Миссионерская православная газета. 2010 г. № 5-6. Июнь.
МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА № 5-6, ИЮНЬ 2010 7 внутреннего напряжения и подчас непомерной нагрузки, неотступно лежащей на военном человеке. И это условие абсолютно и непремен но. Ибо если нет этого «согласия на смерть», то человек не состоялся, как воин, как защитник, и более то го, он не родился для вечной жиз ни. Внешне на нем может быть одета военная форма, но по своей сути он «пустоцвет». Не секрет, что по Заповедям Хрис товым, по учению Православной Церкви, тот, «кто положилдушу свою за друзей своих» (Ин. 15;13) особо любим и угоден Господу. Тот, кто вы полнил приказ, не изменил прися ге, не предал друзей, и, не цеплялся малодушно за «привременное бытие сие», а «просто» отдал свою жизнь, непременно наследует Царствие Не бесное. При этом даже не важно, что он лишь «просто» поднялся из око па в атаку и тут же «принял пулю на вздохе». Или «просто» продолжал служить Родине, выполняя свои обязанности в жутком ледяном мра ке аварийного отсека беспомощно лежащей на дне подводной лодки. Это и есть «просто» быть русским моряком, «просто» любить родную землю, «просто» не испоганить ся сердцем в этом жестоком мире, и «просто» «положить душу свою за други своя». * * * Таковы начальные размышления о будущей книге. Автор просит всех, кто имеет свою историю «Курска», свою память в сердце, свой духов ный опыт переживания тех событий поделиться информацией. Книга, которую необходимо издать к этому наступающему десятилетию, не бу дет касаться технических проблем, «объективных» причин и поиска ви новных. Об этом сказано очень мно го, категорично и безутешно. Нам же необходимо понять, чем это событие было тогда для нас. И чем, по прошествии этих десяти лет, стало то тяжелое переживание для каждого россиянина и для страны в целом. Каждый христианин должен вспомнить, что «без пролития крови не бывает прощения» (Евр. 9;22), та ков Закон. Так во имя чего Господь попустил нам это горе, во искуп ление каких грехов была принесе на эта жертва? Каким рубежом ста ло это событие, и к чему призывают нас, оставшихся жить ныне, души тех ушедших ребят? Все, кто наиболее тесно были свя заны с событиями «Курска», согла сились помочь автору в написании этой книги. Даже те, кто принял для себя категорическое решение боль ше не возвращаться к теме «Курс ка», и никогда не общаться ни с кем по этому поводу, отозвались на эту идею, взялись рассказать свою ис торию, поделиться сокровенным, дабы помочь ответить на эти столь важные для нас вопросы. Всех же, кто имеет памятные, необыч ные, может, мистические наблюдения, пе реживания о том времени, и желает ими по делиться, автор просит связаться по теле фону +79113095224 , либо написать по адре су 184712, Мурманская обл., Терский район, с. Варзуга, ул. Успенская, дом 37. Игумен Митрофан (БАДАНИН). Настоятель Успенского прихода села Варзуга, Благочинный Терского округа, Председатель Комиссии по канонизации святыхМурманской и Мончегорской епархии Посвящается последним дням крейсера «Курск» На длани Господней Яна СМИРНОВА, канд. тех. наук, зам. начальника ИЦ С Р З «Нерпа», в 2000-2002 г.- ведущий инженер по утилизации АПК «Курск» Эти лодки в просторечии зовут «ба тонами» —по форме обводов легкого корпуса. Ничего себе «батончик» — около 18 метров в диаметре. Впро чем, стратегический атомный под водный крейсер маленьким быть не может. Февраль 2002 года. Прошло почти полгода, как «Курск» поднят из мор ских глубин и находится на стапель- палубе плавучего дока 82-го Росля- ковского судоремонтного завода. Уже поработали все мыслимые и не мыслимые комиссии, следователи, исследователи. Даже будучи переломленной почти пополам, атомная подводная лодка такого класса, как «Курс» еще пред ставляет опасность, прежде всего, как объект, имеющий в своем чреве ядер ный реактор огромной мощности. К тому же, на борту в шахтах остава лись 24 стратегических ракеты «Гра нит». И теперь, когда лодка уже стала подводной могилой для 118 парней, нужно сделать все, чтобы то смерто носное железо, которое от нее оста лось, не унесло жизни других людей, уже на земле. После ряда всевозможных сове щаний с конструкторами, учены ми, военными принимается решение «Курск» конвертовать1, обеспечив не проницаемость объемов, после чего пересадить в передаточный док мень ших размеров, чем росляковский, и прямо вдоке, как в люльке, доставить на специализированное предприятие, где будет произведена выгрузка ядер ного топлива из реактора. В составе группы работников судо ремонтного завода «Нерпа», задача которых — установить непроницае мую носовую переборку на корпус и заглушить отверстия, прорезанные в корпусе при подъеме корабля, дви жемся по узкой дорожке к спецпро- ходной плавдока ПД-50. Шаг, еще шаг, ещ е. У кого-то от волнения пульсируют височные жилки. Еще мгновение, и нам откроется крейсер «Курск», тот самый «Курск». В объятиях башен сверхъестест венного по своим размерам плавдока ПД-50 крейсер-батон издали пока зался крохотным. К тому же, без но совой оконечности, уничтоженной взрывом, он сейчас очень походил на батон без горбушки. В этот момент почему-то вспомнилось из детства, как покупали батон, а пока доноси ли до дома, обязательно отламывали хрустящую горбушку, иногда с двух сторон. В том месте, где у «батона» оторва ло «горбушку», образовался рваный поперечный срез, на котором как этажи, видны палубы остатков 3-го отсека. Спускаемся в четвертый. Когда- то здесь был, так сказать, культур но-спортивный центр, кают-ком пания, сауна. В спортзале остались тренажеры с крепко потертыми ручками. Еще вчера пацаны кача ли здесь пресс. Прикасаясь к этим ручкам, словно ощущаешь грани цу между жизнью и смертью. Стоял видеомагнитофон с огромным оте чественным цветным телевизором У частники операции по подъему АПРК «Курск» и те, кто приводил атомный крейсер в безопас ное состояние, были награждены уникальными медалями «За подъем «АПК «Курск». На медали изображе на гигантская рука, держащая на ладони корабль. Это очень напоми наетто, когда на иконах изображают святых, держащих на руках какую-то обитель, храм или город. Так чья же это огромная рука, поднимающая «Курск»? Иподумалось мне, что ведь это рука Господа, и держит Он нечто большее, чем только лишь обломок корабля. Потому что, пережив эту великую трагедию, мы все призваны понять что-тотакое, чтовырывает нас из глубин греха, из глубин смерти - понять и принять свойство, которое делает человека Человеком - спо собность жертвовать собой, своей жизнью, своим временем, своими интересами. Без этой способности как для человека в отдельности, так и для какой-либо общности людей - семьи, экипажа, страны остается лишьпадение и смерть. «Рекорд». На кинескопе ни царапи ны. В каком-то большом квадрат ном ящике росла настоящая берез ка. От почти годового нахождения под водой, березка стала как желе зо. Поразительно, но кроме «рекор- довского» кинескопа также остался целым и аквариум. Металл толщи ной 50 мм. разорвало, как бумажку, а аквариуму —хоть бы хны. Камеш ки на дне. Компрессор маленький такой. Рыбкам воздух был нуж ен. Помните рыбку из фильма «72 мет ра»? Это все правда. Рыбки на под водной лодке — это не просто ди зайн, это боевые товарищи. И что совершенно ошеломило ме ня —в кают-компании остались ком натные цветы-вьюны в горшках. От ледяной соленой воды цветы стали коричнево-зелеными. Но самое уди вительное, цветы эти так и продол жали свисать лианами, и на ощупь казались живыми, стоит только их отогреть. Даже земля в горшках не вымылась. Мгновение смертонос ного взрыва словно застыло в замер зших клетках этих цветов. В одном из отсеков натыкаюсь на буханку хлеба. Невольно мелькает мысль —кому в голову могло прий ти кушать здесь хлеб. Иду —еще бу ханка в пакете. Открываем провизи- онку —аккуратно сложенные буха ночки в спирт-пакетах2 ... Никто не собирался умирать. Стараемся не отвлекаться от це ли — выполнить конвертовку ко рабля. В ходе освидетельствования выяснилось — разрушены некото рые цистерны главного балласта (ЦГБ). А ведь именно они придают любой подводной лодке запас пла- вучести.Уже понятно —непроница емость ЦГБ нужно восстанавливать. Сварка ведется внутри замкнутого объема. Парни-сварщики вылеза ют из технологической горловины: «Варить не можем, горим». Вытас кивают ГОРЯЩУЮ АСБОТКАНЬ. Асботкань предназначена для туше ния пожара, она сама по себе не го рит по определению! Залезаю в ЦГБ. Сантиметров на 5 в каждой шпации3 присутствует какая-то жидкость. Принюхиваюсь — оказывается, ке росин. Он-то и пропитал асботкань. Керосин попал в ЦГБ из топливно го резервуара одной из се-ми ракет «Гранит», оставшихся на борту. Из- за сильных разрушений их не смогли извлечь из шахт штатным способом, и теперь судоремонтникам предсто яло самостоятельно демонтировать эти шахты вместе с ракетами. Скажу честно, при выполнении судовых сварочных и газорезатель ных работ возгорание — довольно распространенное явление, т.к. на любом корабле всегда присутствует огнеопасные вещества — топливо, масла, краски, ветошь. Однако, воз горание на «Курске» при наличии 7 ракет «Гранит» было бы недопусти мо. В доли секунды решение - ос танавливаем работы, аккуратно ве тошью убираем керосин, набрасы ваем в шпации ЦГБ снег. Никогда в жизни мне не было так страшно, как тогда. Продолжение на стр.11 1 Конвертовать плавучий объект означает установить на его корпусе заглушки и создать изэтого корпуса непро ницаемый контур, что придает ему плавучесть и возмож ность безопасно находиться на плаву. 2 Для того, чтобы хлеб в период длительного автоном ного похода на подводной лодке не портился (не черс твел и не плесневел), существует метод его консервации ,а именно-хлеб пропитывается спиртом ,укладывается в полиэтиленовый пакет, который затем запаивается. При необходимости употребления такого хлеба в пищу, па кет раскрывается, хлеб помещается в духовку, спирт ис паряется. Хлеб же после обработки в духовке становится вполне съедобным. 3 Шпация - зона между шпангоутами, или , иначе - между поперечными ребрами жесткости корпуса.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz