Миссионерская православная газета. 2010 г. № 11-12. Декабрь.
Миссионерская православная газета Q Н А С В Я Т У Ю З Е М Л Ю № 1 1 - 1 2 д е к а б р ь 2 0 1 0 9 «НЕТ НИ ОДНОЙ страны знаме нитее Палестины, и ни одна стра на не имела столько различных наименований. Она называлась землею Ханаанскою, землею Из раильскою, землею Обетованною, землею Святою, Сирие-Палести ною. По словам ученого Флери, автора Церковной Истории, она граничит к полудню с высокими горами, отделяющими ее от зной- в большинстве своем были изоб ражены развалины жилых домов, люди с автоматами. Лекция была скучная и непонятная советскому школьнику, но звучали странные и незнакомые слова, которые трону ли детскую душу. Слова о Христе, о родине всего человечества в годы активной атеистической пропаган ды звучали почти как проповедь. Хотя представление о политичес- молитвы, для сосредоточенности и внимания Слову Божию. Палом ничество —не прогулка, это бого молье! «Тутможно идти толькодву мя путями: ко Христу или от Него». Иван Ильин, наш русский мысли тель, писатель и философ так пи сал о паломничестве на Руси: «Да, богомолье искони было на Руси началом просвещения и духовного очищ ения, потому, что русский Размышления священника после паломничества в Палестину ных пустынь Аравийских; к Севе ро-Западу со Средиземным морем, откуда веют на нее прохладные вет ры, а к Северу—с цепью Ливанских гор, твердейшим оплотом от резко го Аквилона полуночи». Так начинается повествование французскогоавторакниги«Палес тина и места, освященные учением и страданиями апостолов», издан ной в Москве еще в 1838 году. Эту книгу мне подарила одна благо честивая прихожанка Анна лет 15 тому назад. Анны уже нет в живых, но дарственная надпись звучит как наказ: «Когда прочтете эту книгу, будет такое впечатление, как будто побывали там». Действительно, во время чтения передо мной встава ли целые образы различных угол ков Святой Земли, надолго оста вившие отпечаток в сознании. Об этом состоянии читателя говорит и сам автор: «Кто не может видеть эти места сам, слушает с живым удовольствием путешественников, которые в этом счастливее его; с восхищением читает трогательные их повествования, и старается, по крайней мере, вознаградить себя На Святой Земле паломник находится под пристальным наблюдением сотен глаз, он как бы весь на виду. Поэтому каждое свое действие лучше поверять простым вопросом: а не повредит ли онорусскому имени или Православию? Ведь даже неосторожное слово сразу навлекает хулу не только на самого паломника, но и на всю Церковь. «Нас обличают почти так же строго, как пророк обличал дщерь Сиона», —предупреждает отец Антонин. «О, как внимательным следует быть и нам, особенно здесь перед чужими и иноверными, ко всему, что дела ют руки наши, произносит язык и высматривает глаз...» верным описанием мест, в кото рых не удалось быть самому». Путешествие на Святую Зем лю все это время оставалось для меня почти несбыточной мечтой. Даже когда я слушал рассказ отца Даниила, наместника Трифонов Печенгского монастыря, о неза бываемой поездке в Израиль с це лой группой паломников, я слу шал его «сживым удовольствием», совершенно не зная, что через год Господь благословит меня побы вать там и поклониться Святому Гробу. НАЧАЛО ПУТИ По дороге в Тель-Авив меня не оставляло чувство настороженнос ти. Что я собственно знаю о совре менном государстве Израиль, кро ме того, что эта страна постоянно раздираема военными конфлик тами? Уже не первый год во всех храмах РПЦ в Великую Субботу возносятся слова молитвы о мире на Святой Земле. О мире, кото рый, балансируя на лезвии ножа, вот-вот готов рухнуть в одночасье. Еще учась в школе, помню, как нас повели налекцию заезжего профес сора-историка, рассказавшего нам о далекой стране на Ближнем Вос токе. Помню слайды, на которых кой жизни государства Израиль с той поры сложилось негативное: война, кровь, страдание —все это на протяжении целых веков. И воттеперь, по дороге в столи цу чужого государства мне вспо минались слова: «Отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших» (Мф. 27:25), рас крывая причину всех «проблем» еврейского народа. Конечно же, не только незнание того, что ждет тебя впереди, настораживало, но и известное противостояние иу деев и христиан в вопросе о «кра еугольном камне, его же небре- гоша зиждущии». Другое чувство заставляло забыть меня о всяком волнении —я знал, что сейчас Гос подь дает мне возможность всту пить на землю, которую Он избрал местом рождения и Своей жизни. Думаю, такое же чувство разделя ли со мной все двадцать паломни ков из Мурманска, с которыми я отправился в это удивительное путешествие в качестве духовного руководителя. О СМЫСЛЕ ПАЛОМНИЧЕСТВА О ПРАВИЛАХ Паломничество —это не развле чение, но труд, где нужно напрячь все свои силы для созерцания и человек, уходя к святым местам . «уходил» ко святым местам свое го личного духа, пробираясь через пустоту своей религиозно еще не возделанной души». Несмотря на то, что философ написал о своем видении необходимости странс твовать по России («от Киевской лавры до Китежа, от Соловков до гор Кавказа»), слова эти примени мы и к паломничеству во Святую Землю. На святых местах человек как бы постоянно пребывает в ре альности евангельских событий. Сосредоточенность ума, которую важно иметь на Святой Земле, предотвращает грех «невнимания в вещах великой важности» и грех «легкомыслия, от которого от крытый путь ко всему нехороше му». Разве это не «возделывание» души? Более ста лет назад, в своих проповедях архимандрит Антонин (Капустин), начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, не раз обращался к поклонникам Святого Гроба, остерегая их впасть в другой грех — ложный патрио тизм, то есть не паломничать во Святой Земле «со своим уставом»: «Место, где мы стоим и во имя которого говорим, не знает и не признает никакого отечества, кро ме Царства Божия, и ни на какую исключительность — народную, язычную, племенную, кастовую, служебную или подобную не дает своего изволения и благословения. Голгофа не для патриотов, и патри оты не для нее, что бы ни говорили мимоходящие и мимомудрствую- щие. «Ины овцы имам, яже не суть от двора сего, и тыя Ми подобает привести» (Ин. 10:16)». Протоиерей Валерий КОМАРОВ П р о д о л ж е н и е н а с т р . 10 К 15-летию М урманской и Мончегорской Епархии 2007 Проведен «Ушаковский славянский ход-2007 под Андреевским фла гом». Внем Церковь объединила вокруг себя правительство Мурманской области, моряков Северного Флота, воинов-пограничников, пи сателей и творческую интеллигенцию, учащу юся молодежь, работников СМИ. Ушаковский ход прошел по 20-ти го родам Северо-запада и центра России, названия которых носят подводные лод ки и корабли Северного Флота. В каждом из городов состоялись встречи с представителями городских и областных властей, ветеранами Флота, писательскими организациями, священ нослужителями и простыми людьми. В Санаксарском монастыре участникам Хода были переданы частицы мощей святого праведного воина Феодора. С конца октября по начало декабря иконы с частицами мощей были тор жественно доставлены в военно-мор ские гарнизоны и на военные корабли. Участники хода сопровождали Святыни, рассказывая о том, как проходил Ход. Следующий этап —морской, был со пряжен с выходом кораблей Северного флота в Атлантику и Средиземное море, и знаменовал собой присутствие адми рала Федора Ушакова на местах его бое вых сражений спустя 250 лет. В ходовой рубке авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» была размещена икона вои на Феодора. В Средиземном море икона была передана на крейсер Черноморско го флота «Москва» и доставлена в Севас тополь. Ко дню памяти св. блгв. вел. кн. Алек сандра Невского миссионерским отделом епархии проведена информационно-ис торическая конференция «Католичество и Россия». 2008 Осуществлен первый (начальный) этап работ по возрождению Трифонов Печенгского монастыря в районе Луостари. ВУсть-Печенге на монастырской территории, относящейся к сгоревшей 1 декабря 2007 года церкви Рождества Христова, произведены научные и архе ологические изыскания с целью восста новления крипты на могиле 116 мучеников, существовавшей под церковью в начале 20-го века. Совместно с комитетом по образо ванию Мурманской области Епархией успешно проведен первый региональ ный этап Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и рабо ты с детьми школьного возраста и мо лодежью до 20 лет на соискание премии «За нравственный подвиг учителя». За прошедшие годы установился особый стиль архиерейского служения. Совершены Божественные литургии на всех приходах Епархии, включая и отда ленные. Архиерейские службы были со вершены во всех пяти храмах исправи тельно-трудовых колоний. Ежемесячно архиепископ посещал епархиальные монастыри.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz