Миссионерская православная газета. 2010 г. № 7-8. Август.
10 № 7-8, АВГУСТ 2010 МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА Постоянная готовность умереть ОБРАЩАЯСЬ к теме 10-ле тия гибели «Курска», я скажу, что процесс формирования морского офицера есть вели чайший жизненный урок. Че ловек обретает важнейшие ка чества, которые и делают его человеком, созидают насто ящего мужчину. Это мужес тво, стойкость, умение «де ржать удар» и не бояться брать на себя ответственность. То есть, надежность и лидерство. Вспоминаются очень важные строки из Корабельного уста- ва, о том, как должен коман дир управлять вверенным ему кораблем: «Смело, энергично и решительно, без боязни от ветственности за рискован ный маневр». Спросите любого военного, какой самый памятный мо ментего службы? И он ответит —МОРЕ! Когда корабль, эки паж отрывается от суеты, мел ких дрязг береговой жизни и начинает жить единым орга низмом, подчиненным еди ной воле командира. Это пре- Игумен Митрофан (Баданин) Настоятель Успенского прихода села Варзуга, Благочинный Терского округа, игумен Митрофан (Баданин) родом из потомственных военных моряков, капи тан 2-горанга, двадцать шесть лет от дал службе в ВМФ. Его прадед, Степан Никитович, 12лет отслужил на Импе раторском флоте под началом адмирала С.О. Макарова, прошел с ним две «круго светки». Отец, В.А. Баданин, капитан 1ранга, подводник, участник войны. Пережил много трагедий при испытании новых лодок в 50-е годы X X века, автор книги «Подводные лодки с единым двигателем». Игумен Митрофан с братом отслужили офицерами, командирами кораблей на Северном флоте и демобилизовались в конце смутных 90-х годов. красный образец монархии, и это угодно Господу. Здесь посрамляется всякая демок ратия, и возвращается к сво им первоистокам устройство человеческой цивилизации. И по-другому с этой грозной морской стихией общаться не возможно, поскольку, как за писано еще в древней книге Поморского морского устава: «Человеку на море —страш но, ибо он пред морем, как пред Самим Господом». Думаю, у каждого человека, изначально воспитанного вне веры, и который, наконец, об рел Бога, остается в памяти это удивительное, яркое событие, этот, по сути, момент истины. Но ступени, этапы, ведущие к нему, многочисленны и ими наполнена вся жизнь. Что касается меня, то на иболее осознанно я задумался о Боге в 1983-м, во время тя желого шторма, в котором мы оказались в Северном море. Тогда я перегонял на Балти ку для ремонта, очень изно шенный долгими годами бо евых служб у берегов Афри ки, корабль. И вот серьезные волновые нагрузки жестоко го шторма привели к появ лению трещин в его корпусе. Проржавевшее железо не вы держивало ударов стихии, во да начала поступать внутрь, стало выходить из строя на вигационное и ходовое обо рудование, ситуация катаст- Игумен Митрофан (Баданин). Неугасимая лампада «Курска». К десятилетию событий 12 августа. 2000 года. Издательство «Ладан». Санкт-Петербург-Мурманск 2010 г «Главный урок, который, например, я получил на военной службе - это осознание того, что всякий, кто выбрал себе путь профессионального военного служения, без колебаний должен принять всвое сердце обязательное условие этого выбора - постоянную готовность умереть. Вэтой постоянной готовности, вощущении передернутого затвора и взведенного курка, сокрыта вся моральная тяжесть воинской службы». рофически ухудшалась. Как командир, я был единствен ным, кто полностью владел обстановкой и понимал всю тяжесть положения корабля в целом. Но весь экипаж на деялся на меня и ждал моих команд. И именно тогда, в ту страшную ночь у Фарерских островов, появилась мысль: «Все смотрят на меня, наде ются и доверяют, а на Кого смотрю я, на Кого надеюсь?» Именно тогда я впервые попросил у Него помощи, и дал какие-то обещания. Си туация была взята под кон троль, и нам удалось совер шить практически невозмож ное. Корабль благополучно пережил ту страшную ночь и восстановил свою боеспособ ность. Не скажу, что я тогда же уве ровал, или, что жизнь моя ра дикально изменилась. Нет, до того было еще далеко. Но такое было со мной впервые. Это был мой первый опыт об щения с Богом. И много поз же был совершен монашеский постриг. Случилось это в ночь на 12июня 2000 года.До траге дии«Курска» оставалосьровно два месяца. Относительно то го, «почему так получилось», я написал в книге «Неугасимая лампада «Курска», посвящен ной 10-летию гибели подвод ной лодки. «Курск» ушел в небытие для того, чтобы все остальные вер нулись из небытия. То духов ное разорение, моральная де градация и беспамятство, в ко тором оказалась страна к кон цу страшного XX века, больше невозможно было терпеть. Господь пожалел Россию и по ложил предел распаду и разло- жению этого нашего некогда великого народа. Нужно было обозначить ру беж, последнюю черту на пу ти нашего духовного падения. Израненная громада «Курска» легла пред нами, не позволяя на этот раз перешагнуть и за быть, как мы уже не раз дела ли втаких случаях. Рваный ме талл искореженной лодки по живому резанул сердце каж дого русского человека. Ребя та с «Курска» уходили в жизнь вечную, дабы мы никогда не забывали о вечности живущей в нас. Подводный и надводный флота практически не сопри касаются в повседневнойжиз ни, особенно если имеют раз ные точки базирования, по этому с моряками «Курска» я знаком не был. Познакомился заочно, когда писал книгу, об щаясь с родными, с командо ванием, с товарищами, остав шимися вживых. «Отчаиваться не надо.» - сказано в предсмертной за писке Дмитрия Колесни кова. Потому как отчаяние, как следствие запредельных переживаний, связанных со смертью кого-либо из близ ких людей, есть трагедия че ловеческого неверия. И, ви димо это осознание пришло к подводнику в его послед ний час. Проблема состоит в невозможности для человека вместить непреложную ис тину, состоящую в очень про стых и удивительно светлых словах: «Смерти нет, ребята». Умереть для человека вов се не значит исчезнуть, ис париться , аннигилировать. Умереть, значит завершить этот утомительный отрезок бытия, этот, по сути, «миг между прошлым и будущим», этот краткий, но необычайно важный этап нашего сущест вования. Человек, перешагнувший этот рубеж, покинувший тем ницу своего тела, открывает для себя иную реальность — мир светлый, легкий, радост ный. И, скажем прямо, начи нает очень тяготиться той ат мосферой непомерных слез и безумного отчаяния, которая царит в покинутом им мире земном, поскольку она никак не вяжется с его нынешним состоянием покоя и мирной радости. Но, что поделать? Вера на ша слаба. Находясь пока еще на земле, в этом дольнем ми ре, человекне способен в пол ной мере принять в свое серд це это спасительное понима ние, это утешение, эту истину. Не скорбеть о родном чело веке, ушедшем раньше нас в мир иной —выше человечес ких сил. Тем более, что Сам Господь наш Иисус Христос, согласно Евангелия, скорбел и плакал об усопшем Своем друге Лазаре из Вифании. Те, кто читал книгу, обрати ли внимание, что я в ней под нимаю еще одну проблему на флоте —ругательство нецен зурной бранью. Мат с духов ной точки зрения —есть «ан тимолитва», обращение к си лам зла. Через матерные сло ва происходит поклонение «князю тьмы» и, как следс твие, человек отступает от Бога. При этом человек, ко нечно же, чувствует эту чер ную энергию, и она его воз буждает. Продолжение на стр.18
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz