Миссионерская православная газета. 2010 г. № 3-4. Апрель.
4 № 3-4, АПРЕЛЬ 2010 МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА ПАСХА КРАСНАЯ ЗАДОЛГО до появления хрис тианства, древние народы считали яйцо прообразом Вселенной - символом миро здания, где скорлупа олицет воряет землю, тонкая мемб рана - воздух, белок - воду, желток - огонь. Яйцо - нача ло мира, символ бесконеч ности. Отношение к яйцу, как к символу рождения, отразилось в верованиях и обычаях гре ков, персов, египтян, римлян. Яйцо - символ чистоты и пло дородия. Вспомним русские народные сказки, в которых за морями и лесами, на высокой горе злой колдун прячет свою жизнь в яйце, разбив которое, добрый молодец лишает зло дея жизни. того Христа падали на землю и принимали вид куриного яй ца, а слезы Матери Его, попа дая на них, оставляли узоры. Еще одна легенда рассказы вает, что после смерти Христа семь иудеев собрались на пир. Среди блюд были жареная курица и сваренные вкрутую яйца. Во время пира один из собравшихся, вспомнив про казнённого, сказал, что на третий день Иисус воскрес нет. Хозяин дома возразил: «Только если курица на сто ле оживёт, а яйца станут крас ными, тогда он воскреснет». о том, что наша новая жизнь приобретена пречистой Кро вью Спасителя. И цвет этот является знаком радости о победе над смертью Иисуса Христа. Традициядарить пасхальные яйца, как символ рождения жизни, Воскресения Христа существует в Европе с XVI ве ка. Считалось, что они обла дают магической силой: оста навливают пламя во время по жара, охраняют имущество от врагов, и даже лечат. Мало кто знает, что сущест вовали строгие правила, разъ- ном, детям —со светлым, пар ням и девушкам —с красным. хозяину и хозяйке дома - «со- рококлинки» (яйца, орнамент росписи которых состоял из 40 равносторонних клиньев - треугольников, символизиру ющих 40дней Великого поста, предшествующего Пасхе). По способу окраски яйца можно разделить на крашен ки (окрашиваются одним кра сителем), крапанки (от слова «крапать» —капать, наносить на яйца пятна, полоски, кра пинки другого цвета), драпан- ки («драпать» —царапать), ма- И курица на столе ожила, и яйца покраснели В древние времена яйцо принималось за единицу рас чета процентов или аренды. Обосновать это можно тем, что яичный белок добавля ли в известковый раствор для кладки стен. Но вместе стем, в христианстве яйцо нашло свое место, как символ возрожде ния Христа к новой жизни. Первое письменное свиде тельство о крашеных яйцах на Святую Пасху встречается в рукописи Х века из библи отеки греческого монастыря св. Анастасии. В конце цер ковного устава, приведенного в рукописи, после молитв на Пасху надлежало читать и мо литву на благословение яиц. Игумен, целуя братию, дол жен был раздавать им яйца со словами: «Христос Воскресе!». По другой рукописи «Номока нон Фотия» (XIII век) узнаем, что игумен мог подвергнуть наказанию даже того мона ха, который в день Пасхи не ест красного яйца, ибо тако вой противится апостольским преданиям. На Руси еще Патриарх Ни кон обходил свое духовенство, приветствуя каждого возгла сом «Христос Воскресе!» и ло бызаясь, а далее брал из под несенного ему короба красные яйца, и одаривал ими архиере ев и архимандритов —по два, иереев —по одному. Лично да рил каждому, и с каждым хрис тосовался. Итак, яйцо, как символ жиз ни и смерти воплощало в се бе надежду на воскрешение, а потому издревле раскрашива лось христианами на Пасху. Официальная христианс кая версия гласит: во времена римского владычества было принято, посещая императо ра, приносить ему дар. Свя тая равноапостольная Мария Магдалина, пришедшая с про поведью веры в Рим, подарила императору Тиберию простое куриное яйцо, объявив ему о Воскресении Христа, на что император воскликнул: «Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Это так же невоз можно, как если бы это яйцо вдруг стало красным». И тут же на его глазах свершилось чудо —яйцо покраснело, сви детельствуя истинность хрис тианской веры. И удивленный Тиберий воскликнул: «Воис тину воскресе!» Существует ещерядлегенд... Например, о том, что Матерь Божия окрашивала яйца, что бы развлечь младенца Иисуса. Когда начался суд над Сыном, она отправилась к Пилату, и чтобы умилостивить оного, принесла ему в дар расписан ные яйца. Умоляя о сыне, упа ла перед Пилатом на коле ни, яйца выкатились из пере дника и покатились по всему свету. С тех пор они и служат воспоминанием о страданиях Христа. В другой легенде говорится о том, что капли крови распя- И в тот же миг яйца изменили цвет, а курица ожила. Окрашенное красной крас кой яйцо напоминает людям ясняющие, кому какую писан ку подарить. Людям преклон ного возраста дарились яйца с черным или коричневым фо- ляванки («малявать» —рисо вать, разрисовывать), писан ки —(раскрашенные от руки сюжетными или орнамен тальными узорами). В разных местах названия могут разли чаться. С появлением на Руси пи санок, появились и игры, на пример, всеми известная и любимая с детства — «Битье яиц». Обменявшись краше ными яйцами, дети и взрос лые начинали биться ими до тех пор, пока у кого-нибудь не треснет скорлупа, тогда побе дитель забирал себе побитое яйцо соперника. Или когда взрослые прячут пасхальные яйца в комнате, среди кустов и деревьев около дома, а ребя тишки ищут их, складывая в корзинки. При этом соревну ются между собой —кто боль ше соберет. Помимо расписных нату ральных яиц, к пасхе готови ли еще и специальные пода рочные яйца из стекла, хрус таля, фарфора, драгоценных металлов, зеркал. Изготовле ние таких изысканных пас хальных яиц в России было и традицией, и старинным ре меслом. Ювелирные яйца из драгоценных металлов и кам ней для русских царей дела лись еще задолго до Фаберже, но только Карл Фаберже и его мастера сумелидовести искус ство изготовления ювелирных пасхальных яиц до непре взойденного уровня изящес тва, мастерства и творческой фантазии. Особое место сре ди них занимаютдрагоценные пасхальные яйца-сувениры, изготовленные для россий ской Императорской семьи. Внутри можно было обнару жить великолепные сюрпри зы: крохотные модели двор цов, памятников, яхт, поездов, фигурки птиц, букеты цветов, живописные миниатюры. Эти яйца — настоящие ше девры ювелирного искусства к. ХГХ-н. ХХ веков. Надежда Большакова Натуральные красители для яиц ЖЕЛТЫЙ - Приготовить отвар из молодых листочков березы или ореха, процедить и варить внем яйца на слабом ог не втечение 10-12 минут с момента закипания. РОЗОВЫЙ - Положить вареные яйца в клюквенный или све кольный сок (для получения более нежного оттенка мож но просто смазать соком скорлупу). ФИОЛЕТОВЫЙ - Опустить в горячую воду цветы фиалок и ос тавить на ночь. Вподготовленный настой положить варе ные яйца (если добавить в воду немного лимонного со ка, получится лавандовый цвет). СИНИЙ - Кочан краснокочанной капусты мелко нарубить и залить 0,5 л воды, добавив 6 столовых ложек уксуса. По ложить вареные яйца внастой и оставить на ночь. ЗЕЛЕНЫЙ - Отварить яйца с мелко нарубленными листьями шпината втечение 10-12 минут с момента закипания. ГОЛУБОЙ - Натереть скорлупу вареного яйца черничным соком. ТЕМНО-КОРИЧНЕВЫЙ - Приготовить крепкий кофе и отва рить внем яйца. Когда окрашенные яйца остынут, см а зать их подсолнечным маслом - они станут гладкими и блестящими. ОХРА- Приготовить отвар излуковой шелухи и варить внем яй ца 15-20 минут (взависимости от времени варки, цветяиц получится от ярко-рыжего до темно-коричневого).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz