Миссионерская православная газета. 2010 г. № 7-8. Август.

МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА П Р Е С Т О Л Ь НЫ Й П Р А З Д НИ К Сущность Рождества - это Радость! Крестный ход во время престольного праздника церкви Рождества Иоанна Предтечи 6-7 июля церковь Рождества Иоанна Предтечи в Кандалакше, в самом южном городе Мурманской области, отмечала свой храмовый праздник История возникновения на Кольском Севере этой церкви уходит вглубь веков. ВСофий­ ской летописи рассказывается о приезде в 1526 году поморцев и лоплян в Москву: «Приеха- ше к Москве Поморцы и Ло- пляне с моря Окияна, и с Кан- долакжской губы, усть Нивы реки, из дикой Лопи, и били челом Государю и просили Антиминса и Священников, церковь свящати и просвети- ти их святым Крещением. И Государь велел архиеписко­ пу Макарию послати из Но- ва-града от соборныя церк­ ви священника и диакона, и они ехавше свящали церковь Рождества Иоанна Предтечи и многих лоплян крестиша во имя Отца и Сына и в нашу Православную веру христи­ анскую». Именно здесь, в местах так называемой «Нижней Канда­ лакши», где находились зи­ мовки Лешей Лопи, Феодо- рит Кольский и крестил ло­ парей. За время своего существо­ вания, храм подвергался мно­ гочисленным перестройкам. В 1548-м при храме был пос­ троен Кандалакшский мо­ настырь, но 23 мая 1589 года на монастырь было соверше­ но нападение шведов, разгра­ бивших его, порушивших все и убивших людей. Вновь храм отстроили в 1801 году, он про­ стоял до 1940-го, пока его не закрыли в ходе антирелигиоз­ ных кампаний. Новое здание деревянной шатровой и довольно вмес­ тительной церкви Рождества Иоанна Предтечи строилось, как говорится, всем миром недалеко от ее прежнего, ис­ торического места и освяще­ но в марте 2005 года Архи­ епископом Мурманским и Мончегорским Симоном. День праздника выдался для Севера на редкость жар­ ким, и потому, несмотря на открытые настежь двери и ок­ на в храме было жарко. Но это не помешало им с радостью участвовать в богослужении. Иерей Александр Яковлев напомнил собравшимся о со­ бытиях, описанных в Еванге­ лие, связанных с рождением Иоанна Предтечи от преста­ релых родителей Захарии и Елисаветы. Однажды священ­ ник Захария, совершая бого­ служение в Иерусалимском храме, увидел Архангела Гав­ риила, который предсказал ему рождение сына —провоз­ вестника, ожидаемого Ветхо­ заветной Церковью Спасите­ ля. И все случилось, как было предсказано. Владыка Симон поздра­ вил прихожан с их храмовым праздником, Рождеством Ио­ анна Предтечи, и спросил, что есть это событие для людей: «Мы говорим не просто рож­ дение, а Рождество! Подчер­ кивая этим особое явление в нашей жизни, рождение не физическое, а рождение ду­ ховное. И сущность этого со­ бытия —щит родителей, мать, родившая человека! Потому как сущность матери, благо­ словленной Богом — рожать детей! И если женщина по ка­ ким-то причинам не осущест­ вляет этого предназначения, она чувствует себя ущербной, неполноценной, не выпол­ нившей главного в своей жиз­ ни, заповеданного ей Богом. Сущность Рождества —это Ра­ дость! И дает эту радость Гос­ подь, как подарил сына безде­ тным Захарии и Елисавете». Иисус Христос о пророке Иоанне Крестителе сказал: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11, 11). Именно Иоанн Крести­ тель Церковью прославляет­ ся, как «ангел, и апостол, и му­ ченик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков пе­ чать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пре­ честнейший, и светлый Слова глас». Надежда БОЛЬШАКОВА Не прикасайтесь помазанным моим Начало на стр. 8 Это тяжкий грех. Мы приносим пока­ яние не за грех цареубийства, но за его попустительство. Идея разрушения самой традиции Самодержавия была внесена в русское самосознание извне, врагами России, врагами Православной Церкви, врага­ ми Бога. Но дурное отравленное семя «славно» укрепилось на рыхлой почве. «Должен сознаться, —пишет владыка Вениамин, —Что влияние Церкви на народные массы все слабело и слабе­ ло. Причин много. Одна из них —в нас самих: мы перестали быть «соленой солью» и поэтому не могли осолить и других. А привычки к прежним при­ нципам послушания, подчинения еще более делали наше духовенство эле­ ментом малоактивным». Слова владыки Вениамина наво­ дят на мысль о том, что и сейчас, увы, немало сил в мире, которым бы очень хотелось разрушить последний оплот Святой Руси —Русскую Православную Церковь. К сожалению, опасения эти не безосновательны. Государь любил Христа и Россию до полного самоотвержения, и был готов принести себя в жертву во имя спасе- Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) Обращаясь с архипастырским сло­ вом после ночного богослужения в Храме-на-Крови 17 июля 2010 го­ да, сказал о Царственных страс­ тотерпцах: «Они являют перед нами образ высочайшего смире­ ния, потому что после великой славы, в которой они жили, они оказались в великом бесславии, и с терпением и со смирением, по­ добно Христу, который восходил на Голгофу, они восходили на свою Голгофу для того, что-бы здесь претерпеть смерть как страс­ тотерпцы и мученики». ния России и русского народа. «Быть может, необходима искупительная жертва для спасения России, — го­ ворил он. —Я буду этой жертвой. Да свершится воля Божия!» Конечно, под искупительной жерт­ вой Государь имел в виду свою готов­ ность к мученичеству во имя Христа, во имя спасения России. Поэтому не вызывает никаких сомнений, что му­ ченический подвиг императора Ни­ колая II и его августейшей семьи, как и подвиг всех Новомученников Рос­ сийских —христоподражательный. Не вызывает сомнения и то, что Николай II олицетворял собой весь народ, как отец олицетворяет свою семью, как священник свой приход. Что же касается нашего нынешнего отношения к «властям». Русская са­ модержавная монархия никак не мо­ жет быть поставлена в один ряд ни с республиканским, ни с тоталитар­ ным, ни с каким-либо иным светс­ ким государством. Потому что толь­ ко между православной монархией и Православной Церковью может быть симфония властей. Ни республикан­ ская, ни тем более тоталитарная фор­ ма правления не только не стремится к духовному процветанию человека, не только не стремится к спасению его души, но в лучшем случае относится к этим вопросам нейтрально (отделе­ ние Церкви от государства, толерант­ ность), а в худшем относится к хрис­ тианству крайне враждебно (комму­ низм, фашизм). Нынешняя российская власть в це­ лом относится к Церкви положитель­ но, а президент и глава правительства заявляют о себе, как о людях верую­ щих. Между Церковью и государс­ твом, в лице Д.А. Медведева и В.В. Пу­ тина, сложились хорошие отношения. Это весьма благотворно сказывается и на церковно-государственных отно­ шениях в целом. Но эти отношения не означают симфонии властей, ибо современное государство является се- кулярным и не провозглашает Право­ славие своей основой. Священномученик Владимир (Бо­ гоявленский), митрополит Киевский: «Монархпосвящается на власть Богом, президент получает власть от гордыни народной; монарх силен исполнением заповедей Божиих, президент держит­ ся у власти угождением толпе». Важность проведения службыв честь Царственных страстотерпцев и глубо­ кое осознание нашим народом зна­ чения канонизации Царской семьи подчеркивается словами Святейше­ го Патриарха Кирилла, отметившим в одной из проповедей, что есть доста­ точно людей «которые бы хотели, что­ бы никогда не было никакой памяти о Царственных Страстотерпцах». Будем служить, помнить, мыслить. Яна СМИРНОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz