Миссионерская православная газета. 2010 г. № 3-4. Апрель.

6 № 3-4, АПРЕЛЬ 2010 МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА К 6 5 - ЛЕ ТИЮ ПО Б ЕДЫ С вящ енники на ф ронтах Великой войны По молитве Божиеи Матери и всех святых Молитвы о спасении Отечества верующих села Лоцкаменка (Украина) Течет река времени. Минуло уже 65 лет с того незабываемого и страшно­ го дня - 22 июня 1941 года. С тех пор заросли шрамы окопов, исчезли пе­ пелища сожженных городов, вырос­ ли новые поколения... Но в памяти человеческой эта роковая дата оста­ лась как начало отсчета долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны, дней разрушений и смертей, голода и холода, отступлений и по­ бед нашего народа. К началу к 1941 года духовенство Русской Православной Церкви оказа­ лось почти уничтоженным. Закрыты и разрушены тысячи храмов, монасты­ рей, расстреляно более 50 тысяч свя­ щеннослужителей, сотни тысяч сосла­ ны в лагеря. Перед началом войны старцу Вала­ амского монастыря во время службы было видение. Божия Матерь, Иоанн Креститель, святитель Николай и сонм святых молили Всевышнего о спасе­ нии России. Он обещал не оставить ее. И вот война началась. Враг имел единственную цель: уничтожить Свя­ тую Русь, русский народ, стереть слица земли само понятие —«Россия». Для изъявления воли Божией и оп­ ределения судьбы России, ее народа, из братской Церкви был избран друг и молитвенник за нее —митрополит гор Ливанских Илия, который ушел в затвор и просил Богородицу открыть ему, чем можно помочь России. В ка­ менном подземелье, куда не доносил­ ся ни один звук, он не ел, не пил, не спал, только молился. Каждое утро приносили владыке сводки с фронта о числе убитых и продвижении вра­ га. Через трое суток бдения, в огнен­ ном столпе ему явилась Божия Ма­ терь и объявила, что он избран, что­ бы передать Божие определение для страны и народа российского. Ес­ ли все, что определено, не будет вы­ полнено, Россия погибнет. По всей стране должны вновь открыть храмы и монастыри, с фронтов и из тюрем вернуть священников для служения. Ленинград немцам не сдавать. Обнес­ ти крестным ходом вокруг города чу­ дотворную икону Казанской Божией Матери. Перед Казанскою иконою совершить молебен в Москве; затем перевезти ее в Сталинград, который также врагу сдавать нельзя. Казанс­ кая икона должна идти с войсками до границ России. По окончании войны ему, митрополиту Илии, следует при­ ехать в Россию и рассказать о том, как она была спасена. Владыка связался с представителями Русской Православной Церкви, совет­ ским правительством и передал Божие определение. В архивахдо сих пор хра­ нятся письма и телеграммы, передан­ ные митрополитом Илией в Москву. Все произошло так, как было пред­ сказано. По приказу Сталина из Вла­ димирского собора вынесли Казанс­ кую икону Божией Матери и обошли с ней крестным ходом вокруг города —и город был спасен. Чудотворная икона Тихвинской Бо- жией Матери самолетом была обнесе­ на вокруг Москвы. Как и прежде, чудотворные иконы Божией Матери и сегодня ограждают русскую землю: Тихвинская хранит и благословляет северные пределы; Иверская - южные; Почаевская и Смоленская —запад­ ные. На востоке лучами благодати сияет Казанская икона Божией Матери. В центре Россию оберегает образ Владимирской Божией Матери. Иеросхимонах Серафим Выриц- кий в тяжелейшие годы войны тысячу дней и ночей стоял на молитве о спа­ сении страны и народа. Он возведен в сонм святых Русской земли. Нательный крест на одной цепоч­ ке с жетоном «смертника», спрятан­ ный в нагрудный карман гимнастер­ ки солдата, иконка Божией Матери, переписанный дрожащей рукой де­ вяностый псалом «Живый в помощи Вышняго» —все это полуистлевшие свидетельства веры, находимые по­ исковиками на полях сражений вмес­ те с партбилетами и комсомольскими значками. А сколько рассказов, «как Бог спас», передавались из уст в уста. О том, как уходя в разведку, шептали: «С Богом!», как молились втайне пе­ ред началом наступления и крести­ лись уже в открытую, поднимаясь в атаку.. Не спешите меня хоронить, я еще не окончил картину, я еще не порвал паутину, не спешите меня хоронить! Я сегодня увижурассвет, есть приказ: до конца продержаться, это значит я буду сражаться, я сегодня увижу рассвет! Подо мной открывается ад, я держусь уже только за небо. Пули жгут беспощадно и слепо и целуют навылет солдат. Дайте шанс, я исполню обет, дайте срок, я прорвусь, я сумею! На земле ни о чём не жалею, мне бы только увидеть рассвет! Я сжимаю гранатув руке, как последнюю в мире надежду. Тени черные путь мне отрежут и запляшут в кровавой пурге. Но не нужно меняхоронить, и убитый с земли поднимусь я, потому что спасительной грустью свою смерть я смогу отменить. Эта грусть —об Эдеме святом... Моё сердце —гранатаживая, на себя я огонь вызываю, мне неважно, что будет потом! И нок Всеволод (Филипьев) О том, как жила Церковь во время войны, известно не много. Борьба советских людей во вражес­ ком тылу по своему характеру и разма­ ху не имела себе равной. Уже к весне 1942 года она охватила огромную тер­ риторию —от лесов Карелии до Крыма и Молдавии. К концу 1943-го насчиты­ валось свыше миллиона вооруженных партизан и подпольщиков. Известны сведения о связях священ­ ников и партизан. Настоятель Успен­ ской церкви Ивановского района на Пиншице отец Василий (Копычко) с первых месяцев войны вел подполь­ ную антифашистскую деятельность. Тайком зачитывал прихожанам посла­ ние митрополита Сергия, призываю­ щее воевать против оккупантов, свод­ ки Информбюро, собирал партизанам продукты. В 1943-м каратели, узнав об этом, сожгли идом священника, и цер­ ковь. Он чудом спасся с семьей и ушел в партизанский отряд. Награжден ме­ далями «Партизану Великой Отечест­ венной войны», «За победу над Герма­ нией», «За доблестный труд во время войны». Протоиерей Александр Романушко летом 1943-го во время отпевания уби­ того партизанами полицая, обратился ко всем присутствовавшим на кладби­ ще, сказав, что убиенный —изменник своего народа и предложил полицаям перейти в партизанский отряд. Пора­ жённые таким поступком, полицаи перешли к партизанам. Епископ Ратмиров был специаль­ но оставлен в городе Калинин с двумя разведчиками, играющими его «секре­ таря» и «келейника». Троица собирала разведсведения и передавала их прямо в Москву. Сегодня мало кто знает о священни­ ках, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны. Никто точно не скажет, сколько их было, шедшихв бой безрясы и крестов, в солдатской шине­ ли, с винтовкой в руке и молитвой на устах. Но батюшки не просто сража­ лись, защищая свою веруи Отечество, а еще и получали награды —почти сорок священнослужителей были награжде­ ны медалями «За оборонуЛенинграда» и «За оборону Москвы», более пятиде­ сяти —«За доблестный труд во время войны», несколько десятков —меда­ лью «Партизану Великой Отечествен­ ной войны». А скольких награды обхо­ дили стороной? Архимандрит Леонид (Лобачев) в начале войны добровольцем вступил в ряды Красной Армии и стал гвардии старшиной. Дошел до Праги, награж­ ден орденом Красной Звезды, меда­ лями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», «За взятие Будапеш­ та», «За взятие Вены», «За победу над Германией». Последемобилизации он снова вернулся к служению в священ­ ном сане и был назначен первым ру­ ководителем Русской Духовной Мис­ сии в Иерусалиме после ее открытия в 1948 году. Многие священнослужители ухо­ дили на фронт, отбыв срок в лагерях и ссылках. Вернувшись из заключения, будущий Патриарх Московский и всея Руси Пимен (Извеков) дослужился на войне до звания майора. Многие, из­ бежав на фронте смерти, становились священниками после Победы. Так, будущий наместник Псково-Печерс­ кого монастыря архимандрит Алипий (Воронов), прошедший от Москвы до Берлина и награжденный орденом Красной Звезды, медалями «За отва­ гу» и «За боевые заслуги», вспоминал: «Война была настолько страшной, что я дал слово Богу: если выживу —уйду в монастырь». Продолжение на стр. 11

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz