Миссионерская православная газета. 2010 г. № 7-8. Август.
14 № 7-8, АВГУСТ 2010 МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА П А М Я Т Н И К И П А М Я Т Ь П освящ ается памяти поэта, писателя, ж урн а л и ста Владим ира С м ирнова Роза СМИРНОВА вдова поэта Владимира Смирнова Лишили памятник свободы... А там, где пенилась река, Стоял он месяцы и годы, Не годы даже, а- века. Стоял на взгорье у излуки, Главу запрятав отдождя, Вмолчаньи вечном разведя. У пристани, что под угором, Вморя готовились суда. Но перед выходом поморы На поклоненье шли сюда: Чтоб сети не забило тиной, Чтоб шла треска на яруса И чтоб всегда, на всю путину- Четыре ветра в паруса. Но далеко до ровной глади. И бури видывал народ. И у креста поклоны клали За тех, кто больше не придет. Лишили памятник свободы, Хоть не виновен он ни в чем. Теперь под каменные своды Он в старой церкви заключен. Теперь помор переддорогой Не выйдет к берегу реки. Другому поклоняясь богу, Уходят в море рыбаки. А в церкви, В каменной теснице, Вмузейной вековой пыли Кресту, как старцу, вечно снится Река. И рейд. И корабли. Эти стихи из цикла «Кольские ста рины» написаны Владимиром Смир новым после случая с Кольским пок лонным крестом. В устье реки Колы на берегу стоял большой деревян ный поклонный крест высотой 240 см, шириной большой перекладины —174 см. Поставлен он был 16 июня 1635 года Кольским воеводой Гури ем Ивановичем Волынцевым в честь Кольского священника Варлаамия Керетского. Древнерусской вязью на нем вырезано: «В лето 7143 июля в 16-й день поставлен сей крест на пок лонение всем христианам при царе и Великом государе Михаиле Федоро виче». Первоначально он стоял возле пристани, затем перенесен к часовне Всемилостивого Спаса. Над ним со оружено укрытие, и простоял он там 350 лет. В конце 70-х до Володи слухи до шли, что креста на месте нет. Неод нократно ездил он в Колу и нашел — находился крест в мастерских ремс- тройгруппы города. Решили его от реставрировать и на прежнее место установить. Смирнов успокоился. Но спустя время узнал, что крест оказал ся в бывшем тогда филиале мурман ского краеведческого музея —Благо вещенском соборе. Гневу, расстройс тву и обиде Володи не было конца. Пришлось многократно объяснять ся с тогдашним директором краевед ческого музея Владимиром Пожида- евым. Смирнов убеждал, что помор ский поклонный крест на то и пок лонный, чтобы к нему люди могли в любое время дня и ночи прийти пок лониться. Не зря же все побережье Беломорья уставлено крестами пок лонными. Они же являются и ориен тирами морякам и рыбакам. И сколь ко бы Володя не настаивал, что крест необходимо на место вернуть, Пожи- даев был непреклонен: теперь это му зейный экспонат, и стоять ему в му зее поморского быта. А когда Володя в «Полярке» это стихотворение опуб ликовал —началось. Звонит Зинов, зам. редактора газе ты. Володи дома не было. Спраши ваю: «Что стряслось, голос мне твой, Миша, не нравится». Тот и сказал: «Может, оно и к лучшему, что Воло ди дома нет. Тут кляуза от работников музея с подписями более двух десят ков на него поступила. Подготовь его к очередным неприятностям. Разо браться велено». Я ему: «Впервой, что ли? Работники областной научной библиотеки тоже подписи собирали, чтобы не допустить у библиотеки ус тановки памятника Кириллу и Мефо- дию. Ничего, стоит». После разборок дружбе двух Влади миров — Смирнова и Пожидаева — пришел конец. Многие музейщики потом звонили Володе, извинялись за свои подписи —не могли дирек тору противостоять. Жить-то надо, времена-то лихие были. После смер ти Володи я еще долго этот пасквиль хранила, потом в архив сдала. А с му зейными работниками из-за этого до сих пор общаться нет желания. Хотя за выставку к 70-летию Володи благо дарна им. Особенно Людмиле Смир новой. Без участия семьи она сумела ее очень достойно организовать. Выросший сродителями-атеистами и богомольной бабушкой-старовер- кой, Володя очень серьезно к вере от носился. Как-то на шее нашего стар шего сына увидел крест и страшно возмутился: «Крест на шею повесил, а ведь верующим-то не стал, а крест и вера —это не игра, не мода. Вера должна от сердца идти. Если у тебя от сердца идет, иди в церковь, крестись, и только тогда носи да Божии запове ди соблюдай. Думаю, мама против не будет». Он даже по телевизору видеть не мог, как многие атеисты в один мо мент вдруг становились ярыми веру ющими. Значит, когда выгодно - они атеисты, теперь — верующие. Пере вертыши. Сам Смирнов крещеным бабушкой без ведома родителей был. В кармане даже малюсенькую икон ку Казанской Божией Матери носил, что с этим связывал, не знаю, может, память о бабушке, которую очень лю бил. Когда умер, от родственников я уз нала о желании Володи: иметь на мо гиле поморский поклонный крест. Поклонный крест?! Работая на теле видении, Володя объездил, исходил все уголки Кольского края, и везде по мере возможности, какие-либо ре монты покосившихся крестов прово дил. А в Поное и вообще чуть с сыно вьями не погиб. Четыре солдата тог да забавы ради в Поное церковь св. Петра и Павла сожгли, построенную в 18 веке. Вот Володя с сыновьями и пытались пожар потушить, да отра вились. В церкви-то еще с колхозных времен дуст хранился... И без дрожи в голосе впоследствии Володя о ней уже не мог вспомнить. Когда встал вопрос об установке па мятника на его могиле, Виталий Мас лов очень деликатно заговорил со мной о поклонном кресте. Я сказала: «Вопрос семейный, поговорю с сы новьями — как решат, так и будет». Ребята прекрасно знали отношение отца к вере, и уговаривать их не при шлось. Не зря же у Володи и одна из книжек «Поклонный крест» называ ется. В Енском леспромхозе Маслов и лес на кресты Феодориту Кольскому и Владимиру заказал. Обещали сухой привезти, а привезли — сырой. Рас строились, конечно, но ничего не по делаешь, пришлось из сырого в Коле рубить. Мы с Виталием Семеновичем чутьне каждый деньтудаездили. Крест на могилу друга своего Маслов сам ру бил с особым каким-то значением. Какой бы ни был лес, кресты сруби ли, резьбу выполнили, надписи сде лали, пропитали только-только поя вившейся финской пропиткой, Вита лий Семенович даже где-то кеноварь достал, покрыли надписи. 28 сентяб ря приехали на кладбище крест уста навливать, а нас туда не пустили. Хотя накануне я приезжала, предупрежда ла. Оказалось, по мнению «главной» по кладбищу, такой большой крест, устанавливать на городском кладби ще нельзя. Кладбищенские рабочие грудью встали на защиту ворот. И как мы с сыновьями не доказывали, что поморский поклонный крест меньше не ставят, ничего не помогало. Ответ один: «Нельзя!!!» Начальница время от времени тогдашнему «командую щему» ритуальными услугами горо да Елагиной докладывала, что мы с крестом все еще ждем у ворот. А та то же —«Нельзя». Я потребовала обосновать запрет нормативными актами. Меня к глав ному архитектору города Цуркан на правили. Оставив за воротами КА МАЗ с крестом, автокран, бригаду в 8 человек, я поехала в Мурманск к Цур- кан. Архитектор, выслушав, сказала, что никаких нормативных актов не существует —ставьте свой крест вы сотой хоть в два метра, хоть в шесть, только чтобы он на соседние могилы не упал. Я заверила, что крест на глу бину 2 метров установится и устойчив будет. С этим на кладбище и отправи лась. А начальство кладбищенское те перь глубина закопки не устраивает, якобы плывуны образоваться могут. Что делать? К кому обратиться? Ки нулась в Колу к Виталию Маслову. Он в тот день с мэром города Осиповым у туломского моста, на месте бывше го монастыря святой Троицы, как раз крест Феодориту Кольскому устанав ливал. Пока втроем возмущенные и растерянные думали, что дальше де лать, подъехал помощник губернато ра Евгения Комарова. Оказывается, на открытие креста Феодориту дол жен сам Комаров прибыть. Я к нему, и заручившись уже его поддержкой, опять на кладбище поехала. Рабочий день к концу подходил. «Главной» сказала, что в курсе наших взаимо отношений уже и губернатор облас ти, возможно, 30-го, в день рождения Владимира Смирнова, он сам здесь будет. Та вновь связалась с Елагиной, и наконец, после стольких мытарств, нас на кладбище пустили. 29 сентября было освящение памят ного креста Феодориту с указанием главных его деяний. Комаров дейс твительно присутствовал сам. Ко мне подошел, извинился, что завтра на от крытии креста Смирнову не сможет быть —в Москву улетает. Справился, все ли в порядке, мол, если вновь ка кие препятствия возникнут, ссылаться на него. Я поблагодарила за участие, сказав, что крест установить удалось. 30 сентября на митинге у Володи ной могилы к нам подошли Елаги на и «главная», справились, все ли в порядке, не нужна ли помощь. А на следующий день, в радиопередаче по поводу установки Володиного крес та, поерничала Ольга Андреева, а еще чуть позже Александров в «Полярке». Я, было, написала им резкий ответ, да Виталий Семенович уговорил не под нимать шума вокруг Володиного име ни, его памяти. Не был Смирнов ни когда человеком склочным. Потому мне было очень обидно, ког да Николай Колычев, составляя анто логию «Духовная поэзия Севера» (2000 год), не включил в нее Володиных сти хотворений. На мой упрек: «Тыже сам признавался, что считаешь Смирнова одним из своих учителей, и не нашел ничего?», он ответил, что дело не в те ме, отец Смирнова секретарем райко ма был, то есть партийным работни ком. И тут уж я возмутилась: «А не за был ли ты, что он еще и в двух войнах участвовал, командиром партизанс кого отряда был, ранения имеет. Даже Сталин в свое время писал: сын за от ца не отвечает, а ты, значит, по-своему рассудил». Прошли годы, кресты состарились, за ними тоже уход нужен. Володин крест мы на реставрацию отдали. А кто за крестом Феодориту следит, мне неизвестно. Только внешне он смот рится очень удручающе. Поклонный крест Володи
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz