Миссионерская православная газета. 2010 г. № 5-6. Июнь.

6 № 5-6, ИЮНЬ 2010 МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ К десяти летию трагеди и 12 августа 2000 года КОГДА ГОВОРИШЬ, что есть пот­ ребность написать книгу, посвящен­ ную десятилетию трагедии «Курска», то в ответ неизменно слышишь удив­ ленный вопрос: «Неужели уже десять лет прошло»? В этом вопросе вся суть духовного феномена трагических со­ бытий августа 2000 года. События де­ сятилетней давности удивительно свежи воспоминаниями и продолжа­ ют жить в каждом из нас. Последний парад наступает... 30 июля 2000 года экипаж АПЛ «Курск» участво­ вал в параде кораблей посвященномДню ВМФ. По окончании праздника лодка уш­ ла на выполнениеучебно-боевой задачи. Поход оказался последним. О Книге памяти крейсера «Курск» Почему же именно эта трагедия продолжает жить в сердце каждого человека? Почему в Сибири и на Ук­ раине, на Дальнем Востоке и Крыму все это время продолжают писать за­ писки «об упокоении моряков-под- водников АПЛ «Курск»». Почему все эти десять лет в сибирском городе Братске каждое воскресенье служат по ним панихиду, а на другом краю света в поморском селе пономарь Ва­ ня каждую литургию поминает все их сто восемнадцать имен? Почемуукаждого (и нетолько в Рос­ сии) есть своя история, связанная с «Курском», свой след в душе, своя па­ мять сердца? Сколько уже было иных трагедий, сколько страшных историй прошло перед нами за эти десять лет, какое великое множество людей тра­ гически погибло, но ни за кого (раз­ ве только за очень близкого родствен­ ника) никто не будет молиться целых десять лет. Потому что этому явлению не может быть рационально объяс­ нимой причины, кроме лишь неодо­ лимой духовной потребности, ясного веления сердца и Божьего определе­ ния. * * * «Человеку на море —страшно, ибо он пред морем, как пред Самим Гос­ подом» (из Поморского морского ус­ тава XVIII века). Человеку на море страшно, так было всегда и по-друго­ му в этом мире никогда не будет. Че­ ловек, связавший свою жизнь с мо­ рем, вставший на дерзновенный путь личного общения с этой могучей, непостижимой стихией, неизбежно придет к глубокой внутренней пере­ мене всего своего существа, и пос­ тигнет особое состояние духа, кото­ рое можно определить, как дух морс­ кого богоискательства. Берега Крайнего Севера, издрев­ ле усеянные поселениями северных мореплавателей, в полной мере про­ питались этим особым духом, что с молоком матери усваивал каждый житель этих суровых мест. Здесь сре­ ди скал Северного Ледовитого океа­ на, формировалось то удивительное братство мореплавателей-поморов, для которых ежедневная смертельная опасность воспринималась, как нор­ ма жизни. Здесь на северных бере­ гах Святой Руси воспиталась особая генерация православных христиан, которые не знали многих духовных проблем своих сухопутных собратьев по вере. Этим людям не ведомы были такие вопросы аскетики как, на-при- мер, преодолеть холодность сердца и равнодушие, стяжать чистую и ис­ креннюю молитву, и как научиться в полной мере полагаться на волю Бо- жию. «Начало мудрости —страх Гос­ подень», — поучает нас Божествен­ ный псалмопевец, и северное море в полной мере давало человеку этого «начала мудрости». «Ходящему по морю, без страха и без взаимной помощи пробыть не­ возможно», — вторит поморский Плафон аварийного освящения, на­ ходившийся в девятом отсеке АП- РК «КУРСК» сейчас - напрестоль­ ная лампада в Никольском храме- памятнике морякам подводного крейсера «КУРСК». Лампада изго­ товлена петербургским ювелиром Олегом Тихомировым из пожертво­ ванных видяевцами крестиков, ко­ лечек и других предметов. Четы­ ре якоря-креста соединяет круг золотых свечей, на каждой из ко­ торых выбито имя моряка - 118 имен. Андреевский флаг несет ого­ нек лампадки. Упокой, Господи, ду­ шиусопших рабов Твоих. «Морской устав», не скрывая в своих наставлениях ясного понимания то­ го, что «человеку на море —страшно, ибо он пред морем, как пред Самим Господом». Суровая стихия Ледовитого океана была естественной средой обитания каждого помора с раннего детства. Именно здесь, день за днем, довер­ чиво и буднично вручали они жиз­ ни свои в руки Божии. Именно здесь всем сердцем постигалась ими муд­ рость поморской поговорки: «Кто в море не хаживал, тот Богу не мали- вался». Современному мореплавателю уже довольно трудно проникнуться тем спасительным духом чистой веры, и в полной мере постичь глубочайший смысл и саму духовную суть «хожде­ ния в море» сокрытую в поморской пословице: «Без моря Бога не узна­ ешь». Несравнимо реже выпадает ны­ нешнему моряку эта очистительная возможность столкнуться с вечнос­ тью, открыто взглянуть в пустые глаза смерти, осознав внезапно, что насту­ пает время попрощаться с этим ми­ ром, где ты, наивный, думал так про­ чно обосноваться. Это тот единствен­ ный момент истины, когда, заглянув в свою душу, каждый ужаснется, что вовсе не готов предстать пред своим Отцом Небесным, дабы дать Ему от­ вет за каждый день этой иссякающей ныне жизни, которую Он тебе неког­ да дал, позволив ее прожить. Океанские лайнеры и многопа­ лубные паромы, могучие рыболов­ ные траулеры и грозные военные крейсера, порождают опасную ил­ люзию защищенности от всевластия морской стихии, а равно и печаль­ ное и пагубное для души всецелое доверие технике и упование лишь на свои немощные силы. И тогда вра­ зумляет Господь неразумного и са­ моуверенного нынешнего человека, погружая в скорбные слезы и горес­ тные размышления многие милли­ оны россиян. Надо прямо сказать, что эти духов­ ные утраты проникли в сердца людей не как результат наступления века, так называемой, «научно-техничес­ кой революции». Человеку, находя­ щемуся вдалеке от моря, от океан­ ской стихии, живущему вне среды природных мореплавателей пред­ ставляется полным безумием то спо­ койствие, с которым помор воспри­ нимает пришедший к нему смерт­ ный час, спокойно облачаясь в белую «смертную» рубаху. То же спокойствие и достоинство имели и молодые ребята-подводни­ ки, собравшиеся к полудню 12 авгус­ та 2000 года в девятом отсеке зато­ нувшей АПЛ «Курск». Всякий, кто выбрал себе путь про­ фессионального военного служе­ ния, —без колебаний должен при­ нять в свое сердце и постоянную готовность умереть. В этой «пос­ тоянной готовности», в ощущении передернутого затвора и взведен­ ного курка сокрыта вся моральная тяжесть воинской службы. Имен­ но здесь истоки того изнуряющего В трагические дни ав­ густа 2000 года, когда Россия глубоко пережива­ ла за моряков подводной лодки «Курск», погибших в водах Баренцева мо­ ря, московскому ювелиру Николаю Балмасову (его отец был подводником) во сне явился образ Божией Матери с предстоящими Николаем Чудотворцем и Апостолом Андреем Пер­ возванным. Вморской глубине горят 118 свечей, и ангелы возлагают венок. Балмасов заказал икону в одной из ярославских мастерских, сам же изгото­ вил серебряный оклад с морской символикой. В проекте участвовали вете­ раны подводники. На первую годовщину гибели «КУРСКА» ее передали в дар храму вАра губе.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz