Миссионерская православная газета. 2010 г. № 7-8. Август.

МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА № 7-8, АВГУСТ 2010 19 Т А И Н С Т В А Ц Е Р К В И «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» Иерей Леонид (Сулоев), п. Ревда, Свято-Покровская церковь Иисус Христос и Иоанн Креститель начинают пропо­ ведь свою словами: «Покай­ тесь, ибо приблизилось Царс­ тво Небесное» (Мф.4:17, Мф. 3:2). Греческое слово «покаяние» означает «переменаума», «пе­ ремена мыслей», передумы- вание своих поступков. Хрис­ тос призывает людей к изме­ нению образа мыслей, образа жизни, отказу от греховных дел и помыслов. Покаяние подразумевает не столько со­ жаление о прошлом, сколько новый взгляд человека на са­ мого себя, на других, на Бога. Синонимом «покаяния» является часто встречающе­ еся в Библии слово «обраще­ ние». «Обратиться, — объясня­ ет Митрополит Антоний Су- рожский, — значит отвер­ нуться от множества вещей, которые имели цену для нас только потому, что были нам приятны или полезны. Об­ ращение проявляется пре­ жде всего в изменении шка­ лы ценностей: когда в центре всего Бог, все остальное ста­ новится на новые места, по­ лучает новую глубину. Все, что Божие, все, что принадле­ жит Ему — положительно и реально. Все, что вне Его, не имеет ни ценности, ни значе­ ния. [...] это активное, поло­ жительное состояние, заклю­ чающееся в том, чтобы идти в правильном направлении». Для чего нужначеловеку ис­ поведь? Ответ однозначный — для очищения души от грехов. Грех —это нарушение божес­ твенных заповедей, изложен­ ных в Священном Писании. Он мешает человеку общать­ ся с Богом, отдаляет от Ис­ точника Жизни. А отдаление от жизни означает приближе­ ние смерти, причем, смерти души. Люди спрашивают священ­ ников, а не превратилась ли сегодня исповедь в формаль­ ное действо перед причасти­ ем? Иногда формализм мо­ жет проявляться как со сто­ роны кающегося, так и со сто­ роны священника, если тот формально человека испове­ дал. Со стороны Бога форма­ лизма быть не может. Несколько слов о тайне ис­ поведи. Чтобы исповедь была действенной, тайна исповеди должнасоблюдаться нетолько священником, но и исповеду­ ющимся. Разглашение испо­ веди —это тоже грех. В молит­ ве, которую священник чита­ ет перед исповедью, говорит­ ся: «Аз же точию свидетель есмь...», то есть священник за то, что грех исповедан, будет свидетельствовать перед Бо­ гом на страшном суде. Как готовиться к испове­ ди? Некоторым людям быва­ ет трудно устно назвать свои грехи, в этом случае при под­ готовке к исповеди они пи­ шут их на бумаге, сверяя свои поступки со Священным Пи­ санием, заповедями и совес­ тью. В этом и заключается подготовка к исповеди. На исповеди нужно назвать грех и потом стараться его не со­ вершать. Исповедь перед причастием нужна как подготовка, что­ бы предстать перед Господом в чистоте. Поэтому в Право­ славной Церкви существу­ ет благословение исповедо­ ваться перед причастием. Не причащаясь, исповедовать­ ся можно хоть каждый день. Но дело в том, что после очи­ щения от грехов, необходи­ мо подкрепление сил, чтобы больше не грешить. И силы эти даются только в таинстве Причастия. Потому эти два таинства так тесно связаны. Архидиакон Никита (БОРИСОВ) О М У Ч Е Н И К Е Х Р И С Т О Ф О Р Е Святой мученик Христофор (фрагмент иконы) Жил в III в. н. э. и пострадал при императоре Деции Траяне. Он обратил в истинную веру около 50 000 человек. Христофор был высокого роста и обладал не­ обыкновенной силой. По пре­ данию, от рождения он имел красивую внешность, но, желая избегнуть соблазна, просил Гос­ пода дать ему безобразное ли­ цо, что и исполнилось. В право­ славной иконографии св. Хрис­ тофор изображается обычно с собачьей головой (псеглавец). Несущий на себе ЕЩЕ ДО КРЕЩЕНИЯ Хрис­ тофор исповедовал веру во Христа, обличал тех, кто пре­ следовал христиан. Деций прислал за ним 200 воинов, мученик подчинился и вмес­ те с ними направился к им­ ператору. По пути произошли многие чудеса: в руках свято­ го расцвела сухая трость, по молитве умножились хлеба. Сопровождающие его воины уверовали во Христа и были крещены вместе с мучеником Антиохийским епископом Вавилой. Тогда Деций решил хитрос­ тью заставить Христофора отречься от Христа и призвал двух женщин-блудниц. Но и они были обращены Христо­ фором к вере и объявили се­ бя христианками, за что бы­ ли подвергнуты истязаниям и скончались мученицами. Император приказал бро­ сить святого в раскаленный медный ящик, но он не испы­ тывал страданий. После мно­ гих истязаний ему мечом от­ секли голову. Произошло это в Ликии в 250 г. н. э. Впоследствии мощи свято­ го Христофора были перене­ сены в Толедо, а позднее - в аббатство Сен-Дени во Фран­ ции. Очевидно, значение име­ ни Христофора (буквально — «несущий Христа») положило начало легенде, согласно ко­ торой Христофор был челове­ ком огромного роста, помо­ гавшим путникам переправ­ ляться через реку. Однажды, как повествует легенда, он пе­ реносил на своих плечах че­ рез поток ребенка, однако эта ноша казалась ему все более и более тяжелой, так что он еле добрался до противополож­ ного берега, после чего ребе­ нок объявил ему, что он нес Младенца Христа, и тут же исчез. Благодаря этой легенде Христофора стали почитать как святого покровителя пу­ тешественников. Кроме того, он считается покровителем всех, чья деятельность связа­ на с переноской тяжестей. В православии Христофор часто изображается псогла- вым. Версии сложения столь экзотической иконогра­ фии Христофора-кинокефа- ла (псоглавца), в основном, связаны с предположением, что какое-либо его прозви- ще было истолковано оши­ бочно. Варианты прозвища: от географического назва­ ния —местность Киноскефа- лия (возвышенность в Фесса­ лии); от слова «cananeus» («ха- Христа нанит»), которое могло быть истолковано как «собачий». Описание ужасной внешнос­ ти («звероподобный») могло быть воспринято буквально. Еще один вариант: сравнение с символом верности —соба­ кой —постепенно переросло в объединение образа с симво­ лом; проводятся параллели с опричниками Ивана Грозно­ го, приторачивавшими к ло­ шадиному седлу голову соба­ ки (действительно каждый из них был «всадником с соба­ чьей головой»). Есть версия, гласящая, что образ псоглав- ца пришел из коптской хрис­ тианской живописи, на тер­ ритории которых оставались следы почитания псоголово- го Анубиса. Существует пред­ ставление о Христофоре, как представителе племени «псо- главцев» — собакоголовых людей, описание которых до­ статочно часто встречается с античных времен. Иконы Христофора «с пе- сьею главою» вместе с неко­ торыми другими «спорными» иконографическими сюжета­ ми были официально запре­ щены распоряжением Сино­ да от 1722 г. как «противные естеству, истории и самой ис­ тине». После запрета Христо­ фор изображается антропо­ морфно, в образе воина. Свияжская иконописная традиция изображает Христо­ фора не с собачьей, а с лоша­ диной головой. Большинс­ тво старинных изображений псоголового Христофора бы­ ло уничтожено или записано. Помимо фрески в Успенском монастыре города Свияжска, существует фреска в Мака- рьевском монастыре, а также в Ярославле в Спасском мо­ настыре. Иконы Христофо­ ра сохранились в Череповце, в Ростове Великом, в Перми, в Московской старообрядчес­ кой церкви Покрова, Москов­ ском Кремле , вТретьяковской галерее. С XVIII в. Христофор изоб­ ражается только в образе че­ ловека. Всего в православии существует три варианта ико­ нографии Христофора. Два других: прекрасный юноша, с длинными волосами, с четы­ рехконечным крестом в пра­ вой руке; на нем багряный плащ, туника украшена золо­ тыми полосами; и аналогич­ ный западному: Христофор изображается в момент пере­ правы через реку, в виде вели­ кана, с младенцем на плечах.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz