Миссионерская православная газета. 2010 г. № 7-8. Август.

10 № 7-8, АВГУСТ 2010 МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА Постоянная готовность умереть ОБРАЩАЯСЬ к теме 10-ле­ тия гибели «Курска», я скажу, что процесс формирования морского офицера есть вели­ чайший жизненный урок. Че­ ловек обретает важнейшие ка­ чества, которые и делают его человеком, созидают насто­ ящего мужчину. Это мужес­ тво, стойкость, умение «де­ ржать удар» и не бояться брать на себя ответственность. То есть, надежность и лидерство. Вспоминаются очень важные строки из Корабельного уста- ва, о том, как должен коман­ дир управлять вверенным ему кораблем: «Смело, энергично и решительно, без боязни от­ ветственности за рискован­ ный маневр». Спросите любого военного, какой самый памятный мо­ ментего службы? И он ответит —МОРЕ! Когда корабль, эки­ паж отрывается от суеты, мел­ ких дрязг береговой жизни и начинает жить единым орга­ низмом, подчиненным еди­ ной воле командира. Это пре- Игумен Митрофан (Баданин) Настоятель Успенского прихода села Варзуга, Благочинный Терского округа, игумен Митрофан (Баданин) родом из потомственных военных моряков, капи­ тан 2-горанга, двадцать шесть лет от­ дал службе в ВМФ. Его прадед, Степан Никитович, 12лет отслужил на Импе­ раторском флоте под началом адмирала С.О. Макарова, прошел с ним две «круго­ светки». Отец, В.А. Баданин, капитан 1ранга, подводник, участник войны. Пережил много трагедий при испытании новых лодок в 50-е годы X X века, автор книги «Подводные лодки с единым двигателем». Игумен Митрофан с братом отслужили офицерами, командирами кораблей на Северном флоте и демобилизовались в конце смутных 90-х годов. красный образец монархии, и это угодно Господу. Здесь посрамляется всякая демок­ ратия, и возвращается к сво­ им первоистокам устройство человеческой цивилизации. И по-другому с этой грозной морской стихией общаться не возможно, поскольку, как за­ писано еще в древней книге Поморского морского устава: «Человеку на море —страш­ но, ибо он пред морем, как пред Самим Господом». Думаю, у каждого человека, изначально воспитанного вне веры, и который, наконец, об­ рел Бога, остается в памяти это удивительное, яркое событие, этот, по сути, момент истины. Но ступени, этапы, ведущие к нему, многочисленны и ими наполнена вся жизнь. Что касается меня, то на­ иболее осознанно я задумался о Боге в 1983-м, во время тя­ желого шторма, в котором мы оказались в Северном море. Тогда я перегонял на Балти­ ку для ремонта, очень изно­ шенный долгими годами бо­ евых служб у берегов Афри­ ки, корабль. И вот серьезные волновые нагрузки жестоко­ го шторма привели к появ­ лению трещин в его корпусе. Проржавевшее железо не вы­ держивало ударов стихии, во­ да начала поступать внутрь, стало выходить из строя на­ вигационное и ходовое обо­ рудование, ситуация катаст- Игумен Митрофан (Баданин). Неугасимая лампада «Курска». К десятилетию событий 12 августа. 2000 года. Издательство «Ладан». Санкт-Петербург-Мурманск 2010 г «Главный урок, который, например, я получил на военной службе - это осознание того, что всякий, кто выбрал себе путь профессионального военного служения, без колебаний должен принять всвое сердце обязательное условие этого выбора - постоянную готовность умереть. Вэтой постоянной готовности, вощущении передернутого затвора и взведенного курка, сокрыта вся моральная тяжесть воинской службы». рофически ухудшалась. Как командир, я был единствен­ ным, кто полностью владел обстановкой и понимал всю тяжесть положения корабля в целом. Но весь экипаж на­ деялся на меня и ждал моих команд. И именно тогда, в ту страшную ночь у Фарерских островов, появилась мысль: «Все смотрят на меня, наде­ ются и доверяют, а на Кого смотрю я, на Кого надеюсь?» Именно тогда я впервые попросил у Него помощи, и дал какие-то обещания. Си­ туация была взята под кон­ троль, и нам удалось совер­ шить практически невозмож­ ное. Корабль благополучно пережил ту страшную ночь и восстановил свою боеспособ­ ность. Не скажу, что я тогда же уве­ ровал, или, что жизнь моя ра­ дикально изменилась. Нет, до того было еще далеко. Но такое было со мной впервые. Это был мой первый опыт об­ щения с Богом. И много поз­ же был совершен монашеский постриг. Случилось это в ночь на 12июня 2000 года.До траге­ дии«Курска» оставалосьровно два месяца. Относительно то­ го, «почему так получилось», я написал в книге «Неугасимая лампада «Курска», посвящен­ ной 10-летию гибели подвод­ ной лодки. «Курск» ушел в небытие для того, чтобы все остальные вер­ нулись из небытия. То духов­ ное разорение, моральная де­ градация и беспамятство, в ко­ тором оказалась страна к кон­ цу страшного XX века, больше невозможно было терпеть. Господь пожалел Россию и по­ ложил предел распаду и разло- жению этого нашего некогда великого народа. Нужно было обозначить ру­ беж, последнюю черту на пу­ ти нашего духовного падения. Израненная громада «Курска» легла пред нами, не позволяя на этот раз перешагнуть и за­ быть, как мы уже не раз дела­ ли втаких случаях. Рваный ме­ талл искореженной лодки по живому резанул сердце каж­ дого русского человека. Ребя­ та с «Курска» уходили в жизнь вечную, дабы мы никогда не забывали о вечности живущей в нас. Подводный и надводный флота практически не сопри­ касаются в повседневнойжиз­ ни, особенно если имеют раз­ ные точки базирования, по­ этому с моряками «Курска» я знаком не был. Познакомился заочно, когда писал книгу, об­ щаясь с родными, с командо­ ванием, с товарищами, остав­ шимися вживых. «Отчаиваться не надо.» - сказано в предсмертной за­ писке Дмитрия Колесни­ кова. Потому как отчаяние, как следствие запредельных переживаний, связанных со смертью кого-либо из близ­ ких людей, есть трагедия че­ ловеческого неверия. И, ви­ димо это осознание пришло к подводнику в его послед­ ний час. Проблема состоит в невозможности для человека вместить непреложную ис­ тину, состоящую в очень про­ стых и удивительно светлых словах: «Смерти нет, ребята». Умереть для человека вов­ се не значит исчезнуть, ис­ париться , аннигилировать. Умереть, значит завершить этот утомительный отрезок бытия, этот, по сути, «миг между прошлым и будущим», этот краткий, но необычайно важный этап нашего сущест­ вования. Человек, перешагнувший этот рубеж, покинувший тем­ ницу своего тела, открывает для себя иную реальность — мир светлый, легкий, радост­ ный. И, скажем прямо, начи­ нает очень тяготиться той ат­ мосферой непомерных слез и безумного отчаяния, которая царит в покинутом им мире земном, поскольку она никак не вяжется с его нынешним состоянием покоя и мирной радости. Но, что поделать? Вера на­ ша слаба. Находясь пока еще на земле, в этом дольнем ми­ ре, человекне способен в пол­ ной мере принять в свое серд­ це это спасительное понима­ ние, это утешение, эту истину. Не скорбеть о родном чело­ веке, ушедшем раньше нас в мир иной —выше человечес­ ких сил. Тем более, что Сам Господь наш Иисус Христос, согласно Евангелия, скорбел и плакал об усопшем Своем друге Лазаре из Вифании. Те, кто читал книгу, обрати­ ли внимание, что я в ней под­ нимаю еще одну проблему на флоте —ругательство нецен­ зурной бранью. Мат с духов­ ной точки зрения —есть «ан­ тимолитва», обращение к си­ лам зла. Через матерные сло­ ва происходит поклонение «князю тьмы» и, как следс­ твие, человек отступает от Бога. При этом человек, ко­ нечно же, чувствует эту чер­ ную энергию, и она его воз­ буждает. Продолжение на стр.18

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz