Миссионерская православная газета. 2010 г. № 7-8. Август.

14 № 7-8, АВГУСТ 2010 МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА П А М Я Т Н И К И П А М Я Т Ь П освящ ается памяти поэта, писателя, ж урн а л и ста Владим ира С м ирнова Роза СМИРНОВА вдова поэта Владимира Смирнова Лишили памятник свободы... А там, где пенилась река, Стоял он месяцы и годы, Не годы даже, а- века. Стоял на взгорье у излуки, Главу запрятав отдождя, Вмолчаньи вечном разведя. У пристани, что под угором, Вморя готовились суда. Но перед выходом поморы На поклоненье шли сюда: Чтоб сети не забило тиной, Чтоб шла треска на яруса И чтоб всегда, на всю путину- Четыре ветра в паруса. Но далеко до ровной глади. И бури видывал народ. И у креста поклоны клали За тех, кто больше не придет. Лишили памятник свободы, Хоть не виновен он ни в чем. Теперь под каменные своды Он в старой церкви заключен. Теперь помор переддорогой Не выйдет к берегу реки. Другому поклоняясь богу, Уходят в море рыбаки. А в церкви, В каменной теснице, Вмузейной вековой пыли Кресту, как старцу, вечно снится Река. И рейд. И корабли. Эти стихи из цикла «Кольские ста­ рины» написаны Владимиром Смир­ новым после случая с Кольским пок­ лонным крестом. В устье реки Колы на берегу стоял большой деревян­ ный поклонный крест высотой 240 см, шириной большой перекладины —174 см. Поставлен он был 16 июня 1635 года Кольским воеводой Гури­ ем Ивановичем Волынцевым в честь Кольского священника Варлаамия Керетского. Древнерусской вязью на нем вырезано: «В лето 7143 июля в 16-й день поставлен сей крест на пок­ лонение всем христианам при царе и Великом государе Михаиле Федоро­ виче». Первоначально он стоял возле пристани, затем перенесен к часовне Всемилостивого Спаса. Над ним со­ оружено укрытие, и простоял он там 350 лет. В конце 70-х до Володи слухи до­ шли, что креста на месте нет. Неод­ нократно ездил он в Колу и нашел — находился крест в мастерских ремс- тройгруппы города. Решили его от­ реставрировать и на прежнее место установить. Смирнов успокоился. Но спустя время узнал, что крест оказал­ ся в бывшем тогда филиале мурман­ ского краеведческого музея —Благо­ вещенском соборе. Гневу, расстройс­ тву и обиде Володи не было конца. Пришлось многократно объяснять­ ся с тогдашним директором краевед­ ческого музея Владимиром Пожида- евым. Смирнов убеждал, что помор­ ский поклонный крест на то и пок­ лонный, чтобы к нему люди могли в любое время дня и ночи прийти пок­ лониться. Не зря же все побережье Беломорья уставлено крестами пок­ лонными. Они же являются и ориен­ тирами морякам и рыбакам. И сколь­ ко бы Володя не настаивал, что крест необходимо на место вернуть, Пожи- даев был непреклонен: теперь это му­ зейный экспонат, и стоять ему в му­ зее поморского быта. А когда Володя в «Полярке» это стихотворение опуб­ ликовал —началось. Звонит Зинов, зам. редактора газе­ ты. Володи дома не было. Спраши­ ваю: «Что стряслось, голос мне твой, Миша, не нравится». Тот и сказал: «Может, оно и к лучшему, что Воло­ ди дома нет. Тут кляуза от работников музея с подписями более двух десят­ ков на него поступила. Подготовь его к очередным неприятностям. Разо­ браться велено». Я ему: «Впервой, что ли? Работники областной научной библиотеки тоже подписи собирали, чтобы не допустить у библиотеки ус­ тановки памятника Кириллу и Мефо- дию. Ничего, стоит». После разборок дружбе двух Влади­ миров — Смирнова и Пожидаева — пришел конец. Многие музейщики потом звонили Володе, извинялись за свои подписи —не могли дирек­ тору противостоять. Жить-то надо, времена-то лихие были. После смер­ ти Володи я еще долго этот пасквиль хранила, потом в архив сдала. А с му­ зейными работниками из-за этого до сих пор общаться нет желания. Хотя за выставку к 70-летию Володи благо­ дарна им. Особенно Людмиле Смир­ новой. Без участия семьи она сумела ее очень достойно организовать. Выросший сродителями-атеистами и богомольной бабушкой-старовер- кой, Володя очень серьезно к вере от­ носился. Как-то на шее нашего стар­ шего сына увидел крест и страшно возмутился: «Крест на шею повесил, а ведь верующим-то не стал, а крест и вера —это не игра, не мода. Вера должна от сердца идти. Если у тебя от сердца идет, иди в церковь, крестись, и только тогда носи да Божии запове­ ди соблюдай. Думаю, мама против не будет». Он даже по телевизору видеть не мог, как многие атеисты в один мо­ мент вдруг становились ярыми веру­ ющими. Значит, когда выгодно - они атеисты, теперь — верующие. Пере­ вертыши. Сам Смирнов крещеным бабушкой без ведома родителей был. В кармане даже малюсенькую икон­ ку Казанской Божией Матери носил, что с этим связывал, не знаю, может, память о бабушке, которую очень лю­ бил. Когда умер, от родственников я уз­ нала о желании Володи: иметь на мо­ гиле поморский поклонный крест. Поклонный крест?! Работая на теле­ видении, Володя объездил, исходил все уголки Кольского края, и везде по мере возможности, какие-либо ре­ монты покосившихся крестов прово­ дил. А в Поное и вообще чуть с сыно­ вьями не погиб. Четыре солдата тог­ да забавы ради в Поное церковь св. Петра и Павла сожгли, построенную в 18 веке. Вот Володя с сыновьями и пытались пожар потушить, да отра­ вились. В церкви-то еще с колхозных времен дуст хранился... И без дрожи в голосе впоследствии Володя о ней уже не мог вспомнить. Когда встал вопрос об установке па­ мятника на его могиле, Виталий Мас­ лов очень деликатно заговорил со мной о поклонном кресте. Я сказала: «Вопрос семейный, поговорю с сы­ новьями — как решат, так и будет». Ребята прекрасно знали отношение отца к вере, и уговаривать их не при­ шлось. Не зря же у Володи и одна из книжек «Поклонный крест» называ­ ется. В Енском леспромхозе Маслов и лес на кресты Феодориту Кольскому и Владимиру заказал. Обещали сухой привезти, а привезли — сырой. Рас­ строились, конечно, но ничего не по­ делаешь, пришлось из сырого в Коле рубить. Мы с Виталием Семеновичем чутьне каждый деньтудаездили. Крест на могилу друга своего Маслов сам ру­ бил с особым каким-то значением. Какой бы ни был лес, кресты сруби­ ли, резьбу выполнили, надписи сде­ лали, пропитали только-только поя­ вившейся финской пропиткой, Вита­ лий Семенович даже где-то кеноварь достал, покрыли надписи. 28 сентяб­ ря приехали на кладбище крест уста­ навливать, а нас туда не пустили. Хотя накануне я приезжала, предупрежда­ ла. Оказалось, по мнению «главной» по кладбищу, такой большой крест, устанавливать на городском кладби­ ще нельзя. Кладбищенские рабочие грудью встали на защиту ворот. И как мы с сыновьями не доказывали, что поморский поклонный крест меньше не ставят, ничего не помогало. Ответ один: «Нельзя!!!» Начальница время от времени тогдашнему «командую­ щему» ритуальными услугами горо­ да Елагиной докладывала, что мы с крестом все еще ждем у ворот. А та то­ же —«Нельзя». Я потребовала обосновать запрет нормативными актами. Меня к глав­ ному архитектору города Цуркан на­ правили. Оставив за воротами КА­ МАЗ с крестом, автокран, бригаду в 8 человек, я поехала в Мурманск к Цур- кан. Архитектор, выслушав, сказала, что никаких нормативных актов не существует —ставьте свой крест вы­ сотой хоть в два метра, хоть в шесть, только чтобы он на соседние могилы не упал. Я заверила, что крест на глу­ бину 2 метров установится и устойчив будет. С этим на кладбище и отправи­ лась. А начальство кладбищенское те­ перь глубина закопки не устраивает, якобы плывуны образоваться могут. Что делать? К кому обратиться? Ки­ нулась в Колу к Виталию Маслову. Он в тот день с мэром города Осиповым у туломского моста, на месте бывше­ го монастыря святой Троицы, как раз крест Феодориту Кольскому устанав­ ливал. Пока втроем возмущенные и растерянные думали, что дальше де­ лать, подъехал помощник губернато­ ра Евгения Комарова. Оказывается, на открытие креста Феодориту дол­ жен сам Комаров прибыть. Я к нему, и заручившись уже его поддержкой, опять на кладбище поехала. Рабочий день к концу подходил. «Главной» сказала, что в курсе наших взаимо­ отношений уже и губернатор облас­ ти, возможно, 30-го, в день рождения Владимира Смирнова, он сам здесь будет. Та вновь связалась с Елагиной, и наконец, после стольких мытарств, нас на кладбище пустили. 29 сентября было освящение памят­ ного креста Феодориту с указанием главных его деяний. Комаров дейс­ твительно присутствовал сам. Ко мне подошел, извинился, что завтра на от­ крытии креста Смирнову не сможет быть —в Москву улетает. Справился, все ли в порядке, мол, если вновь ка­ кие препятствия возникнут, ссылаться на него. Я поблагодарила за участие, сказав, что крест установить удалось. 30 сентября на митинге у Володи­ ной могилы к нам подошли Елаги­ на и «главная», справились, все ли в порядке, не нужна ли помощь. А на следующий день, в радиопередаче по поводу установки Володиного крес­ та, поерничала Ольга Андреева, а еще чуть позже Александров в «Полярке». Я, было, написала им резкий ответ, да Виталий Семенович уговорил не под­ нимать шума вокруг Володиного име­ ни, его памяти. Не был Смирнов ни­ когда человеком склочным. Потому мне было очень обидно, ког­ да Николай Колычев, составляя анто­ логию «Духовная поэзия Севера» (2000 год), не включил в нее Володиных сти­ хотворений. На мой упрек: «Тыже сам признавался, что считаешь Смирнова одним из своих учителей, и не нашел ничего?», он ответил, что дело не в те­ ме, отец Смирнова секретарем райко­ ма был, то есть партийным работни­ ком. И тут уж я возмутилась: «А не за­ был ли ты, что он еще и в двух войнах участвовал, командиром партизанс­ кого отряда был, ранения имеет. Даже Сталин в свое время писал: сын за от­ ца не отвечает, а ты, значит, по-своему рассудил». Прошли годы, кресты состарились, за ними тоже уход нужен. Володин крест мы на реставрацию отдали. А кто за крестом Феодориту следит, мне неизвестно. Только внешне он смот­ рится очень удручающе. Поклонный крест Володи

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz