Миссионерская православная газета. 2018 г. № 11. Ноябрь.
6 Миссионерская православная газета №11, НОЯБРЬ 2018 ПОЧЕМУ православный христианин не испытывает страха смерти? Как подго товиться к жизни вечной? В чем заключается земная миссия родных и близких усопшего? На эти важные для каждого человека во просы на страницах «Пра вославной газеты» отве чает настоятель церкви святого великомученика и целителя Пантелеимона, настоятель Церкви Святой Феодоры Цареградской протоиерей Владимир Се менов. - Отец Владимир, страх способен, не готов принять тот образ света и чистоты, который после смерти его ожидает. Он не в состоянии влиться в него, потому что не приготовил себя. И поэ тому он попадает в привыч ное и приемлемое для себя место, которое мы называем адом. Решение же о том, где быть душе человека — в райской обители или в аду —принимается исклю чительно Господом. Это Его неотъемлемое право, Он Высший Судья. Почему мы и говорим: «Не судите, и не судимы будете». Мы не душе. Может быть, человек прожил приличную жизнь в общечеловеческом поня тии. И Господь, возможно, посмотрит на него с мило сердием и какие-то грехи простит. Отпевание — это наша общая просьба к Богу простить грехи умершему. Отпевание освобождает душу от многих прегреше ний, дает душе, находя щейся в растерянном со стоянии, молитвенную поддержку Душа в новом состоянии теряется, осо бенно в первые дни после кончины человека. Почему так часто в Церкви и уста- живем, мы верим, что будет воскресение. Но как только человек умирает, и происхо дит рождение его души для жизни вечной, вера в жизнь вечную переходит в знание о том, что жизнь вечная после смерти есть. И в этот момент особенная земная миссия родных и близких молитвами облегчить гре ховное бремя и уготованную участь душе усопшего. И мы возносим молитвы Господу, молясь в первый, третий, девятый, сороковой день. А кому по силам —то ежеднев но, все 40 дней. В первый день обяза- определяется, где ей быть. В эти дни близкие и родные должны приложить особые усилия чтением псалтыри, посещением храма, прине сением жертвы. - Отец Владимир, что является жертвой в право славном понимании? —Хочу особо отметить, что понятие жертвы не нужно замыкать исключи тельно на деньгах. Жерт ва — это любое сделанное над собой благотворитель ное усилие, добрый по ступок в честь усопшего. Прийти в храм и поставить свечу, принести лекарство Умереть - значит родиться Родительские субботы - дни о соб о го поминовения усопших смерти преследует каждого человека. Что для право славного человека означа ет смерть? —Для православных сло во «смерть» имеет несколь ко иной смысл чем для чело века неверующего. Человек неверующий ассоциирует смерть с кончиной, оконча нием жизненного пути. На извечный вопрос, который всегда волновал челове чество «как жить вечно?», православные давным-дав но ответили. Православ ный верующий человек со словом «смерть» связывает новое рождение. Умирая для жизни физической, мирской, он переходит в жизнь вечную, духовную. Потому что душа человека, освобожденная смертью те лесной, имеет уникальное свойство —свойство вечной жизни. — Душа освобождается от бренного тела и что же ждет ее дальше? Именно этот вопрос пугает зача стую даже православных... —Православный христи анин верит, что смерть — это только лишь начало. Но что же ждет его в нача ле новой духовной жизни? По сути, ждет его два пути. Если жизнь была никчем ная, грешная, без стремле ния к свету, без стремления к добру, последует немину емое наказание. Наказание не потому что Бог злой и жаждет мести за неверие, а потому что человек сам не имеем права судить в том смысле, что от того, что мы судим, ничего не поменяет ся. - Отец Владимир, когда человек заканчивает зем ной путь, родные и близ кие усопшего зачастую не знают, что им предпринять, чтобы помочь его душе. Что об этом говорит православ ная Церковь? — Обычно родные и близкие усопшего как бы не разделяют его тело и душу: плачут, одевают его в красивые одежды, стара ются благоустроить могилу, поставить памятник. Они продолжают общение с усопшим как с живым. На самом деле это хорошо, но только иногда люди забыва ют о самом важном —о душе усопшего, о том, что ее нуж но правильно сопроводить своей молитвой. Прежде всего нужно по нимать, что по православ ному обряду необходимо совершить отпевание. От певание —это прощание с умершим, равно как с его телом, так и с душой, пото му что в момент отпевания священник читает опре деленные молитвы, кото рые касаются и прощания с телом и дают напутствие душе. Вся Церковь вместе с родственниками и близки ми в этот момент молится. Просит у Господа Бога о прощении грехов усопше го, просит Господа Бога быть милостивым к его новлены дни поминовения. - Почему так важно со блю дать дни поминове ния? —Дни поминовения су ществуют для усердной мо литвы об умерших близких. Святой Паисий Святогорец сравнивает смерть грешни ка с протрезвлением пьяно го человека. Это уникальное сравнение, потому что в зем ной жизни грешники подоб ны пьяным: не понимают, что делают, не чувствуют своей вины, однако, когда умирают и из их головы вы ветривается земной хмель, они приходят в себя, у них открываются духовные очи. Они осознают свой греш ный путь земной, но только сделать уже ничего не мо гут, потому что у них вера перешла в знание. Пока мы тельно служится лития по усопшему. Третий день — очень важный день помино вения усопшего, он установ лен в честь Святой Троицы и в честь воскресения Христа. Про девятый день очень хорошо сказал Симеон Со- лунский: «Девятый день напоминает нам о девяти чинах ангельских, к кото рым как нематериальный дух мог бы быть причислен усопший. В этот день близ кие возлагают надежду на Бога, на Его милосердие, на то, что душа усопшего бу дет сопричастна к великому ангельскому сонму святых, которые находятся в обите ли Божией в Царствии не бесном». Сороковой день — осо бый, по образу вознесения Господня в этот день душе болящему, накормить го лодного —все это входит в понятие жертвы. - Что нужно делать на годовщину? — Нужно помнить, что день смерти — это вто рой день рождения души усопшего. Каждый год в этот день нужно особо по минать усопшего — пойти в Божий храм, заказать ли тию, отслужить со священ ником панихиду, поставить свечу об упокоении, прине сти на поминальный стол булку хлеба. Кроме годовщины, Церковь установила осо бые дни для торжественно го всеобщего вселенского поминовения всех от века преставившихся отцов и братьев по вере, сподобив шихся христианской кон
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz