Миссионерская православная газета. 2010 г. № 3-4. Апрель.

МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА № 3-4, АПРЕЛЬ 2010 3 ПАСХА жение о том, что Воскресение Хрис­ та является прообразом всеобщего воскресения? Мы можем определить три предпосылки. Первое - это воля Бога Отца (Мф.22, 31-32). Христос, говоря об умерших людях, указывает не на то, что существует бессмертие их души, но подчеркивает, что они перед Богом действительно живые душой и телом. Для Бога, Который не обусловлен временем, не сущест- твенники становятся участниками вечности. Воскресение Христа не яв­ ляется воскресением индивидуаль­ ной человеческой личности, но вос­ кресением всей человеческой приро­ ды. Поэтому Воскресение Христово вводит закон всеобщего воскресения людей в вечность. Третьим моментом признания Воскресения Христа основой зако­ на воскресения всех людей являет- венной, тем не менее, она имеет са­ мое глубокое единство со всякой че­ ловеческой личностью, поскольку является ее первообразом. Все лю­ ди были созданы по образу Божию, согласно образу Личности Логоса. Личность Сына Божьего, соединя­ ясь с человеческой природой, ста­ новится Новым Адамом, рождаю­ щим нового человека, в котором со­ вершенным образом образ Божий «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века...» ПРАЗДНИК Воскресения Христова неотделим от христианских чаяний на будущее воскресение мертвых, и вечную жизнь со Христом. Поэтому мы говорим об антропологическом смысле Воскресения Иисуса Христа, как о некоем законе всеобщего вос­ кресения. Событие это является для человека необходимым условием и способом экзистенции изменений человеческой природы. Опираясь на Священное Писание 1 Кор. 15, 22-53, мы можем утверждать, что фактом Воскресения Христа в мир, открыт и закон всеобщего воскресения, так­ же, как фактом преступления перво­ го человека Адама, в мир был введен закон неминуемой смерти. Но закон смерти был введен не столько из-за личного преступления первого чело­ века, сколько из-за греховной испор­ ченности в нем всеобщей человечес­ кой природы (Рим. 5, 12-14), поэтому и закон всеобщего воскресения мо­ жет быть введен не личной правед­ ностью отдельного человека, но толь­ ко через изменение общей природы людей. На чем основывается поло­ вует разделения фактов действитель­ ности на прошедшее, настоящее и будущее. Бог, будучи Вечностью, по отношению к явлениям нашего мира и всего бытия существует как его На­ чало и Конец. Поэтому воскресение людей является уже фактом настоя­ щего вечного: «Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день. Воля Пославшего Меня есть та, что­ бы всякий, видящий Сына и верую­ щий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день». (Иоан.6.39-40). Вторая предпосылка, гарантирую­ щая всеобщее воскресение, это веч­ ное единство Личности Сына Божия и человеческой природы. Личност­ ное соединение Сына Божия с чело­ веческой природой придало ей до­ стоинство, которого она не имела, и сама по себе иметь не могла. Она стала собственным телом Бога. Та­ ким образом, Сын Божий, принимая в вечность человеческую природу, тем самым указывает, что все ее собс­ ся то, что Христос по отношению к людям выступает в качестве Нового Адама. Бог через Свое вхождение в историю творения делит с ним его судьбу. Поэтому и является по отно­ шению к роду человеческому новым Адамом, не по образу древнего Ада­ ма, взятого из праха земного и быв­ шего физическим родоначальником всего поколения людей, а по ново­ му образу небесного человека, обла­ дающего полнотой животворящего Духа и оживляющего весь род че­ ловеческий по животворящей силе своего богочеловеческого главенс­ тва над миром. Благодаря этому гла­ венству, откровение нового мира и воскресение всех людей совершится также естественно, как совершается сегодня явление смерти. Воплощен­ ное Слово является Отцом ново­ го человечества. Христос, согласно Халкидонскому Оросу (V Вселенс­ кий Собор), является единосущным не только Отцу, но и «нам по чело­ вечеству». Несмотря на то, что Лич­ ность Иисуса Христа не является человеческой личностью, а божест­ (Символ веры) осуществляется в богоподобии. Та­ кое существование человека явля­ ется самым важным результатом его происхождения от Нового Адама. Благодаря этому происхождению человек становится участником об­ новленной человеческой природы. «Новое» этой природы заключается в ее обожении. Таким образом, Но­ вый Адам становится Отцом обо- женного человечества. Следовательно, становится дейс­ твительным то, что благодаря Спа­ сителю все люди воскреснут, так же как через грехАдама сегодня все уми­ рают. Воскресение Христа, понимаемое таким образом, оказывается единс­ твенной возможностью реализации божественного плана освобождения всех людей от греха и его последс­ твий, являясьдополнением дела спа­ сения. Поэтому Воскресение может быть названо “последним” творчес­ ким актом Бога. Игумен АЛЕКСАНДР (Болдовский) Кандидат богословия, доцент кафедры Теологии МГТУ Т а и н с т в а Ц е р к в и «Почему всех помазали, а меня нет?» В Православной Церкви су­ ществует семь таинств, од­ ним из которых является та­ инство Елеосвящения, или Соборования. Оно может со­ вершаться над больными людьми на протяжении все­ го года, однако, чаще всего его проводят в дни Великого поста. Соборованием назы­ вают таинство, при котором освящается елей (масло), по­ мазывается им болящий, и специальными молитвами призывается на него Божия благодать для исцеления от телесных и душевных неду­ гов. Это таинство, как и таинс­ тво Исповеди, не совершает­ ся над младенцами и детьми, не достигшими семилетнего возраста. Святая Церковь учит то­ му, что болезнь физическая чаще всего является следс­ твием болезни духовной или греха. Борясь с грехом, чело­ век регулярно прибегает к та­ инствам Исповеди и Причас­ тия. Но исповедовать можно только те грехи, которые зна­ ешь, по словам псалмопевца: «яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну» (Пс.50,5), то есть, и грех мой всегда предо мною. Если же человек не знает о том, что является грехом, или забыл о нем и продолжает бо­ леть, он прибегает к таинству Соборования. Болезнь физи­ ческая посылается человеку как лекарство для врачева­ ния душевного недуга. В та­ инстве Соборования Господь посылает человеку исцеле­ ние от физической болезни и прощение забытых грехов. Об этом говорит апостол Иа­ ков в своем Соборном пос­ лании: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молит­ ва веры исцелит болящего, и возставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак.5,14-15). В идеале, для этого таинс­ тва собираются семь священ­ ников, каждый по разу пома­ зывает болящего елеем, так, например, проходит обыч­ но в Свято-Никольском ка­ федральном соборе горо­ да Мурманска. Но не всегда есть такая возможность, и зачастую Соборование со­ вершает один священник, семь раз помазывая людей. Так проходило и на прихо­ де прп. Трифона Печенгско- го в Киркенесе (Норвегия). Здесь это таинство соверша­ лось в четвертый раз. Прихо­ жане ждали его с нетерпени­ ем. Оно немного утомитель­ но, но потом, после оконча­ ния, приходит благодать, и люди уже не замечают уста­ лости, а довольные поздрав­ ляют другдруга. Интересной была реакция одной прихо­ жанки, которая в первый раз пришла на эту службу. Ког­ да священник спросил, бу­ дет ли она собороваться, она отказалась, так как считала себя здоровой, а соборуются только больные. Но по окон­ чании богослужения возму­ тилась: «Почему всех пома­ зывали, а меня нет?» То есть, простояв службу, она почувс­ твовала, что ей тоже необхо­ димо было это таинство. Не все сразу приходят к осознанию своего внутрен­ него состояния. А между тем, это и есть состояние духов­ ной нищеты, необходимое для жизни каждого христи­ анина. Архидиакон НИКИТА (Борисов)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz