Миссионерская православная газета. 2019 г. № 1. Январь.

Миссионерская православная газета № 1 , Я Н В А Р Ь 2 0 1 9 На Руси была такая традиция: п о с л е в о с кр е с н о й службы люди шли в тюрьмы, п е р е д а ч и несл и заключенным, родным или вовсе незнакомым людям. Потому что читали Евангелие от Матфея: «Я (...) в темнице был, и вы пришли ко Мне». В этой главе Х р истос в ответ на недоумевающее: «Когда, Господи?», говорил: «Все, что вы сделали одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». У иерея Романа Новрузова непростое послушание: как благочинный всех храмов нашей Епархии, находящих­ ся в местах лишения свобо­ ды, и помощник начальника Управления УФСИН Мур­ манской области по работе с верующими он бывает в тюрьмах два-три раза в неде­ лю. Чтобы понимать объем работы,приведемстатистику: на территории Мурманской и Мончегорской митропо­ лии находятся восемь ис­ правительных учреждений, включая два СИЗО. Силами Епархии построены четыре храма и две часовни, откры­ ты две молельных комнаты. Богослужения в местах ли­ шения свободы ведут по оче­ реди священники Епархии. В каждом из храмов службы обязательно совершаются два раза в месяц. — Отец Роман, почему именно Вы несете это послу­ шание? — Вначале я из интереса стал ездить в тюрьмы вместе с отцом Андреем Разинко- вым, прежним настоятелем нашего Благовещенского храма в Коле. Потом я по­ нял, насколько все серьез­ но. Там действительно есть много людей, которые через веру, через покаяние спаса­ ются, осознав свою грехов­ ность. Это не просто такая игра в милосердие. Как, зна­ ете, раньше бывало: в конце 1990-х—начале 2000-х годов, когда в колониях было тяже­ ло с материальным обеспече­ нием, туда приходили про­ тестанты. Приносили ручки, тетрадки, всякую мелочь, ко­ торой там, кстати, очень не хватает. Они делали это с це­ лью расположить заключен­ ных к себе для дальнейшего общения. Но наши люди их не принимают. Получили ка­ кую-то выгоду, развернулись и ушли. И даже разговоров никаких нет. Совсем не так с православным батюшкой: я увидел жажду общения, жа­ жду живого слова. — Почему это так необхо­ димо — окормлять колонии, приезжать туда священнику? — Самая главная и ос­ новная задача священника — привести человека к ис­ креннему покаянию. По­ каяние — путь к спасению души, путь к оздоровлению психики. Человек получает первый сильный стресс, ког­ дапопадает вСИЗО.Ведь, как правило, преступления со­ вершаются в каком-то угаре: пьяном, наркотическом или эмоциональном взрыве. И когда приходит отрезвление, Вера без дел мертва им кажется, что жизнь окоче­ на. Есть такие, которые хотят на себя руки наложить. При­ ходится с ними очень дол­ го беседовать в этот острый момент, чтобы не совершили непоправимый грех. Есть, конечно, люди, которые профессионально совершают преступления — это другой контингент. Такие редко начинают хо­ дить в храм. Но и среди них есть исключения. Общение со священником делает свое дело. В первую очередь мы даем им возможность выго­ вориться. Нужно понимать, что колония живет по своим законам, и многие годы, де­ сятилетия, система взаимо­ отношений администрации и осужденных людей была карательной: сделал что-то плохое — получи наказание. Только в последние годы ис­ правительная система начала приобретать воспитательный характер, а с введением долж­ ности помощника по работе с верующими наша Церковь ставит перед собой задачу со­ хранения тех, кто сидит в ме­ стах лишения свободы, как личностей. По сути, в тюрь­ ме нет ни одного человека, которому заключенный мог бы что-то о себе рассказать. Раскрыться нельзя, потому что тебя ударят именно в это самое больное место. Воз­ можность на исповеди или в личном общении со священ­ ником излить душу очень ценна для них. У священника есть слово Божие, Евангель­ ское, и душа живая чувствует, отзывается... — Как организована при­ ходская жизнь в колониях? —Знаете, каждая колония имеет свой микроклимат, атмосферу. Удивительные вещи происходят: верующие в 17 колонии отмечали, что когда построили храм, даже отношение администрации к заключенным изменилось в лучшую сторону. Сейчас духовное состоя­ ние общин гораздо прочнее, чем раньше. Поначалу мы ездили в колонии служить и возили с собой хор и понома­ рей. Сейчас при каждой ко­ лонии есть свои певцы, чте­ цы, пономари, при каждой общине работает воскресная школа. В 18 колонии органи­ зовали театральный кружок, ставят к Рождеству и Пасхе инсценировки на духовные темы. В прошлом году у них даже в роли Марины Мни­ шек выступала учительни­ ца из школы, которая при колонии работает. Мы уже три года подряд проводим в колониях конкурс право­ славных чтецов. Оцениваем чтение Псалтири на церков­ нославянском языке и уме­ ния алтарников: чтение Апо­ стола по правилам службы, с возгласами и прокимном. В конкурсе участвуют заклю­ ченные из разных колоний: в ИК-17 этапом привозят из других мест лишения свобо­ ды конкурсантов. В этом году мы стали определять не толь­ ко три призовых места, но и обозначать лучшую команду. Это очень интересный кон­ курс. И некоторые его участ­ ники, освобождаясь из коло­ нии, идут трудиться в храм. Один из них поет в хоре мур­ манского храма. Еще один человек два года назад осво­ бодился и уехал в Москву, там поет и служит алтарником. Некоторые уехали в среднюю полосу. — А кто работает в вос­ кресных школах? — Сами заключенные. Отец Андрей зародил хоро­ шую традицию, которая при­ жилась: если у осужденных возникают вопросы, они за­ писывают их в специальную тетрадку, и когда приезжает священник, ему эти вопросы задают. Бывает, забываешь, что ты в колонии. Сидишь с этими тетрадками, обсужда­ ешь духовные вопросы. По­ рой случается брать тайм-а­ ут и искать ответы в разных источниках. Иногда человек, отсидевший лет восемь, из тюрьмы выходит с багажом знаний как у первокурсника семинарии. — Сейчас остро стоит во­ прос социальной реабили­ тации заключенных. Те, кто ходит в храм, легче социали­ зируются? — Думаю, да. Во всяком случае, после освобождения они становятся прихожана­ ми нашего Благовещенского храма. И не только. Я знаю, что несколько человек ста­ ли прихожанами Свято-Ни- кольского собора, храма Спаса на водах. В тюрьме все так же как на воле. Есть при­ ход — костяк верующих лю­ дей, которые стараются жить православной жизнью, а есть так называемые «захожане» — те, кто еще не пришел к Богу по-настоящему. Своих прихожан мы хорошо знаем, стараемся им помогать. Н а­ пример, два года назад один человек из 16 колонии уехал в монастырь на Валаам. Хотя монастыри сейчас не хотят принимать бывших заклю­ ченных. Когда в 1990-е годы начали возрождаться мона­ стыри, многие сидельцы ста­ рались найти себе место там. И оставили после себя нехо­ рошее впечатление, нередко срывались. Поэтому, чтобы сейчас монастырь принял бывшего заключенного хотя бы трудником — очень ред­ кий случай. Человек, о ко­ тором я рассказываю, сидел очень долго за тяжкое пре­ ступление. Но он искренне каялся, не пропускал ни од­ ной службы, был звонарем в храме. И, следуя своей мечте уехать на Валаам, он несколь­ ко лет вел переписку с мона­ стырем, был заочно знаком с монахами. Игумен прислал мне письмо с просьбой дать ему рекомендацию. Я сделал это с легким сердцем. Конеч­ но, я не мог написать того,что я знал о нем как исповедник. Я описал, как он вел себя, как молился, как нес свое по­ слушание. И его приняли по моей рекомендации. — Отец Роман, как Вы ду­ маете, почему случаются ре­ цидивы? Ведь есть и такие заключенные, для которых тюрьма — дом родной? — Среди совершивших преступление многократно очень много обездоленных людей, которые в силу своей пагубной жизни и постоян­ ных «отсидок» потеряли все социальные связи, в первую очередь с родственниками. Они, выйдя на волю и стол­ кнувшись с реалиями жизни и своего положения в ней, часто задумываются о воз­ вращении в тюрьму, потому что им там все понятно, там свои законы, которые, кста­ ти, работают. Людей глубоко павших священник только раздражает. Мне их жаль ис­ кренне, потому что им вер­ нуться к нормальной жизни очень тяжело. Вы когда-ни­ будь волка в клетке видели? Вот такие глаза я видел, толь­ ко в облике человеческом. Если человек не становится на стезю христианства, на путь осознания своих гре­ хов, с ним ничего не сде­ лаешь. Даже святые отцы в молитвах просили зреть свои грехи самые маленькие и незначительные. А многие люди не видят тяжких грехов или говорят о грехе, но вину свою в том, что они совер­ шили, переносят на других людей или на жизненные обстоятельства. Пытаются себя оправдывать этими об­ стоятельствами. Вырос не там, не в ту среду попал. А это не имеет значения! В лю­ бых обстоятельствах человек мог поступить по-челове­ чески. Можно было сидеть на хлебе и воде, но вылезти из «болота». Иногда мне го­ ворят: «Батюшка, я не могу домой возвращаться, меня найдут подельники и все по новой начнется!» Силы воли не хватает, а ее нужно духов­ ными трудами воспитывать, она сама по себе не появля­ ется. Когда человек прихо­ дит к вере, он через чтение Евангелия, трудов святых от­ цов начинает понимать, что если в жизни что-то с ним случилось, то причина в нем самом. Не надо ни на кого пенять! Все зависит только от личного выбора. Часто мне приходится слышать и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz