Миссионерская православная газета. 2019 г. № 1. Январь.
Миссионерская православная газета № 1 , Я Н В А Р Ь 2 0 1 9 Д Р У Г И М И Г Л А З А М И такие слова: «Знаете, батюш ка, я сижу здесь десять лет, и я благодарю ГосподаБога, что я сюда попал. Если бы я сюда не попал, моя душа пропала бы». Любовь Божия, которую мы часто представляем в виде благ, которые должны с небес на нас свалиться, состоит в другом: Господь премудро все устраивает. Он попустил человеку пасть, но если тот протянул руку, Бог ему всег да поможет. Вытащит из са мой бездны! Они идут за Го сподом и приходят к такому осознанию жизни! Выходят на свободу эти люди, кото рые еще там начинают ду мать, как им жить на воле. И как Господь им помогает! На ходят хороших женщин, же нятся, венчаются, работают, живут нормальной жизнью. — Батюшка,недавнов СМИ как раз была информация о том, что Вы совершили таин ство венчания в колонии... — В колониях редко вен чаются, крестятся чаще. Мы стараемся венчать только тех, кто состоит в общине и кто был в браке до того, как по пал в тюрьму. Важно, чтобы жены тоже жили церковной жизнью. Великое таинство не должно быть обречено на великий грех. Есть священ ники, которые категориче ски не венчают в колонии. Я считаю, что мы, священ ники, в любом случае берем на себя ответственность, мы не можем всего предвидеть, даже на воле. Но такой кре дит доверия помогает, венча ние держит людей. — А чем обычные люди — прихожане наших храмов — могут помочь заключенным? — В колониях не хвата ет средств, чтобы устроить хороший праздник: купить пироги, например, или дру гие угощения. У нашего Бла говещенского прихода есть возможность выделить из пожертвований прихожан деньги на праздники. На Пасху заказываем куличи, прихожане приносят краше ные яйца. Утром или нака нуне Пасхи отвозим все это в колонии. И так организо вано во всех приходах нашей епархии. Именно на Пасху, в самый светлый праздник, во все колонии и СИЗО нашей области доставляются празд ничные угощения. Радость Воскресения Господня чув ствуется там, как и повсюду в эти дни. Я стараюсь посетить тех, кто находится в СИЗО, обойти все камеры. А в по вседневной жизни не хватает медикаментов, канцтоваров, белья, предметов личной гигиены. Все это можно пе редать через меня. А найти меня нетрудно — в храме Благовещения Пресвятой Богородицы города Колы. Беседовала Виктория ЛИПИНСКАЯ Это произош ло в 1986 году в д ом е п р е ста р е лых, где я тогда р а б о тала терапевтом. Жила там тогда н а третьем этаже одна старуш ка... Что значит — «жила на третьем этаже», для вас, конечно, непонятно, раз ве это так важно, на каком именно этаже жил чело век? А вот для сотрудников Колыбельная Христу этого дома престарелых, а особенно — для его обита телей, слово «третий этаж» имело вполне определен ный, зловещий смысл. На третьем этаже было два от деления. Одно —для лежа чих и умирающих больных. Другое — для больных с психическими нарушени ями. Вход на третий этаж запирался на ключ. Поэ тому даже не всякий ра ботник дома престарелых мог попасть туда. О других больных или родственни ках — и говорить нечего. Если человек по той или иной причине попадал на третий этаж, он как бы уже исчезал из мира живых. Даже если и продолжал еще существовать где-то там, за закрытыми дверя ми третьего этажа... Так вот, на этом самом третьем этаже и жила ста рушка, о которой пойдет сейчас речь. Фамилия ее была Макаренко. К сожа лению, я забыла, как ее звали. То ли Евдокией, то ли Параскевой. Зато хоро шо помню ее прозвище, которым ее за глаза на зывали все сотрудники — «бандеровка». В наш дом престарелых ее привезли из какого-то отдаленного лесопункта, хотя родом она была не из наших северных мест, а от куда-то с Украины. И з род ных у нее не было никого. А «бандеровкой» ее про звали вот по какой при чине. Дело в том, что при виде кого-либо из людей в белых халатах, она начина ла испуганно, умоляюще лепетать: «Я вкраинка. Я не бандэровка, ни, я вкра- инка. Спасить мэнэ. Я робыты можу. Корову дои- ты можу, шиты можу, пра- ты можу. Спасить м эн э.» Для нее не существова ло настоящего. Оставалось лишь страшное прошлое, о котором можно было толь ко догадываться. И в кото ром она жила и поныне. Она постоянно стремилась куда-то убежать, скрыться. Поэтому-то ее и поселили на третьем этаже. Впро чем, когда по недосмотру медперсонала дверь на третий этаж оказывалась незапертой, она убегала и оттуда. Все ее побеги кон чались одним и тем же: ее ловили где-нибудь в за кутке под лестницей, или в парке возле дома, или даже в соседнем поселке, и во дворяли назад, на третий этаж. Опять под замок. Ее заболевание было неизле чимо. И не было никакой надежды, что разум ког- да-нибудь вернется к ней. А теперь расскажу о даль нейшем. Итак, в 1986 году, спу стя несколько дней после новогоднего праздника, а именно 7 января, оби татели дома престарелых устроили в холле второго этажа, возле библиотеки, импровизированный кон церт. И сейчас эта сцена стоит перед моими гла зами. В холле собралось человек 15—20 стариков и старушек. Кто-то устро ился рядком на стульях с откидными сиденьями, те же, кому не хватило мест, стоят, придерживаясь за спинки кресел или опе ревшись о подоконник. В кресле спротертойзеленой обивкой сидит седой худо щавый старик с орденски ми планками на пиджаке и уже плохо слушающи мися пальцами играет на старинной гармошке со звонком и цветными ме хами что-то веселое, пля совое. Поступавшим на житье в дом престарелых разрешалось взять с собой самое необходимое и цен ное из вещей. Кто вез по душки, кто — пропахшие нафталином отрезы из заветного сундука. А этот вот старик привез с собой гармошку... Возле старика — сгорбленная старушка в цветном платочке, из- под которого выбиваются пряди седых волос, уперев руки в бока, притопывает ногами в фетровых буроч ках. Наверное, кажется ей, что ей снова шестнадцать. И что несется она в вихре вом танце. А за нею летит, развеваясь по ветру, ее гу стая темно-русая коса. И вдруг откуда-то поя вилась та старушка-«бан- деровка» с третьего этажа. Видимо, тамошние мед сестры и санитарки все еще продолжали праздно вать Новый год и поэтому оставили дверь незапер той. Когда старик кончил играть, она подошла к со бравшимся и сказала, что хочет «заспиваты. Тому що сегодни Риздво Хри- стовэ». И , не дожидаясь ответа, запела дребезжа щим, старческим, но чи стым голоском какую-то песенку. Сейчас я знаю, что это была не песенка, а укра инская рождественская колядка. Обычно коляд ки веселые. А та колядка, которую пела старушка, была грустная. Пожалуй, даже трагическая. Это была колыбельная Богом- ладенцу-Христу — «спи, Иисусе, спи. ». И в ней Младенец-Христос про зывался и «малэньким», и «лилэйком», и даже «сэ- рдэньком», короче, всеми теми ласковыми словами, которыми темперамент ные украинцы называют тех, кого любят больше всего на свете. Мне сразу запомнились несколько строчек из этой колядки. Правда, вполне может быть, что я не совсем пра вильно их поняла, потому что я не знаю украинского языка. Но, если переве сти их на русский язык, то смысл их, наверное, будет таким: «Не пытай, что вскоре будет, Крест Тебе готовят люди...» Страшно, не правда ли? Ведь вот Он, этот без защитный Младенец, это «лилейко», это «сердень- ко», лежа в яслях, улыба ется и доверчиво протяги вает ручки к Деве Марии, Иосифу и всем, кого видит перед Собою. А злые люди уже «ищут Его души», готовят Ему, безвинно му, страшную Крестную смерть. Колядка была доволь но длинной. Но удиви тельно — никто не прер вал пения старушки. Все молча стояли и слушали. Даже те, у кого в комнате на стене или на подокон нике красовалась открыт ка или газетная вырезка с портретом Ленина. Даже мы, медики, позабывшие в эту минуту о пройденном нами когда-то предмете под названием «научный атеизм». Старушка допела ко лядку, а потом молча, ни говоря никому ни слова, поклонилась всем в пояс и медленно пошла к лест нице, ведущей на третий этаж. После ее ухода ве селье как-то сразу прекра тилось. Все разошлись, думая каждый о чем-то своем. Тут наступили выход ные. Приехав в понедель ник на работу, я узнала,что та старушка с третьего эта жа умерла вечером в суббо ту. Таким образом, спетая ею за два дня до смерти ко лядка стала, как говорится, ее «лебединой песней». Но странное дело. Я уже упо минала, что эта женщина была, как говорим мы, ме дики, «дезориентирована во времени и в простран стве». Она жила страш ными воспоминаниями своего прошлого. Но ведь в тот день, 7 января, она вела себя не как больная, а как здоровая. И сама, по доброй воле, вернулась на свой третий этаж, что бы умереть там. Но самое главное — в тот день дей ствительно было Рожде ство Христово. Можно ли считать все происшедшее чудом? Полагаю, что да. Мне вспоминается при этом одно стихотво рение, которое мы ког да-то проходили в школе. Даже учили наизусть. Это стихотворение Н . Некра сова о пророке, которого Бог послал, чтобы «рабам земли напомнить о Хри сте». Думаю, что Господь на краткое время вернул разум этой старушке с третьего этажа, чтобы она напомнила нам, безумным «рабам земли» и греха, не знающим Бога, о самом главном. О том, что в этот день «нас ради и нашего ради спасения» родился Спаситель мира—Христос. Евфимия ПАЩЕНКО
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz