Миссионерская православная газета. 2018 г. № 11. Ноябрь.

6 Миссионерская православная газета №11, НОЯБРЬ 2018 ПОЧЕМУ православный христианин не испытывает страха смерти? Как подго­ товиться к жизни вечной? В чем заключается земная миссия родных и близких усопшего? На эти важные для каждого человека во­ просы на страницах «Пра­ вославной газеты» отве­ чает настоятель церкви святого великомученика и целителя Пантелеимона, настоятель Церкви Святой Феодоры Цареградской протоиерей Владимир Се­ менов. - Отец Владимир, страх способен, не готов принять тот образ света и чистоты, который после смерти его ожидает. Он не в состоянии влиться в него, потому что не приготовил себя. И поэ­ тому он попадает в привыч­ ное и приемлемое для себя место, которое мы называем адом. Решение же о том, где быть душе человека — в райской обители или в аду —принимается исклю­ чительно Господом. Это Его неотъемлемое право, Он Высший Судья. Почему мы и говорим: «Не судите, и не судимы будете». Мы не душе. Может быть, человек прожил приличную жизнь в общечеловеческом поня­ тии. И Господь, возможно, посмотрит на него с мило­ сердием и какие-то грехи простит. Отпевание — это наша общая просьба к Богу простить грехи умершему. Отпевание освобождает душу от многих прегреше­ ний, дает душе, находя­ щейся в растерянном со­ стоянии, молитвенную поддержку Душа в новом состоянии теряется, осо­ бенно в первые дни после кончины человека. Почему так часто в Церкви и уста- живем, мы верим, что будет воскресение. Но как только человек умирает, и происхо­ дит рождение его души для жизни вечной, вера в жизнь вечную переходит в знание о том, что жизнь вечная после смерти есть. И в этот момент особенная земная миссия родных и близких молитвами облегчить гре­ ховное бремя и уготованную участь душе усопшего. И мы возносим молитвы Господу, молясь в первый, третий, девятый, сороковой день. А кому по силам —то ежеднев­ но, все 40 дней. В первый день обяза- определяется, где ей быть. В эти дни близкие и родные должны приложить особые усилия чтением псалтыри, посещением храма, прине­ сением жертвы. - Отец Владимир, что является жертвой в право­ славном понимании? —Хочу особо отметить, что понятие жертвы не нужно замыкать исключи­ тельно на деньгах. Жерт­ ва — это любое сделанное над собой благотворитель­ ное усилие, добрый по­ ступок в честь усопшего. Прийти в храм и поставить свечу, принести лекарство Умереть - значит родиться Родительские субботы - дни о соб о го поминовения усопших смерти преследует каждого человека. Что для право­ славного человека означа­ ет смерть? —Для православных сло­ во «смерть» имеет несколь­ ко иной смысл чем для чело­ века неверующего. Человек неверующий ассоциирует смерть с кончиной, оконча­ нием жизненного пути. На извечный вопрос, который всегда волновал челове­ чество «как жить вечно?», православные давным-дав­ но ответили. Православ­ ный верующий человек со словом «смерть» связывает новое рождение. Умирая для жизни физической, мирской, он переходит в жизнь вечную, духовную. Потому что душа человека, освобожденная смертью те­ лесной, имеет уникальное свойство —свойство вечной жизни. — Душа освобождается от бренного тела и что же ждет ее дальше? Именно этот вопрос пугает зача­ стую даже православных... —Православный христи­ анин верит, что смерть — это только лишь начало. Но что же ждет его в нача­ ле новой духовной жизни? По сути, ждет его два пути. Если жизнь была никчем­ ная, грешная, без стремле­ ния к свету, без стремления к добру, последует немину­ емое наказание. Наказание не потому что Бог злой и жаждет мести за неверие, а потому что человек сам не имеем права судить в том смысле, что от того, что мы судим, ничего не поменяет­ ся. - Отец Владимир, когда человек заканчивает зем­ ной путь, родные и близ­ кие усопшего зачастую не знают, что им предпринять, чтобы помочь его душе. Что об этом говорит православ­ ная Церковь? — Обычно родные и близкие усопшего как бы не разделяют его тело и душу: плачут, одевают его в красивые одежды, стара­ ются благоустроить могилу, поставить памятник. Они продолжают общение с усопшим как с живым. На самом деле это хорошо, но только иногда люди забыва­ ют о самом важном —о душе усопшего, о том, что ее нуж­ но правильно сопроводить своей молитвой. Прежде всего нужно по­ нимать, что по православ­ ному обряду необходимо совершить отпевание. От­ певание —это прощание с умершим, равно как с его телом, так и с душой, пото­ му что в момент отпевания священник читает опре­ деленные молитвы, кото­ рые касаются и прощания с телом и дают напутствие душе. Вся Церковь вместе с родственниками и близки­ ми в этот момент молится. Просит у Господа Бога о прощении грехов усопше­ го, просит Господа Бога быть милостивым к его новлены дни поминовения. - Почему так важно со­ блю дать дни поминове­ ния? —Дни поминовения су­ ществуют для усердной мо­ литвы об умерших близких. Святой Паисий Святогорец сравнивает смерть грешни­ ка с протрезвлением пьяно­ го человека. Это уникальное сравнение, потому что в зем­ ной жизни грешники подоб­ ны пьяным: не понимают, что делают, не чувствуют своей вины, однако, когда умирают и из их головы вы­ ветривается земной хмель, они приходят в себя, у них открываются духовные очи. Они осознают свой греш­ ный путь земной, но только сделать уже ничего не мо­ гут, потому что у них вера перешла в знание. Пока мы тельно служится лития по усопшему. Третий день — очень важный день помино­ вения усопшего, он установ­ лен в честь Святой Троицы и в честь воскресения Христа. Про девятый день очень хорошо сказал Симеон Со- лунский: «Девятый день напоминает нам о девяти чинах ангельских, к кото­ рым как нематериальный дух мог бы быть причислен усопший. В этот день близ­ кие возлагают надежду на Бога, на Его милосердие, на то, что душа усопшего бу­ дет сопричастна к великому ангельскому сонму святых, которые находятся в обите­ ли Божией в Царствии не­ бесном». Сороковой день — осо­ бый, по образу вознесения Господня в этот день душе болящему, накормить го­ лодного —все это входит в понятие жертвы. - Что нужно делать на годовщину? — Нужно помнить, что день смерти — это вто­ рой день рождения души усопшего. Каждый год в этот день нужно особо по­ минать усопшего — пойти в Божий храм, заказать ли­ тию, отслужить со священ­ ником панихиду, поставить свечу об упокоении, прине­ сти на поминальный стол булку хлеба. Кроме годовщины, Церковь установила осо­ бые дни для торжественно­ го всеобщего вселенского поминовения всех от века преставившихся отцов и братьев по вере, сподобив­ шихся христианской кон­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz