Миссионерская православная газета. 2019 г. № 1. Январь.
Миссионерская православная газета № 1 , Я Н В А Р Ь 2 0 1 9 На Руси была такая традиция: п о с л е в о с кр е с н о й службы люди шли в тюрьмы, п е р е д а ч и несл и заключенным, родным или вовсе незнакомым людям. Потому что читали Евангелие от Матфея: «Я (...) в темнице был, и вы пришли ко Мне». В этой главе Х р истос в ответ на недоумевающее: «Когда, Господи?», говорил: «Все, что вы сделали одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». У иерея Романа Новрузова непростое послушание: как благочинный всех храмов нашей Епархии, находящих ся в местах лишения свобо ды, и помощник начальника Управления УФСИН Мур манской области по работе с верующими он бывает в тюрьмах два-три раза в неде лю. Чтобы понимать объем работы,приведемстатистику: на территории Мурманской и Мончегорской митропо лии находятся восемь ис правительных учреждений, включая два СИЗО. Силами Епархии построены четыре храма и две часовни, откры ты две молельных комнаты. Богослужения в местах ли шения свободы ведут по оче реди священники Епархии. В каждом из храмов службы обязательно совершаются два раза в месяц. — Отец Роман, почему именно Вы несете это послу шание? — Вначале я из интереса стал ездить в тюрьмы вместе с отцом Андреем Разинко- вым, прежним настоятелем нашего Благовещенского храма в Коле. Потом я по нял, насколько все серьез но. Там действительно есть много людей, которые через веру, через покаяние спаса ются, осознав свою грехов ность. Это не просто такая игра в милосердие. Как, зна ете, раньше бывало: в конце 1990-х—начале 2000-х годов, когда в колониях было тяже ло с материальным обеспече нием, туда приходили про тестанты. Приносили ручки, тетрадки, всякую мелочь, ко торой там, кстати, очень не хватает. Они делали это с це лью расположить заключен ных к себе для дальнейшего общения. Но наши люди их не принимают. Получили ка кую-то выгоду, развернулись и ушли. И даже разговоров никаких нет. Совсем не так с православным батюшкой: я увидел жажду общения, жа жду живого слова. — Почему это так необхо димо — окормлять колонии, приезжать туда священнику? — Самая главная и ос новная задача священника — привести человека к ис креннему покаянию. По каяние — путь к спасению души, путь к оздоровлению психики. Человек получает первый сильный стресс, ког дапопадает вСИЗО.Ведь, как правило, преступления со вершаются в каком-то угаре: пьяном, наркотическом или эмоциональном взрыве. И когда приходит отрезвление, Вера без дел мертва им кажется, что жизнь окоче на. Есть такие, которые хотят на себя руки наложить. При ходится с ними очень дол го беседовать в этот острый момент, чтобы не совершили непоправимый грех. Есть, конечно, люди, которые профессионально совершают преступления — это другой контингент. Такие редко начинают хо дить в храм. Но и среди них есть исключения. Общение со священником делает свое дело. В первую очередь мы даем им возможность выго вориться. Нужно понимать, что колония живет по своим законам, и многие годы, де сятилетия, система взаимо отношений администрации и осужденных людей была карательной: сделал что-то плохое — получи наказание. Только в последние годы ис правительная система начала приобретать воспитательный характер, а с введением долж ности помощника по работе с верующими наша Церковь ставит перед собой задачу со хранения тех, кто сидит в ме стах лишения свободы, как личностей. По сути, в тюрь ме нет ни одного человека, которому заключенный мог бы что-то о себе рассказать. Раскрыться нельзя, потому что тебя ударят именно в это самое больное место. Воз можность на исповеди или в личном общении со священ ником излить душу очень ценна для них. У священника есть слово Божие, Евангель ское, и душа живая чувствует, отзывается... — Как организована при ходская жизнь в колониях? —Знаете, каждая колония имеет свой микроклимат, атмосферу. Удивительные вещи происходят: верующие в 17 колонии отмечали, что когда построили храм, даже отношение администрации к заключенным изменилось в лучшую сторону. Сейчас духовное состоя ние общин гораздо прочнее, чем раньше. Поначалу мы ездили в колонии служить и возили с собой хор и понома рей. Сейчас при каждой ко лонии есть свои певцы, чте цы, пономари, при каждой общине работает воскресная школа. В 18 колонии органи зовали театральный кружок, ставят к Рождеству и Пасхе инсценировки на духовные темы. В прошлом году у них даже в роли Марины Мни шек выступала учительни ца из школы, которая при колонии работает. Мы уже три года подряд проводим в колониях конкурс право славных чтецов. Оцениваем чтение Псалтири на церков нославянском языке и уме ния алтарников: чтение Апо стола по правилам службы, с возгласами и прокимном. В конкурсе участвуют заклю ченные из разных колоний: в ИК-17 этапом привозят из других мест лишения свобо ды конкурсантов. В этом году мы стали определять не толь ко три призовых места, но и обозначать лучшую команду. Это очень интересный кон курс. И некоторые его участ ники, освобождаясь из коло нии, идут трудиться в храм. Один из них поет в хоре мур манского храма. Еще один человек два года назад осво бодился и уехал в Москву, там поет и служит алтарником. Некоторые уехали в среднюю полосу. — А кто работает в вос кресных школах? — Сами заключенные. Отец Андрей зародил хоро шую традицию, которая при жилась: если у осужденных возникают вопросы, они за писывают их в специальную тетрадку, и когда приезжает священник, ему эти вопросы задают. Бывает, забываешь, что ты в колонии. Сидишь с этими тетрадками, обсужда ешь духовные вопросы. По рой случается брать тайм-а ут и искать ответы в разных источниках. Иногда человек, отсидевший лет восемь, из тюрьмы выходит с багажом знаний как у первокурсника семинарии. — Сейчас остро стоит во прос социальной реабили тации заключенных. Те, кто ходит в храм, легче социали зируются? — Думаю, да. Во всяком случае, после освобождения они становятся прихожана ми нашего Благовещенского храма. И не только. Я знаю, что несколько человек ста ли прихожанами Свято-Ни- кольского собора, храма Спаса на водах. В тюрьме все так же как на воле. Есть при ход — костяк верующих лю дей, которые стараются жить православной жизнью, а есть так называемые «захожане» — те, кто еще не пришел к Богу по-настоящему. Своих прихожан мы хорошо знаем, стараемся им помогать. Н а пример, два года назад один человек из 16 колонии уехал в монастырь на Валаам. Хотя монастыри сейчас не хотят принимать бывших заклю ченных. Когда в 1990-е годы начали возрождаться мона стыри, многие сидельцы ста рались найти себе место там. И оставили после себя нехо рошее впечатление, нередко срывались. Поэтому, чтобы сейчас монастырь принял бывшего заключенного хотя бы трудником — очень ред кий случай. Человек, о ко тором я рассказываю, сидел очень долго за тяжкое пре ступление. Но он искренне каялся, не пропускал ни од ной службы, был звонарем в храме. И, следуя своей мечте уехать на Валаам, он несколь ко лет вел переписку с мона стырем, был заочно знаком с монахами. Игумен прислал мне письмо с просьбой дать ему рекомендацию. Я сделал это с легким сердцем. Конеч но, я не мог написать того,что я знал о нем как исповедник. Я описал, как он вел себя, как молился, как нес свое по слушание. И его приняли по моей рекомендации. — Отец Роман, как Вы ду маете, почему случаются ре цидивы? Ведь есть и такие заключенные, для которых тюрьма — дом родной? — Среди совершивших преступление многократно очень много обездоленных людей, которые в силу своей пагубной жизни и постоян ных «отсидок» потеряли все социальные связи, в первую очередь с родственниками. Они, выйдя на волю и стол кнувшись с реалиями жизни и своего положения в ней, часто задумываются о воз вращении в тюрьму, потому что им там все понятно, там свои законы, которые, кста ти, работают. Людей глубоко павших священник только раздражает. Мне их жаль ис кренне, потому что им вер нуться к нормальной жизни очень тяжело. Вы когда-ни будь волка в клетке видели? Вот такие глаза я видел, толь ко в облике человеческом. Если человек не становится на стезю христианства, на путь осознания своих гре хов, с ним ничего не сде лаешь. Даже святые отцы в молитвах просили зреть свои грехи самые маленькие и незначительные. А многие люди не видят тяжких грехов или говорят о грехе, но вину свою в том, что они совер шили, переносят на других людей или на жизненные обстоятельства. Пытаются себя оправдывать этими об стоятельствами. Вырос не там, не в ту среду попал. А это не имеет значения! В лю бых обстоятельствах человек мог поступить по-челове чески. Можно было сидеть на хлебе и воде, но вылезти из «болота». Иногда мне го ворят: «Батюшка, я не могу домой возвращаться, меня найдут подельники и все по новой начнется!» Силы воли не хватает, а ее нужно духов ными трудами воспитывать, она сама по себе не появля ется. Когда человек прихо дит к вере, он через чтение Евангелия, трудов святых от цов начинает понимать, что если в жизни что-то с ним случилось, то причина в нем самом. Не надо ни на кого пенять! Все зависит только от личного выбора. Часто мне приходится слышать и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz