Миссионерская православная газета. 2010 г. № 7-8. Август.

16 № 7-8, АВГУСТ 2010 МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА Творческая р а б о та уч а стни ка М е ж д у н а р о д н о го к о н ку р с а д е тско й р у ко п и сн о й книги Николая БРАЖНИКА запоют ангелы? Мурманская область, Варзуга Когда Не так далеко от побережья Белого моря, на берегу реки Варзуги, раскинулось село. Стройные хвойные леса окру­ жают его. Когда-то выходцы из новгородской земли выбра­ ли это живописное место для своего проживания. Трудолюбивый народ посе­ лился на северной земле. До­ бывали речной жемчуг, зани­ мались рыбной ловлей. Муж­ чины «шили» лодки, женщи­ ны пряли и ткали. Каждое утро выходили люди на песчаный берег, чтобы пок­ лониться Солнцу красному, да Земле, богатой дарами. Ма­ леньких на селе баловали, ста­ риков почитали, женщин ува­ жали, мужчинам помогали. И помыслы у всех были чистые. Так было хорошо и спокойно кругом, что ангелы спускались с небес и запели свои песни. И решили тогда селяне пос­ троить в Варзуге церковь не­ обычайной красоты. Оконца вырезали так, чтобы солныш­ ко могло заглядывать сюда и освещать всех своим сияни­ ем. Крышу выложили чере­ пицей резной. И торжествен­ ное строение стремительно вознеслось на высоком берегу голубой реки. Люди в церковь приходили чаще не просить, а благодарить Бога и святых за счастливую жизнь. Не думали селяне, что ждут их тяжелые испытания впереди... Пришел к ним как-то че­ ловек в черных одеждах, стал смуту поднимать: то напрас­ лину на соседа наведет, то лод­ чонку потопит, то рыбу спря­ чет. Поддались люди мирско­ му злу, надломились душою. Продолжалось так пока все друг с другом не рассорились. Позабыли о святынях своих, перестали в церковь ходить. И заросла к церкви тропа, обвет­ шала крыша резная, покосил­ ся купол, а оконца, в которое смотрелось солнце, паутиной затянуло. Посмотрели анге­ лы, что дом их опустел, обвет­ шал, негде им стало петь, оби­ делись и покинули село. Тут-то и заметили люди, что не звенят у них по утрам в сер­ дцах колокольчики, посерели их белыедома, даже травы, де­ ревья утратили былую красо­ ту. Собрались тогда старики и, подумав, решили изгнать зло из села. Стараются все назад вернуть. Вновь церковь восстановили, святых стали чтить. И каждый день ждут, прислушиваются, не запоют ли вновь в Варзуге ангелы. 2009год, г. Мончегорск ПРАВОСЛАВИЕ В ЛИТЕРАТУРЕ Мы не имеем права не быть православными Такого культурного наследия, как у России, нет ниу одной страны, таким списком великих поэтов, композиторов и художников не может похвастаться никакая другая держава. Можно сказать, всярусская культура зиждется на Православии. Православие повлияло на литераторов-реалистовXIX века, и нашло свое выражение в явлении, которое в литературоведении названо «темой маленького человека». Ею пронизано творчество Н.Гоголя, А.Пушкина, Ф.Достоевского, А.Чехова, М.Шолохова, Ф.Абрамова, В.Шукшина. Списокможно продолжать. Александра Маслова РУССКАЯ литература, в отличие от западной, прежде всего, учит состра­ данию, видеть в человеке личность, искру Божию. Рядом с человеком всегда стоит Ангел-Хранитель, к не­ му неравнодушны, его хранят, и от его дел зависит не только собствен­ ная судьба, но и судьба потомков, страны. В Православии есть осо­ бый путь - монашество, с обетами послушания, целомудрия и нестяжа- тельства. На мой взгляд «маленький человек» появился именно из обра­ зов русского монашества. И Макар Девушкин у Достоевского («Бедные люди»), типичный «маленький чело­ век», предстает в конце произведе­ ния великим, человеком с великой душой. Потомумы, наследникитакогодухов­ ного сокровища, не имеем права быть не православными, не исповедующими христианство в той же мере, как наши духовные предки Достоевский и Чехов. Сегодня Россия находится в жутком положении спивания и деградации об­ щества, спасти которую может только христианская нравственность. Каждый христианин знает, что ничего не бывает случайного, все происходит, беретнача­ ло, прежде всего, в нем самом, в его сер­ дце. Если мы можем что-то изменить, но проходим мимо, мы за это ответим на Христовом суде. Духовное воспитание большинс­ тва людей в России начинается со школьных уроков литературы. В на­ ше время — господства «американс­ кой мечты» об обогащении и фильмов с приторным окончанием «хэппи-энд» особенно важно, чтобы Церковь окор- мляла учителей-словесников, участ­ вовала в процессе их обучения. Уро­ ки словесности являются благодатной почвой для церковно-просветитель­ ской работы в школе. Верующий учи­ тель может привнести в класс христи­ анские идеалы нравственности, кото­ рых, к сожалению, ребенку чаще всего брать бывает и не откуда, зачастую ро­ дители не имеют ни малейшего пред­ ставления о нравственном воспитании чада. Они воспитывают его примером своей жизни, которая, увы, редко при­ ближена к идеальной. Русская литература в большинстве своем христианская. Что же можно сделать на этом поприще? Вариантов множество. Например, разбирая «Дуб­ ровского» и «Метель» (сцены венча­ ния) —можно рассказать о смысле и последовании таинства Венчания, от­ метить поэтику описаний храма. Ка­ саясь «Вечеров на хуторе близ Дикань- ки», разобрать гоголевское устройство мира, являющееся ареной борьбы бе­ сов и людей. Поставить вопрос, отче­ го семинарист Хома из «Вия» проиграл битву с бесами —нарушил заповедь «не убий», тем самым потерял свое глав­ ное оружие против дьявола: непричас­ тность к страшному грехуубийства. Он не отпустил ведьму, усмирив, а пере­ ступил черту и убил. Здесь можно кос­ нуться церковного обряда водоосвя­ щения, когда молятся ниспослать воду, способную «бесов изгоняти». Если же на внеклассном чтении разберем «Вле­ сах» Мельникова-Печерского, описав­ шего жизнь монастыря, равнодушных к Православию в классе не останется. А сколько христианских книг напи­ сал Лев Толстой? «Анна Каренина», наверное, самое православное произ­ ведение. Главными фигурами в этом произведении являются вовсе не Ан­ на и Вронский, а Левин и Кити. Сама фамилия Левин происходит от имени Льва Толстого, и именно Левин отра­ жает взгляды автора. Он приходит к вере с трудом, его пронизывают обыч­ ные для интеллигента сомнения, бого­ искательство, Левин склонен анали­ зировать. Кити же с открытой душой, «чистым сердцем», незатейливо ве­ рит, как простая крестьянка. Левин ве­ рит искренне в первый раз, когда Ки- ти мучается родами. Он верит оттого, что не может ничего изменить. Он, еще вчера удивлявшийся молящейся Ки- ти, вдруг начинает без конца непро­ извольно повторять: «Господи поми­ луй». Вера возникает от попытки най­ ти опору, найти объяснение явлениям и окружающему миру. Здесь же нуж­ но подводить подростков к разбору причины несчастья Анны Карениной —она в безверии, нарушении христи­ анской заповеди в угоду страстям. Яр­ ким эпизодом является разговор Анны и Долли Облонской, которая интересу­ ется, отчего у Анны нет больше детей от Вронского, и Анна отвечает, что тог­ да ей будет не удержать его, ведь она от многих родов может подурнеть. Берем катехизис и разбираем христианское представление цели брака, о том, что в старом завете считали бесчадие самым большим наказанием. Однажды я познакомилась с девуш­ кой —учителем русского языка и ли­ тературы из сибирского городка. Она рассказала мне о своем приходе вхрам. В пединституте, где училась, препода­ вательница старославянского языка и исторической грамматики русского языка отправляла своих студентов на практику в православные храмы, а где ещестудентможетполучитьопытпрак­ тического применения ее предмета? С храмом был заключен негласный дого­ вор, и студенты-словесники, трудясь на клиросе —пели и читали. За опреде­ ленное количество посещений в неде­ лю студент получал зачет «автоматом» по одному из самых сложных предме­ тов —старославянскому языку. По сло­ вам моей новой знакомой, многиеиз ее сокурсниц после такой практики стали прихожанами храмов сибирского го­ рода, почти у всех дети посещают вос­ кресные школы. Свой духовный опыт такой учитель, безусловно, принесет в школу, где он работает. Унас в Мурман­ ске всего один педуниверситет, и всего один-два преподавателя исторической грамматики. Почему бы и нам не пов­ торить этот опыт? Рассказав «сибирс­ кую историю» нецерковному человеку, я встретила неодобрение и замечание о том, что заставлять студентов ходить в храм - это насилие над личностью. Но разве не гипернасилием над личнос­ тью являются американские фильмы с примитивным сюжетом, со сценами зверств, без основной мысли, главного стержня произведения, которые идут по всем каналам в России? Александра МАСЛОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz