Миссионерская православная газета. 2010 г. № 7-8. Август.
МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА П Р Е С Т О Л Ь НЫ Й П Р А З Д НИ К Сущность Рождества - это Радость! Крестный ход во время престольного праздника церкви Рождества Иоанна Предтечи 6-7 июля церковь Рождества Иоанна Предтечи в Кандалакше, в самом южном городе Мурманской области, отмечала свой храмовый праздник История возникновения на Кольском Севере этой церкви уходит вглубь веков. ВСофий ской летописи рассказывается о приезде в 1526 году поморцев и лоплян в Москву: «Приеха- ше к Москве Поморцы и Ло- пляне с моря Окияна, и с Кан- долакжской губы, усть Нивы реки, из дикой Лопи, и били челом Государю и просили Антиминса и Священников, церковь свящати и просвети- ти их святым Крещением. И Государь велел архиеписко пу Макарию послати из Но- ва-града от соборныя церк ви священника и диакона, и они ехавше свящали церковь Рождества Иоанна Предтечи и многих лоплян крестиша во имя Отца и Сына и в нашу Православную веру христи анскую». Именно здесь, в местах так называемой «Нижней Канда лакши», где находились зи мовки Лешей Лопи, Феодо- рит Кольский и крестил ло парей. За время своего существо вания, храм подвергался мно гочисленным перестройкам. В 1548-м при храме был пос троен Кандалакшский мо настырь, но 23 мая 1589 года на монастырь было соверше но нападение шведов, разгра бивших его, порушивших все и убивших людей. Вновь храм отстроили в 1801 году, он про стоял до 1940-го, пока его не закрыли в ходе антирелигиоз ных кампаний. Новое здание деревянной шатровой и довольно вмес тительной церкви Рождества Иоанна Предтечи строилось, как говорится, всем миром недалеко от ее прежнего, ис торического места и освяще но в марте 2005 года Архи епископом Мурманским и Мончегорским Симоном. День праздника выдался для Севера на редкость жар ким, и потому, несмотря на открытые настежь двери и ок на в храме было жарко. Но это не помешало им с радостью участвовать в богослужении. Иерей Александр Яковлев напомнил собравшимся о со бытиях, описанных в Еванге лие, связанных с рождением Иоанна Предтечи от преста релых родителей Захарии и Елисаветы. Однажды священ ник Захария, совершая бого служение в Иерусалимском храме, увидел Архангела Гав риила, который предсказал ему рождение сына —провоз вестника, ожидаемого Ветхо заветной Церковью Спасите ля. И все случилось, как было предсказано. Владыка Симон поздра вил прихожан с их храмовым праздником, Рождеством Ио анна Предтечи, и спросил, что есть это событие для людей: «Мы говорим не просто рож дение, а Рождество! Подчер кивая этим особое явление в нашей жизни, рождение не физическое, а рождение ду ховное. И сущность этого со бытия —щит родителей, мать, родившая человека! Потому как сущность матери, благо словленной Богом — рожать детей! И если женщина по ка ким-то причинам не осущест вляет этого предназначения, она чувствует себя ущербной, неполноценной, не выпол нившей главного в своей жиз ни, заповеданного ей Богом. Сущность Рождества —это Ра дость! И дает эту радость Гос подь, как подарил сына безде тным Захарии и Елисавете». Иисус Христос о пророке Иоанне Крестителе сказал: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11, 11). Именно Иоанн Крести тель Церковью прославляет ся, как «ангел, и апостол, и му ченик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков пе чать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пре честнейший, и светлый Слова глас». Надежда БОЛЬШАКОВА Не прикасайтесь помазанным моим Начало на стр. 8 Это тяжкий грех. Мы приносим пока яние не за грех цареубийства, но за его попустительство. Идея разрушения самой традиции Самодержавия была внесена в русское самосознание извне, врагами России, врагами Православной Церкви, врага ми Бога. Но дурное отравленное семя «славно» укрепилось на рыхлой почве. «Должен сознаться, —пишет владыка Вениамин, —Что влияние Церкви на народные массы все слабело и слабе ло. Причин много. Одна из них —в нас самих: мы перестали быть «соленой солью» и поэтому не могли осолить и других. А привычки к прежним при нципам послушания, подчинения еще более делали наше духовенство эле ментом малоактивным». Слова владыки Вениамина наво дят на мысль о том, что и сейчас, увы, немало сил в мире, которым бы очень хотелось разрушить последний оплот Святой Руси —Русскую Православную Церковь. К сожалению, опасения эти не безосновательны. Государь любил Христа и Россию до полного самоотвержения, и был готов принести себя в жертву во имя спасе- Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) Обращаясь с архипастырским сло вом после ночного богослужения в Храме-на-Крови 17 июля 2010 го да, сказал о Царственных страс тотерпцах: «Они являют перед нами образ высочайшего смире ния, потому что после великой славы, в которой они жили, они оказались в великом бесславии, и с терпением и со смирением, по добно Христу, который восходил на Голгофу, они восходили на свою Голгофу для того, что-бы здесь претерпеть смерть как страс тотерпцы и мученики». ния России и русского народа. «Быть может, необходима искупительная жертва для спасения России, — го ворил он. —Я буду этой жертвой. Да свершится воля Божия!» Конечно, под искупительной жерт вой Государь имел в виду свою готов ность к мученичеству во имя Христа, во имя спасения России. Поэтому не вызывает никаких сомнений, что му ченический подвиг императора Ни колая II и его августейшей семьи, как и подвиг всех Новомученников Рос сийских —христоподражательный. Не вызывает сомнения и то, что Николай II олицетворял собой весь народ, как отец олицетворяет свою семью, как священник свой приход. Что же касается нашего нынешнего отношения к «властям». Русская са модержавная монархия никак не мо жет быть поставлена в один ряд ни с республиканским, ни с тоталитар ным, ни с каким-либо иным светс ким государством. Потому что толь ко между православной монархией и Православной Церковью может быть симфония властей. Ни республикан ская, ни тем более тоталитарная фор ма правления не только не стремится к духовному процветанию человека, не только не стремится к спасению его души, но в лучшем случае относится к этим вопросам нейтрально (отделе ние Церкви от государства, толерант ность), а в худшем относится к хрис тианству крайне враждебно (комму низм, фашизм). Нынешняя российская власть в це лом относится к Церкви положитель но, а президент и глава правительства заявляют о себе, как о людях верую щих. Между Церковью и государс твом, в лице Д.А. Медведева и В.В. Пу тина, сложились хорошие отношения. Это весьма благотворно сказывается и на церковно-государственных отно шениях в целом. Но эти отношения не означают симфонии властей, ибо современное государство является се- кулярным и не провозглашает Право славие своей основой. Священномученик Владимир (Бо гоявленский), митрополит Киевский: «Монархпосвящается на власть Богом, президент получает власть от гордыни народной; монарх силен исполнением заповедей Божиих, президент держит ся у власти угождением толпе». Важность проведения службыв честь Царственных страстотерпцев и глубо кое осознание нашим народом зна чения канонизации Царской семьи подчеркивается словами Святейше го Патриарха Кирилла, отметившим в одной из проповедей, что есть доста точно людей «которые бы хотели, что бы никогда не было никакой памяти о Царственных Страстотерпцах». Будем служить, помнить, мыслить. Яна СМИРНОВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz