Миссионерская православная газета. 2010 г. № 7-8. Август.
МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА № 7-8, АВГУСТ 2010 19 Т А И Н С Т В А Ц Е Р К В И «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» Иерей Леонид (Сулоев), п. Ревда, Свято-Покровская церковь Иисус Христос и Иоанн Креститель начинают пропо ведь свою словами: «Покай тесь, ибо приблизилось Царс тво Небесное» (Мф.4:17, Мф. 3:2). Греческое слово «покаяние» означает «переменаума», «пе ремена мыслей», передумы- вание своих поступков. Хрис тос призывает людей к изме нению образа мыслей, образа жизни, отказу от греховных дел и помыслов. Покаяние подразумевает не столько со жаление о прошлом, сколько новый взгляд человека на са мого себя, на других, на Бога. Синонимом «покаяния» является часто встречающе еся в Библии слово «обраще ние». «Обратиться, — объясня ет Митрополит Антоний Су- рожский, — значит отвер нуться от множества вещей, которые имели цену для нас только потому, что были нам приятны или полезны. Об ращение проявляется пре жде всего в изменении шка лы ценностей: когда в центре всего Бог, все остальное ста новится на новые места, по лучает новую глубину. Все, что Божие, все, что принадле жит Ему — положительно и реально. Все, что вне Его, не имеет ни ценности, ни значе ния. [...] это активное, поло жительное состояние, заклю чающееся в том, чтобы идти в правильном направлении». Для чего нужначеловеку ис поведь? Ответ однозначный — для очищения души от грехов. Грех —это нарушение божес твенных заповедей, изложен ных в Священном Писании. Он мешает человеку общать ся с Богом, отдаляет от Ис точника Жизни. А отдаление от жизни означает приближе ние смерти, причем, смерти души. Люди спрашивают священ ников, а не превратилась ли сегодня исповедь в формаль ное действо перед причасти ем? Иногда формализм мо жет проявляться как со сто роны кающегося, так и со сто роны священника, если тот формально человека испове дал. Со стороны Бога форма лизма быть не может. Несколько слов о тайне ис поведи. Чтобы исповедь была действенной, тайна исповеди должнасоблюдаться нетолько священником, но и исповеду ющимся. Разглашение испо веди —это тоже грех. В молит ве, которую священник чита ет перед исповедью, говорит ся: «Аз же точию свидетель есмь...», то есть священник за то, что грех исповедан, будет свидетельствовать перед Бо гом на страшном суде. Как готовиться к испове ди? Некоторым людям быва ет трудно устно назвать свои грехи, в этом случае при под готовке к исповеди они пи шут их на бумаге, сверяя свои поступки со Священным Пи санием, заповедями и совес тью. В этом и заключается подготовка к исповеди. На исповеди нужно назвать грех и потом стараться его не со вершать. Исповедь перед причастием нужна как подготовка, что бы предстать перед Господом в чистоте. Поэтому в Право славной Церкви существу ет благословение исповедо ваться перед причастием. Не причащаясь, исповедовать ся можно хоть каждый день. Но дело в том, что после очи щения от грехов, необходи мо подкрепление сил, чтобы больше не грешить. И силы эти даются только в таинстве Причастия. Потому эти два таинства так тесно связаны. Архидиакон Никита (БОРИСОВ) О М У Ч Е Н И К Е Х Р И С Т О Ф О Р Е Святой мученик Христофор (фрагмент иконы) Жил в III в. н. э. и пострадал при императоре Деции Траяне. Он обратил в истинную веру около 50 000 человек. Христофор был высокого роста и обладал не обыкновенной силой. По пре данию, от рождения он имел красивую внешность, но, желая избегнуть соблазна, просил Гос пода дать ему безобразное ли цо, что и исполнилось. В право славной иконографии св. Хрис тофор изображается обычно с собачьей головой (псеглавец). Несущий на себе ЕЩЕ ДО КРЕЩЕНИЯ Хрис тофор исповедовал веру во Христа, обличал тех, кто пре следовал христиан. Деций прислал за ним 200 воинов, мученик подчинился и вмес те с ними направился к им ператору. По пути произошли многие чудеса: в руках свято го расцвела сухая трость, по молитве умножились хлеба. Сопровождающие его воины уверовали во Христа и были крещены вместе с мучеником Антиохийским епископом Вавилой. Тогда Деций решил хитрос тью заставить Христофора отречься от Христа и призвал двух женщин-блудниц. Но и они были обращены Христо фором к вере и объявили се бя христианками, за что бы ли подвергнуты истязаниям и скончались мученицами. Император приказал бро сить святого в раскаленный медный ящик, но он не испы тывал страданий. После мно гих истязаний ему мечом от секли голову. Произошло это в Ликии в 250 г. н. э. Впоследствии мощи свято го Христофора были перене сены в Толедо, а позднее - в аббатство Сен-Дени во Фран ции. Очевидно, значение име ни Христофора (буквально — «несущий Христа») положило начало легенде, согласно ко торой Христофор был челове ком огромного роста, помо гавшим путникам переправ ляться через реку. Однажды, как повествует легенда, он пе реносил на своих плечах че рез поток ребенка, однако эта ноша казалась ему все более и более тяжелой, так что он еле добрался до противополож ного берега, после чего ребе нок объявил ему, что он нес Младенца Христа, и тут же исчез. Благодаря этой легенде Христофора стали почитать как святого покровителя пу тешественников. Кроме того, он считается покровителем всех, чья деятельность связа на с переноской тяжестей. В православии Христофор часто изображается псогла- вым. Версии сложения столь экзотической иконогра фии Христофора-кинокефа- ла (псоглавца), в основном, связаны с предположением, что какое-либо его прозви- ще было истолковано оши бочно. Варианты прозвища: от географического назва ния —местность Киноскефа- лия (возвышенность в Фесса лии); от слова «cananeus» («ха- Христа нанит»), которое могло быть истолковано как «собачий». Описание ужасной внешнос ти («звероподобный») могло быть воспринято буквально. Еще один вариант: сравнение с символом верности —соба кой —постепенно переросло в объединение образа с симво лом; проводятся параллели с опричниками Ивана Грозно го, приторачивавшими к ло шадиному седлу голову соба ки (действительно каждый из них был «всадником с соба чьей головой»). Есть версия, гласящая, что образ псоглав- ца пришел из коптской хрис тианской живописи, на тер ритории которых оставались следы почитания псоголово- го Анубиса. Существует пред ставление о Христофоре, как представителе племени «псо- главцев» — собакоголовых людей, описание которых до статочно часто встречается с античных времен. Иконы Христофора «с пе- сьею главою» вместе с неко торыми другими «спорными» иконографическими сюжета ми были официально запре щены распоряжением Сино да от 1722 г. как «противные естеству, истории и самой ис тине». После запрета Христо фор изображается антропо морфно, в образе воина. Свияжская иконописная традиция изображает Христо фора не с собачьей, а с лоша диной головой. Большинс тво старинных изображений псоголового Христофора бы ло уничтожено или записано. Помимо фрески в Успенском монастыре города Свияжска, существует фреска в Мака- рьевском монастыре, а также в Ярославле в Спасском мо настыре. Иконы Христофо ра сохранились в Череповце, в Ростове Великом, в Перми, в Московской старообрядчес кой церкви Покрова, Москов ском Кремле , вТретьяковской галерее. С XVIII в. Христофор изоб ражается только в образе че ловека. Всего в православии существует три варианта ико нографии Христофора. Два других: прекрасный юноша, с длинными волосами, с четы рехконечным крестом в пра вой руке; на нем багряный плащ, туника украшена золо тыми полосами; и аналогич ный западному: Христофор изображается в момент пере правы через реку, в виде вели кана, с младенцем на плечах.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz