Миссионерская православная газета. 2010 г. № 5-6. Июнь.
10 № 5-6, ИЮНЬ 2010 МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА ПО ЗОВУ СЕРДЦА От булавы и полевых цветов В Паломническом центре Мурман ска, начиная вечер, посвященный 65-летию Великой Победы, иерей Сергий Поливцев говорил о том, что Господь попустил в России войну 1941-1945 годов, чтобы лю ди не скатились до богоотступни чества. Размышления иерея Сергия По- ливцева продолжил протоиерей Андрей Разенков, задаваясь воп росом, а почему Господь попустил еще и страшное кровопролитие в Чечне? Почему же многие бойцы, которые считают себя православ ными, до приезда отца Андрея, ис поведующего и причащавшего их, никогда этого не делали раньше? Почему мы предаем забвению ве ру наших предков, которая многие сотни лет спасала наш народ от по гибели? Не будем скрывать, в Чечне и се годня погибают наши сыны. И го довщина отмены КТО (контртер- раристической операции), кото- рую с размахом отмечали в респуб лике, еще не показатель того, что война закончилась. Она продол жается, только теперь невидимым фронтом, и нет уверенности, что бойцы вернутсядомой живыми. Одна из женщин, слушая нас, вдруг с болью в голосе выкрикну ла: «А зачем нам эта Чечня?» Вопрос в другом, сколько наши правители будут призывать рус ский народ к толерантности по от ношению к любым другим наро дам, только не к своему собствен ному. Почему, когда речь заходит о защите русского этноса, нас сра зу обвиняют в национализме? Ду маю, пока мы не научимся любить, беречь и уважать свой собствен ный народ, нас никто не будет лю бить и уважать. Я сравнила менталитет чеченцев с кинжалом и репейником, закан чивая разговор, хочется привести сравнительную ассоциацию для характера русского народа. Думаю, в нем много силы и мощи от була вы древних русичей и нежностии, широты душевной от полевых цве тов. Душа наша, точно поле рус ское —все в травах, цветах, да толь ко большинство из них уже в Крас ную книгу занесены. Многие века русский народ отдавал свою кровь всем этносам, и не заметил, как сам обескровился. И не дай Бог, чтобы мы попали в эту Красную книгу, как те самые полевые цветы . Поездкой в Чечню я осталась до вольна. То что увидела и впитала, хватит на долгие годы, на многие раздумья и страницы публицисти ки и прозы . П амяти павш их воинов... Ханкала с 2000 года база российских войск в Чеч не. В 2008-м здесь освя щен храм во имя свято го благоверного князя Димитрия Донского, ку да была передана в дар от Князь-Влади мирской церкви Мурманска икона Казанской Божией Мате ри старинного письма. По дороге из Ханкалы в Каргалинку стоит православный Крест, к которому мы ехали совершить заупокойную литию по погибшим в Чечне мурманским бойцам. Близко подходить к Кресту не разреши ли, может быть заминирован. Охрана бойцов встала на дороге по периметру наших машин, мимо на бешеной скорости пролетали «Жигу ли», иномарки, а над чеченскими просторами возносился голос православного священника: «Молитвами святых отец наших, Господи Ии сусе Христе, Боже наш, помилуй нас»... И разносились в поминовении име на погибших точно ангельские птицы: «Алексей, Алексей, Владимир, Олег, Сер гей, Олег, Вячеслав, Станислав, Сер гей, Александр, Владимир, Андрей, Анд рей, Александр, Константин, Александр, Ан дрей, Валерий, Андрей, Андрей, Андрей.», и летели на места гибели ребят в Степное, Хаса- вьюрт, Каргалинскую, Грозный, Назрань, Са машки, Урус Мартан, Танги-Чу, под Ханкалу.. Позже Михаил Михайлович Громов, пред ставитель Правительства Мурманской об ласти, скажет, что поездкой остался доволен: «Мы воочию убедились, на войне безбожни ков нет. Почтили память тех, кто не вернулся живым. Это наши дети и мы должны помнить о них, а иначе как дальше ж ить.» И З З А П И С О К У Ч А С Т Н И К А Э К С П Е Д И Ц И И И Библия и Коран учат платить добром Адат (обычай) кровной мести в че ченском и ингушском обществах, в отличие от других кавказских наро дов, не сумели вытеснить ни Российс кая империя, ни советский режим, ни репрессии. Их кровная месть не име ет срока давности, и может быть осу ществлена через 50 или 100 лет, даже если виновник смерти и его близкие родственники умерли. Проезжая дорогой от Червленой до Ассиновской, мы встретили несколь ко чеченских кладбищ. У некоторых надгробий стоят пики в 2-2,5 метра высотой с металлическими флажками. Пика на могиле мусульманина означа ет —«погиб на священной войне с не верными», и могила неотомщена. И чудится, как скрипят на ветру флажки, напоминая родне: «Отомсти, отомс ти .» И таких могил с торчащими пиками по Чечне немало. Спрашиваю: «Акому мстить, коль человекна войне погиб?». Ответ: «Они найдут кому..». И неволь но вспоминаются теракты в Моск ве. Неужели таким образом происхо дит отмщение, неужели за смерть од ного должны погибать сотни? «Кровь не смывается водой, кровь смывается кровью». Но «Коран» учит и другому: платить добром за зло. Простить свое го кровника с давних времен считает ся не менее уважительным, чем отомс тить ему. Только мало кто сегодня пом нит об этом и прощает. Настоящим откровением для меня стал нынешний Грозный. Главная ма гистраль города - проспект Кадырова, плавно переходящий в проспект Пу тина, напоминает чем-то Нью-Йорк. Красивые здания из стекла и бетона, мечеть «Сердце Чечни», зеленые пар ковые насаждения, «Грозный С ити». И везде как украшение, а заодно и на поминание, кто в республике хозя ин — портреты Рамзана Кадырова. «Он здесь отец и бог» —говорят чечен цы. В честь его 30-летия открыта Три умфальная арка, ему слагают гимны. Но больше всего меня поразил памят ник-символ —Земной шар, опоясан ный надписью «Грозный —центр ми ра». И не зря сегодня ученики школ пишут в школьных сочинениях стихи подобные этим: Если когда-нибудь, рано ли поздно, Станет столицей России твой Грозный, Если дождемся мы светлого дня, Тыуж, Рамзан, не забудь про меня! Пока юные дарования только отпи сываются подобными строчками, а за втра, возможно, свои детские мечты они захотят воплотить и в ж и зн ь. За главной мечетью Грозного скром но примостился православный храм Михаила Архангела. Построен терски ми казаками в 1892 году. В ходе боевых действий в 1999-м практически полно стью разрушен. В2006-м к Пасхе вновь открыт для служб. После его посеще ния решаем, куда ехатьдальше. Прошу остановить у какого-нибудь книжного магазина. Ответ: запрещено. Почему? В 2009-м в Урус-Мартане в магазине «Игрушки» неизвестный расстрелял троих сотрудников ОМОНа. Спрашиваю напоследок командира нашей охраны татарина Руслана Абе- ковича Кинчурина: —Не трудно с нами было? Охрана гражданских людей всегда хлопотна. —Нет. Жаль, что сам за время про хождения здесь службы плохо Грозный узнал и ничего не смог вам рассказать и показать. Считаю, вы очень нужное дело делали: поднимали дух бойцов, принесли близость родины, внимание Мурманской церкви и Правительс тва. Духовный подъем личного состава особо необходим, когда ты находишь ся далеко от дома. Я служу уже пять с половиной месяцев, осталось две не дели, и все же и мне, не мурманчанину, было приятно слышать ваши выступ ления, видеть заботу. Надежда БОЛЬШАКОВА, писатель, редактор «Православной газеты» пос. Ревда,Мурманской области
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz