Миссионерская православная газета. 2010 г. № 3-4. Апрель.

4 № 3-4, АПРЕЛЬ 2010 МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА ПАСХА КРАСНАЯ ЗАДОЛГО до появления хрис­ тианства, древние народы считали яйцо прообразом Вселенной - символом миро­ здания, где скорлупа олицет­ воряет землю, тонкая мемб­ рана - воздух, белок - воду, желток - огонь. Яйцо - нача­ ло мира, символ бесконеч­ ности. Отношение к яйцу, как к символу рождения, отразилось в верованиях и обычаях гре­ ков, персов, египтян, римлян. Яйцо - символ чистоты и пло­ дородия. Вспомним русские народные сказки, в которых за морями и лесами, на высокой горе злой колдун прячет свою жизнь в яйце, разбив которое, добрый молодец лишает зло­ дея жизни. того Христа падали на землю и принимали вид куриного яй­ ца, а слезы Матери Его, попа­ дая на них, оставляли узоры. Еще одна легенда рассказы­ вает, что после смерти Христа семь иудеев собрались на пир. Среди блюд были жареная курица и сваренные вкрутую яйца. Во время пира один из собравшихся, вспомнив про казнённого, сказал, что на третий день Иисус воскрес­ нет. Хозяин дома возразил: «Только если курица на сто­ ле оживёт, а яйца станут крас­ ными, тогда он воскреснет». о том, что наша новая жизнь приобретена пречистой Кро­ вью Спасителя. И цвет этот является знаком радости о победе над смертью Иисуса Христа. Традициядарить пасхальные яйца, как символ рождения жизни, Воскресения Христа существует в Европе с XVI ве­ ка. Считалось, что они обла­ дают магической силой: оста­ навливают пламя во время по­ жара, охраняют имущество от врагов, и даже лечат. Мало кто знает, что сущест­ вовали строгие правила, разъ- ном, детям —со светлым, пар­ ням и девушкам —с красным. хозяину и хозяйке дома - «со- рококлинки» (яйца, орнамент росписи которых состоял из 40 равносторонних клиньев - треугольников, символизиру­ ющих 40дней Великого поста, предшествующего Пасхе). По способу окраски яйца можно разделить на крашен­ ки (окрашиваются одним кра­ сителем), крапанки (от слова «крапать» —капать, наносить на яйца пятна, полоски, кра­ пинки другого цвета), драпан- ки («драпать» —царапать), ма- И курица на столе ожила, и яйца покраснели В древние времена яйцо принималось за единицу рас­ чета процентов или аренды. Обосновать это можно тем, что яичный белок добавля­ ли в известковый раствор для кладки стен. Но вместе стем, в христианстве яйцо нашло свое место, как символ возрожде­ ния Христа к новой жизни. Первое письменное свиде­ тельство о крашеных яйцах на Святую Пасху встречается в рукописи Х века из библи­ отеки греческого монастыря св. Анастасии. В конце цер­ ковного устава, приведенного в рукописи, после молитв на Пасху надлежало читать и мо­ литву на благословение яиц. Игумен, целуя братию, дол­ жен был раздавать им яйца со словами: «Христос Воскресе!». По другой рукописи «Номока­ нон Фотия» (XIII век) узнаем, что игумен мог подвергнуть наказанию даже того мона­ ха, который в день Пасхи не ест красного яйца, ибо тако­ вой противится апостольским преданиям. На Руси еще Патриарх Ни­ кон обходил свое духовенство, приветствуя каждого возгла­ сом «Христос Воскресе!» и ло­ бызаясь, а далее брал из под­ несенного ему короба красные яйца, и одаривал ими архиере­ ев и архимандритов —по два, иереев —по одному. Лично да­ рил каждому, и с каждым хрис­ тосовался. Итак, яйцо, как символ жиз­ ни и смерти воплощало в се­ бе надежду на воскрешение, а потому издревле раскрашива­ лось христианами на Пасху. Официальная христианс­ кая версия гласит: во времена римского владычества было принято, посещая императо­ ра, приносить ему дар. Свя­ тая равноапостольная Мария Магдалина, пришедшая с про­ поведью веры в Рим, подарила императору Тиберию простое куриное яйцо, объявив ему о Воскресении Христа, на что император воскликнул: «Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Это так же невоз­ можно, как если бы это яйцо вдруг стало красным». И тут же на его глазах свершилось чудо —яйцо покраснело, сви­ детельствуя истинность хрис­ тианской веры. И удивленный Тиберий воскликнул: «Воис­ тину воскресе!» Существует ещерядлегенд... Например, о том, что Матерь Божия окрашивала яйца, что­ бы развлечь младенца Иисуса. Когда начался суд над Сыном, она отправилась к Пилату, и чтобы умилостивить оного, принесла ему в дар расписан­ ные яйца. Умоляя о сыне, упа­ ла перед Пилатом на коле­ ни, яйца выкатились из пере­ дника и покатились по всему свету. С тех пор они и служат воспоминанием о страданиях Христа. В другой легенде говорится о том, что капли крови распя- И в тот же миг яйца изменили цвет, а курица ожила. Окрашенное красной крас­ кой яйцо напоминает людям ясняющие, кому какую писан­ ку подарить. Людям преклон­ ного возраста дарились яйца с черным или коричневым фо- ляванки («малявать» —рисо­ вать, разрисовывать), писан­ ки —(раскрашенные от руки сюжетными или орнамен­ тальными узорами). В разных местах названия могут разли­ чаться. С появлением на Руси пи­ санок, появились и игры, на­ пример, всеми известная и любимая с детства — «Битье яиц». Обменявшись краше­ ными яйцами, дети и взрос­ лые начинали биться ими до тех пор, пока у кого-нибудь не треснет скорлупа, тогда побе­ дитель забирал себе побитое яйцо соперника. Или когда взрослые прячут пасхальные яйца в комнате, среди кустов и деревьев около дома, а ребя­ тишки ищут их, складывая в корзинки. При этом соревну­ ются между собой —кто боль­ ше соберет. Помимо расписных нату­ ральных яиц, к пасхе готови­ ли еще и специальные пода­ рочные яйца из стекла, хрус­ таля, фарфора, драгоценных металлов, зеркал. Изготовле­ ние таких изысканных пас­ хальных яиц в России было и традицией, и старинным ре­ меслом. Ювелирные яйца из драгоценных металлов и кам­ ней для русских царей дела­ лись еще задолго до Фаберже, но только Карл Фаберже и его мастера сумелидовести искус­ ство изготовления ювелирных пасхальных яиц до непре­ взойденного уровня изящес­ тва, мастерства и творческой фантазии. Особое место сре­ ди них занимаютдрагоценные пасхальные яйца-сувениры, изготовленные для россий­ ской Императорской семьи. Внутри можно было обнару­ жить великолепные сюрпри­ зы: крохотные модели двор­ цов, памятников, яхт, поездов, фигурки птиц, букеты цветов, живописные миниатюры. Эти яйца — настоящие ше­ девры ювелирного искусства к. ХГХ-н. ХХ веков. Надежда Большакова Натуральные красители для яиц ЖЕЛТЫЙ - Приготовить отвар из молодых листочков березы или ореха, процедить и варить внем яйца на слабом ог­ не втечение 10-12 минут с момента закипания. РОЗОВЫЙ - Положить вареные яйца в клюквенный или све­ кольный сок (для получения более нежного оттенка мож­ но просто смазать соком скорлупу). ФИОЛЕТОВЫЙ - Опустить в горячую воду цветы фиалок и ос­ тавить на ночь. Вподготовленный настой положить варе­ ные яйца (если добавить в воду немного лимонного со­ ка, получится лавандовый цвет). СИНИЙ - Кочан краснокочанной капусты мелко нарубить и залить 0,5 л воды, добавив 6 столовых ложек уксуса. По­ ложить вареные яйца внастой и оставить на ночь. ЗЕЛЕНЫЙ - Отварить яйца с мелко нарубленными листьями шпината втечение 10-12 минут с момента закипания. ГОЛУБОЙ - Натереть скорлупу вареного яйца черничным соком. ТЕМНО-КОРИЧНЕВЫЙ - Приготовить крепкий кофе и отва­ рить внем яйца. Когда окрашенные яйца остынут, см а­ зать их подсолнечным маслом - они станут гладкими и блестящими. ОХРА- Приготовить отвар излуковой шелухи и варить внем яй­ ца 15-20 минут (взависимости от времени варки, цветяиц получится от ярко-рыжего до темно-коричневого).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz