Миссионерская православная газета. 2010 г. № 11-12. Декабрь.
Л Миссионерская православная газета 12 . № 1 1 - 1 2 Д Е К А Б Р Ь 2 0 1 0 К У Л Ь Т У Р А Юбилейная выставка Татьяны Кугавда Под очарованием негромкой природы Севера НА ВЫСТАВКУ Татьяны Юрь евны Кугавда в Центральной де тской библиотеке города Мон чегорска я ехала с заинтересованностью. Несколько месяцев тому назад в музее Есе нина при Мурманской ■областной детско- юношеской библио теке проходила выставка рисун ков ее воспитанников, учеников детской художественной школы имени И.Д. Воробья, которая вы звала интерес у посетителей музея. «Если такие интересные работы у учеников, то и работы учителя, наверное, стоят того, чтобы поз накомиться с ними», — подума ла я, получив приглашение на выставку от Татьяны Юрьевны. Настораживало то, что Татьяна приглашала меня как искусство веда, а не как руководителя музея Сергея Есенина или спутницу по Славянскому ходу. Но все эти раз думья улетучились когда мы при ехали в Мончегорск. Я ожидала увидеть работы на столько воздушности, что низкое северное небо не гнетет, а кажет ся выше. И девочка с букетом по левых цветов — светлый лучик жизни, улыбку светлую посылает нам, зрителям. И снова есенин ские слова на языке: «Несказан- лое. Так же низко летали чайки над водой и с криком расплески вали крыльями воду, выхватывая добычу. Но и «водянистая, серая гладь» Севера дана Татьяной Ку гавда живой, притягивающей, привлекательной. «Териберка. В ы ставка худож ника Татьяны Кугавда духовную тему (как у учеников), а попала под очарование негром кой природы Севера. Проходила по выставке, вглядываясь в кар тины, а постоянно звучали слова есенинских стихов, ведь на кар тинах я видела «наше поле, луга и лес, принакрытые сереньким ситцем этих северных бедных небес». И мир Севера был дан не яркими и броскими красками, все пейзажи пронизывала «нежность грустная русской души». Яркости не было, было признание: «Как бы я и хотел не любить, все равно не могу научиться. И под этим де шевеньким ситцем ты мила мне, родимая выть». Вот картина «Полечка»: на желтом косогоре, пестреющем по левыми цветами, среди ромашек стоит девочка Полинка —тонкая былинка, вся пронизанная све том. Стоит Полюшка среди цве тущего разнотравьем полюшка. На голове легкая летняя голубая шляпка, голубой купол небесный, а лентой голубой реки опоясан желтый косогор. И столько света, ное, синее, неж ное.» А вдали за рекой на холме церквушка белеет. Так «в сердце светит Русь». Сразу, как входишь в зал, где находится выставка, в глаза бро сается картина «Цветет Иван- чай» - так близко знакомый всем северянам цветок. На первом плане заросли Иван-чая. Круп но. Красочно. Нежно-малино вым цветом притягивает взгляд, тянется вверх к «дешевенькому ситчику» неба. И видим там, в далекой дали, храм. «Здравствуй, златое затиш ье.», - снова звучит Есенин. Так много на выставке натюр мортов, букетов цветов. Цветы в гармонии сияют северным не броским цветом. За окном мороз, снега, а здесь цветет природа, цве тами радует и глаз, и душу. И снова есенинское: «Цветы на подокон нике, цветы, цветы .» Пейзажи Териберки мне близ ки. Такие же лодки стояли на бе регу родной реки Поной. Такой же закат золотился и в наших местах, где река Поной впадает в море Бе Водопад» струится речной водо пад, при взгляде на картину даже ощущаешь журчание падающей воды. Да, на Севере в природе есть «нездоровое, хилое, низкое, водя нистая, серая гладь, это все мне родное и близкое, от чего таклегко зарыдать.» Вот и снова есенинс кие строки передали впечатление от этих картин, так поэтически на писанных маслом на холсте. Осень ярко раскрасила в багря ный и золотой убор низкорослые северные деревца, вечерний закат опускается над Териберкой, чайки раскричались над причалом, яхты скользят по водной глади, спокой но плывет утиный вы водок. — сколько раз в жизни видели это се веряне. И так бережно и любовно показала это на картинах Татьяна Кугавда. И тихо плывет над водою, где яхты скользят, звон колоколов церкви, что стоит на берегу. «И знакомые взору просторы Уж не так под луной хороши. Б у ер аки .п ен ьк и . косогоры Обпечалили русскую ширь», — думается при взгляде на картину «Причал Карра» или «Река Тери- берка. Закат», или на низкое небо над невысокими деревьями по бе регам рек. Но «это все, что зовем мы родиной». Вот так и ходила по выставке, душой отзываясь на увиденное, а в душе звучало, пело, сияло есенинское слово: Потому и навеки не скрою, Что любить не отдельно, не врозь, Нам одною любовью с тобою Эту родину привелось. Валентина КУЗНЕЦОВА Музей Сергея Есенина , МОДЮБ г. Мурманск Икона «Знамение» и князь Андрей Боголюбский Противоборство и единение Н а ч а л о н а с т р . 7 КНЯЗЬ АНДРЕЙ привез в Суз дальскую землю икону Вышго- родской Божией Матери, полу чившую впоследствии название ВЛАДИМИРСКОЙ. Вот как это описывает историк Н.И. Косто маров: «Была в Вышгородев женском монастыреиконаСв. Богородицы, при везенная из Цареграда, писанная, как гласит предание, Св. евангелистом Лукою. Рассказывали о ней чудеса, говорили, между прочим, что, будучи поставлена у стены, она ночью сама отходилаотнееистановиласьпосреди церкви, показывая как бы, что жела етуйти в другоеместо. Взять ееявно былоневозможно, потомучтожители не позволили бы этого.Андрейзадумал похититьее, перенести в суздальскую землю, даровать таким образом этой землесвятыню,уважаемую на Руси, и тем показать, что над этою землею почиет особое благословение Божие. Подговоривши священника женского монастыря Николая и диакона Нес тора, Андрей ночьюунес чудотворную икону из монастыря и вместес княги неюи соумышленникамитотчаспосле тогоубежал в суздальскуюземлю ». Ну и ну... Неужели святотатс тво? Ладно —«жители бы не поз волили», а разве Сама Пречистая позволила бы совершиться чему- либо вопреки Ее воли? Личным оружием князя Анд рея был меч святого страстотерп ца князя Бориса. Этот меч не раз в сражениях сохранял ему жизнь. Перед тем, как совершить «князе- убийство», заговорщики этот меч у князя Андрея выкрали... Муче ническая смерть окончательно примирила князя Андрея с Госпо дом. Грех, состоящий в том, что в результате агрессии против Нов города православные люди уби вали своих единоверных братьев, омылся кровью мученика. За иконой с того времени за крепилось название «Знамение». В благодарность за многочисленные благодеяния, новгородцы постро или храм, и в 1356 году икона из храма Спаса Преображения была с торжеством перенесена в воз двигнутый в 1354 году новый храм Знамения Пресвятой Богородицы, впоследствии ставший собором Знаменского монастыря. На протяжении последующих столетий чудесами были прослав лены не только изначальный образ иконы «Знамение» Новгородская, но и некоторые списки: иконы Мирожская, Абалацкая, Царско сельская, Курская-Коренная и многие другие. Свою особую историю имеет образ иконы «Курская Коренная». Нам она необычайно близка, так как имеет связь с мученической судьбой моряков АПЛ «Курск». Вот так удивительно перекли каются события и явления Божии, из которых сшивается, словно по лотно, это прекрасное Божие ми роздание, не подвластное ни «духу века сего», ни «князю мира сего». Монахиня Гликерия (СМИРНОВА)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz