Миссионерская православная газета. 2010 г. № 11-12. Декабрь.

10 Миссионерская православная газета №11- 12 декаб р ь 2010 Н А С В Я Т У Ю З Е М Л Ю Размышления священника после паломничества в Палестину Начало на стр. 9 Здесь нужно учиться уважать всех и все. Всех, то есть, окружающих тебя —а это сотни представителей не только христианской, но и иудейс­ кой, и мусульманской религий. Все —это святыни, и не только христи­ анские. «ПРАВОСЛАВНЫЙ ТУРИЗМ» Чтобы не утруждать читателя пе­ речислением мест, которые посетила наша группа на Святой Земле, хочет­ ся поделиться некоторыми размыш­ лениями, которые сформировались уже по возвращении из паломни­ чества. Из-за обилия впечатлений, связанных с посещением большо­ го количества святынь в короткий промежуток времени (всего шесть дней), удалось только теперь осмыс­ лить, проанализировать увиденное и услышанное. Наверное, как нужно созреть духовно для паломничества, так же нужно время и для того, что­ бы понять и вынести уроки для своей души от пребывания в Палестине. Программа нашего пребывания была очень насыщенная. Для того, чтобы после поездки как-то разо­ браться, где был и что видел, я не расставался с фотоаппаратом ни на минуту, разве только на богослуже­ ниях. Что-то пробовал записывать на диктофон, но он перестал включать­ ся уже на третий день. И даже сей­ час, просматривая фото, я не могу с уверенностью назвать все места, где нам довелось побывать. Я не пожа­ лел, что в Иерусалиме купил под­ робную карту города и историчес­ кий путеводитель по Святой Земле. Они являются для меня сейчас хоро­ шим подспорьем, освежая в памяти впечатления. Видимо, свою роль в составлении таких программ игра­ ет наша туристическая психология. Туризм, пусть даже религиозный, и паломничество —суть разные вещи. Христианский туризм — это путе­ шествие с познавательными целями. Здесь главным элементом для турис­ та является знакомство с историей святых мест, жизнью святых, цер­ ковным искусством, архитектурой. Поэтому экскурсия, на которой обо всем этом рассказывается —главный элемент путешествия. Но в паломни­ честве главным все же является мо­ литва и богослужение, а экскурсия здесь может быть вспомогательным элементом. Смешивая два поня­ тия, паломничество превращается в «спортивную гонку по святым мес­ там». Всякий смысл религиозного поклонения святыням при этом ут­ рачивается. Каждый день, отправляясь из Горненского женского монастыря Русской Духовной Миссии в Иеру­ салиме, где проживала наша группа, мы, уже сидя в автобусе, начинали путешествие с молитвы. Инокиня Агапия, наш гид и глубоко верую­ щий человек, всегда и везде стара­ лась придать нашим мероприятиям благодатный молитвенный настрой. В каждом храме, который мы посе­ щали, или в каждом месте, связан­ ном с евангельским событием, она побуждала всех вознести молитву, всякий раз напоминая нам о том, что мы не туристы, а паломники. Чтение Нового Завета в том месте, которое описано евангелистом, воспламеня­ ло наши религиозные чувства. Сам вид святыни приводил втрепет наши души. Но всякий раз, когда гид смот­ рела на часы и сетовала по поводу отставания от намеченной програм­ мы, я ловил себя на мысли, что мы невольно превращаемся в религиоз­ ных туристов, которые должны все успеть увидеть. Мне хотелось всякий раз попросить матушку-экскурсово- да уделить больше времени пребыва­ нию в «особых» местах, но всякий раз я вспоминал правило архимандрита Антонина о «своем и чужом уставе». Прав профессор А. И. Осипов, когда говорит, что целью паломничества является поиск «лучших условий для молитвы... можно поехать даже на Святую Землю и не думать о молит­ ве. Но если человек едет с тем, что­ бы хотя бы несколько дней пожить по-христиански, тогда это уже па­ ломничество». Матушка Агапия это тоже понимала, но программа была составленатаким образом, чтобы как можно больше показать нам святых мест. Само по себе паломничество не обязательно для христианина. В христианской жизни вполне можно достигнуть совершенства и без вся­ ких странствий по миру и поклоне­ ния святыням. Для Православия пос­ леднее не имеет самостоятельного духовного значения. Оно становится значимым лишь тогда, когда спо­ собствует укреплению веры, преум­ ножению сил для исполнения запо­ ведей Христовых, как единственной цели внутреннего самосовершенс­ твования. Вряд ли можно говорить о паломничестве, да и о любом дру­ гом действии, как о христианском деле, если оно этой цели не дости­ гает. Многие святые не совершали паломничеств, потому что не место освящает человека. Самое большое, что делает место, это вызывает ре­ лигиозные переживания, затрагива­ ющие душу, может помочь человеку укрепить и даже «реанимировать» угасающую молитву. Профессор А. И. Осипов приводит пример с прп. Серафимом Саровским, который за всю свою жизнь был только в Киеве. Когда батюшку спрашивали, стоит ли съездить в Иерусалим, на Афон, он отвечал, что если вы будете жить по-христиански, то будет вам тут и Иерусалим, и Афон, и Киев. Мне вспомнились стихи, написанные покойным протоиереем Николаем Гурьяновым, которые называют­ ся «Песнь христианской девицы», повествующие о состоянии души, переживающей радость Рождества Христова. Девицы, которая, быть может, никогда не была в Вифлееме. Начинается эта песнь словами: Я умом ходила в город Вифлеем И была в вертепе, и видала в нем, ЧтоХристос Спаситель, Царь, Творец и Бог Родился отДевы и лежит убог. Мы же, приехав в Вифлеем, от­ стояли в базилике Рождества Хрис­ това (которая, к сожалению, была вся изнутри заставлена строительными лесами) часа полтора в очереди, за­ тем полчаса —на одном месте, от­ тесненные полицией, стремительно проскочили мимо самого «вертепа», так и не осознав всей святости этого места, уподобившись евангельским мимоходящим, смотрящим, но не видящим. Как-то архимандрит Ан­ тонин (Капустин) с болью выдохнул: «О Русь...держать бы тебя где-нибудь дома в чулане и не показывать нико­ му!» Но нас в чулан посадить трудно. «Раздавленным» сутолокой приехав­ ших со всех сторон света туристов, нам уже было не до молитвы. В нас включился дух соперничества — только бы добраться до «заветного» места... И вновь звучат слова отца ар­ химандрита: «Воздохните из глубины души, воззовите из глубины сердца, безместное не мыслите, беззаконное не дейте, не досаждайте сосуду плоти вашей, не будьте высокоглаголиви и жестоки сердцем вотще и всуе, бой- теся ловления, трезвитеся, молитеся на всякий час Богу!» «Не место освящает челове­ ка, —подтверждает московский бо­ гослов, —а состояние нашей души». Поэтому, вспоминая свою поездку по Святой Земле, могу сказать, что для меня только тогда начиналось па­ ломничество, когда в том или ином месте рождалась молитва не вследс­ твие исполнения внешнего обряда, а по причине сердечного настроя, и даже чувства духовного обновления. И даже, несмотря на издержки про­ граммы, эта поездка всколыхнула мой внутренний мир. Протоиерей Валерий КОМАРОВ П р о д о л ж е н и е в с л е д у ю щ е м н о м е р е . Б у д е м п о м н и т ь Обращение Оргкомитета по установке памятника Дмтрию Балашову Граждане России! Дорогие новгородцы! Дмитрий Михайлович Балашов по праву считается гордостью Великого Новгорода: Почетный гражданин города, писатель-историк, друг и со­ ратник Льва Николаевича Гумилева, публицист, выдающийся ученый- фольклорист, заслуженный работник культуры Российской Федерации, награжденный медалями «850-ле­ тие Москвы», «Житель блокадного Ленинграда», крупнейшая фигура в русской исторической беллетристике ХХ века. Балашов не только воспел в своих произведениях древний Новгород, но и рассказал о трагичном периоде становления Российского государства. За выдающуюся литературную деятельность писателю присуждены премии: Льва Толстого за цикл романов «Государимосковские», Большая Российская Литературная премия Союза писателей России зароман «Святая Русь», международная премия равноапостольных Кирилла и Мефодия, две премии «Отечество» за цикл «Государи московские» и роман «Бальтазар Косса». В память о писателе на доме, где последние шестнадцать лет жил и работал Дмитрий Балашов, открыта мемориальная доска. С 2002 года имя писателя носит Центральная городс­ кая библиотека Великого Новгорода. К сожалению, до сих пор нет па­ мятника писателю, жизнь и творчест­ во которого так тесно связаны с исто­ рией российского государства. Оргкомитет по установке памят­ ника Д. М. Балашову открыт для сотрудничества с представителями общественности, культуры, пред­ принимательства. Мы верим, что всенародными усилиями памятник великому писателю, ученому, обще­ ственному и культурному деятелю Земли Русской будет установлен в Великом Новгороде. Счет для добровольных пожертво­ ваний на установку памятника: Рас­ четный счет 40703810000000101183 в ЗАО «НКБ» Славянбанк», ИНН 5321068480, БИК 044959775, ОКПО 09316087, ОГРН 1025300000175, кор. счет 30101810900000000775 в РКЦ ГУ РФ по Новгородской обл. Для физи­ ческих лиц —на памятник Д. М. Ба­ лашову, для юридических лиц — спонсорская помощь на памятник Д. М. Балашову. Контактные телефоны: 63-53-62, 8-960-201-03-57 (Балашова Ольга Николаевна), 8-952-480-41-91 (Кузнецов Олег Михайлович).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz