Миссионерская православная газета. 2010 г. № 5-6. Июнь.
МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА № 5-6, ИЮНЬ 2010 11 ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ Посвящается последним дням крейсера «Курск» На длани Господней Начало на стр. 6 Примерно к середине апре ля «Курск» был отконвертован и подготовлен к пересадке в другой плавдок — ПД-42. Пересадка кораб ля, точнее —фактически его полови ны, также была сопряжена со значи тельным риском. Малейшая ошибка в установке взаимного положения доков могла бы привести к непопра вимым последствиям. Двойная доко вая операция, да еще части корабля, выполнялась впервые в истории су доремонта. К счастью, она была бла гополучно проведена, и «Курск» от правился к своему последнему при чалу—на судоремонтный завод «Не рпа». Первое, что предстояло сделать после прихода «Курска» —вырезать 7 злополучных шахт с ракетами «Гра нит». После долгих и тщательных техни ческих проработок и изготовления специальной оснастки, в целях безо пасности по отношению к заводским сооружениям, плавучий док ПД-42 был отбуксирован на котлован пог ружения, и 12 июля, в день Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла, началась уникальная опера ция по вырезке из корпуса заряжен ных ракетных шахт. Уже потом, по прошествии времени, рассказывали, что многие жители города Снежно- горск, узнав о предстоящей опера ции, спешно уезжали куда-нибудь. Но мы, те, кто занимался переводом АПРК «Курск» в безопасное состоя ние, ничего этого не знали и даже не думали об этом, хотя подспудно по нимали, что с котлована погружения можем уже не вернуться. Что греха таить, заводчане не раз говаривают стихами «о цветочках и бабочках». Слов мало, но они жест кие, порой грубые, только конкре тика - «Да», «Нет», «Не знаю». Бы вает, заведет кто тему «в сторону», отворачиваются и уходят, только го ловой покачают: «Ни о ч ем .». А ес ли очень допекут, или совсем тяжко станет - могут и крепким словцом огреть, да не в один этаж. Так вот, когда готовились к вырез ке первой шахты с ракетой, все 25 мужиков, отпетых матершинников, вдруг притихли, и не только не про износили ни одного бранного сло ва, наоборот в их речи появилась ка кая-то забота друг о друге, пришло то чувство, которое приходит к че ловеку перед лицом смерти. И мы все, в большинстве обычно грубые, чуждые «дум высокого стремленья», вдругреально почувствовали, что на ходимся сейчас в руках Божиих, что каждый из нас, произнеся какое-то пустое, а тем более грязное, бранное слово, может потерять это Его бла гословение, Его защиту, и тогда по вине одного пострадают все. Когда вырезали первую и послед нюю, наиболее разрушенные шахты с ракетами, на доке стояла такая ти шина, что мы ее будем помнить, на верное, до конца своих дней. Смерть прошла мимо нас, мы только прово дили ее глазами. Осматриваем последнюю шахту. Она практически переломлена по полам. Несколько миллиметров от делили ее содержимое от взрыва. Если бы это случилось, и произош ла бы цепная реакция взрывов не только торпедного, но и ракетного боезапасов, последствия такого раз вития событий просто невозможно себе представить. Прежде всего, это пельных линиях. Таким судном ста ла спецплавтехбаза «Имандра». Ввод «Имандры» в стапельный цех должен был производиться при по мощи судопоезда, приводимого в движение посредством системы гид равлики. В конце ноября — начале декабря, стояли невероятно сильные морозы. Несмотря на это, техноло гически было невозможно отложить операцию по постановке «Иманд ры». Когда уже были открыты мор- могло бы вызвать разрушение ядер ного ректора и как следствие, стать причиной серьезной радиационной аварии. Но к счастью, если можно так вы разиться, возникшие при аварии «Курска» механические воздействия на реактор не вызвали никаких раз рушений его конструкций и меха низмов. Поэтому заключительная операция по приведению «Курска» в безопасное состояние, хотя не рас сматривалась с технической точки зрения как рядовая, но в то же вре мя, как казалось тогда, и не расце нивалась как уникальная. Однако, «Курск» словно боролся за жизнь. В нем, обезглавленном и обезору женном, еще продолжало тихо бить ся его ядерное сердце. И он не хотел подпускать к нему никого. Поэтому драматические события последних дней корабля после выгрузки ракет еще не закончились. К концу ноября 2002 года проект по выгрузке ядерного топлива был полностью готов. Его основной иде ей была постановка «Курска» и суд на —перегрузчика, которое и будет обеспечивать выгрузку топливных элементов, в закрытый стапельнь- ный цех на двух параллельных ста ские ворота, и нос судна частич но вошел внутрь цеха, из-за низкой температуры застыла гидравлика в системе движения судопоезда. Его движение прекратилось, несмотря ни на какие усилия. Началось резкое охлаждение помещения цеха. Сни жение температуры ниже нуля при вело бы к перемерзанию контуров реактора «Курска», уже стоявшего на параллельном стапельном месте. По заводу были собраны все, какие только возможно, тепловые пушки, с одной целью —не дать упасть тем пературе в реакторном отсеке ниже + 5 0 С. Между тем, третьи сутки про должались попытки всевозможными способами передвигать «Имандру» буквально по сантиметру. Вырвав из вен иглы капельниц, на завод приехал бывший тогда его ди ректором тяжело больной Павел Гри горьевич Стеблин. На четвертые сут ки судно завели в цех. Морские воро та закрылись. К сожалению, после почти пяти суток непрерывной работы без сна и отдыха остановилось сердце у опера тора судопоезда Владимира Загумен- нова. А через два месяца не стало и П.Г. Стеблина. Вечная им память. После тяжелейшей заводки «Иман дры» в закрытый стапельный цех, «Курск» наконец словно смирился с тем, что он, крейсер-красавец, ни когда уже не выйдет в море и не рас сечет воды своей стальной мощью. А часть корпуса «Курска» еще су ществует, даже находится на пла ву. После выгрузки ядерного топли ва из его корпуса был сформирован трехотсечный блок - то, чем заканчи вается жизнь любого атомохода. Когда-нибудь из него сделают од ноотсечный блок для наземного хра нения на плите полигонадлительного хранения реакторных блоков «Сай да», построенного на деньги Бундес тага. И только через 150-200 лет его оставшиеся конструкции могут стать абсолютно безопасными. А пока сто ять этому последнему кусочку «Кур ска» среди прочих таких же блоков, ушедших мирно. На этом блоке нет уже слова «Курск», нет синей поло сочки с курскими соловьями. В храме поселка Видяево, отку да уходил «Курск» в свой последний поход, есть 4 уникальные иконы - Господа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, Святителя Николая и Святого равноапостольного кня зя Владимира. По периметру икон изображены светлые лица моря ков, погибших на АПРК «Курск». О, сколько высказываний можно было услышать по этому поводу — «Что, если погибли, святыми сразу стали? А то мы не знаем, как моряки жи вут —гуляют, пьют, матерятся.» Да, у нас часто так бывает —пра ведность, жертвенность, святость могут вовсе не совпадать. Выпивал, хулиганил, гулял. А пошел на войну и жизнь отдал за Родину, за товари ща. Каждому из нас Господь протя гивает эту ладонь спасения, чтобы «во благих водворились» наши бес смертные души. О том, с каким достоинством мо ряки встретили свой смертный час, много говорит записка капитана- лейтенанта Дмитрия Колесникова. Чтобы написать такую записку, нуж но обладать великим мужеством и достоинством. Этот взрыв, эта гибель должны бы ли разбудить всех нас, чтобы мы оч нулись от сна, чтобы оглянулись вок руг, чтобы встрепенулось в нас чувс тво ответственности, долга, потому что мы все на земле находимся тоже как бы на одном корабле, и от пос тупка и слова одного часто зависит жизнь других. Лица ребят смотрят сейчас на нас с икон. Они названы не святыми, как некоторые полагают, а чтимы ми усопшими. Церковь молится за их упокой. На иконах, так и оставшись пле чом к плечу, рядышком, они оста нутся навсегда защитниками Роди ны, чести и правды, словно обсту пив нас, вдохновляя на жертвен ность и подвиг. Яна СМИРНОВА, канд.тех. наук, зам.начальникаИЦСРЗ«Нерпа», в2000-2002г.- ведущийинженер поутилизацииАПК«Курск»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz