Миссионерская православная газета. 2010 г. № 3-4. Апрель.
МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА № 3-4, АПРЕЛЬ 2010 7 ЛУГ ДУХОВНЫЙ «Внутренняя честность», «искрен ность» - понятия неразрывно связан ные с совестью человека, а совесть, по определению «Толкового словаря» Даля, есть «нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в че ловеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывает ся одобрение или осуждение каждого поступка; чувство, побуждающее к ис тине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к ис тине; прирожденная правда в различ ной степени развития». Архимандрит Диодор (БАЛАБОВ) С древности, независимо от того, вос поминалось или не воспоминалось имя Божие, русский человек, произ нося слово «совесть», знал, что Бог где-то недалеко от этого понятия. Совесть и сейчас является одним из ключевых понятий современного ми ра; им пользуются писатели и поли тики, журналисты и юристы, фило софы и моралисты, зачастую наделяя это слово противоположным смыс лом. Всякое мировоззрение, религи озное или нет, включает в себя какое- то понимание совести или, по край ней мере, близких или производных от нее представлений, таких, как добро, справедливость, правда. Люди могут считать себя верующими или неверу ющими, но сходятся при этом в опре делении и оценке главных нравствен ных критериев, в основе которых ле жит некий опыт совести. Религиозная вера так же неразрыв но связана с понятием совесть. Вера должна будить совесть, но бывает и так, что она усыпляет ее. Так фарисеи, распиная Христа, думали, что они слу жат Богу. Так одни христиане мучили и сжигалидругих, полагая, что они от стаивают чистоту веры. В настоящее время это дело прошлое, но и сегодня, как и всегда, есть среди верующих не мало таких, кто помнит лишь о своих обрядовыхпрегрешенияхпередБогом, начисто забывая даже о самых тяжких нарушениях заповеди о любви к ближ нему. Человек кается в том, что нару шает постные дни, в том, что не дочи тываетдо конца молитвенных правил, что бывает несдержан и гневлив, но не упоминает о том, что оскорбил соседа, что завел судебную тяжбу с сестрой из- за наследства, отправил родную мать в дом для престарелых, как будто все эти дела неимеют никакого отношения ни к вере его, ни к спасению. Но, по сло вам апостола Иакова: «... может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра не имеют пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грей тесь и питайтесь», но не даст им пот ребного: что пользы?» (Иак. 2, 14-16). Бесполезность этой веры не в том, что она верует неправо, а в том, что рели гиозные истины она держит в стороне от конкретной жизни среди людей. Совесть служит организующим на чалом единства человеческой личнос ти. Человек с живой совестью целен, хотя и дает совершиться в себе воле Бога, предоставляет себя изнутри Его суду. Требовательная, совесть не рас калывает внутреннего единства чело века, напротив, она образует его. Че ловек целен только в своей открытости Богу, а не в уходе и отгороженности от Него, в единстве с Ним, а не во враж де. Жизнь без Бога или против Бога (а это почти одно и то же) всегда пора жена тайным изъяном, ущербностью, каким-то внутренним расколом, чаще всего старательно скрываемым. И ес ли человек с чуткой совестью находит в себе этот изъян, источник непонят ного страдания и беспокойства, то это открытие должно стать для него осво бождающим и благотворным. Если вера обращает человека к Богу и дает понять ему спасительные исти ны, которые раскрываются в Церкви Божией, то совесть в Церкви служит для него органом самопознания самой его обращенности к Богу. Можно ска зать, что истинный христианин поз нает свою веру совестью. Вера это не совокупность очень важных, но отвле ченных знаний, но жизнь перед Богом и для Бога, а такая жизнь невозможна без того, чтобы человек не ставил себя перед взглядом Божиим и не судил се бя этим взглядом. А в этом, какраз и за ключается суть христианской совести, внутренней честности и искренности. Царство Небесное приблизилось и невидимым образом вошло в Церковь Христову. Мы можем считать себя уже стоящими на пороге этого Царства. Но если спросить себя, достоин ли я стоять хотя бы у его дверей, то как не вспомнить, что и святые, когда еще живут здесь, на земле, не находят в се- бе такого достоинства. Тем более мы, испытывая свою совесть, найдем себя еще менее достойными стоять вблизи этого дарованного нам Царства. По этому Церковь, делая нас как бы уже его гражданами, и учит нас покаянию, и только благодаря ему мы и можем принадлежать к ней, принимая Ее Та инства. И поскольку покаяние —де ло совести, то, значит, именно совесть вслед за веройделает нас христианами. Более того, качество нашей христиан ской жизни зависит от степени разви тия в нас совести или внутренней чес тности. Церковь учит нас, что покаяние — радость, и что даже само наказание — «муки совести» —может привести к благодатной встрече и стать началом спасения. И конечно, лучше и яснее об этом говорит нам Христос Спаси тель: Кого Я люблю, того обличаю и наказываю. Я стою у двери твоего сер дца и стучу; если кто услышит голос Мой и откроет дверь, Я войду к нему, и буду пребывать с ним, и он со Мною (Откр. 3, 19 —20). Внутренняя честность П И С Ь М О К В Л А Д Ы К Е ...А Бог когда-нибудь откроется тебе Ответ Архиепископа Мурманского и Мончегорского Симона Андрею Андрюшенька, молодец ты, что ходишь вхрам, молодец и отец Глеб, что тебя правильно наставил. Думаю, ты справишься, переживешь свой внутренний конфликт. Он, этот конфликт твой, между твоим субъективным «Я» и объективной реальностью. А Бог когда-нибудь откроется тебе. ЗДРАВСТВУЙТЕ! Решил вам написать, хоть письма никог да не писал. Можно сказать впервые перо в руки взял. Я в эпистолярный жанр в 21 веке не верю, умер он, не вернешь. Все 8Ш5-камида е-шаП-ами об щаются. Так легче и быстрее. А я пишу потому, что говорят, когда другому расскажешь, то помогает, отпускает. В общем, что перо намарало, топором не вырубишь, в корзину не отпра вишь. Пишу потому, что хочу высказаться, наболело. Жизнь у меня была обычная. Семья хорошая. Мама, папа, брат. Винституте на последнем курсеженился. Мать мне гово рила —не женись рано, пожи вите, пооботритесь. Так Свет ка —женись, женись, хочу пла тье свадебное, чтоблучше всех, колечко с бриллиантом. Она девка забалованная, сдетства в деньгах проблем не знала, сим патичная, «Тело Мурманска» чуть не выиграла. В общем, ма тери я не послушался. Женил ся. Тридня гудели, ох! Первое время у нас все хоро шо было. Летом —на курортах, весь год вкалываем. На выход ных, само собой, погулять, от дохнуть —святое. Я, в принципе, не пью. Так рюмочку,другую, когда компа ния хорошая. Светка меня го няла: пива не пить - пузо, водку тоже —не хочу пьяную компа нию подомам развозить, спор том заставляла заниматься. Что я ей —модель какая, Бред Питт, что ли? На работе у меня тоже все ладилось. Вышку я закончил, в коммерцию, правда, друг сманил. Держим с ним фирму. А надо было в моря, наверное, пойти. Вода, разрядка. Домой придешь —все как в первый раз, соскучишься, а так—ру тина... Родители наши со Светкой сделали нам квартиру, машину купили. Через 3 года у нас ре бенок родился. Светка аборт хотела сделать, но её отговори ли: с первым нельзя, потом во обще не родишь. Я гордился —сын, первенец. Хотя, честно говоря, Светка с ним больше занималась. Ко мне поохладела, ругаться нача ла. Я, конечно, «разряжался», стрессы снимал. Вкалываешь, вкалываешь, как проклятый, а она еще недовольна. В общем, дошел я до ручки. Выпил с ребятами, домой иду, а перед глазами у меня —петля. Раз и конец всему, хватит, уже через край... Домой пришел, Светка орет. Ну, в общем, как всегда. На утро проспался, встал, голова болит. И додумался же: «Пой ду в Церковь». Просто, чтобы Светка не пилила. Пришел, там пусто, тишина, бабки оди нокие бродят, перешептыва ются. Тут у меня мобила как зазвонит —Светка. Я говорю: «Алло, я в Церкви». Так ко мне как со всех сторон бабки на бежали, нельзя, говорят, здесь с телефоном, и все такое, грех там какой-то. В общем, плю нул я и ушел. «И здесь не пой мут», —подумал. Вдруг смотрю, по двору поп идет. Молодой такой, навер ное, мне ровесник. Стильный, куртон классный. Подойду, думаю. А как обратиться и не знаю. «Здравствуйте, — гово рю, —простите, я тут спросить хотел...»А он смотрит и улыба ется. Крест у него большой на груди... «Я, —говорю, —с ума схожу, уже о суициде подумы ваю...» В общем, как на духу ему все и выложил. «Вы мне помочь сможете?» А он: «Вам в храм надо». «Я, —говорю, —в Церковь вашу не хочу, достали уже с ней. Везде ваши попы: по телеку, по радио, уже и по ули цам в своей спецовке ходят, и в магазинах встретишь, хоть бы переодевались, обнагле ли...» «Я переодеваюсь, —го ворит. —Но я вас в Церковь и не зову, вы в храм зайдите». «И что? Был я там, на меня тетки накинулись за телефон, чуть не съели...» Он опять смеет ся, тут и меня прошибло. Сто им, как два дурака, улыбаем ся. «Ладно, —говорю, —зайду в ваш храм. А чтоделать-то?» А он: «Да ничего, просто стоять». «Ячто —столб, стоять просто?» «Все мы в какой то степени столбы, —он говорит. —А ес ли хотите из вашего состояния выйти, то вот так столбом на до в храм проходить 3 месяца, в общем, как в сказке, каждое воскресенье, на 3 часа, с 8-ми утра, до конца весны. К лету проблем как не бывало». «Вре те или издеваетесь?» — спра шиваю. А он так посерьезнел, улыбаться перестал и говорит: «Я при исполнении. Мне врать не положено. Отец Глеб, честь имею...» —чего-то там рукой в воздухе помахал, типо пере крестил что ли меня и ушел. Вот так встреча. Шел обрат но, думал о сказках, чего-то там у них в храмах знают, тай ны все. Нам не понять,да я и не вникаю, я в Церковь не хочу, у них там все грех, грех, все чер ное... Только по воскресеньям в храм хожу, стою столбом, по ют хорошо. Ничего не пони маю, как в театре каком. Один поп ушел, другой пришел, тре тий поклонился. Да я и разби раться не буду. Мне просто там нравится стоять, думаю о сво ем, детство вспоминаю, ба бушку...А есть Богили нет - кто его знает, я его пока не видел. Вжизни все, как и было, по- старому. Только я, как в сказке, Иван-дурак, считаю, когда 3 месяца пройдет, может помо жет? Андрей
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz