Миссионерская православная газета. 2010 г. № 3-4. Апрель.
МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА № 3-4, АПРЕЛЬ 2010 13 _____________________ВС Т Р Е ЧА ____________________ Думы мои неслись в Абастуман КАРТИНЫ Михаила Несте рова я впервые увидела в Рус ском музее Ленинграда в 70-х годах в пору моего студенчес тва. Они тихи и полны грусти. Уже тогда потрясло одухотво рение, излучаемое картиной «Великий постриг», где блед ная отшельница изображена с опущенными глазами и со ще мящей покорностью судьбе. В творчестве Нестерова главным была не живопись, а челове ческая душа. Вот эту душу я и почувствовала в его картинах. Позже, когда я находилась в Абастумани, юная послуш ница женского монастыря показала мне старинную ва зу, принадлежащую Михаилу Нестерову, в которой худож ник хранил свои кисти. Что же связывало великого русского живописца и высокогорное грузинское село? Оказалось, что Абастумани Нестеров отдал пять лет свой жизни —с 1899-й по 1904 год. В суровую зиму 1899 го да Михаил Нестеров впервые ехал на Кавказ. Наследник престола цесаревич Георгий Александрович, подолгу жив ший на горном курорте вАбас- тумани по причине прогресси рующего туберкулеза, на свои средства построил там храм во имя Александра Невского, и обратился в Академию худо жеств, чтобы ему порекомен довали художника для роспи си храма. Назвали Нестерова. Художник отозвался с живым интересом на предложение расписать церковь и на обле денелом пароходе «Пушкин» отправился из Одессы к бере гам Батуми, откуда ему пред стоял путь в горы. К тому времени Нестеров — уже известный художник, член Товарищества Пере движников, «академик живо писи». По приезде на Кавказ. он представляется наследни ку. Цесаревич предлагает тут же ехать, чтобы засветло ос мотреть церковь. Настоятель Абастуманского храма игумен Максим расска зывает, что цесаревич побывал в Зарзме, и был потрясен кра сотой древнегрузинского хра ма, решив построить в Абас тумани, где жил, его точную копию. Но наш храм по разме рам получился чуточку мень ше. Его так и называли —«ма ленькая Зарзма в Абастумани. Увидев в Зарзме остат ки древнего храма, Нестеров пришел в изумление пред ше девром древнегрузинского ис кусства. Он рассказывал: «Ча са через два, вдали, на высокой скале показался великолеп ный Зарзмский храм... Храм открыли, и перед нами пред стало чудо не только архитек- ИЗОБРАЖЕНИЕМ святой Нины на пилоне храма художник Не стеров отдает дань уважения Грузии. Это один из самых вы разительных образов храма. «Лицо Нины было не совсем обычно, - вспоминал Несте ров, - Написал я его с сестры милосердия Петербургской Крестовоздвиженской общи ны, приехавшей отдохнуть, по дышатьабастуманским горным воздухом, и подмеченной где- то в парке моей женой. Сест ра Копчевская (так звали мою «Нину») действительно обла дала на редкость своеобраз ным лицом. Высокая, смуглая, с густыми бровями, большими, удлиненными, какими-то вос точными глазами, с красивой линией рта, она останавлива ла на себе внимание всех, и я, презрев туземных красавиц, кои не прочь были бы попози ровать для излюбленной гру зинской святой, познакомился с сестрой Копчевской и напи сал с нее...» турное, но и живописное. Весь храм был покрыт фресками. Они сияли, переливались са моцветными камнями: то си ними, то розовыми, то янтар ными. Купол провалился, и середина храма была покры та снегом. Всматриваясь вни мательно, мы заметили, что и часть фресок уже погибла». Художник стал убеждать цеса ревича в необходимости спас ти этот храм от разрушения, и именно благодаря ему, цесаре вич Георгий отпустил средс тва на восстановление храма в своем завещании. Нестерова радовала боль шая художественная работа с новыми творческими перс пективами, хотя и страшила своими размерами: в истории русской живописи 18-19 ве ков не было примера, чтобы целый храм расписывал один художник. Очень скоро у Нестерова созревает колористический план абастуманской росписи: покрыть церковь тоном ста рой слоновой кости и по не му вести сложный грузинский орнамент. Цесаревичу идея художни ка понравилась. И уже в марте 1899 года были готовы первые эскизы, одобренные без ма лейших замечаний. Цесаревич высказал единственное поже лание: перед работой посмот реть грузинские церкви, на что Михаил Васильевич с радос тью согласился. В своем «новом стиле» Не стеров хотел сохранить веяния грузинских мозаик и фресок, но оставлял за собой свободу, независимость и право вно сить свое «лирическое волне нье» в образы святых. Храм был посвящен Алек- ча, и в то же время, он самый почитаемый святой в Грузии. Эти святые — ключевые об разы замысла росписей. Над входной дверью Нестеров по местил композицию «Христос во Славе». На ней Александр Невский и Георгий Победо носец предстоят Христу, вос седающему на троне. Геор гий Победоносец у Нестерова в образе грузина, Александр водятся службы. Игумен Мак сим —пятый по счету настоя тель этого храма. «Прихожан у нас человек двести, —говорит он. —Абастумани поселок не большой, люди пешком при ходят из соседних деревень, чтобы побывать на службе и полюбоваться росписями. Приходят обычно уставшие, но когда заходят в храм, уста лости как не бывало». Мы смотрим вверх, и он пе речисляет фрески: «Святой мученик целитель Пантеле- имон, мученица Александ ра, прп. ерафим Саровский. Евангельский цикл — самый большой в храме. На куполе — Господь Вседержитель, по его краям —четыре Евангелиста. Пророки Илья и Моисей». Сто лет, прошедшие со вре мен росписи, дают о себе знать — фрески потемнели, местами облупились. Всего месяц назад была завершена консервация фресок. В тече ние четырехлет, благодаря по жертвованиям одного абасту- манца, живущего сейчасв Рос сии, в храме делалось все, что бы приостановить разрушение драгоценных росписей. Абастуманский храм произ вел большой эффект на совре менников не отдельными рос писями, а колористическим ансамблем. Общим впечатле нием отхрама была яркая праз дничность. «У нашего храма есть одно свойство, —говорит игумен Максим. — Это ощу щение любви. Все, кто прихо дит к нам в гости, сразу влюб ляются в этот храм. Здесь всем хорошо. Это неудивительно, потому что храм строился и расписывался с любовью. И с такой же любовью он встреча ет всех». Каждое воскресное ут ро отец Максим начинает службу в храме. Он неизмен но смотрит вверх, на одухот воренный лик нестеровской Богородицы, из глаз которой струится бесконечная мате ринская любовь. Клара БАРАТАШВИЛИ СРЕДИ ФРЕСОК с особой любовью почитается образ Пресвятой Богородицы «Знамение». «И седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса... И отверзся храм Божий на небе. И яви лось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под но гами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд». (Откровение святого Иоанна Богослова 12.1) Образ получился чудесным - со звездным венцом, в окружении ангелов, со стен храма с бесконечной нежностьстью смотрит мило видноелицо Божией Матери. «Это моя самая любимая фреска, - улы бается настоятель храма игумен Максим. - Когда я стою на службе, все время смотрю на Богородицу, и всегда утешаюсь». Он обращает мое внимание на белые пятна на губах и облачении Богородицы. Это пули. «Разгул безбожия в 30-х годах, - констатирует игумен. - Слава Богу, с росписями ничего не сделали». сандру Невскому, защитни ку русской земли. На одном из пилонов князь изображен молящимся перед Невской битвой —не воинственным, а смиренным, готовым испол нить свой долг. На северной стене храма развернута тема кончины св. Александра Нев ского, переданная со светлой печалью. Георгий Победоносец был небесным покровителем цеса ревича ГеоргияАлександрови- Невский —типичный славя нин. Подчеркивая различную этничность в ликах небесных покровителей, художник сим волизирует идею братства двух православных народов. В те годы многое натвори ли в храме. Он был превра щен в склад, уничтожили все, что могли. Разобрали крышу, разрушили престол, сломали мраморный алтарь. С 1988 го да храм был заново освящен, и с тех пор там неизменно про-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz