Миссионерская православная газета. 2010 г. № 11-12. Декабрь.

Л Миссионерская православная газета 12 . № 1 1 - 1 2 Д Е К А Б Р Ь 2 0 1 0 К У Л Ь Т У Р А Юбилейная выставка Татьяны Кугавда Под очарованием негромкой природы Севера НА ВЫСТАВКУ Татьяны Юрь­ евны Кугавда в Центральной де­ тской библиотеке города Мон­ чегорска я ехала с заинтересованностью. Несколько месяцев тому назад в музее Есе­ нина при Мурманской ■областной детско- юношеской библио­ теке проходила выставка рисун­ ков ее воспитанников, учеников детской художественной школы имени И.Д. Воробья, которая вы­ звала интерес у посетителей музея. «Если такие интересные работы у учеников, то и работы учителя, наверное, стоят того, чтобы поз­ накомиться с ними», — подума­ ла я, получив приглашение на выставку от Татьяны Юрьевны. Настораживало то, что Татьяна приглашала меня как искусство­ веда, а не как руководителя музея Сергея Есенина или спутницу по Славянскому ходу. Но все эти раз­ думья улетучились когда мы при­ ехали в Мончегорск. Я ожидала увидеть работы на столько воздушности, что низкое северное небо не гнетет, а кажет­ ся выше. И девочка с букетом по­ левых цветов — светлый лучик жизни, улыбку светлую посылает нам, зрителям. И снова есенин­ ские слова на языке: «Несказан- лое. Так же низко летали чайки над водой и с криком расплески­ вали крыльями воду, выхватывая добычу. Но и «водянистая, серая гладь» Севера дана Татьяной Ку­ гавда живой, притягивающей, привлекательной. «Териберка. В ы ставка худож ника Татьяны Кугавда духовную тему (как у учеников), а попала под очарование негром­ кой природы Севера. Проходила по выставке, вглядываясь в кар­ тины, а постоянно звучали слова есенинских стихов, ведь на кар­ тинах я видела «наше поле, луга и лес, принакрытые сереньким ситцем этих северных бедных небес». И мир Севера был дан не яркими и броскими красками, все пейзажи пронизывала «нежность грустная русской души». Яркости не было, было признание: «Как бы я и хотел не любить, все равно не могу научиться. И под этим де­ шевеньким ситцем ты мила мне, родимая выть». Вот картина «Полечка»: на желтом косогоре, пестреющем по­ левыми цветами, среди ромашек стоит девочка Полинка —тонкая былинка, вся пронизанная све­ том. Стоит Полюшка среди цве­ тущего разнотравьем полюшка. На голове легкая летняя голубая шляпка, голубой купол небесный, а лентой голубой реки опоясан желтый косогор. И столько света, ное, синее, неж ное.» А вдали за рекой на холме церквушка белеет. Так «в сердце светит Русь». Сразу, как входишь в зал, где находится выставка, в глаза бро­ сается картина «Цветет Иван- чай» - так близко знакомый всем северянам цветок. На первом плане заросли Иван-чая. Круп­ но. Красочно. Нежно-малино­ вым цветом притягивает взгляд, тянется вверх к «дешевенькому ситчику» неба. И видим там, в далекой дали, храм. «Здравствуй, златое затиш ье.», - снова звучит Есенин. Так много на выставке натюр­ мортов, букетов цветов. Цветы в гармонии сияют северным не­ броским цветом. За окном мороз, снега, а здесь цветет природа, цве­ тами радует и глаз, и душу. И снова есенинское: «Цветы на подокон­ нике, цветы, цветы .» Пейзажи Териберки мне близ­ ки. Такие же лодки стояли на бе­ регу родной реки Поной. Такой же закат золотился и в наших местах, где река Поной впадает в море Бе­ Водопад» струится речной водо­ пад, при взгляде на картину даже ощущаешь журчание падающей воды. Да, на Севере в природе есть «нездоровое, хилое, низкое, водя­ нистая, серая гладь, это все мне родное и близкое, от чего таклегко зарыдать.» Вот и снова есенинс­ кие строки передали впечатление от этих картин, так поэтически на­ писанных маслом на холсте. Осень ярко раскрасила в багря­ ный и золотой убор низкорослые северные деревца, вечерний закат опускается над Териберкой, чайки раскричались над причалом, яхты скользят по водной глади, спокой­ но плывет утиный вы водок. — сколько раз в жизни видели это се­ веряне. И так бережно и любовно показала это на картинах Татьяна Кугавда. И тихо плывет над водою, где яхты скользят, звон колоколов церкви, что стоит на берегу. «И знакомые взору просторы Уж не так под луной хороши. Б у ер аки .п ен ьк и . косогоры Обпечалили русскую ширь», — думается при взгляде на картину «Причал Карра» или «Река Тери- берка. Закат», или на низкое небо над невысокими деревьями по бе­ регам рек. Но «это все, что зовем мы родиной». Вот так и ходила по выставке, душой отзываясь на увиденное, а в душе звучало, пело, сияло есенинское слово: Потому и навеки не скрою, Что любить не отдельно, не врозь, Нам одною любовью с тобою Эту родину привелось. Валентина КУЗНЕЦОВА Музей Сергея Есенина , МОДЮБ г. Мурманск Икона «Знамение» и князь Андрей Боголюбский Противоборство и единение Н а ч а л о н а с т р . 7 КНЯЗЬ АНДРЕЙ привез в Суз­ дальскую землю икону Вышго- родской Божией Матери, полу­ чившую впоследствии название ВЛАДИМИРСКОЙ. Вот как это описывает историк Н.И. Косто­ маров: «Была в Вышгородев женском монастыреиконаСв. Богородицы, при­ везенная из Цареграда, писанная, как гласит предание, Св. евангелистом Лукою. Рассказывали о ней чудеса, говорили, между прочим, что, будучи поставлена у стены, она ночью сама отходилаотнееистановиласьпосреди церкви, показывая как бы, что жела­ етуйти в другоеместо. Взять ееявно былоневозможно, потомучтожители не позволили бы этого.Андрейзадумал похититьее, перенести в суздальскую землю, даровать таким образом этой землесвятыню,уважаемую на Руси, и тем показать, что над этою землею почиет особое благословение Божие. Подговоривши священника женского монастыря Николая и диакона Нес­ тора, Андрей ночьюунес чудотворную икону из монастыря и вместес княги­ неюи соумышленникамитотчаспосле тогоубежал в суздальскуюземлю ». Ну и ну... Неужели святотатс­ тво? Ладно —«жители бы не поз­ волили», а разве Сама Пречистая позволила бы совершиться чему- либо вопреки Ее воли? Личным оружием князя Анд­ рея был меч святого страстотерп­ ца князя Бориса. Этот меч не раз в сражениях сохранял ему жизнь. Перед тем, как совершить «князе- убийство», заговорщики этот меч у князя Андрея выкрали... Муче­ ническая смерть окончательно примирила князя Андрея с Госпо­ дом. Грех, состоящий в том, что в результате агрессии против Нов­ города православные люди уби­ вали своих единоверных братьев, омылся кровью мученика. За иконой с того времени за­ крепилось название «Знамение». В благодарность за многочисленные благодеяния, новгородцы постро­ или храм, и в 1356 году икона из храма Спаса Преображения была с торжеством перенесена в воз­ двигнутый в 1354 году новый храм Знамения Пресвятой Богородицы, впоследствии ставший собором Знаменского монастыря. На протяжении последующих столетий чудесами были прослав­ лены не только изначальный образ иконы «Знамение» Новгородская, но и некоторые списки: иконы Мирожская, Абалацкая, Царско­ сельская, Курская-Коренная и многие другие. Свою особую историю имеет образ иконы «Курская Коренная». Нам она необычайно близка, так как имеет связь с мученической судьбой моряков АПЛ «Курск». Вот так удивительно перекли­ каются события и явления Божии, из которых сшивается, словно по­ лотно, это прекрасное Божие ми­ роздание, не подвластное ни «духу века сего», ни «князю мира сего». Монахиня Гликерия (СМИРНОВА)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz