Миссионерская православная газета. 2010 г. № 11-12. Декабрь.

Миссионерская православная газета № 1 1 - 1 2 Д Е К А Б Р Ь 2 0 1 0 Лу Г ДУХОВНЫЙ Святой праведный Иоанн Кронштадтский Учение о Таинстве Евхаристии В каждой частице Тела и в каждой капле Крови я принимаю всецелого Христа и, таким образом, вижу сердечными очами, что Он в одно и то же время весь во всех частицах и каплях, сколько бы их ни было, д о бесконечности. Так ж е точно Господь весь во всяком храм е... 2-го января (по новому стилю) Пра­ вославная Церковь празднует день памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского. Этот великий све­ тильник земли Русской, был послан Богом промыслительно, — чтобы укрепить в вере наш народ накануне предстоящих страшных испытаний. Всю свою долгую жизнь (1829­ 1908 гг.) избранник Божий без ос­ татка отдавал служению Богу и людям. 53 года, до самой своей пра­ ведной кончины, о.Иоанн был свя­ щенником Андреевского собора в г. Кронштадте, который за время его служения стал духовным центром не только православной России, но и всего мира. Со всех концов нашей страны и из-за рубежа еже­ дневно летели в Кронштадт письма и телеграммы от жаждущих исцеле­ ния, съезжались многочисленные паломники, чтобы по молитвам батюшки получить духовное утеше­ ние, разрешение сложных жизнен­ ных вопросов. Святость Кронштадтского пас­ тыря еще при его жизни признавали современники. Известен отзыв о нем святителя Феофана Затворника, ко­ торый писал:«Что касается о.Иоанна Кронштадтского, то я уверен, что он воистину муж Божий.И вы не погре­ шите, если уверитесь в том же». В чем состояли особенности свя­ тости о.Иоанна? Он наиболее пол­ но воплотил в себе образ священ­ нослужителя как доброго пастыря, ведущего своих пасомых ко Христу. Находясь в самом водовороте мир­ ских страстей и горя, Кронштадт­ ский пастырь не мог себе позво­ лить ни затвора, ни столпничества, ни строгого постничества —он все время был среди людей, и в этой об­ становке постоянно поддерживал в себе горение пламенной молитвы к Богу. У о. Иоанна не было избран­ ного круга почитателей: среди его пасомых были и простые люди, и высокопоставленные. К нему обра­ щались за молитвой, за помощью, за советом не только нищие и обез­ доленные, но и государственные чиновники, военные, архиереи, сам император и члены его семьи. Без преувеличения можно сказать, что круг духовных чад Кронштадтского пастыря охватывал практически все сословия тогдашнего русского об­ щества, и влияние его на жизнь это­ го общества было весьма заметным. Его молитва творила чудеса, о чем имеется множество свидетельств. Вот что говорил сам батюшка, бесе­ дуя с духовенством: «Молитва —это жизнь моей души: без молитвы я не могу быть. Для поддержания в себе постоянного молитвенного настро­ ения и общения с благодатию Бо- жиею я стараюсь как можно чаще служить, по возможности ежеднев­ но, и причащаться св. Тела и Крови Христовой, каждый раз почерпая в этом святейшем источнике богатые и могучие силы для разнообразных пастырских трудов». Свои мысли о Церкви и бого­ угодной жизни христианина о. Иоанн оставил в своих дневниках, вышедших в виде отдельной книги «Моя жизнь во Христе». В дальней­ шем на ее основе были составлены отдельные книги по различным те­ мам, в частности, учение о. Иоанна о Евхаристии. Это учение полезно знать каждому христианину, осо­ бенно нашему современнику. 1) Св. Евхаристия установле­ на Христом. С какой целью? «Эта цель — дарование нам Царства Небесного. Стремись же к нему», —призывает батюшка своих духов­ ных чад. 2) Евхаристия —это Таинс­ тво, т.е. тайна Божия, недоступная человеческому уму, а потому к ней надо относиться благоговейно, со страхом Божиим и не пытаться ис­ следовать ее умом. 3) Причащаясь Тела и Крови Христовой, мы со­ единяемся со Христом, становимся одним духом с Ним, уподобляемся Ему. Поэтому батюшка советовал своим чадам причащаться как мож­ но чаще (в 19 веке и в начале 20 века принято было причащаться 2-4 раза в год). Но нельзя «привыкать» к это­ му Таинству, «почитать его за нечто обыкновенное и маловажное». 4) К Таинству Причащения надо гото­ виться (пост, молитвенное прави­ ло); но «главное дело —живая вера сердца и теплота раскаяния во гре­ хах». Только такое причащение спа­ сительно, при неверии же человек причащается в осуждение себе. Так­ же нельзя подходить к Чаше с какой- либо страстью на сердце — такой человек уподобляется Иуде. 5) Св. праведный Иоанн Кронштадтский на примере Таинства Евхаристии объясняет одно из самых главных и труднопонимаемых свойств Церк­ ви —соборность. Приведем его слова: «С верою несомненною причащаясь живот­ ворящих Таин, я осязательным об­ разом поучаюсь вездесущию Хрис­ тову.. В каждой частице Тела и в каждой капле Крови я принимаю всецелого Христа и, таким обра­ зом, вижу сердечными очами, что Он в одно и то же время весь во всех частицах и каплях, сколько бы их ни было, до бесконечности. Так же точно Господь весь во всяком хра­ м е . Господь не только Божеством, но и душою и телом Своим присутс­ твует по всей земле, везде сообща­ ясь верующим весь нераздельно и производя в них сладостные плоды: очищение грехов, освящение душ и телес христианских, праведность, мир и радость о Духе Святе, соеди­ няя всех с Собою, со Отцем и Свя­ тым Своим Духом». Святую Евхаристию о.Иоанн понимал как воистину вселенс­ кое Таинство, в котором «Церковь скрепляется в одно тело» силою Божественной Любви. Все миро­ здание держится и освящается этой Любовью. «Из-за совершения Ли­ тургии Господь долготерпит всему миру и милует весь мир», - вот слова Кронштадского пастыря, пролива­ ющие свет на многие непонятные страницы нашей истории. Поэтому такое огромное значение придавал о.Иоанн св.Евхаристии как цент­ ральному месту Божественной Ли­ тургии. Н.П. БОРИСОВА, архидьякон Никит а (БОРИСОВ) КАНУН Р о ж о е с т в А Я рко на небе сияем пумеводная з в е зд а , всем у миру возвещ аем свемлыи праздник РоЖ десмва. Разно^вем ны ми 0 ар ам и ель укр аден а смоим, на макуш ке, возвыш аясь, в мишуре з в е з д а горим. Н а см екёе ^ о р о з рисуем свои маинсмвенныи узор, снеЖным серебром чаруем и п р и тяги в ает взор. ЗаЖ игаю м в храм ах свечи, распеваюм ся хоры, и совсем уЖ недалече м иг маинсмвеннои поры. В о Вселенной мудро правям Ног, Ёю бовь и К расома. Вогородица подарим нам Вселенского Х рисм а. с в е м о м чуда озарим ся, кмо пробудимся ом гр е з. В глубине души родимся свои младенческий Х рисм ос. Рождество ПРЕДСТАВИМ себе человека как путника в нашем бренном мире. Много разныхдорог приходится ему проходить, и на всех путях поджи­ дают его разные события, встречи, обуревают разные мысли. В какие- то моменты путь может показаться легким, а в какие-то —человек ду­ мает, что жизнь совсем не улыбается ему. В такие периоды жизни человек чаще всего начинает задумываться о смысле бытия, задаваться вопро­ сами — зачем вообще был создан человек, откуда и куда он идет, за­ чем посылаются ему то радости, то горести, события мелькают как в калейдоскопе, какова их цель? Дав­ но сказано, что тот, кто ищет, тот найдет, и кто стучит, тому откроют. Тогда среди жизненных ненастий забрезжит луч света и надежды, но впереди еще будет долгий путь познания. А когда из всех испыта­ ний человек выходит достойно, в в душе и во душе его рождается особая мудрая радость. Человек радуется не ка­ ким-то преходящим ценностям, он радуется Богу, свету, любви, людям. Тогда можно сказать, что в душе его наступило Рождество, наступило такое молитвенное состояние, ког­ да он уже ничего не просит для себя, ни на кого не обижается, никого не осуждает, старается протянуть руку помощи несчастным и обездолен­ ным, друзьям и врагам. Так прохо­ дится земная школа, как отдельного человека, так и всего человечества. Каждый год на планете Зем­ ля наступает Рождество Христо­ во — явление вселенского масш­ таба. Как волшебный свет, сияет учение Христа — великое откро­ вение миру. Только люди не всегда стремятся его познать, а познавая, так мало ему следуют. Вот если бы каждый человек ежедневно задавал себе вопросы — что полезного я Вселенной сделал в течение дня, каковы были мои переживания, чувства, мысли, а каковы были мои слова —корыст­ ны, злы или грубы, то каждому, кто соприкосается с нами, становилось бы хоть немного теплее. Каждый раз под Новый Год мы верим в сказку, ждем чуда. За мелкой суетой мы разучились видеть, что чудо среди нас. Разве в познаванье мира или в радости труда не содер­ жится чудо? А создание Творца —не есть ли чудо? Сама ночь Рождества в метель и пургу, как сказка, но для кого-то это лишь веселье, адля кого- то —целая веха на пути. В эту таинс­ твенную ночь действительно что-то происходит, надо только уметь уви­ деть, услышать, уловить. вибрации любви и благодати, претворить их в своем сознании и преобразить ими всю свою жизнь. Алевтина САМСЫКА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz