Миссионерская православная газета. 2010 г. № 3-4. Апрель.

МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА № 3-4, АПРЕЛЬ 2010 7 ЛУГ ДУХОВНЫЙ «Внутренняя честность», «искрен­ ность» - понятия неразрывно связан­ ные с совестью человека, а совесть, по определению «Толкового словаря» Даля, есть «нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в че­ ловеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывает­ ся одобрение или осуждение каждого поступка; чувство, побуждающее к ис­ тине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к ис­ тине; прирожденная правда в различ­ ной степени развития». Архимандрит Диодор (БАЛАБОВ) С древности, независимо от того, вос­ поминалось или не воспоминалось имя Божие, русский человек, произ­ нося слово «совесть», знал, что Бог где-то недалеко от этого понятия. Совесть и сейчас является одним из ключевых понятий современного ми­ ра; им пользуются писатели и поли­ тики, журналисты и юристы, фило­ софы и моралисты, зачастую наделяя это слово противоположным смыс­ лом. Всякое мировоззрение, религи­ озное или нет, включает в себя какое- то понимание совести или, по край­ ней мере, близких или производных от нее представлений, таких, как добро, справедливость, правда. Люди могут считать себя верующими или неверу­ ющими, но сходятся при этом в опре­ делении и оценке главных нравствен­ ных критериев, в основе которых ле­ жит некий опыт совести. Религиозная вера так же неразрыв­ но связана с понятием совесть. Вера должна будить совесть, но бывает и так, что она усыпляет ее. Так фарисеи, распиная Христа, думали, что они слу­ жат Богу. Так одни христиане мучили и сжигалидругих, полагая, что они от­ стаивают чистоту веры. В настоящее время это дело прошлое, но и сегодня, как и всегда, есть среди верующих не­ мало таких, кто помнит лишь о своих обрядовыхпрегрешенияхпередБогом, начисто забывая даже о самых тяжких нарушениях заповеди о любви к ближ­ нему. Человек кается в том, что нару­ шает постные дни, в том, что не дочи­ тываетдо конца молитвенных правил, что бывает несдержан и гневлив, но не упоминает о том, что оскорбил соседа, что завел судебную тяжбу с сестрой из- за наследства, отправил родную мать в дом для престарелых, как будто все эти дела неимеют никакого отношения ни к вере его, ни к спасению. Но, по сло­ вам апостола Иакова: «... может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра не имеют пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грей­ тесь и питайтесь», но не даст им пот­ ребного: что пользы?» (Иак. 2, 14-16). Бесполезность этой веры не в том, что она верует неправо, а в том, что рели­ гиозные истины она держит в стороне от конкретной жизни среди людей. Совесть служит организующим на­ чалом единства человеческой личнос­ ти. Человек с живой совестью целен, хотя и дает совершиться в себе воле Бога, предоставляет себя изнутри Его суду. Требовательная, совесть не рас­ калывает внутреннего единства чело­ века, напротив, она образует его. Че­ ловек целен только в своей открытости Богу, а не в уходе и отгороженности от Него, в единстве с Ним, а не во враж­ де. Жизнь без Бога или против Бога (а это почти одно и то же) всегда пора­ жена тайным изъяном, ущербностью, каким-то внутренним расколом, чаще всего старательно скрываемым. И ес­ ли человек с чуткой совестью находит в себе этот изъян, источник непонят­ ного страдания и беспокойства, то это открытие должно стать для него осво­ бождающим и благотворным. Если вера обращает человека к Богу и дает понять ему спасительные исти­ ны, которые раскрываются в Церкви Божией, то совесть в Церкви служит для него органом самопознания самой его обращенности к Богу. Можно ска­ зать, что истинный христианин поз­ нает свою веру совестью. Вера это не совокупность очень важных, но отвле­ ченных знаний, но жизнь перед Богом и для Бога, а такая жизнь невозможна без того, чтобы человек не ставил себя перед взглядом Божиим и не судил се­ бя этим взглядом. А в этом, какраз и за­ ключается суть христианской совести, внутренней честности и искренности. Царство Небесное приблизилось и невидимым образом вошло в Церковь Христову. Мы можем считать себя уже стоящими на пороге этого Царства. Но если спросить себя, достоин ли я стоять хотя бы у его дверей, то как не вспомнить, что и святые, когда еще живут здесь, на земле, не находят в се- бе такого достоинства. Тем более мы, испытывая свою совесть, найдем себя еще менее достойными стоять вблизи этого дарованного нам Царства. По­ этому Церковь, делая нас как бы уже его гражданами, и учит нас покаянию, и только благодаря ему мы и можем принадлежать к ней, принимая Ее Та­ инства. И поскольку покаяние —де­ ло совести, то, значит, именно совесть вслед за веройделает нас христианами. Более того, качество нашей христиан­ ской жизни зависит от степени разви­ тия в нас совести или внутренней чес­ тности. Церковь учит нас, что покаяние — радость, и что даже само наказание — «муки совести» —может привести к благодатной встрече и стать началом спасения. И конечно, лучше и яснее об этом говорит нам Христос Спаси­ тель: Кого Я люблю, того обличаю и наказываю. Я стою у двери твоего сер­ дца и стучу; если кто услышит голос Мой и откроет дверь, Я войду к нему, и буду пребывать с ним, и он со Мною (Откр. 3, 19 —20). Внутренняя честность П И С Ь М О К В Л А Д Ы К Е ...А Бог когда-нибудь откроется тебе Ответ Архиепископа Мурманского и Мончегорского Симона Андрею Андрюшенька, молодец ты, что ходишь вхрам, молодец и отец Глеб, что тебя правильно наставил. Думаю, ты справишься, переживешь свой внутренний конфликт. Он, этот конфликт твой, между твоим субъективным «Я» и объективной реальностью. А Бог когда-нибудь откроется тебе. ЗДРАВСТВУЙТЕ! Решил вам написать, хоть письма никог­ да не писал. Можно сказать впервые перо в руки взял. Я в эпистолярный жанр в 21 веке не верю, умер он, не вернешь. Все 8Ш5-камида е-шаП-ами об­ щаются. Так легче и быстрее. А я пишу потому, что говорят, когда другому расскажешь, то помогает, отпускает. В общем, что перо намарало, топором не вырубишь, в корзину не отпра­ вишь. Пишу потому, что хочу высказаться, наболело. Жизнь у меня была обычная. Семья хорошая. Мама, папа, брат. Винституте на последнем курсеженился. Мать мне гово­ рила —не женись рано, пожи­ вите, пооботритесь. Так Свет­ ка —женись, женись, хочу пла­ тье свадебное, чтоблучше всех, колечко с бриллиантом. Она девка забалованная, сдетства в деньгах проблем не знала, сим­ патичная, «Тело Мурманска» чуть не выиграла. В общем, ма­ тери я не послушался. Женил­ ся. Тридня гудели, ох! Первое время у нас все хоро­ шо было. Летом —на курортах, весь год вкалываем. На выход­ ных, само собой, погулять, от­ дохнуть —святое. Я, в принципе, не пью. Так рюмочку,другую, когда компа­ ния хорошая. Светка меня го­ няла: пива не пить - пузо, водку тоже —не хочу пьяную компа­ нию подомам развозить, спор­ том заставляла заниматься. Что я ей —модель какая, Бред Питт, что ли? На работе у меня тоже все ладилось. Вышку я закончил, в коммерцию, правда, друг сманил. Держим с ним фирму. А надо было в моря, наверное, пойти. Вода, разрядка. Домой придешь —все как в первый раз, соскучишься, а так—ру­ тина... Родители наши со Светкой сделали нам квартиру, машину купили. Через 3 года у нас ре­ бенок родился. Светка аборт хотела сделать, но её отговори­ ли: с первым нельзя, потом во­ обще не родишь. Я гордился —сын, первенец. Хотя, честно говоря, Светка с ним больше занималась. Ко мне поохладела, ругаться нача­ ла. Я, конечно, «разряжался», стрессы снимал. Вкалываешь, вкалываешь, как проклятый, а она еще недовольна. В общем, дошел я до ручки. Выпил с ребятами, домой иду, а перед глазами у меня —петля. Раз и конец всему, хватит, уже через край... Домой пришел, Светка орет. Ну, в общем, как всегда. На­ утро проспался, встал, голова болит. И додумался же: «Пой­ ду в Церковь». Просто, чтобы Светка не пилила. Пришел, там пусто, тишина, бабки оди­ нокие бродят, перешептыва­ ются. Тут у меня мобила как зазвонит —Светка. Я говорю: «Алло, я в Церкви». Так ко мне как со всех сторон бабки на­ бежали, нельзя, говорят, здесь с телефоном, и все такое, грех там какой-то. В общем, плю­ нул я и ушел. «И здесь не пой­ мут», —подумал. Вдруг смотрю, по двору поп идет. Молодой такой, навер­ ное, мне ровесник. Стильный, куртон классный. Подойду, думаю. А как обратиться и не знаю. «Здравствуйте, — гово­ рю, —простите, я тут спросить хотел...»А он смотрит и улыба­ ется. Крест у него большой на груди... «Я, —говорю, —с ума схожу, уже о суициде подумы­ ваю...» В общем, как на духу ему все и выложил. «Вы мне помочь сможете?» А он: «Вам в храм надо». «Я, —говорю, —в Церковь вашу не хочу, достали уже с ней. Везде ваши попы: по телеку, по радио, уже и по ули­ цам в своей спецовке ходят, и в магазинах встретишь, хоть бы переодевались, обнагле­ ли...» «Я переодеваюсь, —го­ ворит. —Но я вас в Церковь и не зову, вы в храм зайдите». «И что? Был я там, на меня тетки накинулись за телефон, чуть не съели...» Он опять смеет­ ся, тут и меня прошибло. Сто­ им, как два дурака, улыбаем­ ся. «Ладно, —говорю, —зайду в ваш храм. А чтоделать-то?» А он: «Да ничего, просто стоять». «Ячто —столб, стоять просто?» «Все мы в какой то степени столбы, —он говорит. —А ес­ ли хотите из вашего состояния выйти, то вот так столбом на­ до в храм проходить 3 месяца, в общем, как в сказке, каждое воскресенье, на 3 часа, с 8-ми утра, до конца весны. К лету проблем как не бывало». «Вре­ те или издеваетесь?» — спра­ шиваю. А он так посерьезнел, улыбаться перестал и говорит: «Я при исполнении. Мне врать не положено. Отец Глеб, честь имею...» —чего-то там рукой в воздухе помахал, типо пере­ крестил что ли меня и ушел. Вот так встреча. Шел обрат­ но, думал о сказках, чего-то там у них в храмах знают, тай­ ны все. Нам не понять,да я и не вникаю, я в Церковь не хочу, у них там все грех, грех, все чер­ ное... Только по воскресеньям в храм хожу, стою столбом, по­ ют хорошо. Ничего не пони­ маю, как в театре каком. Один поп ушел, другой пришел, тре­ тий поклонился. Да я и разби­ раться не буду. Мне просто там нравится стоять, думаю о сво­ ем, детство вспоминаю, ба­ бушку...А есть Богили нет - кто его знает, я его пока не видел. Вжизни все, как и было, по- старому. Только я, как в сказке, Иван-дурак, считаю, когда 3 месяца пройдет, может помо­ жет? Андрей

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz