству. «А се годня часть строителей —это будущие монахи, строящие обитель сами для себя. Это будет центр духовно-нравс твенного церковного просвещения. Приходить сюда будут понемногу, а научатся здесь многому. Главное, что бы на этом начальном этапе не случи лось бы извращения, подлогов цер ковной жизни, чтобы было все толь ко по-настоящему. Пусть трудно, по тому что настоящее в жизни отстоять всегда бывает н елегк о. И все же нам всем нужно стремиться к нравствен ности, которую дает Христос —пра ведной, без халтуры в трудах, дейс твиях и в плодах этих трудов. Только тогда и жизнь, и работа будут полно ценными, созидательными и спаси тельными». Далее на вопрос журналиста о том, каким ему видится монастырь, пра вящий архиерей ответил: «Как он мо жет мне видеться, если строит его Гос подь. Это дар Божий, а значит я приму его любым, как мать, вынашивающая своего ребенка, всем своим сердцем, всем своим существом. Дай Бог, что бы монастырь получился таким, ка ким мы его чертили на бумагах и ри совали в своем сознании. Господь со берет все это, суммирует и подведет к общему знаменателю, и получится достойный Храм Божий». Надежда БОЛЬШАКОВА Символдуховного возрождениядля Мончегорска — Свято-Вознесенс кий кафедральный собор. Его можно встретить на рекламных плакатах, от крытках, в школьных фотоальбомах. Центральный купол виден практи чески отовсюду. В первый раз я оказался здесь шес тилетним мальчиком. Потом стал помогать в алтаре. Переломный мо мент в моей жизни —архиерейская служба. В то время строительство собора только заканчивались, а ма лый храм не вмещал в себя всех при хожан. Кому-то приходилось стоять на улице. Мы, тогда еще совсем де ти, ничего не понимали, хотя было осознание, что происходило нечто важное. Когда Владыка заходил в ал тарь, с замиранием смотрели, ждали, что же будет дальше. Так начиналось наше первое знакомство с архиерей скими службами. Вхраме преподобного Трифона Пе- ченгского совершится долгожданная архиерейская служба. На аналое — икона святого, который во времена Ивана Грозного пришел проповедо вать Христа на Кольскую землю. Григорий, один из самых опытных алтарников, готовится к чтению де вятого часа. Петр следит за кадилом. Только теперь ихдва. Архиерейское и наше. Первое издает приглушенный звук, хоть и выше по статусу. Отец Богдан —лучший друг и попечитель всех пономарей, строг, но в меру. Бе ру благословение на облачение у от ца Александра —нового священника. Рядом стоит архидиакон Никита. Его бас я запомнил сдетства. Сегодня все должно повториться. Храм постепен но заполняют молящиеся. Они при кладываются к иконам, ставят свечи, изучают внутреннее убранство. Отец Сергий сосредоточенно о чем-то ду мает. Все в ожидании владыки. Служба вот-вот начнется. В большом Свято- Вознесенском кафедральном собо ре из пономарки видна дорога, и мы могли наблюдать, как владыка подъ езжает, а здесь, из небольшого окна в алтаре сквозь деревья можно раз глядеть, только как плещутся воды Имандры. Под конец девятого часа через Цар ские врата заходит правящий архи ерей. Спокойный и выразительный взгляд, замечающий даже мелочь. Царские врата закрываются, все подходят под благословение. На стоятель Свято-Вознесенского ка федрального собора — протоиерей Иоанн Баюр, внимательно следит за тем, что происходит в алтаре. Да ет наставления алтарникам. Сколько помню батюшку, он всегда относит ся к окружающим людям с теплотой и любовью. Сейчас отец Иоанн по советовал заменить подготовленные для акафиста свечи. Как всегда очень спокойно. Чувство необыкновенной легкости заполнило весь храм. Священнослу жители во главе с владыкой чинно стоят вокруг Престола. Здесь совсем немного свободного места и в тоже время никакого ощущения скован ности. Ярко-желтое облачение при дает богослужению особый празд ничный оттенок. Свет от ламп играет с красками архиерейского саккоса, падает на рипиды и немного отража ется от семисвечника за Престолом. Прихожане с интересом наблю дают за ходом архиерейской служ бы. Малый храм —все очень близ ко. Можно рассмотреть облаче ния, расслышать голос с амвона, разглядеть книги. Неслучайно, люди, которые впервые приходят в храм, отмечают, что за ходом служ бы можно смотреть не отрываясь. Может быть, нет четкого представ ления о том, что совершается, но в красоте происходящего никто не сомневается. В таком, сравнитель но небольшом зале, есть возмож ность помолиться в двух шагах от архиерея. Это несомненное пре имущество. Приближается время кульминаци онной части вечерней службы —чте- ниеАкафистапреподобномуТрифону Печенгскому. Все выходят из алтаря, владыка восходит на кафедру, свя щенники, диаконы и хор становятся по бокам. Народ аккуратно окружа ет причт. Владыка начинает чтение. В храме устанавливается тишина. Спо койный и мягкий голос архиерея зву читвнутрицеркви,чередуясьспением хораисвященников. Особенно выде лялся голос архидиакона Никиты. Молитва святому Трифону прошла быстро, точно он сам невидимо уп равлял ходом богослужения, обраща ясь вместе со всеми к Господу. Что меня всегда удивляло в архи ерейских богослужениях — это сла женность действий иподиаконов. Быстрая работа, не требующая суе ты. Отлаженность действий —следс твие долгой практики. Царские врата закрыты, читается канон, но иподиа коны готовят облачение для владыки, следят за дикириями и трикириями, убирают орлецы. Мне остается толь ко наблюдать за этой, практически автоматической, последовательнос тью действий. Несмотря на то, что акафист читал ся неспеша, к концу богослужения не чувствовалось никакой усталос ти. Наоборот, настоящий душевный подъем. Теплая молитва с архиереем в деревянном храме на берегу Иман дры —большой праздник в духовной жизни Мончегорска. Владыка выходит на амвон с на путственным словом к пастве. Мы остаемся в алтаре, убираем свое об лачение. Впереди нас ждет трапеза с архиереем, очень добрая традиция. На улице по-летнему тепло. По молитвам святого Трифона небо ста ло чистым, прохлада, сковавшая се вер отступила. Никита ФИЛАТОВ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz