Миссионерская православная газета. 2010 г. № 3-4. Апрель.

МИССИОНЕРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА № 3-4, АПРЕЛЬ 2010 13 _____________________ВС Т Р Е ЧА ____________________ Думы мои неслись в Абастуман КАРТИНЫ Михаила Несте­ рова я впервые увидела в Рус­ ском музее Ленинграда в 70-х годах в пору моего студенчес­ тва. Они тихи и полны грусти. Уже тогда потрясло одухотво­ рение, излучаемое картиной «Великий постриг», где блед­ ная отшельница изображена с опущенными глазами и со ще­ мящей покорностью судьбе. В творчестве Нестерова главным была не живопись, а челове­ ческая душа. Вот эту душу я и почувствовала в его картинах. Позже, когда я находилась в Абастумани, юная послуш­ ница женского монастыря показала мне старинную ва­ зу, принадлежащую Михаилу Нестерову, в которой худож­ ник хранил свои кисти. Что же связывало великого русского живописца и высокогорное грузинское село? Оказалось, что Абастумани Нестеров отдал пять лет свой жизни —с 1899-й по 1904 год. В суровую зиму 1899 го­ да Михаил Нестеров впервые ехал на Кавказ. Наследник престола цесаревич Георгий Александрович, подолгу жив­ ший на горном курорте вАбас- тумани по причине прогресси­ рующего туберкулеза, на свои средства построил там храм во имя Александра Невского, и обратился в Академию худо­ жеств, чтобы ему порекомен­ довали художника для роспи­ си храма. Назвали Нестерова. Художник отозвался с живым интересом на предложение расписать церковь и на обле­ денелом пароходе «Пушкин» отправился из Одессы к бере­ гам Батуми, откуда ему пред­ стоял путь в горы. К тому времени Нестеров — уже известный художник, член Товарищества Пере­ движников, «академик живо­ писи». По приезде на Кавказ. он представляется наследни­ ку. Цесаревич предлагает тут же ехать, чтобы засветло ос­ мотреть церковь. Настоятель Абастуманского храма игумен Максим расска­ зывает, что цесаревич побывал в Зарзме, и был потрясен кра­ сотой древнегрузинского хра­ ма, решив построить в Абас­ тумани, где жил, его точную копию. Но наш храм по разме­ рам получился чуточку мень­ ше. Его так и называли —«ма­ ленькая Зарзма в Абастумани. Увидев в Зарзме остат­ ки древнего храма, Нестеров пришел в изумление пред ше­ девром древнегрузинского ис­ кусства. Он рассказывал: «Ча­ са через два, вдали, на высокой скале показался великолеп­ ный Зарзмский храм... Храм открыли, и перед нами пред­ стало чудо не только архитек- ИЗОБРАЖЕНИЕМ святой Нины на пилоне храма художник Не­ стеров отдает дань уважения Грузии. Это один из самых вы­ разительных образов храма. «Лицо Нины было не совсем обычно, - вспоминал Несте­ ров, - Написал я его с сестры милосердия Петербургской Крестовоздвиженской общи­ ны, приехавшей отдохнуть, по­ дышатьабастуманским горным воздухом, и подмеченной где- то в парке моей женой. Сест­ ра Копчевская (так звали мою «Нину») действительно обла­ дала на редкость своеобраз­ ным лицом. Высокая, смуглая, с густыми бровями, большими, удлиненными, какими-то вос­ точными глазами, с красивой линией рта, она останавлива­ ла на себе внимание всех, и я, презрев туземных красавиц, кои не прочь были бы попози­ ровать для излюбленной гру­ зинской святой, познакомился с сестрой Копчевской и напи­ сал с нее...» турное, но и живописное. Весь храм был покрыт фресками. Они сияли, переливались са­ моцветными камнями: то си­ ними, то розовыми, то янтар­ ными. Купол провалился, и середина храма была покры­ та снегом. Всматриваясь вни­ мательно, мы заметили, что и часть фресок уже погибла». Художник стал убеждать цеса­ ревича в необходимости спас­ ти этот храм от разрушения, и именно благодаря ему, цесаре­ вич Георгий отпустил средс­ тва на восстановление храма в своем завещании. Нестерова радовала боль­ шая художественная работа с новыми творческими перс­ пективами, хотя и страшила своими размерами: в истории русской живописи 18-19 ве­ ков не было примера, чтобы целый храм расписывал один художник. Очень скоро у Нестерова созревает колористический план абастуманской росписи: покрыть церковь тоном ста­ рой слоновой кости и по не­ му вести сложный грузинский орнамент. Цесаревичу идея художни­ ка понравилась. И уже в марте 1899 года были готовы первые эскизы, одобренные без ма­ лейших замечаний. Цесаревич высказал единственное поже­ лание: перед работой посмот­ реть грузинские церкви, на что Михаил Васильевич с радос­ тью согласился. В своем «новом стиле» Не­ стеров хотел сохранить веяния грузинских мозаик и фресок, но оставлял за собой свободу, независимость и право вно­ сить свое «лирическое волне­ нье» в образы святых. Храм был посвящен Алек- ча, и в то же время, он самый почитаемый святой в Грузии. Эти святые — ключевые об­ разы замысла росписей. Над входной дверью Нестеров по­ местил композицию «Христос во Славе». На ней Александр Невский и Георгий Победо­ носец предстоят Христу, вос­ седающему на троне. Геор­ гий Победоносец у Нестерова в образе грузина, Александр водятся службы. Игумен Мак­ сим —пятый по счету настоя­ тель этого храма. «Прихожан у нас человек двести, —говорит он. —Абастумани поселок не­ большой, люди пешком при­ ходят из соседних деревень, чтобы побывать на службе и полюбоваться росписями. Приходят обычно уставшие, но когда заходят в храм, уста­ лости как не бывало». Мы смотрим вверх, и он пе­ речисляет фрески: «Святой мученик целитель Пантеле- имон, мученица Александ­ ра, прп. ерафим Саровский. Евангельский цикл — самый большой в храме. На куполе — Господь Вседержитель, по его краям —четыре Евангелиста. Пророки Илья и Моисей». Сто лет, прошедшие со вре­ мен росписи, дают о себе знать — фрески потемнели, местами облупились. Всего месяц назад была завершена консервация фресок. В тече­ ние четырехлет, благодаря по­ жертвованиям одного абасту- манца, живущего сейчасв Рос­ сии, в храме делалось все, что­ бы приостановить разрушение драгоценных росписей. Абастуманский храм произ­ вел большой эффект на совре­ менников не отдельными рос­ писями, а колористическим ансамблем. Общим впечатле­ нием отхрама была яркая праз­ дничность. «У нашего храма есть одно свойство, —говорит игумен Максим. — Это ощу­ щение любви. Все, кто прихо­ дит к нам в гости, сразу влюб­ ляются в этот храм. Здесь всем хорошо. Это неудивительно, потому что храм строился и расписывался с любовью. И с такой же любовью он встреча­ ет всех». Каждое воскресное ут­ ро отец Максим начинает службу в храме. Он неизмен­ но смотрит вверх, на одухот­ воренный лик нестеровской Богородицы, из глаз которой струится бесконечная мате­ ринская любовь. Клара БАРАТАШВИЛИ СРЕДИ ФРЕСОК с особой любовью почитается образ Пресвятой Богородицы «Знамение». «И седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса... И отверзся храм Божий на небе. И яви­ лось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под но­ гами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд». (Откровение святого Иоанна Богослова 12.1) Образ получился чудесным - со звездным венцом, в окружении ангелов, со стен храма с бесконечной нежностьстью смотрит мило­ видноелицо Божией Матери. «Это моя самая любимая фреска, - улы­ бается настоятель храма игумен Максим. - Когда я стою на службе, все время смотрю на Богородицу, и всегда утешаюсь». Он обращает мое внимание на белые пятна на губах и облачении Богородицы. Это пули. «Разгул безбожия в 30-х годах, - констатирует игумен. - Слава Богу, с росписями ничего не сделали». сандру Невскому, защитни­ ку русской земли. На одном из пилонов князь изображен молящимся перед Невской битвой —не воинственным, а смиренным, готовым испол­ нить свой долг. На северной стене храма развернута тема кончины св. Александра Нев­ ского, переданная со светлой печалью. Георгий Победоносец был небесным покровителем цеса­ ревича ГеоргияАлександрови- Невский —типичный славя­ нин. Подчеркивая различную этничность в ликах небесных покровителей, художник сим­ волизирует идею братства двух православных народов. В те годы многое натвори­ ли в храме. Он был превра­ щен в склад, уничтожили все, что могли. Разобрали крышу, разрушили престол, сломали мраморный алтарь. С 1988 го­ да храм был заново освящен, и с тех пор там неизменно про-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz