Миссионерская православная газета. 2010 г. № 7-8. Август.
16 № 7-8, АВГУСТ 2010 МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА Творческая р а б о та уч а стни ка М е ж д у н а р о д н о го к о н ку р с а д е тско й р у ко п и сн о й книги Николая БРАЖНИКА запоют ангелы? Мурманская область, Варзуга Когда Не так далеко от побережья Белого моря, на берегу реки Варзуги, раскинулось село. Стройные хвойные леса окру жают его. Когда-то выходцы из новгородской земли выбра ли это живописное место для своего проживания. Трудолюбивый народ посе лился на северной земле. До бывали речной жемчуг, зани мались рыбной ловлей. Муж чины «шили» лодки, женщи ны пряли и ткали. Каждое утро выходили люди на песчаный берег, чтобы пок лониться Солнцу красному, да Земле, богатой дарами. Ма леньких на селе баловали, ста риков почитали, женщин ува жали, мужчинам помогали. И помыслы у всех были чистые. Так было хорошо и спокойно кругом, что ангелы спускались с небес и запели свои песни. И решили тогда селяне пос троить в Варзуге церковь не обычайной красоты. Оконца вырезали так, чтобы солныш ко могло заглядывать сюда и освещать всех своим сияни ем. Крышу выложили чере пицей резной. И торжествен ное строение стремительно вознеслось на высоком берегу голубой реки. Люди в церковь приходили чаще не просить, а благодарить Бога и святых за счастливую жизнь. Не думали селяне, что ждут их тяжелые испытания впереди... Пришел к ним как-то че ловек в черных одеждах, стал смуту поднимать: то напрас лину на соседа наведет, то лод чонку потопит, то рыбу спря чет. Поддались люди мирско му злу, надломились душою. Продолжалось так пока все друг с другом не рассорились. Позабыли о святынях своих, перестали в церковь ходить. И заросла к церкви тропа, обвет шала крыша резная, покосил ся купол, а оконца, в которое смотрелось солнце, паутиной затянуло. Посмотрели анге лы, что дом их опустел, обвет шал, негде им стало петь, оби делись и покинули село. Тут-то и заметили люди, что не звенят у них по утрам в сер дцах колокольчики, посерели их белыедома, даже травы, де ревья утратили былую красо ту. Собрались тогда старики и, подумав, решили изгнать зло из села. Стараются все назад вернуть. Вновь церковь восстановили, святых стали чтить. И каждый день ждут, прислушиваются, не запоют ли вновь в Варзуге ангелы. 2009год, г. Мончегорск ПРАВОСЛАВИЕ В ЛИТЕРАТУРЕ Мы не имеем права не быть православными Такого культурного наследия, как у России, нет ниу одной страны, таким списком великих поэтов, композиторов и художников не может похвастаться никакая другая держава. Можно сказать, всярусская культура зиждется на Православии. Православие повлияло на литераторов-реалистовXIX века, и нашло свое выражение в явлении, которое в литературоведении названо «темой маленького человека». Ею пронизано творчество Н.Гоголя, А.Пушкина, Ф.Достоевского, А.Чехова, М.Шолохова, Ф.Абрамова, В.Шукшина. Списокможно продолжать. Александра Маслова РУССКАЯ литература, в отличие от западной, прежде всего, учит состра данию, видеть в человеке личность, искру Божию. Рядом с человеком всегда стоит Ангел-Хранитель, к не му неравнодушны, его хранят, и от его дел зависит не только собствен ная судьба, но и судьба потомков, страны. В Православии есть осо бый путь - монашество, с обетами послушания, целомудрия и нестяжа- тельства. На мой взгляд «маленький человек» появился именно из обра зов русского монашества. И Макар Девушкин у Достоевского («Бедные люди»), типичный «маленький чело век», предстает в конце произведе ния великим, человеком с великой душой. Потомумы, наследникитакогодухов ного сокровища, не имеем права быть не православными, не исповедующими христианство в той же мере, как наши духовные предки Достоевский и Чехов. Сегодня Россия находится в жутком положении спивания и деградации об щества, спасти которую может только христианская нравственность. Каждый христианин знает, что ничего не бывает случайного, все происходит, беретнача ло, прежде всего, в нем самом, в его сер дце. Если мы можем что-то изменить, но проходим мимо, мы за это ответим на Христовом суде. Духовное воспитание большинс тва людей в России начинается со школьных уроков литературы. В на ше время — господства «американс кой мечты» об обогащении и фильмов с приторным окончанием «хэппи-энд» особенно важно, чтобы Церковь окор- мляла учителей-словесников, участ вовала в процессе их обучения. Уро ки словесности являются благодатной почвой для церковно-просветитель ской работы в школе. Верующий учи тель может привнести в класс христи анские идеалы нравственности, кото рых, к сожалению, ребенку чаще всего брать бывает и не откуда, зачастую ро дители не имеют ни малейшего пред ставления о нравственном воспитании чада. Они воспитывают его примером своей жизни, которая, увы, редко при ближена к идеальной. Русская литература в большинстве своем христианская. Что же можно сделать на этом поприще? Вариантов множество. Например, разбирая «Дуб ровского» и «Метель» (сцены венча ния) —можно рассказать о смысле и последовании таинства Венчания, от метить поэтику описаний храма. Ка саясь «Вечеров на хуторе близ Дикань- ки», разобрать гоголевское устройство мира, являющееся ареной борьбы бе сов и людей. Поставить вопрос, отче го семинарист Хома из «Вия» проиграл битву с бесами —нарушил заповедь «не убий», тем самым потерял свое глав ное оружие против дьявола: непричас тность к страшному грехуубийства. Он не отпустил ведьму, усмирив, а пере ступил черту и убил. Здесь можно кос нуться церковного обряда водоосвя щения, когда молятся ниспослать воду, способную «бесов изгоняти». Если же на внеклассном чтении разберем «Вле сах» Мельникова-Печерского, описав шего жизнь монастыря, равнодушных к Православию в классе не останется. А сколько христианских книг напи сал Лев Толстой? «Анна Каренина», наверное, самое православное произ ведение. Главными фигурами в этом произведении являются вовсе не Ан на и Вронский, а Левин и Кити. Сама фамилия Левин происходит от имени Льва Толстого, и именно Левин отра жает взгляды автора. Он приходит к вере с трудом, его пронизывают обыч ные для интеллигента сомнения, бого искательство, Левин склонен анали зировать. Кити же с открытой душой, «чистым сердцем», незатейливо ве рит, как простая крестьянка. Левин ве рит искренне в первый раз, когда Ки- ти мучается родами. Он верит оттого, что не может ничего изменить. Он, еще вчера удивлявшийся молящейся Ки- ти, вдруг начинает без конца непро извольно повторять: «Господи поми луй». Вера возникает от попытки най ти опору, найти объяснение явлениям и окружающему миру. Здесь же нуж но подводить подростков к разбору причины несчастья Анны Карениной —она в безверии, нарушении христи анской заповеди в угоду страстям. Яр ким эпизодом является разговор Анны и Долли Облонской, которая интересу ется, отчего у Анны нет больше детей от Вронского, и Анна отвечает, что тог да ей будет не удержать его, ведь она от многих родов может подурнеть. Берем катехизис и разбираем христианское представление цели брака, о том, что в старом завете считали бесчадие самым большим наказанием. Однажды я познакомилась с девуш кой —учителем русского языка и ли тературы из сибирского городка. Она рассказала мне о своем приходе вхрам. В пединституте, где училась, препода вательница старославянского языка и исторической грамматики русского языка отправляла своих студентов на практику в православные храмы, а где ещестудентможетполучитьопытпрак тического применения ее предмета? С храмом был заключен негласный дого вор, и студенты-словесники, трудясь на клиросе —пели и читали. За опреде ленное количество посещений в неде лю студент получал зачет «автоматом» по одному из самых сложных предме тов —старославянскому языку. По сло вам моей новой знакомой, многиеиз ее сокурсниц после такой практики стали прихожанами храмов сибирского го рода, почти у всех дети посещают вос кресные школы. Свой духовный опыт такой учитель, безусловно, принесет в школу, где он работает. Унас в Мурман ске всего один педуниверситет, и всего один-два преподавателя исторической грамматики. Почему бы и нам не пов торить этот опыт? Рассказав «сибирс кую историю» нецерковному человеку, я встретила неодобрение и замечание о том, что заставлять студентов ходить в храм - это насилие над личностью. Но разве не гипернасилием над личнос тью являются американские фильмы с примитивным сюжетом, со сценами зверств, без основной мысли, главного стержня произведения, которые идут по всем каналам в России? Александра МАСЛОВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz