Миссионерская православная газета. 2010 г. № 11-12. Декабрь.
10 Миссионерская православная газета №11- 12 декаб р ь 2010 Н А С В Я Т У Ю З Е М Л Ю Размышления священника после паломничества в Палестину Начало на стр. 9 Здесь нужно учиться уважать всех и все. Всех, то есть, окружающих тебя —а это сотни представителей не только христианской, но и иудейс кой, и мусульманской религий. Все —это святыни, и не только христи анские. «ПРАВОСЛАВНЫЙ ТУРИЗМ» Чтобы не утруждать читателя пе речислением мест, которые посетила наша группа на Святой Земле, хочет ся поделиться некоторыми размыш лениями, которые сформировались уже по возвращении из паломни чества. Из-за обилия впечатлений, связанных с посещением большо го количества святынь в короткий промежуток времени (всего шесть дней), удалось только теперь осмыс лить, проанализировать увиденное и услышанное. Наверное, как нужно созреть духовно для паломничества, так же нужно время и для того, что бы понять и вынести уроки для своей души от пребывания в Палестине. Программа нашего пребывания была очень насыщенная. Для того, чтобы после поездки как-то разо браться, где был и что видел, я не расставался с фотоаппаратом ни на минуту, разве только на богослуже ниях. Что-то пробовал записывать на диктофон, но он перестал включать ся уже на третий день. И даже сей час, просматривая фото, я не могу с уверенностью назвать все места, где нам довелось побывать. Я не пожа лел, что в Иерусалиме купил под робную карту города и историчес кий путеводитель по Святой Земле. Они являются для меня сейчас хоро шим подспорьем, освежая в памяти впечатления. Видимо, свою роль в составлении таких программ игра ет наша туристическая психология. Туризм, пусть даже религиозный, и паломничество —суть разные вещи. Христианский туризм — это путе шествие с познавательными целями. Здесь главным элементом для турис та является знакомство с историей святых мест, жизнью святых, цер ковным искусством, архитектурой. Поэтому экскурсия, на которой обо всем этом рассказывается —главный элемент путешествия. Но в паломни честве главным все же является мо литва и богослужение, а экскурсия здесь может быть вспомогательным элементом. Смешивая два поня тия, паломничество превращается в «спортивную гонку по святым мес там». Всякий смысл религиозного поклонения святыням при этом ут рачивается. Каждый день, отправляясь из Горненского женского монастыря Русской Духовной Миссии в Иеру салиме, где проживала наша группа, мы, уже сидя в автобусе, начинали путешествие с молитвы. Инокиня Агапия, наш гид и глубоко верую щий человек, всегда и везде стара лась придать нашим мероприятиям благодатный молитвенный настрой. В каждом храме, который мы посе щали, или в каждом месте, связан ном с евангельским событием, она побуждала всех вознести молитву, всякий раз напоминая нам о том, что мы не туристы, а паломники. Чтение Нового Завета в том месте, которое описано евангелистом, воспламеня ло наши религиозные чувства. Сам вид святыни приводил втрепет наши души. Но всякий раз, когда гид смот рела на часы и сетовала по поводу отставания от намеченной програм мы, я ловил себя на мысли, что мы невольно превращаемся в религиоз ных туристов, которые должны все успеть увидеть. Мне хотелось всякий раз попросить матушку-экскурсово- да уделить больше времени пребыва нию в «особых» местах, но всякий раз я вспоминал правило архимандрита Антонина о «своем и чужом уставе». Прав профессор А. И. Осипов, когда говорит, что целью паломничества является поиск «лучших условий для молитвы... можно поехать даже на Святую Землю и не думать о молит ве. Но если человек едет с тем, что бы хотя бы несколько дней пожить по-христиански, тогда это уже па ломничество». Матушка Агапия это тоже понимала, но программа была составленатаким образом, чтобы как можно больше показать нам святых мест. Само по себе паломничество не обязательно для христианина. В христианской жизни вполне можно достигнуть совершенства и без вся ких странствий по миру и поклоне ния святыням. Для Православия пос леднее не имеет самостоятельного духовного значения. Оно становится значимым лишь тогда, когда спо собствует укреплению веры, преум ножению сил для исполнения запо ведей Христовых, как единственной цели внутреннего самосовершенс твования. Вряд ли можно говорить о паломничестве, да и о любом дру гом действии, как о христианском деле, если оно этой цели не дости гает. Многие святые не совершали паломничеств, потому что не место освящает человека. Самое большое, что делает место, это вызывает ре лигиозные переживания, затрагива ющие душу, может помочь человеку укрепить и даже «реанимировать» угасающую молитву. Профессор А. И. Осипов приводит пример с прп. Серафимом Саровским, который за всю свою жизнь был только в Киеве. Когда батюшку спрашивали, стоит ли съездить в Иерусалим, на Афон, он отвечал, что если вы будете жить по-христиански, то будет вам тут и Иерусалим, и Афон, и Киев. Мне вспомнились стихи, написанные покойным протоиереем Николаем Гурьяновым, которые называют ся «Песнь христианской девицы», повествующие о состоянии души, переживающей радость Рождества Христова. Девицы, которая, быть может, никогда не была в Вифлееме. Начинается эта песнь словами: Я умом ходила в город Вифлеем И была в вертепе, и видала в нем, ЧтоХристос Спаситель, Царь, Творец и Бог Родился отДевы и лежит убог. Мы же, приехав в Вифлеем, от стояли в базилике Рождества Хрис това (которая, к сожалению, была вся изнутри заставлена строительными лесами) часа полтора в очереди, за тем полчаса —на одном месте, от тесненные полицией, стремительно проскочили мимо самого «вертепа», так и не осознав всей святости этого места, уподобившись евангельским мимоходящим, смотрящим, но не видящим. Как-то архимандрит Ан тонин (Капустин) с болью выдохнул: «О Русь...держать бы тебя где-нибудь дома в чулане и не показывать нико му!» Но нас в чулан посадить трудно. «Раздавленным» сутолокой приехав ших со всех сторон света туристов, нам уже было не до молитвы. В нас включился дух соперничества — только бы добраться до «заветного» места... И вновь звучат слова отца ар химандрита: «Воздохните из глубины души, воззовите из глубины сердца, безместное не мыслите, беззаконное не дейте, не досаждайте сосуду плоти вашей, не будьте высокоглаголиви и жестоки сердцем вотще и всуе, бой- теся ловления, трезвитеся, молитеся на всякий час Богу!» «Не место освящает челове ка, —подтверждает московский бо гослов, —а состояние нашей души». Поэтому, вспоминая свою поездку по Святой Земле, могу сказать, что для меня только тогда начиналось па ломничество, когда в том или ином месте рождалась молитва не вследс твие исполнения внешнего обряда, а по причине сердечного настроя, и даже чувства духовного обновления. И даже, несмотря на издержки про граммы, эта поездка всколыхнула мой внутренний мир. Протоиерей Валерий КОМАРОВ П р о д о л ж е н и е в с л е д у ю щ е м н о м е р е . Б у д е м п о м н и т ь Обращение Оргкомитета по установке памятника Дмтрию Балашову Граждане России! Дорогие новгородцы! Дмитрий Михайлович Балашов по праву считается гордостью Великого Новгорода: Почетный гражданин города, писатель-историк, друг и со ратник Льва Николаевича Гумилева, публицист, выдающийся ученый- фольклорист, заслуженный работник культуры Российской Федерации, награжденный медалями «850-ле тие Москвы», «Житель блокадного Ленинграда», крупнейшая фигура в русской исторической беллетристике ХХ века. Балашов не только воспел в своих произведениях древний Новгород, но и рассказал о трагичном периоде становления Российского государства. За выдающуюся литературную деятельность писателю присуждены премии: Льва Толстого за цикл романов «Государимосковские», Большая Российская Литературная премия Союза писателей России зароман «Святая Русь», международная премия равноапостольных Кирилла и Мефодия, две премии «Отечество» за цикл «Государи московские» и роман «Бальтазар Косса». В память о писателе на доме, где последние шестнадцать лет жил и работал Дмитрий Балашов, открыта мемориальная доска. С 2002 года имя писателя носит Центральная городс кая библиотека Великого Новгорода. К сожалению, до сих пор нет па мятника писателю, жизнь и творчест во которого так тесно связаны с исто рией российского государства. Оргкомитет по установке памят ника Д. М. Балашову открыт для сотрудничества с представителями общественности, культуры, пред принимательства. Мы верим, что всенародными усилиями памятник великому писателю, ученому, обще ственному и культурному деятелю Земли Русской будет установлен в Великом Новгороде. Счет для добровольных пожертво ваний на установку памятника: Рас четный счет 40703810000000101183 в ЗАО «НКБ» Славянбанк», ИНН 5321068480, БИК 044959775, ОКПО 09316087, ОГРН 1025300000175, кор. счет 30101810900000000775 в РКЦ ГУ РФ по Новгородской обл. Для физи ческих лиц —на памятник Д. М. Ба лашову, для юридических лиц — спонсорская помощь на памятник Д. М. Балашову. Контактные телефоны: 63-53-62, 8-960-201-03-57 (Балашова Ольга Николаевна), 8-952-480-41-91 (Кузнецов Олег Михайлович).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz