Миссионерская православная газета. 2010 г. № 7-8. Август.
МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА № 7-8, АВГУСТ 2010 17 Л И Т Е Р А Т У Р О В Е Д Е Н И Е А Л Е К С А Н Д Р Б Л О К 'C X *S tr Есть в истории русской культуры траги ческаядата—7августа 1921 года —смерть поэтаАлександраБлока. Хоронилиего 10 августа, в день ареста Николая Гумилева. Всеми чувствовалась безысходность на висшей над каждым угрозы. Процессия двигалась к Смоленскому кладбищу. И тут всех неожиданно поразил радостный колокольный перезвон. ПРАЗДНИК ВСТРЕЧАЛ БЛОКА —праздник Смо ленской иконы Божией Матери! Среди провожающих поэта была и Анна Ахма това, написавшая: А Смоленская нынче именинница, Синий ладан над травою стелется, И струится пенье панихидное, Не печальное нынче, а светлое. Принесли мы к Смоленской заступнице, Принесли пресвятой Богородице На руках во гробе серебряном Наше солнце, в муках угасшее,- Александра, лебедя чистого. В то утро один из ближайших друзей Блока, Вильгельм Зоргенфрей, принес и вложил в егоруки маленькуюдомашнюю иконку. Смоленскую. Икона хранилась в семье Зоргенфрей с XVIII века и почи талась, как чудотворная. Сейчас она на ходится в музее-квартире А.Блока в Пе тербурге. Смоленская иконаБожиейМа тери —Одигитрия (Путеводительница). Символично, что именно она провожала поэта в последний путь, и встречала на кладбище праздником! Смысл своей жизни и творчества Блок определял словом «Путь». Готовя к изда нию первое трехтомное собрание своей лирики, поэт назвал его «романом в сти хах», утверждая, что все стихи вместе — «трилогия вочеловечения души». «Душа мытарствует по России в двадцатом ве ке». Ее путь —от «мгновения слишком яркого света —через необходимый боло тистый лес —к отчаянию, проклятьям, «возмездию» - и к рождению художника, мужественно глядящего в лицо миру, и получившего право «вглядываться в кон туры «добра» и «зла» - ценой утратычасти души». Первая книга —«Стихи о Прекрасной Даме». Блок считал ееглавной, объяснял, что «написал стихи овечном ивполне не сомненном, что рано или позднодолжно быть воспринято всеми (не стихи, а веч ная сущность). Это своеобразный «ли рический дневник» юной души, пере живающей «мгновения слишком яркого света» - юношеской любви, чистой, не замутненной ничем житейским, способ ной постигать её истинную, неземную сущность. Биографический предмет его любви—вполне земнаядевушка, Любовь Дмитриевна Менделеева, дочь великого учёного Дмитрия Ивановича Менделее ва. А в стихах она —Дева, Заря, Купина. Мировая Душа. Она придет в этот мир, одухотворит, гармонизирует его. Онждет. Стихи этого цикла —долгое ожидание, нескончаемая молитва о преображении мира. Поэт переводит свой жизненный опыт из одной атмосферы вдругую, пос тоянно преображает окружающее, делая обыденное высоким, неземным. Это было главное его призвание от юнос ти до конца дней. Но потом у него, «тихого отрока», зажигающего свечи, неожиданно появляются странные и страшные стихи: Боюсь души моей двуликой И осторожно хороню Сей образдьявольский и дикий В сию священную броню. В своей молитве суеверной Ищу защиты у Христа, Но из-под маски лицемерной Смеются лживые уста. Вот она —первая и главная опасность! Она в собственной душе, где и серафим, идьявол. Потом, черезнескольколет, эта двуликостьдуши—сочетание веры сбез верием, осанны с кощунством —станет его главной темой. В этом раннем сти хотворении — пророчество о будущих «темных» произведениях Блока. Скоро борьба с этой темной силой станет для Блока борьбой с самим собой, с «беспо щадной иронической казнью». Он про рочески знает, что и Ей тоже предстоит измениться: «Как ясен горизонт! И лучезарность близко. Но страшно мне: изменишь облик Ты» Если помнитьобэтихстихах, становит ся понятно, как могла появиться вторая книга Блока, в которой он, по свидетель ствусовременников, «явил нам новое ли цо, никем не предвиденное, изумившее многих». Вовтором томе всё совершенно иное —другая атмосфера,дажедругой за пах (какписал современник: «неладаном пахнет, а сивухой»). Не «тихий отрок», а «нищий бродяга». И пейзаж другой —не горные высоты, а низменности, болот ные кочки, ржавые трясины, мартовские туманы и ещ е. город. Городу него, всег да и неизменно, —Петербург. Серафим из своего лазурного неба упал прямо в пе тербургскую ночь. И первое, что он узнал олюдях: им больно. В его стихах появля ются раздавленные непосильной ношей городские неудачники, чердачные жите ли, отлица которых он теперь говорит: Да и меня без всяких поводов Загнали на чердак. Никто моих не слушал доводов И вышел мой табак. Это совсем другой мир, в нем больше нетЛучезарной,вдушеосталасьлишьмо литвенная память, которая не уйдёт уже никогда: «Тыв поля отошла без возврата. Дасвятится Имя Твоё!». Вместо Прекрас ной Дамы -другое полубожество: Незна комка —звезда, которая упала на землю и, воплотившись в женщину, захотела не молитв, но вина и объятий. И относится он к ней двойственно: и набожно, и ци нично, молясь и презирая. Но в этом-то и особенность Блока —как бы язвитель но и цинично ни говорил он о своих свя тынях, обличения звучали, как молитва, кощунства были гармоничны и нежны, его лирика была сильнее его самого. Как бы он ни хотел отвлечься отсвоего небес ного наследия, он оставался серафимом поневоле. И, постигая эту жизнь, он не мог до конца смириться и принять этих «жалких зверей, называвшихся прежде людьми». Ибо жизнь быладля него всег да священна не сама по себе, а тем, что скрывалось за нею. Я вам поведал неземное. Я все сковал в воздушной мгле. В ладье - топор, в мечте - герои. Так я причаливал к земле. Скамья ладьи красна от крови Моей растерзанной мечты, Но в каждом доме, в каждом крове Ищу отважной красоты . Третий том —трагедия высокого чело веческого духа, утратившего идеалы все общей гармонии, которыми было осве щено начало пути. Ангельское было, но его нет, и никогдане будет. Вжизни, в на стоящем, для него места нет. Настоящее —Ночь. И об этой Ночи—один из основ ных циклов тома —«Страшный мир» — Пустота —в каждой человеческой душе, в жизни, во всей системе человеческих чувств, отношений, ценностей. Вместо «ВО ИМЯ» - только смех опустошенно го, ни во что не верящего человека. Зло обретает космический масштаб, человек прямо поставлен перед Роком, с которым он находится в вечном поедин ке. Его метания между «небом» и «зем лей» - всеобщая закономерность. Законы «страшного мира» оказываются вселенс кими. И век последний, ужасней всех, Увидим и ты и я. Все небо скроет гнусный грех, На всех устах застынет смех, Тоска небытия. Это стихотворение «Голос из хора» Блок не любил. Он говорил: «Лучше бы этим словам оставаться не сказанными. Ноядолжен былихсказать. Трудное надо преодолеть. А за ним будет ясный день». Это тоже особенность Блока —знание о будущем и верность прошлому. Он напи сал когда-то в записной книжке: «Будет ещё много. Но Ты —вернись, вернись, вернись —в конце назначенных нам ис пытаний». Его глубоко религиозной на туре для того, чтобы жить, нужно было набожно любить и набожно верить. Достоевский говорил, что человек жив «только чувством соприкосновения своего таинственным мирам иным; если ослабевает или уничтожается в тебе это чувство, то умирает и взращенное в те бе. Тогда станешь к жизни равнодушен и даже возненавидишь ее». Блок, как и Достоевский, требовалувсех, и у себя са мого, религиозного оправдания жизни и не позволял себе ни на одно мгновение остаться без Бога. Рожденные в года глухие Пути не помнят своего. Мы —дети страшных лет России — Забыть не в силах ничего. И пусть над нашим смертным ложем Взовьется с криком воронье, — ОБ АВТОРЕ Татьяна ЕЛЬЦОВА Историк. Более 10 лет работа ла экскурсово дом и стар шим научным сотрудником в Музее-квар тире А.Блока в Санкт-Петербурге, а также экскур соводом по Саннкт-Петербургу. Преподавала экскурсионное дело в Институте Культуры им. Крупс кой и в Балтийском международ ном институте туризма. Те, кто достойней, Боже, Боже, Да узрят царствие твое! Особое место в третьем томе занима ет раздел «Родина» со стихами о России. К.И. Чуковский назвал знаменитую по эму Блока «Двенадцать» —националь ной поэмой, считая ее «естественным продолжением стихов о России. Почти столетие продолжается спор об этой ге ниальной поэме, и, как и прежде, одни считают ее злой сатирой на революцию, другие —гимном ей. И почему Христос? Зачем? Красногвардейцы в него стреля ют, а он, «от пули невредим», все равно с ними! Блок писал: «Произведение искусства оживет в следующем поколении, прой дя, как ему полагается, через мертвую полосу нескольких ближайших поколе ний, которые откажутся его понимать». Для нас главное —понять, что Блок—по эт будущего. Он не писал «на злобудня», он всегда писал о будущем. Он, как ник то, умел жить будущим, как настоящим, видеть в настоящем приметы будущего, опережая время. Длятся часы, мировое несущие. Ширятся звуки, движенье и свет. Прошлоежадно глядится в грядущее, Нет настоящего. Жалкого —нет. Еще задолго до его смерти, в 1916-м Марина Цветаева написала порази тельный цикл стихов, обращённых к живому Блоку, но звучащих как рек вием - о певце, трагически не узнан ном людьми: Думали —человек! И умереть заставили. Умер теперь, навек, —Плачьте о мертвом ангеле! О, поглядите, —как Веки ввалились темные! О, поглядите, —как Крылья его поломаны! Черный читает чтец, Крестятся руки праздные. —Мертвый лежит певец И воскресенье празднует.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz