Миссионерская православная газета. 2010 г. № 3-4. Апрель.
МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА № 3-4, АПРЕЛЬ 2010 3 ПАСХА жение о том, что Воскресение Хрис та является прообразом всеобщего воскресения? Мы можем определить три предпосылки. Первое - это воля Бога Отца (Мф.22, 31-32). Христос, говоря об умерших людях, указывает не на то, что существует бессмертие их души, но подчеркивает, что они перед Богом действительно живые душой и телом. Для Бога, Который не обусловлен временем, не сущест- твенники становятся участниками вечности. Воскресение Христа не яв ляется воскресением индивидуаль ной человеческой личности, но вос кресением всей человеческой приро ды. Поэтому Воскресение Христово вводит закон всеобщего воскресения людей в вечность. Третьим моментом признания Воскресения Христа основой зако на воскресения всех людей являет- венной, тем не менее, она имеет са мое глубокое единство со всякой че ловеческой личностью, поскольку является ее первообразом. Все лю ди были созданы по образу Божию, согласно образу Личности Логоса. Личность Сына Божьего, соединя ясь с человеческой природой, ста новится Новым Адамом, рождаю щим нового человека, в котором со вершенным образом образ Божий «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века...» ПРАЗДНИК Воскресения Христова неотделим от христианских чаяний на будущее воскресение мертвых, и вечную жизнь со Христом. Поэтому мы говорим об антропологическом смысле Воскресения Иисуса Христа, как о некоем законе всеобщего вос кресения. Событие это является для человека необходимым условием и способом экзистенции изменений человеческой природы. Опираясь на Священное Писание 1 Кор. 15, 22-53, мы можем утверждать, что фактом Воскресения Христа в мир, открыт и закон всеобщего воскресения, так же, как фактом преступления перво го человека Адама, в мир был введен закон неминуемой смерти. Но закон смерти был введен не столько из-за личного преступления первого чело века, сколько из-за греховной испор ченности в нем всеобщей человечес кой природы (Рим. 5, 12-14), поэтому и закон всеобщего воскресения мо жет быть введен не личной правед ностью отдельного человека, но толь ко через изменение общей природы людей. На чем основывается поло вует разделения фактов действитель ности на прошедшее, настоящее и будущее. Бог, будучи Вечностью, по отношению к явлениям нашего мира и всего бытия существует как его На чало и Конец. Поэтому воскресение людей является уже фактом настоя щего вечного: «Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день. Воля Пославшего Меня есть та, что бы всякий, видящий Сына и верую щий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день». (Иоан.6.39-40). Вторая предпосылка, гарантирую щая всеобщее воскресение, это веч ное единство Личности Сына Божия и человеческой природы. Личност ное соединение Сына Божия с чело веческой природой придало ей до стоинство, которого она не имела, и сама по себе иметь не могла. Она стала собственным телом Бога. Та ким образом, Сын Божий, принимая в вечность человеческую природу, тем самым указывает, что все ее собс ся то, что Христос по отношению к людям выступает в качестве Нового Адама. Бог через Свое вхождение в историю творения делит с ним его судьбу. Поэтому и является по отно шению к роду человеческому новым Адамом, не по образу древнего Ада ма, взятого из праха земного и быв шего физическим родоначальником всего поколения людей, а по ново му образу небесного человека, обла дающего полнотой животворящего Духа и оживляющего весь род че ловеческий по животворящей силе своего богочеловеческого главенс тва над миром. Благодаря этому гла венству, откровение нового мира и воскресение всех людей совершится также естественно, как совершается сегодня явление смерти. Воплощен ное Слово является Отцом ново го человечества. Христос, согласно Халкидонскому Оросу (V Вселенс кий Собор), является единосущным не только Отцу, но и «нам по чело вечеству». Несмотря на то, что Лич ность Иисуса Христа не является человеческой личностью, а божест (Символ веры) осуществляется в богоподобии. Та кое существование человека явля ется самым важным результатом его происхождения от Нового Адама. Благодаря этому происхождению человек становится участником об новленной человеческой природы. «Новое» этой природы заключается в ее обожении. Таким образом, Но вый Адам становится Отцом обо- женного человечества. Следовательно, становится дейс твительным то, что благодаря Спа сителю все люди воскреснут, так же как через грехАдама сегодня все уми рают. Воскресение Христа, понимаемое таким образом, оказывается единс твенной возможностью реализации божественного плана освобождения всех людей от греха и его последс твий, являясьдополнением дела спа сения. Поэтому Воскресение может быть названо “последним” творчес ким актом Бога. Игумен АЛЕКСАНДР (Болдовский) Кандидат богословия, доцент кафедры Теологии МГТУ Т а и н с т в а Ц е р к в и «Почему всех помазали, а меня нет?» В Православной Церкви су ществует семь таинств, од ним из которых является та инство Елеосвящения, или Соборования. Оно может со вершаться над больными людьми на протяжении все го года, однако, чаще всего его проводят в дни Великого поста. Соборованием назы вают таинство, при котором освящается елей (масло), по мазывается им болящий, и специальными молитвами призывается на него Божия благодать для исцеления от телесных и душевных неду гов. Это таинство, как и таинс тво Исповеди, не совершает ся над младенцами и детьми, не достигшими семилетнего возраста. Святая Церковь учит то му, что болезнь физическая чаще всего является следс твием болезни духовной или греха. Борясь с грехом, чело век регулярно прибегает к та инствам Исповеди и Причас тия. Но исповедовать можно только те грехи, которые зна ешь, по словам псалмопевца: «яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну» (Пс.50,5), то есть, и грех мой всегда предо мною. Если же человек не знает о том, что является грехом, или забыл о нем и продолжает бо леть, он прибегает к таинству Соборования. Болезнь физи ческая посылается человеку как лекарство для врачева ния душевного недуга. В та инстве Соборования Господь посылает человеку исцеле ние от физической болезни и прощение забытых грехов. Об этом говорит апостол Иа ков в своем Соборном пос лании: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молит ва веры исцелит болящего, и возставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак.5,14-15). В идеале, для этого таинс тва собираются семь священ ников, каждый по разу пома зывает болящего елеем, так, например, проходит обыч но в Свято-Никольском ка федральном соборе горо да Мурманска. Но не всегда есть такая возможность, и зачастую Соборование со вершает один священник, семь раз помазывая людей. Так проходило и на прихо де прп. Трифона Печенгско- го в Киркенесе (Норвегия). Здесь это таинство соверша лось в четвертый раз. Прихо жане ждали его с нетерпени ем. Оно немного утомитель но, но потом, после оконча ния, приходит благодать, и люди уже не замечают уста лости, а довольные поздрав ляют другдруга. Интересной была реакция одной прихо жанки, которая в первый раз пришла на эту службу. Ког да священник спросил, бу дет ли она собороваться, она отказалась, так как считала себя здоровой, а соборуются только больные. Но по окон чании богослужения возму тилась: «Почему всех пома зывали, а меня нет?» То есть, простояв службу, она почувс твовала, что ей тоже необхо димо было это таинство. Не все сразу приходят к осознанию своего внутрен него состояния. А между тем, это и есть состояние духов ной нищеты, необходимое для жизни каждого христи анина. Архидиакон НИКИТА (Борисов)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz