Миссионерская православная газета. 2010 г. № 11-12. Декабрь.
Миссионерская православная газета № 1 1 - 1 2 Д Е К А Б Р Ь 2 0 1 0 Лу Г ДУХОВНЫЙ Святой праведный Иоанн Кронштадтский Учение о Таинстве Евхаристии В каждой частице Тела и в каждой капле Крови я принимаю всецелого Христа и, таким образом, вижу сердечными очами, что Он в одно и то же время весь во всех частицах и каплях, сколько бы их ни было, д о бесконечности. Так ж е точно Господь весь во всяком храм е... 2-го января (по новому стилю) Пра вославная Церковь празднует день памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского. Этот великий све тильник земли Русской, был послан Богом промыслительно, — чтобы укрепить в вере наш народ накануне предстоящих страшных испытаний. Всю свою долгую жизнь (1829 1908 гг.) избранник Божий без ос татка отдавал служению Богу и людям. 53 года, до самой своей пра ведной кончины, о.Иоанн был свя щенником Андреевского собора в г. Кронштадте, который за время его служения стал духовным центром не только православной России, но и всего мира. Со всех концов нашей страны и из-за рубежа еже дневно летели в Кронштадт письма и телеграммы от жаждущих исцеле ния, съезжались многочисленные паломники, чтобы по молитвам батюшки получить духовное утеше ние, разрешение сложных жизнен ных вопросов. Святость Кронштадтского пас тыря еще при его жизни признавали современники. Известен отзыв о нем святителя Феофана Затворника, ко торый писал:«Что касается о.Иоанна Кронштадтского, то я уверен, что он воистину муж Божий.И вы не погре шите, если уверитесь в том же». В чем состояли особенности свя тости о.Иоанна? Он наиболее пол но воплотил в себе образ священ нослужителя как доброго пастыря, ведущего своих пасомых ко Христу. Находясь в самом водовороте мир ских страстей и горя, Кронштадт ский пастырь не мог себе позво лить ни затвора, ни столпничества, ни строгого постничества —он все время был среди людей, и в этой об становке постоянно поддерживал в себе горение пламенной молитвы к Богу. У о. Иоанна не было избран ного круга почитателей: среди его пасомых были и простые люди, и высокопоставленные. К нему обра щались за молитвой, за помощью, за советом не только нищие и обез доленные, но и государственные чиновники, военные, архиереи, сам император и члены его семьи. Без преувеличения можно сказать, что круг духовных чад Кронштадтского пастыря охватывал практически все сословия тогдашнего русского об щества, и влияние его на жизнь это го общества было весьма заметным. Его молитва творила чудеса, о чем имеется множество свидетельств. Вот что говорил сам батюшка, бесе дуя с духовенством: «Молитва —это жизнь моей души: без молитвы я не могу быть. Для поддержания в себе постоянного молитвенного настро ения и общения с благодатию Бо- жиею я стараюсь как можно чаще служить, по возможности ежеднев но, и причащаться св. Тела и Крови Христовой, каждый раз почерпая в этом святейшем источнике богатые и могучие силы для разнообразных пастырских трудов». Свои мысли о Церкви и бого угодной жизни христианина о. Иоанн оставил в своих дневниках, вышедших в виде отдельной книги «Моя жизнь во Христе». В дальней шем на ее основе были составлены отдельные книги по различным те мам, в частности, учение о. Иоанна о Евхаристии. Это учение полезно знать каждому христианину, осо бенно нашему современнику. 1) Св. Евхаристия установле на Христом. С какой целью? «Эта цель — дарование нам Царства Небесного. Стремись же к нему», —призывает батюшка своих духов ных чад. 2) Евхаристия —это Таинс тво, т.е. тайна Божия, недоступная человеческому уму, а потому к ней надо относиться благоговейно, со страхом Божиим и не пытаться ис следовать ее умом. 3) Причащаясь Тела и Крови Христовой, мы со единяемся со Христом, становимся одним духом с Ним, уподобляемся Ему. Поэтому батюшка советовал своим чадам причащаться как мож но чаще (в 19 веке и в начале 20 века принято было причащаться 2-4 раза в год). Но нельзя «привыкать» к это му Таинству, «почитать его за нечто обыкновенное и маловажное». 4) К Таинству Причащения надо гото виться (пост, молитвенное прави ло); но «главное дело —живая вера сердца и теплота раскаяния во гре хах». Только такое причащение спа сительно, при неверии же человек причащается в осуждение себе. Так же нельзя подходить к Чаше с какой- либо страстью на сердце — такой человек уподобляется Иуде. 5) Св. праведный Иоанн Кронштадтский на примере Таинства Евхаристии объясняет одно из самых главных и труднопонимаемых свойств Церк ви —соборность. Приведем его слова: «С верою несомненною причащаясь живот ворящих Таин, я осязательным об разом поучаюсь вездесущию Хрис тову.. В каждой частице Тела и в каждой капле Крови я принимаю всецелого Христа и, таким обра зом, вижу сердечными очами, что Он в одно и то же время весь во всех частицах и каплях, сколько бы их ни было, до бесконечности. Так же точно Господь весь во всяком хра м е . Господь не только Божеством, но и душою и телом Своим присутс твует по всей земле, везде сообща ясь верующим весь нераздельно и производя в них сладостные плоды: очищение грехов, освящение душ и телес христианских, праведность, мир и радость о Духе Святе, соеди няя всех с Собою, со Отцем и Свя тым Своим Духом». Святую Евхаристию о.Иоанн понимал как воистину вселенс кое Таинство, в котором «Церковь скрепляется в одно тело» силою Божественной Любви. Все миро здание держится и освящается этой Любовью. «Из-за совершения Ли тургии Господь долготерпит всему миру и милует весь мир», - вот слова Кронштадского пастыря, пролива ющие свет на многие непонятные страницы нашей истории. Поэтому такое огромное значение придавал о.Иоанн св.Евхаристии как цент ральному месту Божественной Ли тургии. Н.П. БОРИСОВА, архидьякон Никит а (БОРИСОВ) КАНУН Р о ж о е с т в А Я рко на небе сияем пумеводная з в е зд а , всем у миру возвещ аем свемлыи праздник РоЖ десмва. Разно^вем ны ми 0 ар ам и ель укр аден а смоим, на макуш ке, возвыш аясь, в мишуре з в е з д а горим. Н а см екёе ^ о р о з рисуем свои маинсмвенныи узор, снеЖным серебром чаруем и п р и тяги в ает взор. ЗаЖ игаю м в храм ах свечи, распеваюм ся хоры, и совсем уЖ недалече м иг маинсмвеннои поры. В о Вселенной мудро правям Ног, Ёю бовь и К расома. Вогородица подарим нам Вселенского Х рисм а. с в е м о м чуда озарим ся, кмо пробудимся ом гр е з. В глубине души родимся свои младенческий Х рисм ос. Рождество ПРЕДСТАВИМ себе человека как путника в нашем бренном мире. Много разныхдорог приходится ему проходить, и на всех путях поджи дают его разные события, встречи, обуревают разные мысли. В какие- то моменты путь может показаться легким, а в какие-то —человек ду мает, что жизнь совсем не улыбается ему. В такие периоды жизни человек чаще всего начинает задумываться о смысле бытия, задаваться вопро сами — зачем вообще был создан человек, откуда и куда он идет, за чем посылаются ему то радости, то горести, события мелькают как в калейдоскопе, какова их цель? Дав но сказано, что тот, кто ищет, тот найдет, и кто стучит, тому откроют. Тогда среди жизненных ненастий забрезжит луч света и надежды, но впереди еще будет долгий путь познания. А когда из всех испыта ний человек выходит достойно, в в душе и во душе его рождается особая мудрая радость. Человек радуется не ка ким-то преходящим ценностям, он радуется Богу, свету, любви, людям. Тогда можно сказать, что в душе его наступило Рождество, наступило такое молитвенное состояние, ког да он уже ничего не просит для себя, ни на кого не обижается, никого не осуждает, старается протянуть руку помощи несчастным и обездолен ным, друзьям и врагам. Так прохо дится земная школа, как отдельного человека, так и всего человечества. Каждый год на планете Зем ля наступает Рождество Христо во — явление вселенского масш таба. Как волшебный свет, сияет учение Христа — великое откро вение миру. Только люди не всегда стремятся его познать, а познавая, так мало ему следуют. Вот если бы каждый человек ежедневно задавал себе вопросы — что полезного я Вселенной сделал в течение дня, каковы были мои переживания, чувства, мысли, а каковы были мои слова —корыст ны, злы или грубы, то каждому, кто соприкосается с нами, становилось бы хоть немного теплее. Каждый раз под Новый Год мы верим в сказку, ждем чуда. За мелкой суетой мы разучились видеть, что чудо среди нас. Разве в познаванье мира или в радости труда не содер жится чудо? А создание Творца —не есть ли чудо? Сама ночь Рождества в метель и пургу, как сказка, но для кого-то это лишь веселье, адля кого- то —целая веха на пути. В эту таинс твенную ночь действительно что-то происходит, надо только уметь уви деть, услышать, уловить. вибрации любви и благодати, претворить их в своем сознании и преобразить ими всю свою жизнь. Алевтина САМСЫКА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz