Миссионерская православная газета. 2010 г. № 3-4. Апрель.
6 № 3-4, АПРЕЛЬ 2010 МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА К 6 5 - ЛЕ ТИЮ ПО Б ЕДЫ С вящ енники на ф ронтах Великой войны По молитве Божиеи Матери и всех святых Молитвы о спасении Отечества верующих села Лоцкаменка (Украина) Течет река времени. Минуло уже 65 лет с того незабываемого и страшно го дня - 22 июня 1941 года. С тех пор заросли шрамы окопов, исчезли пе пелища сожженных городов, вырос ли новые поколения... Но в памяти человеческой эта роковая дата оста лась как начало отсчета долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны, дней разрушений и смертей, голода и холода, отступлений и по бед нашего народа. К началу к 1941 года духовенство Русской Православной Церкви оказа лось почти уничтоженным. Закрыты и разрушены тысячи храмов, монасты рей, расстреляно более 50 тысяч свя щеннослужителей, сотни тысяч сосла ны в лагеря. Перед началом войны старцу Вала амского монастыря во время службы было видение. Божия Матерь, Иоанн Креститель, святитель Николай и сонм святых молили Всевышнего о спасе нии России. Он обещал не оставить ее. И вот война началась. Враг имел единственную цель: уничтожить Свя тую Русь, русский народ, стереть слица земли само понятие —«Россия». Для изъявления воли Божией и оп ределения судьбы России, ее народа, из братской Церкви был избран друг и молитвенник за нее —митрополит гор Ливанских Илия, который ушел в затвор и просил Богородицу открыть ему, чем можно помочь России. В ка менном подземелье, куда не доносил ся ни один звук, он не ел, не пил, не спал, только молился. Каждое утро приносили владыке сводки с фронта о числе убитых и продвижении вра га. Через трое суток бдения, в огнен ном столпе ему явилась Божия Ма терь и объявила, что он избран, что бы передать Божие определение для страны и народа российского. Ес ли все, что определено, не будет вы полнено, Россия погибнет. По всей стране должны вновь открыть храмы и монастыри, с фронтов и из тюрем вернуть священников для служения. Ленинград немцам не сдавать. Обнес ти крестным ходом вокруг города чу дотворную икону Казанской Божией Матери. Перед Казанскою иконою совершить молебен в Москве; затем перевезти ее в Сталинград, который также врагу сдавать нельзя. Казанс кая икона должна идти с войсками до границ России. По окончании войны ему, митрополиту Илии, следует при ехать в Россию и рассказать о том, как она была спасена. Владыка связался с представителями Русской Православной Церкви, совет ским правительством и передал Божие определение. В архивахдо сих пор хра нятся письма и телеграммы, передан ные митрополитом Илией в Москву. Все произошло так, как было пред сказано. По приказу Сталина из Вла димирского собора вынесли Казанс кую икону Божией Матери и обошли с ней крестным ходом вокруг города —и город был спасен. Чудотворная икона Тихвинской Бо- жией Матери самолетом была обнесе на вокруг Москвы. Как и прежде, чудотворные иконы Божией Матери и сегодня ограждают русскую землю: Тихвинская хранит и благословляет северные пределы; Иверская - южные; Почаевская и Смоленская —запад ные. На востоке лучами благодати сияет Казанская икона Божией Матери. В центре Россию оберегает образ Владимирской Божией Матери. Иеросхимонах Серафим Выриц- кий в тяжелейшие годы войны тысячу дней и ночей стоял на молитве о спа сении страны и народа. Он возведен в сонм святых Русской земли. Нательный крест на одной цепоч ке с жетоном «смертника», спрятан ный в нагрудный карман гимнастер ки солдата, иконка Божией Матери, переписанный дрожащей рукой де вяностый псалом «Живый в помощи Вышняго» —все это полуистлевшие свидетельства веры, находимые по исковиками на полях сражений вмес те с партбилетами и комсомольскими значками. А сколько рассказов, «как Бог спас», передавались из уст в уста. О том, как уходя в разведку, шептали: «С Богом!», как молились втайне пе ред началом наступления и крести лись уже в открытую, поднимаясь в атаку.. Не спешите меня хоронить, я еще не окончил картину, я еще не порвал паутину, не спешите меня хоронить! Я сегодня увижурассвет, есть приказ: до конца продержаться, это значит я буду сражаться, я сегодня увижу рассвет! Подо мной открывается ад, я держусь уже только за небо. Пули жгут беспощадно и слепо и целуют навылет солдат. Дайте шанс, я исполню обет, дайте срок, я прорвусь, я сумею! На земле ни о чём не жалею, мне бы только увидеть рассвет! Я сжимаю гранатув руке, как последнюю в мире надежду. Тени черные путь мне отрежут и запляшут в кровавой пурге. Но не нужно меняхоронить, и убитый с земли поднимусь я, потому что спасительной грустью свою смерть я смогу отменить. Эта грусть —об Эдеме святом... Моё сердце —гранатаживая, на себя я огонь вызываю, мне неважно, что будет потом! И нок Всеволод (Филипьев) О том, как жила Церковь во время войны, известно не много. Борьба советских людей во вражес ком тылу по своему характеру и разма ху не имела себе равной. Уже к весне 1942 года она охватила огромную тер риторию —от лесов Карелии до Крыма и Молдавии. К концу 1943-го насчиты валось свыше миллиона вооруженных партизан и подпольщиков. Известны сведения о связях священ ников и партизан. Настоятель Успен ской церкви Ивановского района на Пиншице отец Василий (Копычко) с первых месяцев войны вел подполь ную антифашистскую деятельность. Тайком зачитывал прихожанам посла ние митрополита Сергия, призываю щее воевать против оккупантов, свод ки Информбюро, собирал партизанам продукты. В 1943-м каратели, узнав об этом, сожгли идом священника, и цер ковь. Он чудом спасся с семьей и ушел в партизанский отряд. Награжден ме далями «Партизану Великой Отечест венной войны», «За победу над Герма нией», «За доблестный труд во время войны». Протоиерей Александр Романушко летом 1943-го во время отпевания уби того партизанами полицая, обратился ко всем присутствовавшим на кладби ще, сказав, что убиенный —изменник своего народа и предложил полицаям перейти в партизанский отряд. Пора жённые таким поступком, полицаи перешли к партизанам. Епископ Ратмиров был специаль но оставлен в городе Калинин с двумя разведчиками, играющими его «секре таря» и «келейника». Троица собирала разведсведения и передавала их прямо в Москву. Сегодня мало кто знает о священни ках, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны. Никто точно не скажет, сколько их было, шедшихв бой безрясы и крестов, в солдатской шине ли, с винтовкой в руке и молитвой на устах. Но батюшки не просто сража лись, защищая свою веруи Отечество, а еще и получали награды —почти сорок священнослужителей были награжде ны медалями «За оборонуЛенинграда» и «За оборону Москвы», более пятиде сяти —«За доблестный труд во время войны», несколько десятков —меда лью «Партизану Великой Отечествен ной войны». А скольких награды обхо дили стороной? Архимандрит Леонид (Лобачев) в начале войны добровольцем вступил в ряды Красной Армии и стал гвардии старшиной. Дошел до Праги, награж ден орденом Красной Звезды, меда лями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», «За взятие Будапеш та», «За взятие Вены», «За победу над Германией». Последемобилизации он снова вернулся к служению в священ ном сане и был назначен первым ру ководителем Русской Духовной Мис сии в Иерусалиме после ее открытия в 1948 году. Многие священнослужители ухо дили на фронт, отбыв срок в лагерях и ссылках. Вернувшись из заключения, будущий Патриарх Московский и всея Руси Пимен (Извеков) дослужился на войне до звания майора. Многие, из бежав на фронте смерти, становились священниками после Победы. Так, будущий наместник Псково-Печерс кого монастыря архимандрит Алипий (Воронов), прошедший от Москвы до Берлина и награжденный орденом Красной Звезды, медалями «За отва гу» и «За боевые заслуги», вспоминал: «Война была настолько страшной, что я дал слово Богу: если выживу —уйду в монастырь». Продолжение на стр. 11
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz